25 НОЯ, 04:45 МСК
USD (ЦБ)    102.5761
EUR (ЦБ)    107.4252


Россия в посткризисном мире

25 Января 2010 9663 13 Редакционные статьи
Россия в посткризисном мире

Какое место займет Россия в посткризисном мире? Что нам надо модернизировать? Обмен мнениями по этим вопросам между ведущими российскими экономистами состоялся на заседании аналитического клуба «Экспертиза кризиса», прошедшем 19 января в РИА «Новости».

1. Вышла ли Россия из кризиса и куда? По мнению исполнительного директора Института экономики переходного периода Сергея Приходько, говорить о выходе из кризиса пока преждевременно: цифры, на которые ссылаются оптимисты, находятся в пределах статистической погрешности. Нам еще только предстоит медленный и трудный выход из кризиса, считает он.

При этом антикризисную политику российского правительства нельзя назвать особо эффективной, поскольку она предусматривала лишь защитные меры и не ориентирована на развитие, отмечает руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич. Антикризисные меры в основном были направлены на то, чтобы вернуться на прежнюю траекторию. Этого нам не нужно, считает эксперт, поскольку докризисный рост российской экономики был вызван внешними факторами: ростом цен на нефть и притоком иностранного капитала, причем не в самой эффективной форме – в виде внешних заимствований и лишь отчасти в виде прямых иностранных инвестиций.

Поэтому сегодня нужно не модернизировать старое, а создавать принципиально новую модель экономического роста, стимулируя инновационные процессы, повернув спрос от потребления к сбережениям, а не ориентироваться на внешний рынок заимствований, убежден эксперт.

2. Развитая, развивающаяся или...? "Россия стоит перед очень большим вызовом, какого не было со времен нашествия Батыя", - считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин.

Мы уступаем развивающимся странам и не можем с ними конкурировать: они поставляют продукцию более дешевую и более качественную, поясняет экономист. Нам же мешает почти полное отсутствие трудовой этики, поскольку за годы социализма все мотивации были искажены. Оплачивать труд на наших предприятиях так же дешево, как в Индии и Китае, мы не можем, и качество улучшить тоже без каких-то решительных шагов не можем.

С другой стороны, мы уступаем развитым странам и в том, что касается науки, образования и инноваций. Чтобы изменить это положение, необходимо провести очень много институциональных изменений. Простое увеличение расходов на НИОКР не принесет желаемых результатов. Тех идей и замыслов, которые у нас есть, хватит лишь на ближайшие 2-3 года, считает экономист. Между тем инновационная экономика предполагает создание потока инноваций, которые должны составить 15-20% ВВП. Это задачи стратегические, на очень длительный период, и надо отдавать себе отчет, что их нельзя решить за пару лет, просто увеличив финансирование. Пока, как отмечает Евгений Ясин, такого понимания нет.

Таким образом, России необходимо трезво оценить свои возможности, понять, куда идти и принять очень важные решения. Причем сделать это надо как можно скорее, ибо без каких либо решительных изменений наше отставание как от развитых, так и от развивающихся стран будет с каждым годом возрастать. Однако пока правительство, к сожалению, не обнаруживает желания принимать такие решения, побудить его к этому может разве что очень ощутимое снижение цен на нефть, которого пока не предвидится.

3. Что именно надо модернизировать в России? Евсей Гурвич перечисляет конкретные меры по созданию предпосылок для роста российской экономики. По его мнению, необходимо стимулировать внутренние сбережения домашних хозяйств. Для этого нужно поддержать более положительную ставку в реальном выражении по депозитам для населения. Тогда спрос постепенно повернется от потребления к сбережениям, которые потом трансформируются в инвестиции. В отношениях с внешним миром, нужно повышать инвестиционную привлекательность экономики, облегчить доступ иностранного капитала в ранее закрытые сектора, в т.ч. и стратегические, обеспечить свободу ЦБ РФ распоряжаться процентными ставками. Кроме того, нужен плавающий валютный курс, повышение гибкости валютной политики.

Однако для того, чтобы все эти меры были использованы и оказались действенными, необходимо, прежде всего, модернизировать систему государственной власти в России, считает Евсей Гурвич. Чтобы обеспечить рост экономики и ее развитие, нужно начинать с "узких мест", сосредоточиться на "болевых точках", поясняет он. В России такой точкой является низкое качество государства: по различным рейтингам, Россия в этом отношении не поднимается выше второй сотни, отмечает эксперт. Усиление государства должно выразиться в том, что должны появиться нормальные институты разделения властей, взаимного контроля и т.д., поясняет Евгений Ясин. "Демократия – не роскошь, а средство передвижения вперед", - подчеркивает он, добавляя, что система власти, сложившаяся за последние 20 лет, привела к росту коррупции и ряду других негативных последствий.

Попытки провести отдельные реформы, не меняя структуры власти, обречены на провал и приводят лишь к извращению идей, подчеркивают Сергей Приходько и Евгений Ясин. Доказательством тому стала неудачная попытка провести Административную реформу в 2004 году. Между тем, модернизация экономики невозможна, в частности, без изменения налоговой и таможенной системы, отмечает Сергей Приходько. При этом дело не в размерах тарифов, хотя и их надо урегулировать, речь идет именно о функционировании самих этих систем, которые сейчас отбивают всякую охоту к каким бы то ни было инвестициям, инновациям и прочим положительным действиям.

4. Как отодвинуть новый кризис? Чтобы России не угрожал новый кризис, необходимо модернизировать не только экономику, но и общество, считает Евгений Ясин. Вместо апатии и упаднического настроения в стране надо выдвинуть концепцию возрождения и сделать шаги, которые вызывали бы доверие. Без этого невозможно мобилизовать общество на решение тех эпохальных задач, которые стоят перед нашей страной.

Без изменения структуры власти и настроения в обществе нечего и говорить о повышении инвестиционной привлекательности и деловой активности. Между тем, учитывая, что резервный фонд к концу 2010 года, по прогнозам, будет израсходован, пожалуй, единственным спасением для России, может стать установление хороших отношений между бизнесом и государством. Оптимальный объем резервного фонда, который мог бы защитить нашу страну от падения цен на нефть и прочих катаклизмов, составляет порядка 7% ВВП, отмечает Евсей Гурвич. Накопить такой огромный фонд возможно лишь при условии, что очень высокие цены на нефть будут держаться очень долго. Однако если бизнес и население доверяют государству, то необходимость в столь значительных накоплениях отпадает: государство может брать взаймы, развивать экономику и потом эти деньги возвращать, поясняет Евгений Ясин.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
К
16.06.2010 0 0
Кефели Илья:

Все пройдет, некогда сказал отличавшийся незаурядной мудростью библейский царь Соломон. Рано или поздно пройдет и кризис. С одной стороны, вероятность такая есть, так же как и вероятность подобных последствий и для России. Нынешний кризис фундаментальный. И в этом кризисе, в том числе и Россия, имеют шансы на крушение. Но у нас нет фундаментальной слабости внутри страны, не было и фундаментальных диспропорций в российской экономике, как, впрочем, и в российской политике. Тем не менее, это не значит, что мы неуязвимы. Самое главное – это степень понимания того, что происходит в российском обществе. Пока у нас нет стратегии. Мы, конечно, можем успокаивать себя тем, что стратегии нет ни у кого, но мы не самый сильный игрок в этой истории. Хотя у нас и есть огромное количество преимуществ. Мы должны выстроить политическое понимание того, что происходит и как из этого выбираться.

Н
07.06.2010 0 0
Никуличев Сергей:

Выход России из кризиса ещё только намечается и на данном этапе необходимо подготовить и конкретизировать курс дальнейшего развития, основанного на инновациях и модернизации ( а сначала восстановления) социальных ветвей. Обращение спроса к сбережениям требует здравой мотивации и крепкого фундамента гибких и надежных процентных ставок в банках. Также необходимо модернизировать государственную власть, но все эти изменения тоже должны проводиться поэтапно и запланированно. "Россия стоит перед очень большим вызовом, какого не было со времен нашествия Батыя". – Это высказывание вызывает ассоциацию с одним высказыванием американского политолога Збигнева Бжезинского, что Россия как государство может исчезнуть к 2012 году. Это конечно не более чем критическое высказывание негативно настроенного к России специалиста, но в любом случае нововведения не должны откладываться в долгий ящик, а требовать скорейшего задействования. Реформы должны идти в разных сферах, например в образовании и в инвестировании и продвижении инноваций, что в целом будет создавать новый курс развития государства и его систем. Вдобавок к этому инновации должны затрагивать и топливный вопрос – разработка новых его видов, и новые стратегические способы использования имеющихся.

К
07.06.2010 0 0
Керимов Вадим:

Говорить о том что Россия вышла из кризиса ещё рано. Натсоящее положение лучше назвать застоем в экономике.Страна ничего не производит живёт по средствам продажи энергоресурсов импортируя те товары которые сама в силах производить (сельско-хозяйственные товары,легко-промышленное производство)Обычно с такой ситуацией борятся пытаясь выйти на новый рубеж развития рыночных отношений,но только не в нашей стране ,наше государство такое положение дел устраивает но чтобы избежать революций и народных волнений оно делает видимость того что прикладывает существенные усилия для борьбы сним.Но держава не смоежт долго держаться на плаву в таком состоянии,ведь вскоре настанет переломный момент, когда закончатся полезные ископаемые и Россия окночательно потеряет силы и превратится в полноценную страну 3-го мира.Так же в России огромные суммы денег уходят в тень чиновникам и это даже не скрывается никоем образом.Еще одной проблемой явояется тот факт,что если у тебя есть деньги ты должен ими делится с государством если ты не соблюдаешь правил у тебя отнимают что могут с помощью закона (Хадарковский,Чичваркин) сажают в тюрьму убивют родственников.Таков жестокий внутренний мир России где правят деньги и царит вечный хаос и кризис .

В
06.06.2010 0 0
Вадим:

Худшее ещё впереди.Состоянии Росси нельзя назвать посткризисным его скорее можно охарактеризовать как состояние застоя (неумолимое снижение темпов роста и стагнация в экономике )СССР-гипердержава в прошлом на смену пришла корупционная захлебнувшаяся водоподам алчности и апатии Россия.Страна, живущая сугубо продажей энергетических ресурсов не стремящаяся к дальнейшему развитию индустрии уничтожает сама себя.В стране где все должны делится с госудаством,которое в свою очередь не обеспечивает гражданам нормальной жизни,выплачивая скудные пособия инвалидам и пенсии пенсионерам , только повышает налоги,страной ведомой ВОРАМИ В ЗАКОНЕ не возможен выход из кризиса.Единственный возможный воход поменять власть, а этого никто сделать не даст. Как наше госудаство борется с кризисом ?Какие предпринимает меры ? Развивает сельское хозяйсто -нет,поднимает на ноги лёгкую промышленность-нет.Наша страна не умеет создавать она умеет воровать и отнимать у своих граждан.

М
06.06.2010 0 0
Манзурик:

Положение России по моим убеждением плачевно.И говорить о посткризисном состоянии ещё очень рано,так страна всё ещё переживает упадок и будет переживать.На данный момент мы находимся в состоянии застоя и хоть и говорят учебники по экономии что после застоя следует подъем, для России на данном этапе сущестования- это бестолковые мечты.У нас полноценно (по сравнению с западом и Америкой ) не развивается ни одна отрасль ни сельское хозяйсто,ни металлургия,ни промышленность.Мы выживаем на на мировой арене благодаря запасам нефти и газа,которым несомненно в скором времени наступит конец или хуже того умные японцы придумают новое дешёвое топливо которое полностью захватит мир и нефть станет никому не нужна и соотвественно Россия канет в лету.В стране экономических рост происходит только благодаря полезным ископаемым а не производству.В стране где каждый хочет легких денег невозможно устранить кризис!Все средства разворовываются в чинах сидят ВОРЫ В ЗАКОНЕ и в прямом и в переносном смысле цель которых не поднять экономику страны а взять от итак уже истощавшей старны как можно больше.В 90 в Находке была ораганизована свободня экономическая зона для успешного развитияэкономических отношений.Смысл свободной экономической зоны состоял в том,что внутри неё создаются особые условия,благоприятствующие для максималально быстрого развития рыночных отношений - вводится беспошлинный порядок для ввоза и вывоза товаров и отменяются налоги на большинство видов коммерческой деятельности.Всё благоприятствует равитию среднего и малого бизнеса.Город захлёстывает волна безнесменов и предпринимателей намеренных заработать и дать толчок развития стране,но вместе с ними туда устремляются и бандиты с намерениями куда более простыми: нажива,быстрые деньги.И что получается :все условия развития созданны а прогресс совсем невелик так как большее количество денег идёт в тень Росиия никогда не выйдет из кризиса с такими внутренними экономическими отношениями.Стране где процветает рекет и рейдерсто грозит только самоуничтожение

А
04.06.2010 0 0
Абаева Дзера:

Политическое руководство России внесло свой вклад в глобальные усилия по выходу из кризиса. Россия действовала без промедления: была ослаблена денежно-кредитная политика и сделана более гибкой валютная политика, предоставлены крупные пакеты мер по оказанию помощи для поддержки ликвидности финансового сектора и его рекапитализации, и для реальной экономики. Была введена в действие крупномасштабная программа по оказанию поддер жки региональным рынкам труда. В результате Россия избежала резкого падения курса национальной валюты и возможной финансовой паники. По всем признакам, худшее для России уже позади.

С
31.05.2010 0 0
Светайло А:

Я согласен с автором, что говорить о том, что наша страна вышла из кризиса довольно рано. Хоть и говорят, что кризис довольно слабо повлиял на нашу экономику и что выход из кризиса уже близок. На самом деле он оказался более болезненным для России, чем об этом говорят в СМИ. Взять хотя бы сельское хозяйство. Цены на производственные расходы увеличились, а цены на зерно не способны покрыть эти расходы. Я сам сын фермера и можно сказать на себе ощутил все последствия кризиса. Что же касается остальных сфер деятельности? Я думаю, что и в них люди пострадали не меньше. Миллионы людей были уволены, многие частные предприниматели обанкротились. Поэтому говорить о том, что наша страна вышли из кризиса еще рано. Уж слишком много проблем еще осталось. Так же я согласен с автором, что основное направление, по которому Россия должна идти, чтобы выйти из кризиса - это стимулирование инновационных процессов, повернув спрос от потребления к сбережениям. Но способ достижения этого пути, предложенный авторами, слишком сложный. Россия пока не готова к радикальной модернизации системы государственной власти страны. Если уж наше правительство все же будет модернизировать систему государственной власти, то для начала нужно будет подготовить эту систему для модернизации, путем проведения отдельных реформ. И хотя в 2004 году уже была предпринята не удачная попытка провести такую реформу, такие реформы нужны России для менее болезненного перехода на более гибкую систему государственной власти страны. А более гибкая система гос. власти уже будет способна уменьшить угрозу нового кризиса.

С
04.02.2010 0 0
С.А.Моисеев:

Согласен с мыслями этой статьи полностью. Возникает вопрос, почему у нас не идут реформы нормально нигде, в том числе и в науке и в образовании практически все последние 20 лет ? Что делать ? Ответ есть и в этой статье, но ответ приводится лишь мелком, а надо его разворачивать и доводить до дела, до осуществления механизма, работа которого решит проблему. Пока направление главного удара лишь обозначивается в литературе и во многих обсуждениях умных людей страны, а это явно недостаточно . Надо дожимать результат, упорно вести его к цели, доводить его до точки, после которой обратный поворот будет невозможен. Надо менять реальность жизни страны к тому, чтоб чиновникам НАПРЯМУЮ было бы выгодно, чтоб народу становилось лучше жить! Нужно создавать такие правила игры для чиновников, которые бы сильно стимулировали такой характер деятельности чиновников! Вот главная стратегия, тогда мы получим прогрессивное общество. Итак, пока виноваты главным образом не чиновники, а настоящие правила игры, в которых они находятся. Пока все, что делается сверху у нас в стране, делается В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ лишь в непосредственную пользу для чиновников, которые при этом могут (так как имеют такие возможности) функционировать, не отвечая за конечный результат, пока они всегда имеют возможность увернутся от ответственности перед НАРОДОМ за свои дела-делишки. Никто у нас перед народом пока не отвечает. Нет публичных периодических отчетов чиновников перед Народом. То есть нет оперативной связи с народом. Нужен периодический ежемесячный отчет! Негодование народа растет. Мы никак не приближаемся к Западу! Это топтание продолжается более 20 лет в стране! Законы и оборот дел в управлении страны такой, что чиновнки реально не зависят от народа вовсе, вот беда! Этот зарактер деятельность чиновников закрелен в законах! Люди вынуждены идти напрямую к Президенту, чтоб как-то решить свою проблему. А Президент, вместо того чтоб решать вопрос системно, решает его конкретно для пробившегося к нему человека. О таких случаях почти каждый день говорят на экране телевизора! Это очевидная глупость правительства само правительство не смущает! Как исправить дела ? Это очень сложный вопрос об повышении ответственности за конечный результат. В Европе, Америике и Китае он решается хорошо, потому и идет там дела. У нас чиновник живет (позволено так) не сособо заботясь о реальной жизни людей. Надо, давно назрело (и даже перезрело) повсюду в законах и повсеместно на местах вводить ответственность чиновников за конечный результат. Зарплата чиновника должна в принципе определяться только средней зарплатой населения умноженной не некий коеффициент, думаю не больше 5, тогда возможен реальный результат! И только тогда! Как сделать это – вот реальной первостепенный вопрос Правительства России. Оно должно решить вопрос об ответственности чиновника! Все остальное решится само собой! Надо делать все, для того, чтоб управленцы чиновники (без них не обойтись!) всех уровней должны нести постоянно ежесекундную прямую прозрачную ответственность за их дела, за зарплату их населения и т.д.. Для этого нужно не только электронное Правительство, но также главным образом надо делать все так, чтоб была постояннная прямая живая связь с народом. Её нет нигде по сути пока (!) и она не вводится пока Правительством никак! Правительство все хочет контролировать само, а надо делать так, чтоб прямой периодический отчет локального правительства в присутствии журналистов по телевидению с возможностью задать вопросы – был был первостепенный важным каналом прямой связи с народом и отчетом перед ним! Это надо вводить срочно везде законодательно! Это очень важно! А раз пока этого нет, то и нечего народу желать иметь что-то по большому счету в масштабах страны. Итак, надо настоять народу на том, чтоб во что бы то ни стало по все стране были введены регулярные раз в месяц открытые встречи-интервью руководителей всех рангов перед всеми журналистами, транслировать это по телевидению столь же регулярно перед свои населением! Это должо быть обязательно для всех руководителей, начиная от районной власти города и выше. Такой характер работы должен быть прописан Президентом в виде должностной инструкции всех чиновников! Этого же пока нет и никого это не заботит из чиновнков. Они, конечно, будут противится введению этого дела изо всех сил. Но надо организовать законодательно во что бы то и стало по всей стране! Это дело Президента! Пока же все чиновники могут годами сидеть в своих офисах, не получая никаких вопросов требований от населения, полностью отгородившись от него, периодически лишь вещая, что должен делать народ! Все это имеет прямое отношение и к науке, которая живет не на Луне. То, что происходит с наукой, говорит о том, что пока Власти могут говорить о науке, ограничиваясь лишь риторикой, не думая заниматься делом в этой деликатной сфере, не думая о зарплате и не задумываясь о реальной оценке квалификации ученого и преподавателя. Пока сверху идут лозунги к ученым. Необходимо опустить чиновников на землю сделать их ответственными за что-то (!), они должны быть среди людей постоянно, а не появляться среди них раз в год по TV! Каждый чиновник должен стать персонально ответственным за конкретное дело и по настоящему. Эта ответствнность должны быть всем известна. Не должно быть чиновников не имеющих ответственности и не имеющих прямой связи в народом. Пока у нас чиновники могут спокойно ограничиватся пиаром всякого рода и по-прежнему живут за пределом реального мира людей. При таком ходе вещей ничто в стране не начнет происходить по настоящему хорошо и наш мир не будет столь же динамичным и эффективным, как это имеет место на передовом Западе и уже на Востоке. Время на ждет!

Е
30.01.2010 0 0
Екатерина...:

Я согласна с мнение приведенных в статье высказываний.Остановимся на первом,по мнению исполнительного директора Института экономики переходного периода Сергея Приходько, говорить о выходе из кризиса пока преждевременно: цифры, на которые ссылаются оптимисты, находятся в пределах статистической погрешности. Нам еще только предстоит медленный и трудный выход из кризиса, считает он-я полностью с ним согласно.Как бы наше государство не пытаеться замазать "обазовавшиеся дыры" в экономике,пока это у них получается с трудом.И не видна конца и края этим переменам.Выход их кризиса- не один год..

Х
29.01.2010 0 0
Худояров Тимур:

Статья конечно содержательная, но боюсь что наше государство не согласится на подобные изменения. Начнем с конца, что бы повысить уровень доверия населения и бизнеса надо для этого сначало завоевать это доверие, а то его нет и повышать то нечего. Приведу примеры взаимоотношений власти и населения: уже порядком нашумевший процесс в поселке Речник, где здесь прослеживается поддержка государства и защита наших конституционных прав? По отношению к бизнесу могу сказать, что да у нас одни из самых низких налоговых ставок в мире, но при этом принципиально не возможно на законной основе избавиться от всех проверяющих служб. Или например сегодняшнее предложение повысить гос пошлину на судебные иски и тем самым (даже не скрывают уже) отсечь лишних людей от возможности пользоваться данной услугой. Что теперь если человек находится в незащищеной соц прослойке, то он теряет возможность отстаивать свои права в суде? При таком отношении государства проистекает нежелание иностранных инвесторов вливать деньги в малый и средний бизнес, покупать недвижимость, а у иностранных граждан которые действительно могут принести пользу стране отпадает желание просить гражданство(те же эмигранты из бывшего СНГ уехавшие в Европу и США). Теперь рассмотрим что мы можем противопоставить быстро развивающимся странам Азии и Латинской Америки. России давно ббыло пора слезать с нефтяной "иглы", об этом гоорят многие аналитики и экономисты, и переходить на развитие собственных радикально новых инновационных поектов в экономике. Мы не можем конкурировать в дешевизне продукции с Китаем, Бразилией и т.д. но зато у нас возможно развить более наукоемкую продукцию, но для этого опять таки нужно радикальное изменение в государстве и построение гражданского общества и развития гражданского самосознания у населения, чтоб при всех гос гарантиях человек сам без гоударственного наставления и вмешательства (конечно дело не касается налогов) мог придумывать и производить нужные для страны товары. Опять таки необходимо сделать страну сначало привлекательной для инвесторов, а потом уже при переходе экономики на новый уровень, при улучшении качества жизни в России мы сами сможем инвестировать в другие страны и в новые проекты, не оглядываясь с опаской на собственное положение. Хотелось бы закончить на оптимистичной ноте: политика государства проводимая на сегодняшний день достаточно жестка, но я надеюсь что именно это жесткость и порой попирание интересов отдельного гражданина сможет вывести нас в скором времени из кризиса, а в дальнейшем поднять нас на один уровень с лидирующими мировыми державами, что в конечном итоге (опять таки надеюсь) повысит наш уровень благосостояния и вернет уверенность в завтрашнем дне.

К
28.01.2010 0 0
Кристина А.:

Предложенные в статье меры по развитию отечественной экономики и, в свою очередь, по окончательному выходу из кризиса весьма логичны. Однако они предполагают очень масштабные изменения всего государства: его институтов, организации власти и т.д. А для этого требуется политическое решение, которое, как мне кажется, явно не будет принято. Государство развивает инновации в экономике, считая это самым неотъемлемым направлением. Я согласна с мнением Евгения Ясина о том, что такая политика просто безуспешна. Поэтому данная ошибочная стратегия государства приведет к еще более плачевному состоянию российской экономики.

С
28.01.2010 0 0
Светлана Герман:

после многолетних увещеваний о вредоносности однополярного мира и необходимости перехода к миру многополярному, после внедренного в общественное сознание ощущения, что Россия наконец-то встала с колен, неизбежно рождается иллюзия, будто теперь нас автоматически должны восстановить в статусе супердержавы - как если бы он присваивался голосованием или решением членов клуба. Приобретается же такой статус иным путем, в сложной политической и экономической игре, где каждый просчитывает карты соседа, чтобы понять, сколько же у него на руках козырей. Россия долго, слишком долго сидела за этим ломберным столиком фактически с одним "тузом" - своими энергоресурсами, которыми до поры до времени относительно успешно козыряла. Кризис, похоже, резко поменяет (если уже не поменял) этот расклад. По выходе из него у всех основных игроков могут оказаться сильные козыри и масти, позволяющие и дальше продолжать игру на выигрыш. И России, чтобы не выпасть из их числа, нужна неотложная модернизация. Та самая модернизация, о которой много говорилось на протяжении восьми "тучных лет" и до которой никак не доходили руки, занятые дележкой "золотого дождя" из нефте- и газодолларов. Да и сейчас посткризисная ситуация чаще всего видится отечественной политической и экономической мыслью исключительно как возврат к высоким ценам на нефть. Исходя из этого, формулируются и антикризисные меры, направленные лишь на то, чтобы как-то прожить, проползти через трудные времена к "светлому" нефтяному будущему (вернее, прошлому), где из сырьевого придатка Запада мы превратимся в сырьевой придаток Китая и Индии. В России стоит прежде всего расскрывать свой внутренний потенциал, развивать производство, капитал оставлять внутри страны,а не вывозить за рубеж.

К
28.01.2010 0 0
Колодий Андрей:

"Россия стоит перед очень большим вызовом, какого не было со времен нашествия Батыя", - считает научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. Прям не ловко говорить столь уважаемому человеку, что в те времена еще и России то не было. По первому вопросу согласен. По второму вопросу ответа не нашел. По третьему - "необходимо, прежде всего, модернизировать систему государственной власти в России, считает Евсей Гурвич" Хотелось бы, да верится с трудом. По четвертому - ну, ведь был у нас уже резервный фонд, вот только не защитил он Россию от кризиса. А вопрос доверия населения государству, просто вызывает у меня улыбку. Веселая статья.

Показать еще комметарии (6)


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more