Капитал Страны
25 СЕН, 18:25 МСК
USD (ЦБ)    57,5660
EUR (ЦБ)    68,5553
ИЗМИР

Российская экономика в обороне: что обеспечивает рост промышленного производства?

24 Сентября 2014 5693 2 Экономика
Российская экономика в обороне: что обеспечивает рост промышленного производства?

Российская экономика находится в рецессии, но при этом показатели промышленности растут, о чем рапортует Росстат. Нет ли тут аномалии, задались вопросом экономисты Высшей школы экономики. Чем объясняется положение дел в экономике и промышленности?

Состояние российской экономики в 2014 году из-за украинского кризиса и структурных проблем оставляет желать лучшего. Рост ВВП описывается формулой «около нуля» или на уровне статистической погрешности. Внимание приковано не к целым величинам, а к долям процента: в третьем квартале Минэкономразвития прогнозирует прибавку в размере 0,2%, но по итогам года надеется на 0,5%. На фоне этого показатель роста промышленного производства впечатляет – 1,5% в первом полугодии (оценка год к году) против выросшего на 0,8% ВВП. Как объяснить это расхождение динамики?

Все дело в том, что рост промышленности почти всецело поддерживает госзаказ, пришли к выводу экономисты Центра развития Высшей школы экономики. Исследовав структуру выпуска, они установили, что основной рост приходится на отдельную подотрасль – «производство судов, летательных и космических аппаратов и прочих транспортных средств». Под «прочими» следует подразумевать вагоны, самолеты, вертолеты, подводные лодки и другую, прежде всего военную технику. Этот сегмент за первые восемь месяцев отмечен ростом на 26,9%, а, к примеру, автомобили и автоприцепы, входящие в ту же категорию «Транспортные средства», за тот же период показали отрицательную динамику -8,8%. Основными заказчиками продукции такого типа выступают госструктуры, в том числе РЖД. В связи с этим экономисты предлагают свое название отрасли – «гостранспортостроение» (ГТС).

С середины 2013 года в этом сегменте наблюдался небольшой рост. Но если в индексе промышленного производства за 2013 год ГТС обеспечило 0,1 п.п. прироста (из 0,4%), то с января по август 2014 года вес отрасли увеличился до 0,7 п.п. из 1,3% совокупного роста производства. Однако экономисты отмечают: это прямой вклад в показатель, если же подсчитать косвенный, отмеченный ростом заказа в смежных отраслях (добыча и обработка сырья, производство компонентов и т.д.), то на ГТС приходится 1,3 п.п. из 1,4% годового прироста промышленного производства.

По мнению экономистов, подобная ситуация для промышленности аномальна, без госзаказа рост за восемь месяцев текущего года не превысил бы 0,1%, что соответствовало бы низким темпам экономического роста и спаду потребительского спроса. Таким образом, спрос на промышленное производство поддерживается преимущественно государством – промышленность, ориентированная на частный спрос, на протяжении двух лет находится в кризисе. В связи с этим экономисты задаются вопросом: стоит ли радоваться промышленному росту, который государство ставит себе в заслуги?

Стоит, и вот почему. «Госстимул в виде закупок военной техники статистически показал свою состоятельность – вклада ГТС в рост промышленности, сопоставимого с тем, что наблюдается в 2014 г., не было с 2001 года. Почти полтора десятка лет ГТС, согласно данным Росстата, вообще практически не влияло на динамику промышленности», – отмечают экономисты ВШЭ в бюллетене «Комментарии о бизнесе и государстве».

Тем не менее, увеличение государственных закупок никак не влияет на рост других секторов промышленности, за исключением производителей компонент и материалов. Это означает, что промышленности, зависящей от частного спроса и увязшей в стагнации, не помогает выйти из нее ни государственный стимул, ни девальвация рубля. В ответ на западные санкции российское руководство уже объявило, что намерено проводить политику импортозамещения, которое должно оживить промышленность в целом. Но пока заметного эффекта на рост производства эти заявления не оказали – частный сектор предпочитает не торопиться с инвестициями, а потребительский спрос по-прежнему снижается.

«Рост производства, если не всего ГТС, то, по крайней мере, его "военной" части, будет наблюдаться еще полтора-два года», – прогнозируют экономисты ВШЭ и призывают не удивляться разрыву между динамикой ВВП и промышленного производства.

Российская экономика на марше – в отсутствие частных инвестиций государство вынуждено их компенсировать. К тому же глава правительства Дмитрий Медведев анонсировал повышение расходов на национальную оборону и безопасность. К 2017-му году более 21% госрасходов будет приходиться на эти статьи. Поэтому показатели промышленного производства могут и дальше внушать оптимизм чиновникам, для частных компаний и инвесторов они впечатления не производят.


Источник: Центр развития НИУ ВШЭ
Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
03.10.2014 0 0
ShoyGooooooooooo:

Прожирают последнее, эти "транспортные средства" сгорят на Донбассе;(

26.09.2014 0 0
Николай:

милитаризация!

Статьи

Банковский кризис в предвыборный год. Что происходит с российскими банками?

Банковский кризис в предвыборный год. Что происходит с российскими банками?
Интервью и комментарии

Путин в «Яндексе». Какой запрос привел президента в офис поисковика

Путин в «Яндексе». Какой запрос привел президента в офис поисковика
Политика

Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?

Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?
Новые возможности 4

«Консервация негативных тенденций». Какой бюджет приняло правительство на 2018-20 годы

«Консервация негативных тенденций». Какой бюджет приняло правительство на 2018-20 годы
Аналитика

Узнай, страна

Кварцевым агломератом омского производства заинтересовались в Казахстане

Кварцевым агломератом омского производства заинтересовались в Казахстане

Создание благоприятной бизнес-среды стимулирует деловую активность

Создание благоприятной бизнес-среды стимулирует деловую активность

Новости компаний

Глава Республики Карелия встретился с Министром связи и массовых коммуникаций РФ

Глава Республики Карелия встретился с Министром связи и массовых коммуникаций РФ

II Международная конференция «Социальные инновации: определяем будущее» пройдет в Москве

II Международная конференция «Социальные инновации: определяем будущее» пройдет в Москве

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте