Припарки уже не помогают. Что происходит с лекарствами в России
Прошлый год и начало этого демонстрируют устойчивый спад объемов лекарственных препаратов на российском рынке. Появляются сообщения, что с аптечных полок стали исчезать многие препараты, а производители сокращают производство дешевых лекарств из списка жизненно важных лекарственных препаратов (ЖНВЛП). Правительственные меры по урегулированию российского фармрынка оказались недостаточными. ФАС предлагает производить в России лекарства без согласия обладателей патентов. Что же происходит на отечественном фармрынке? Почему правительство прибегает к более жестким мерам его регулирования? Станут ли доступнее лекарства для граждан России?
Как выглядит российский рынок лекарств сегодня?
Оборот лекарственного рынка России по своей величине является седьмым в мире, и за прошлый год оценивается суммой около 1,3 трлн руб.; в этом году специалисты ожидают рост продаж до 1,5 трлн руб. Но речь идет о стоимости продаж в рублях, в физическом же выражении объемы рынка сокращаются.
Около 80% российского рынка лекарств составляет импортная продукция, оставшиеся 20% российских препаратов большей частью производятся из импортных субстанций. Девальвация рубля привела к тому, что многие российские предприятия стали отказываться от производства лекарств дешевого сегмента.
Есть в России предприятия, обладающие полным производственным циклом, при участии Ростеха создано несколько фармацевтических кластеров, которые разрабатывают инновационные и наукоемкие препараты, но их доля в общем российском фармрынке сравнительно мала.
Какова доля бюджетных средств на российском рынке лекарств?
На закупку лекарств расходуется около трети всех средств, выделенных на здравоохранение. На деньги федерального и муниципальных бюджетов покупается около 30–40% всех потребляемых населением лекарств, остальные 60–70% граждане покупают за свой счет. В развитых странах соотношение, как правило, обратное: за счет граждан приобретается не более трети лекарственных препаратов, остальное покупает государство.
Для небольшой категории редких болезней государство целиком берет закупку препаратов на себя и тратит на эти цели около 50 млрд руб. Категория эта охватывает всего 7 болезней, и в остальных случаях граждане предоставлены сами себе.
Сложившаяся система не позволяет получать полноценное лечение большинству россиян. Лишним подтверждением тому служат регулярные призывы с телеэкранов к гражданам России «скинуться» на дорогостоящие операции детям.
Как кризис повлиял на отечественный фармрынок?
За прошлый год цены на лекарства в аптеках выросли в среднем на 25%, сильнее всего подорожали дешевые препараты – на 30-50%. Менее всего подорожание коснулось лекарств из списка ЖНВЛП, что привело к вымыванию некоторых препаратов российского производства из аптек и сокращению их производства. Объемы продаж в физическом выражении сократились за этот период на 7%.
Российские фармпроизводители, зависимые от поставок импортных субстанций, заявили о сокращении выпуска 197 наименований лекарств из дешевого сегмента и планируют снять с производства еще 160 препаратов в ближайшем будущем. Многие из этих лекарств находятся в списке ЖНВЛП.
Не смог выправить ситуацию и ажиотаж в аптеках страны в период «свирепствования» свиного гриппа, когда граждане массово скупали марлевые повязки и противовирусные препараты. Кстати, специалисты утверждают, что смертность от свиного гриппа в разы ниже, чем от обычного и истерия в медийном пространстве организована фармпроизводителями исключительно с целью повышения продаж своей продукции.
Какие меры предпринимает государство для регулирования фармрынка?
Попытки «навести порядок» на рынке лекарств государство стало предпринимать после кризиса 2008–2009 годов, когда стало понятно, что цены в аптеках могут ограничиваться только платежеспособным спросом населения. С тех пор в России создано немало совместных предприятий, российские фармпроизводители успешно осваивают производство дженериков и, по мнению специалистов, вполне приемлемого качества.
Государство ужесточает требования к степени локализации производств для иностранных производителей. В сегменте госзакупок доля лекарств российского производства превысила 80%. Введена программа «третий лишний», когда при проведении конкурсов по госзакупкам, предпочтение отдается российским производителям, если по данному препарату имеется не менее двух предложений. Этому требованию уже удовлетворяет около половины списка ЖНВЛП.
С этого года введено требование к иностранным фармкомпаниям при регистрации препаратов в России подтверждать соответствие своих стандартов качества российским требованиям по стандарту GMP.
В начале февраля этого года президент РФ Путин поручил проанализировать возможность
принудительного лицензирования запатентованных в других странах лекарств, и сегодня ФАС предлагает производить лекарственные препараты без согласия владельцев патентов.
Насколько законны подобные предложения ФАС?
Согласно нормам ВТО, для подобных действий не требуется принимать никаких специальных законов, достаточно решения правительства. Нельзя сказать, что подобная практика принудительного лицензирования является обыденной, но и к уникальным она тоже не относится. К этому шагу прибегают, когда, например, не удается договориться с производителем о приемлемой цене на лекарства, которые, включены в госпрограмму, либо производитель по каким либо причинам отказывается поставлять препарат, и аналогов ему не имеется. Принудительное лицензирование применялось в Канаде, Бразилии, ЮАР, Индии, Китае и в других странах.
Более того, эта мера рекомендована России ООН в отношении лекарственных препаратов по борьбе со СПИДом.
Насколько обоснованны эти меры?
Рынок лекарств в силу своей специфики нуждается в государственном регулировании, и упования на «рыночные механизмы» тут себя не оправдывают. Например, доля препаратов нижнего ценового сегмента на российском рынке в 1995 году составляла до 60%, а сегодня всего 7–8%. Принято считать, что в стоимости препарата около трех четвертей составляют расходы на рекламу и «продвижение». Однако, один и тот же препарат зачастую стоит в России в разы дороже, нежели в Европе. Вряд ли такую разницу можно объяснить различной стоимостью рекламных акций у нас и за рубежом. Специалисты объясняют такую разницу в ценах неуемным аппетитом мировых фармгигантов и ничем более.
В прошлом году в России зарегистрировано около миллиона ВИЧ-инфицированных, специалисты говорят, что проблема носит угрожающий характер. Государство смогло обеспечить из этого числа лекарственными препаратами всего около 200 тыс. человек. При этом, например, упаковка препарата «Тенофовир», применяемая при лечении ВИЧ, стоила в 2014 году в России 200–400 долларов, в зависимости от региона, в то время как в США оригинал стоил около 17 долларов за упаковку. Очень похожая ситуация сложилась и с препаратами для лечения туберкулеза, гепатита С и многими другими заболеваниями.
Как повлияют действия правительства на российский фармрынок?
По мнению экспертов, необходимость вмешательства государства в работу рынка лекарственных препаратов назрела уже давно. Ведущие европейские страны, такие как Франция, Германия, Великобритания имеют на своих рынках долю отечественных препаратов около 30%. При этом около половины производимых в этих странах лекарств идет на экспорт. Похожая ситуация наблюдается и в некоторых восточноевропейских странах, например, в Польше.
По пути ограничения произвола мировых фармгигантов пошли многие страны Юго-Восточной Азии. К снижению иностранных инвестиций в отрасль эти шаги не привели, зато позволили этим странам существенно сократить расходы на здравоохранение.
Иными словами, никаких потрясений и ухода с российского рынка западных производителей действия правительства не вызовут.
Специалисты отмечают, что действия правительства по «наведению порядка» на фармрынке носят не всегда последовательный характер и сегодня являются скорее попыткой «затыкать дыры» всеми подручными средствами, но это лучше, чем ничего.
Написать комментарий
Соотнести цены на лекарства с МРОТ .