Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
16 ОКТ, 13:36 МСК
USD (ЦБ)    65,5305
EUR (ЦБ)    76,0540

16 ОКТ, 13:36 МСК
USD (ЦБ)    65,5305
EUR (ЦБ)    76,0540

Поцеловать Бога в пятку. Зачем мы ищем себе кумиров для подражания

20 Сентября 2018 18199 1 Бизнес и психология
Поцеловать Бога в пятку. Зачем мы ищем себе кумиров для подражания

Мы рождаемся с ожиданием найти такие отношения в нашей жизни, которые спасут нас от любых переживаний, связанных с взаимодействием с реальностью жизни. Мы надеемся встретить такого человека, который защитит нас от этой грубой яви, перемелет ее и подаст нам в изумительно сервированном виде на эксклюзивной тарелке и даже поможет нам ее пережевать, проглотить и не подавиться.

Эта всесильная фигура поглотит наши переживания, а взамен даст нам радость бытия и внесет гармонию в нашу жизнь. Желание найти такую фигуру в реальной жизни, ее возвеличивание в собственных глазах – поддерживает внутри нас самих образ собственного совершенства и заставляет все больше и больше тревожиться по поводу нашего будущего. Встревоженные и обескураженные, мы все больше и больше припадаем, как нам кажется, к источнику живительной влаги, который призван помочь нам прожить нашу жизнь. Но только вот чью? Попробуем разобраться.

Мы все нуждаемся в образце для подражания

Или, по крайней мере, все мы таковой ищем. Это стремление закладывается в нас с самого раннего детства. С первых моментов нашей жизни мы перенимаем привычки своих близких как способ взаимодействия с внешним миром. От них мы получаем ответы на свои вопросы: что я чувствую, мне тепло или холодно, я хочу есть или пить. Ребенок начинает лепетать первые слова на языке своей матери, подражая ее интонациям. Мы ищем себя в других – так выстраивается коммуникация с внешним миром.

Это похоже на то, как по крупицам собирается образ себя. Желаемый, идеальный.

«Хотеть быть, как…» – для большинства из нас становиться той путеводной нитью, которая ведет по жизни. И каждый раз, когда мы испытываем страх, боясь сбиться с условно «верного» пути, предопределенного, как нам кажется, свыше, мы все крепче и крепче сжимаем эту нить, страшась хоть на миг выпустить ее из рук.

Так куда она нас ведет?

Нам нужен кто-то к чьему опыту мы можем прикоснуться, кем мы можем восхититься, тот, кем бы мы хотели быть и какими мы себя видим в идеале. Подражая другому настолько, насколько это возможно, мы как будто бы берем взаймы часть его успеха, часть чужой, прожитой не нами жизни. В надежде найти ответы на свои вопросы и почувствовать себя хотя бы на мгновение более устойчиво мы предпринимаем попытки воссоздать чужую жизнь в своей.

Игра в жмурки: скорбь о совершенстве другого и сокрушение о своих недостатках

Если у вас в детстве не было велосипеда, а теперь вы можете позволить себе купить мерседес, то все равно в детстве у вас велосипеда не было.

Дефицит некоторых чувств в прошлом получить в настоящем путем простого копирования невозможно. Это утопия – присвоить чужой опыт, выдавая его за свой собственный.

Причина в том, что этот опыт, словно чужеродный элемент, встраивается в систему суждений без критического осмысления и тем самым не интегрируется в целостную систему нашего мировосприятия, приводя к внутренним конфликтам. Словно капля масла, попадая в стакан с водой, он остается чужеродным элементом.

Требуется постоянная подпитка, допинг если хотите, постоянное убеждение себя в том, что эта чужеродная капля именно то, чего нам так не хватало в жизни.

Дело не только в дефиците чего-то в жизни (каких-то чувств, а каких пока не понятно), но и в роли отцовской фигуры, которая в наше время стремительно обесценивается. Мы все отождествляем себя с нашими родителями и если роль одного из них обесценена, то нам сложно воспринимать себя как целостную гармоничную личность. Позитивный образ родителей дает ту самую опору, поддержку и защиту, на которую мы опираемся при столкновении с жесткостью внешнего мира.

И дальше мы либо можем «взять для себя» у кумира какие-то качества и, проводя через нашу внутреннюю систему критического осмысления (данную нам родителями), что-то ассимилировать в свой опыт, либо обесценить и выкинуть, испытав при этом злость на «недосягаемость нашего объекта для подражания – я так никогда не смогу», вину за «недостойность и не соответствие объекту подражания, собственную никчемность, несовершенство», а возможно, и обиду на весь окружающий мир.

Интересно получается, если мы не смогли присвоить, то чувствуем вину за неудачу и собственную беспомощность. Но никто не желает чувствовать себя беспомощным! И тогда маятник стремительно движется в другую сторону – мы начинаем злиться на себя и стыдиться этого чувства в себе.

Отказаться от самого себя, прожить не свою жизнь и добиться в этом совершенства, примерить чужую жизнь на себя – не имея своей… Вам это для чего?

Примеров для позитивного подражания множество. Важно то, как мы его присваиваем и как пропускаем через внутренние фильтры, данные нам нашими родителями.

«Ты разочарован, что я не стал тобой? Нет, я разочарован в том, что ты хотел быть мной»: как критически осмыслить предлагаемый извне опыт с пользой для собственного развития

Ну и в заключение несколько логических выводов, над которыми можно на досуге поразмышлять:

1. Взаимодействуя с миром 24х7, мы не можем не поглощать информацию, мы выступаем как контейнер для сбора условно «хороших» и «плохих» идей и связанных с ними чувств.

2. Нам нужны кумиры. Как предмет для подражания, позитивный образ и возможность переосмыслить свой личный опыт. Выбор кумира (хорошего/плохого) осуществляется исходя из нашего детского опыта общения с родителями.

3. Фильтр на входе для восприятия чужого опыта и его присвоения устанавливается опять же исходя из нашего детского ощущения позиции родителя и связанных с этим чувств: либо принимается безоговорочно, с некоторыми купюрами или отвергается и обесценивается.

4. Недостаточность внутренних ресурсов (если мы их не получили от родителей либо мало получили, либо получили, но по каким-то причинам не смогли полностью присвоить) для критического осмысления, переживания и принятия опыта, с одной стороны, тешит наше тщеславие (как принадлежность к некоторому «избранному обществу нашего кумира»), а с другой, мы можем чувствовать разочарование в себе и окружающих людях за свою собственную беспомощность («я никогда таким не стану»), мы страшимся принять себя такими, какими мы есть, со всеми слабыми и сильными (это в нас есть обязательно!) сторонами.

Достичь гармонии, подражая другому (пусть и великому), невозможно. Помните про каплю масла? Она всегда будет чужеродным, искусственным элементов в стакане с водой. Простое копирование чужих стратегий без личного осмысление – верный путь потерять себя. Соприкосновение с чужим опытом – это особый момент творчества, попадая в благодатную почву, оно приносит свои плоды, и помогает нам открывать новое в себе. Слушайте себя, ищите, творите, но не соглашайтесь на все без разбора.

Мария Груздева

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
20:36, 21.09 1 0
Anonymous:

Статья о каких-то ущербных "поломанных" животных при этом явно не жизнеспособных.

Статьи

«Высокие цены на нефть нас не спасут». Почему власти отказались от щедрой бюджетной политики

«Высокие цены на нефть нас не спасут». Почему власти отказались от щедрой бюджетной политики
Интервью и комментарии 1

Фьючерсы – спекулятивная торговля будущим или гарантия стабильной экономики?

Фьючерсы – спекулятивная торговля будущим или гарантия стабильной экономики?
Экономика

Как работает система кэшбэк по банковским картам и в чем подвох

Как работает система кэшбэк по банковским картам и в чем подвох
Экономика

«Экономически обоснованные тарифы». Как в России формируются цены на электричество

«Экономически обоснованные тарифы». Как в России формируются цены на электричество
Экономика

Узнай, страна

Премьер-министр России принял приглашение тамбовского губернатора посетить регион

Премьер-министр России принял приглашение тамбовского губернатора посетить регион

В Татарстане начали воспроизводить стерлядь и осетров

В Татарстане начали воспроизводить стерлядь и осетров

В Калужской области открыли первое в России производство автомобильных и промышленных масел TOTAL

В Калужской области открыли первое в России производство автомобильных и промышленных масел TOTAL

Восьмая международная Покровская ярмарка собрала в Тамбове свыше 1200 участников

Восьмая международная Покровская ярмарка собрала в Тамбове свыше 1200 участников

Новости СМИ

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter