Образовательные центры имени Путина. Зачем президент создает элитные школы для одаренных детей
В своем послании Федеральному собранию президент Путин немало внимания уделил российской образовательной системе, отметил важность сохранения глубины и фундаментальности отечественного образования, а также затронул тему поддержки одаренных детей. В качестве успешного примера такой работы президент привел образовательный центр «Сириус» для талантливых ребят и призвал создавать подобные центры в регионах. Что представляет собой этот центр, как дорого он обходится государству, и смогут ли такие центры стать кузницей кадров для отечественной творческой и интеллектуальной элиты?
Инкубатор для юных талантов
Образовательный центр для одаренных детей «Сириус» был создан в 2014 году по инициативе президента Путина на базе объектов сочинской Олимпиады. Образовательный центр функционирует в рамках фонда «Талант и успех», в задачи которого входит выявление по всей стране талантливых детей, помощь в раскрытии их способностей и дальнейшее сопровождении ребят в обучении, а также после окончания учебного заведения. Председателем правления и учредителем фонда является известный специалист по оффшорным схемам, а кроме того виолончелист Сергей Ролдугин. Также учредителями фонда являются балерина Светлана Захарова, хоккеист Владимир Каменский, худрук симфонического оркестра питерской Филармонии Юрий Темирканов, математики Станислав Смирнов и Иван Ященко. Работу фонда курируют Минобрнауки, Минкультуры и Минспорта, в попечительский совет фонда входят помощники президента и руководитель Администрации президента, вице-премьеры и министры. Среди благотворителей «Таланта и успеха» практически весь список российского Forbes. Возглавляет попечительский совет фонда президент Путин. Быть неуспешной работа такого фонда и центра «Сириус» не может ни при каких обстоятельствах.
Главным зданием для образовательного центра служит бывшая четырехзвездочная гостиница Azimut на 720 номеров, построенная к сочинской Олимпиаде структурами Виктора Вексельберга.
Также «Сириусу» передали три ледовые арены, здание бывшего медиацентра, в котором по сообщению президента Путина, «общая площадь – несколько Красных площадей московских». Помещения эти нужны, чтобы сделать там театр и детско-юношеский техно-парк. А еще президент сказал, что «театр будет строить один из самых лучших в мире архитекторов по строительству музыкальных театров». И сразу становится понятно, что на детях экономить президент не собирается. На талантливых, по крайней мере.
Помещений для центра становится недостаточно, поэтому «Сириус» арендует еще два корпуса в трехзвездочной гостинице для 800 своих сотрудников.
Центру передали права аренды на 10 га земли в Олимпийском парке, есть в «Сириусе» закрытый и открытый бассейны, геотермальный комплекс с русской, финской и турецкой банями. Талантливые дети в банных услугах, видимо, очень нуждаются. Также центр получил от краевых властей более 300 м пляжа в безвозмездное пользование до 2020 года.
Принимает «Сириус» за 24-дневную смену 600 детей, которые на конкурсной основе отбираются по все стране. Попасть в центр могут дети 10–17 лет, которые сумели проявить себя в искусстве (академическая музыка и живопись), спорте (хоккей и фигурное катание) или в точных науках (химия, физика, биология и математика).
Занимаются тут с детьми лучшие педагоги и преподаватели лицеев, профильных школ и ВУЗов со всей страны.
Кроме насыщенной учебной программы для детей в центре отлично организован досуг – экскурсии, кинотеатры, спортивные мероприятия, развивающие игры и многое другое на самом высшем уровне, разумеется.
И еще в «Сириусе» шестиразовое питание в виде шведского стола, бар с мороженым и десертами и даже шоколадный фонтан. Настоящего гения без шоколадного фонтана не вырастить – это каждый знает.
Сколько стоит удовольствие
За прошлый год фонд потратил 10 млрд руб. Большая часть этих денег ушла на «приобретение основных средств, инвентаря и иного имущества для ведения уставной деятельности» и на «приобретение права аренды земельного участка для размещения объектов недвижимости для ведения уставной деятельности». К 2018 году фонд планирует построить рядом с центром общеобразовательную школу, стоимость этого проекта оценивается в 2–2,5 млрд руб. Какие дети и на каких условиях будет попадать в эту школу, не сообщается. В блогах граждане строят предположения о том, что теперь у многих российских чиновников не только жены будут проявлять гениальность в предпринимательстве, но и детишек природа станет наделять талантами сверх всякой меры.
В ближайшее время фонд собирается представить план реконструкции медиацентра, который предусматривает строительство театра, научного парка площадью 64 тыс кв. м и планетария. Масштабы затрат пока неизвестны, по предварительным оценкам инвестиции будут составлять 1,5–3 тыс. евро за 1 кв. м.
Государство планирует выделить фонду за период 2017–2019 годы 1 млрд руб., большая часть которых пойдет на президентские гранты одаренным детям. Гранты эти были учреждены президентом в прошлом году, каждый год распределяются 1200 грантов размером 20 тыс. руб. в месяц.
На учебный процесс в «Сириусе» фонд расходует около 1 млр руб. в год. Часть средств фонд зарабатывает сам, сдавая в аренду помещения.
Например, в сентябре этого года фонд заработал 120 млн руб., предоставив помещения для Сочинского инвестиционного форума, а в апреле Минтруд провел неделю охраны труда в помещениях фонда за 14 млн руб. Кто «подгоняет» клиентов фонду, можно только догадываться.
А еще фонд собирается зарабатывать тем, что его научный парк будут посещать жители и гости Сочи.
Президент Путин полагает, что со временем «это будет вообще такое учебное заведение для талантливых детей, которое будет независимо от государства, потому что оно будет в состоянии само себя содержать и развивать, что самое главное».
Глава администрации президента Антон Вайно внес уточнения по поводу этой «самоокупаемости», сообщив, что создается эндаумент, который позволит к 2019 году выйти на полное финансирование фонда без государственного участия. Проще говоря, олигархи скидываться будут на талантливых детей. Хотя некоторые из них начинают говорить о том, что надо бы ограничиться «экспертно-методологической помощью».
А тем временем в деревне Гадюкино
А тем временем в самой обычной районной школе в Новгородской области родители вынуждены собирать деньги на покупку обычных школьных досок. В местном бюджете на это денег нет, на мебель, которую тоже нужно менять – тем более. Речь идет не о миллиардах, а всего о 14 тыс. руб. за современную школьную доску.
А вот школам Тверской области повезло больше – область участвует в специальном проекте, в рамках которого получила в этом году от федерального бюджета аж 15 млн руб. на создание в сельских школах условий для занятий физической культурой и спортом. На ледовый каток или турецкую баню этих денег не хватит, конечно. Так ведь и разницу между одаренными и всеми остальными детьми понимать надобно.
По данным Минобрнауки, в сельской местности пятая часть школ не имеет элементарных благ цивилизации (водопровод, отопление, канализация), 600 школ в стране находятся в аварийном состоянии, 8 тысяч школ нуждаются в капремонте, в четверти всех школ занятия ведутся в две и три смены. И чтобы исправить ситуацию в этом году в бюджете отыскалось только 25 млрд руб. Хотя для решения этой проблемы требуется 3 трлн руб., принята даже соответствующая программа. Но осуществить ее получится, видимо позже. После выборов. А пока только на шоколадные фонтаны едва наскрести удается.
Гении из пробирки
Идеи выделения и поддержки талантливых детей возникли давно, первые попытки осуществить их на практике связывают с Конфуцием и Аристотелем. В современном мире существует великое множество различных тестов и методик определения и развития одаренных детей. Часть специалистов считает, что одаренность – это такое отклонение в строении мозга или в психическом развитии, кто-то говорит, что таланты – это результат правильной педагогической работы, некоторые полагают, что интеллектуальные преимущества одаренных детей следует рассматривать лишь на данном возрастном этапе и ожидать от них выдающихся результатов в будущем особых оснований нет. Вообще проблема диагностики таланта является одной из самых дискуссионных в психологии. Много внимания и средств тратят на одаренных детей в Японии, в Израиле своя система взращивания вундеркиндов, но государство хранит эту систему в секрете. В США развита система поощрения одаренных. В разных странах накоплен различный опыт поддержки талантливых детей, нет в мире только одного – четкого понимания как выращивать таланты, не говоря о гениях. В СССР пошли своим путем – стали поднимать общий уровень образования, а в 60-х годах прошлого века стали создавать физматшколы при крупных университетах. Позже этих школ стало больше, появились и языковые спецшколы. Со временем туда стали попадать не только талантливые дети – в языковые школы «пропихивала» своих чад партхозноменклатура, в физматшколы все чаще стали попадать дети профессоров и преподавателей ВУЗов, с которыми эти школы сотрудничали. Школы эти обеспечивали добротный уровень «выше среднего», но вот каким-то инкубатором выдающихся талантов они не служили. Какую научную и творческую элиту пытается вырастить президент с помощью таких вот сириусов, не понятно. А именно о такой элите говорит президент, призывая открывать подобные образовательные центры в регионах. Губернаторы, разумеется, тут же проявили полное понимание важности вопроса и стали «отлавливать» у себя в регионах вундеркиндов. Вот только с наличием олигархов на местах у них поскромнее, поэтому и финансирование мероприятий «пожиже». К примеру, в Тульской области с целью выявления талантов провели олимпиады «Джуниорскиллс» и «Кегельринг». Судя по названиям, область не поскупилась на импортные методики. Победителям региональных олимпиад и обучающимся государственных и муниципальных образовательных организаций, которые проявили выдающиеся интеллектуальные и физические способности, будут выплачиваться стипендии. В количестве 10 штук по 2 тыс. руб. в месяц на человека.
Поддержка детей способных, трудолюбивых, интересующихся – дело очень хорошее и нужное. Но степень поощрения должна хоть как-то быть соразмерной с текущими возможностями экономики и общими расходами на образование. Как сказал президент Путин, «давать знание и воспитывать нравственного человека – это основные задачи образования». Сельские школы с удобствами на улице, шоколадные фонтаны и «воспитание нравственного человека» – что-то тут явно не сходится.
Написать комментарий
Весь вопрос в том, каие цели приследует власть, создовая такие центры. А цель одна, выявить "одаренных", из которых потом можно будет лепить обслуживающий персонал (придворных) для правящего класса.
Статья насквозь пропитана ядом. Пишу от первого лица. Сейчас наш ребенок в Сириусе. Условия прекрасные, но так и должно быть. В Сириусе дети работают, по крайней мере наш ребенок говорит, что он так никогда в жизни не работал. Ему очень нравится.
Воспитание молодежи и раскрытие способностей детей на самом деле САМОЕ ВАЖНОЕ вложение денег, которое может сделать государство или даже семья, важнее чем покушать и одеться.
действительно, школы для одаренных детей должны быть в каждом регионе нашей страны.
Сочувствую Колонистам России У них такие уродливо-дементивные дети Ума Мало а Прикид на Руси ценниться только у Оригинала