Капитал Страны
24 СЕН, 01:07 МСК
USD (ЦБ)    57,6527
EUR (ЦБ)    69,0737
ИЗМИР

Новые способы финансирования бюджетного дефицита

1 Июля 2013 6102 0 Исследования
Новые способы финансирования бюджетного дефицита

В соответствии с данными Федерального казначейства, федеральный бюджет в январе-апреле текущего года исполнен с практически нулевым дефицитом. Такой результат неудивителен – средняя цена на нефть за данный период на 12 долл./барр. превышала прогнозную цену. В прошлом году при совпадении доходов и расходов бюджета можно было говорить о бюджетной сбалансированности, но новое бюджетное правило вносит свои коррективы.

Доходы федерального бюджета в январе-апреле текущего года составили 4,2 трлн. руб., или 21% ВВП (на 2 п.п. ниже, чем за аналогичный период 2012 г.). Нефтегазовые доходы составили 2,1 трлн. руб. На формирование нефтегазовых доходов влияют четыре фактора: динамика мировых цен на нефть, газ и нефтепродукты, номинальный курс доллара к рублю, динамика объемов производства нефти и газа, а также объемы экспорта нефти, газа и нефтепродуктов. На основе оперативных данных Минэнерго можно сделать вывод, что динамика добычи и экспорта нефти близка к официальному прогнозу Минэкономразвития, есть отставание по добыче газа, но существенного влияния на формирование нефтегазовых доходов этот факт не оказывает.

Оценим влияние первых двух факторов. В первые четыре месяца текущего года они действовали разнонаправленно, средняя цена на нефть Urals составила 109 долл./барр. (доходы бюджета рассчитаны при 97 долл./барр.), средний обменный курс доллара к рублю составлял 31,33 руб./долл. при заложенном в бюджет курсе 32,4 руб./долл. В итоге, по нашей оценке, за первые четыре месяца бюджет получил около 190 млрд. руб. незапланированных дополнительных нефтегазовых доходов. Термин «дополнительные нефтегазовые доходы» имеет теперь другой смысл – это доходы при превышении нефтяных цен относительно базовой цены, равной в текущем году 91 долл./барр. В первые четыре месяца 2013 г. такие доходы составили около 370 млрд. руб.

С ненефтегазовыми доходами федерального бюджета дела обстоят не так хорошо.

Мы уже писали, что замедление экономического роста негативно сказывается на налоговых поступлениях. Применительно к внутреннему НДС, по нашей оценке, за первые четыре месяца недополучено около 120 млрд. руб. по сравнению с плановыми проектировками. Поступления этого налога снизились в номинальном выражении по отношению к соответствующему показателю прошлого года на 4%. Если к этому добавить 8%-ную инфляцию, то получается что либо спад в экономике уже давно наступил, либо налогоплательщики проявляют чудеса храбрости и находят всё новые способы не платить налоги, либо возврат НДС набрал фантастические масштабы. Можно, конечно, поверить налоговикам, что проблемы со сбором НДС носят временный характер и во второй половине года ситуация нормализуется. Но если этого не случится, то за год недобор НДС может составить 360 млрд. руб.

Нам, откровенно говоря, более правдоподобной представляется гипотеза спада: за первые пять месяцев текущего года (за январь-май) поступления налогов, администрируемых ФНС, по сравнению с соответствующим периодом 2012 г., снизились на 1,7%, при этом поступления по внутреннему НДС снизились на 4,1%, по налогу на прибыль – на 20%(!). О чём-то это должно говорить, не правда ли? Если бы не было проблем с формированием ненефтегазовых доходов бюджета, баланс бюджета за первые четыре месяца, при почти равномерном исполнении бюджета по расходам, был бы положительным и составлял бы около 0,7–0,8% ВВП.


Рис. 5.1. Доходы консолидированного бюджета по видам налогов, в % ВВП

Источник: Казначейство РФ, ФНС, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Таблица 5.1. Доходы и расходы федерального бюджета в январе-апреле 2013 г., млрд. руб.
  Январь-апрель 2012 г. Январь-апрель 2013 г.
 ДОХОДЫ  4058,70  4224,40
 Нефтегазовые доходы  2104,80  2087,70
 Ненефтегазовые доходы  1953,90  2136,70
 РАСХОДЫ  4110,00  4230,90
 Процентные расходы  119,10  140,60
 Непроцентные расходы  3990,90  4090,30
 ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)  -51,30  -6,50
 Ненефтегазовый дефицит  -2156,10  -2094,20
 Источники внутреннего финансирования дефицита  291,80  495,30
 Источники внешнего финансирования дефицита  103,40  -24,50
 Изменение остатка средств  -343,8  -464,4
Источник: Минфин России, расчеты института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Как видно из данных таблицы 5.1, при дефиците федерального бюджета в 6 млрд. руб., источники внутреннего финансирования дефицита составили 495,3 млрд. руб. Такие ресурсы потребовались для финансирования бюджетного дефицита, погашения задолженности по внешним заимствованиям в размере 24,5 млрд. руб. и, главное, для увеличения средств на казначейском счете для последующего пополнения Резервного фонда на сумму 464,4 млрд. руб. С учетом набежавшей курсовой разницы в действительности объем средств на казначейском счете был увеличены на 366 млрд. руб., что практически совпадает с приведенным выше объемом дополнительных нефтегазовых доходов.


Таблица 5.2. Доходы и расходы федерального бюджета в январе-апреле 2013 г., в % ВВП
  Январь-апрель 2012 г. Январь-апрель 2013 г.
 ДОХОДЫ  23,00  20,89
 Нефтегазовые доходы  11,93  10,32
 Ненефтегазовые доходы  11,07  10,57
 РАСХОДЫ  23,29  20,92
 Процентные расходы  0,67  0,70
 Непроцентные расходы  22,61  20,23
 ДЕФИЦИТ (-), ПРОФИЦИТ (+)  -0,29  -0,03
 Ненефтегазовый дефицит  -12,22  -10,36
 Источники внутреннего финансирования дефицита  1,65  2,45
 Источники внешнего финансирования дефицита  0,59  -0,12
 Изменение остатка средств  -1,95  -2,30
Источник: Минфин России, расчеты института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Таблица 5.3. Доля налоговых поступлений за январь-апрель в общем объеме запланированных и фактических поступлений за год, в % к факту/назначениям
  2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
 НДС (внутр.)  37,37%  34,46%  35,16%  29,30%
 Акцизы (внутр.)  30,03%  28,09%  28,14%  27,07%
 НДС (имп.)  24,80%  27,67%  28,40%  26,11%
Источник: Минфин России, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Нас почему-то заинтересовал вопрос о том, откуда Минфин взял эти средства? Ведь с рынка государственных заимствований Минфин не взял ничего, даже напротив, чистое погашение составило 55 млрд. руб. Не было и никаких сумасшедших по масштабам продаж госимущества (не те времена нынче!) – доходы от продажи имущества составили за январь-апрель 2013 г. всего 17 млрд. руб. Казалось, что никаких других источников у Минфина нет, и мы были готовы бить в барабаны, но… оказалось, мы просто недооценили креативности сотрудников Минфина. Средства на наращивание остатков на счетах и для погашения государственного долга нашлись на казначейских счетах автономных и бюджетных учреждений (324,9 млрд. руб.), а также госкомпаний (53,3 млрд. руб.). Оказывается, бюджетную арифметику можно какое-то время подправлять просто за счет виртуального переноса в отчетную дату средств на едином казначейском счете бюджета от одного хозяина к другому. Одно плохо, по итогам года такая манипуляция вряд ли возможна, ведь бюджетным и автономным учреждениям, а также госкомпаниям их средства рано или поздно потребуются, например, на выплату заработной платы в соответствии с указами Президента.

В предыдущих выпусках «Нового КГБ» мы писали, что в принципе неисполнение планов по приватизации (с которым все уже смирились и которое, по оптимистичной оценке, составит около 300 млрд. руб.) может быть компенсировано ростом внутренних и внешних заимствований. Из нынешней ситуации вытекает, что за июнь-декабрь текущего года чистые заимствования должны составить порядка 900 млрд. руб. (при условии, что ситуация с поступлениями основных видов налогов не будет ещё больше ухудшаться). Интересно, как на это отреагируют рынок и процентные ставки.


Андрей Чернявский
Материал предоставлен Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Путин в «Яндексе». Какой запрос привел президента в офис поисковика

Путин в «Яндексе». Какой запрос привел президента в офис поисковика
Политика

Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?

Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?
Новые возможности 4

«Консервация негативных тенденций». Какой бюджет приняло правительство на 2018-20 годы

«Консервация негативных тенденций». Какой бюджет приняло правительство на 2018-20 годы
Аналитика

Учения «Запад-2017». Почему Европу напугала атака России на сепаратистов Вейшнории

Учения «Запад-2017». Почему Европу напугала атака России на сепаратистов Вейшнории
Политика

Узнай, страна

Тамбовская продукция – на прилавках Московского ГУМа

Тамбовская продукция – на прилавках Московского ГУМа

Омские предприниматели прошли обучение по четвертому курсу Школы экспорта РЭЦ

Омские предприниматели прошли обучение по четвертому курсу Школы экспорта РЭЦ

Новости компаний

Глава Республики Карелия встретился с Министром связи и массовых коммуникаций РФ

Глава Республики Карелия встретился с Министром связи и массовых коммуникаций РФ

II Международная конференция «Социальные инновации: определяем будущее» пройдет в Москве

II Международная конференция «Социальные инновации: определяем будущее» пройдет в Москве

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте