Капитал Страны
20 ИЮЛ, 22:14 МСК
USD (ЦБ)    59,0823
EUR (ЦБ)    68,0037

Новая финансовая архитектура для XXI века

24 Апреля 2013 12139 2 Экономика
Новая финансовая архитектура для XXI века

Почему финансирование развития на сегодняшний день важнее проблем экологии? Как экономический кризис усугубляется государственным регулированием? И почему инвестиции в реальный сектор сокращаются?

Финансовый сектор играет центральную роль в глобальном потоке инвестиций. Помимо операций, удовлетворяющих текущие потребности частных лиц и предприятий в денежных средствах, финансовая система, включая банковские учреждения, рынки капитала и частных инвесторов, является источником долгосрочного финансирования, которое делает возможным широкомасштабные социальные и технологические сдвиги. Исторически сложилось, что банки были основным двигателем финансовой системы и трансформации сбережений в долгосрочные капиталы для финансирования частных и государственных инвестиций. Теперь на банки возложена ответственность за мировой экономический кризис, и они испытывают сильное регулирующее давление со стороны как национальных правительств, так и международных организаций, включая G20. После 2008 года рост кредитования банками США остановился, а в Европе оно неуклонно снижается. В то же время, сумма глобальных сбережений превышает ВВП США, но они не превращаются в полезные инвестиции. Это означает, что основная функция банковской системы и финансовой системы в целом повреждена и/или недостаточна.

Благодаря политике количественного смягчения в США и крупным, централизованно планируемым инвестициям в Китае глобальный экономический рост не остановился. Тем не менее, риски остаются серьезными, а глобальный рост слишком слаб и инвестиционный спрос в мире далеко не удовлетворен.

Финансирование для инвестиций, в том числе долгосрочные инвестиции в инфраструктуру, являются ключевым фактором экономического роста и создания рабочих мест во всех странах. Удовлетворение потребностей XXI века в развитии потребует новой финансовой архитектуры, которая не может быть создана только путем нагромождения новых ограничений на существующие, а только путем согласования и координации ресурсов и планов стран, отраслей, корпораций и всех видов инвесторов – от частных лиц до рынков капитала, многосторонних банков развития и фондов национального благосостояния. Доступность финансирования должна стать главной целью новой финансовой архитектуры. Политический ответ на кризис, направленный на открытие новых ресурсов и новых рынков, должен заменить бюрократический ответ в виде все более тщательного перераспределения сокращающегося мирового дохода.

Финансирование инвестиций

Ужесточение банковского регулирования не несет в себе чистой выгоды. Оно увеличивает расходы на управление, повышает стоимость капитала и снижает его доступность. Банки могут легко адаптироваться к новым более строгим правилам путем снижения их кредитных рисков ужесточением процедур одобрения кредита, снижением кредитных лимитов и внедрением цен на капитал, обусловленных риском. Они могут легко изменить структуру своего кредитного портфеля в пользу менее рискованных заемщиков. Общее принятие рисков финансовой системой снижается. Банки могут уменьшить операции в деривативах, сделках репо и в обязательствах корпораций. Одновременно они сократят количество и объем кредитов, выданных частным клиентам и предприятиям, которые являются реальными источниками роста. Шерпа России в G20 Ксения Юдаева отметила: «В связи с изменением регулирования в течение последних 10 лет, период инвестиций финансовых институтов (в частности, пенсионных фондов, страховых компаний и т.д.) стал короче. Поэтому нам нужно пересмотреть наши подходы к регулированию и при необходимости, сформулировать соответствующие рекомендации». Мы хотели бы добавить, что G20 следовало бы установить лимит на новое ограничительное регулирование и найти проактивные меры и стимулы ДЛЯ развития финансирования, а не ПРОТИВ него.

Р: Восстановить доверие к финансовой системе и ограничить чрезмерное регулирование

Ограничение банковского финансирования приводит к повышению спроса на государственные облигации и ослабляет аппетит к корпоративным ценным бумагам. Государственное регулирование создает дополнительный спрос на государственный долг и в то же время сокращает инвестиции в реальный сектор экономики. Общее снижение доходности заставляет институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды, искать более высокого дохода для удовлетворения своих потребностей и заменять опытные банки и рынки капитала в высокорискованных проектах. Это создает такие явления, как, например, инвестиции пенсионных фондов в высокорисковые активы нефти и газа в сланцах. Пытаясь уничтожить риск, регуляторы лишь загоняют его в еще более опасные сферы. Базель III, который добавляет капитальные затраты на рискованные инвестиции, может еще более снизить доступность долгосрочного финансирования, в частности, долгосрочные инвестиции в инфраструктуру. Эти окажет гораздо более негативное влияние на финансирование новых, растущих и средних компаний, а не на крупные фирмы с корпоративными сбережениями. Крупные компании станут еще больше, потому что их потенциальные конкуренты просто не смогут вырасти.

Понятно, что мировой спрос на новое финансирование огромен, и, как ожидается, значительно возрастет в течение следующих десятилетий из-за требований развития инфраструктуры и снижения воздействия на окружающую среду. Между тем, доля электроэнергии, вырабатываемой из возобновляемых источников, за исключением крупных гидроэлектростанций, остается небольшой. Развивающиеся страны даже замедлили свои инвестиции в новые источники энергии. Если мир не решит проблему финансирования развития, в ближайшие несколько десятилетий наши текущие экономические беды покажутся незначительными по сравнению с надвигающимся экологическим кризисом.

Новая финансовая архитектура

Ситуацию можно изменить в положительном направлении, если G20 сможет заменить текущую зацикленность на регулировании на гармонизацию и сотрудничество между ее членами, между различными видами инвесторами, между бизнесом и органами власти.

Гармонизация и сотрудничество внутри G20

Огромные дисбалансы финансовых ресурсов и финансовых потоков между странами препятствуют инвестициям и экономическому развитию. Предыдущие раунды многосторонних усилий были нацелены на продвижение свободной торговли и гармонизацию тарифов. Наступает время заняться свободным перемещением реальных инвестиций и гармонизацией условий финансирования между странами.

Р: Создать стимулы для стран-кредиторов для оказания помощи в поддержании платежеспособности стран-должников

Накопление внешнего суверенного долга является важным препятствием на этом пути. Мы предлагаем создать механизм, гарантирующий, что суверенные долги – это двусторонние обязательства. Другими словами, нужен механизм, который связывает должника и кредитора, чтобы не только должник, но и кредитор нес ответственность за плохое управление суверенным долгом. Для того чтобы достичь этой цели, предлагается уполномочить Совет по финансовой стабильности разработать порядок списания долга, который является приемлемым как для кредитора, так и для должника. Еще одно предложение – это поощрение кредиторов к созданию условий для снижения процентных платежей странами-должниками, в том числе за счет программ прямых иностранных инвестиций в увеличение национального дохода и создания механизма межгосударственных консультаций для своевременного предотвращения возможного долгового кризиса. Эта деятельность не должна начинаться только в момент кризиса, –кредиторы должны отслеживать состояние своего долга на протяжении всего его срока.

Р: Поставить цель выравнивания доступа к финансированию между членами G20 и облегчения перетока капитала для прямых инвестиций

В то время как в развитых странах можно получить деньги по разным каналам – от фондовых рынков, от частного финансирования плюс относительно дешевые кредиты, на развивающихся рынках компании часто работают в условиях монопольного рынка и перед ними стоят огромные барьеры. Когда внутренние рынки открыты предыдущими многосторонними соглашениями, как мы можем ожидать свободной конкуренции, когда финансовая ситуация носит крайне неравномерный характер? В результате, вместо того чтобы способствовать здоровой и свободной конкуренции, мы заставляем людей конкурировать в среде, где условия резко неравны. Мы считаем, что необходимо уменьшить различия в условиях финансирования для чего поставить задачу выровнять условия доступа к финансированию между странами-членами, и улучшения доступа к капиталу среди членов G20. Мы также хотели бы, чтобы были установлены долгосрочные цели сокращения барьеров для международного капитала, предназначенного для реальных прямых инвестиций, и установлены цели для постепенного устранения существующих разрывов в уровнях реальных процентных ставок по «Группе двадцати». Это могло бы быть сделано в рамках деятельности Совета по финансовой стабильности, если ему будут даны достаточные полномочия.

Р: Создать систему распространения лучшей практики в финансовой сфере

Гармонизация финансовых условий в G20 будет идти гораздо быстрее, если лучшая практика будет широко распространяться между его членами. Это могло бы стать важной рольюFSB и/или новых многосторонних институтов, которые будут выявлять и помогать национальным правительствам применять передовой опыт в области управления финансами, оценки проектов и их реализации, экологических показателей и т.д.

Р: Повысить уровень координации между центробанкамиG20, используя механизм FSB

Совет по финансовой стабильности должен выступать не только в качестве консультативного органа, но и в качестве постоянной платформы для согласования среднесрочной и долгосрочной политики центральных банков, министерств финансов, экономики, энергетики и экологических ведомств «Группы двадцати». Мы также хотели бы видеть резко возросшее взаимодействие между центральными банками G20 и системно важных финансовых институтов в рамках FSB.

Диверсификации источников финансирования

Во время второй встречи в Москве, шерпы G20 дали признание инициативе России ввести финансирование инвестиций в повестку дня саммита. Российская шерпа отметила: «Мы также рассматриваем возможность изменения мандатов национальных и международных банков развития, с целью сосредоточения внимания институтов развития на поощрении инвестиций, прежде всего в сфере инфраструктуры и поддержку государственно-частного партнерства в этой области».

Р: Поддержать создание многосторонних банков развития

Долгосрочное банковское финансирование с 2008 года ограничено, так как банки по всему миру занимались сокращением плеча финансирования. Очень важный источник – долгосрочные синдицированные банковские кредиты по-прежнему остается слабым. Дисфункциональные рынки капитала добавляют дополнительные проблемы. Подчеркивая центральную роль банковского сектора и заявляя о необходимости скорейшего восстановления доверия к системе частных банков, мы должны подчеркнуть важность национальных правительств и многостороннего международного финансирования. Политика низких процентных ставок в странах с высоким уровнем доходов сделали условия облигационного финансирования очень благоприятными. Однако страны с низкими доходами такого доступа к рынку ценных бумаг не имеют.

Это создает уникальную катализирующую роль для многосторонних банков развития (МБР) в мобилизации долгосрочного инвестиционного финансирования за счет синдицированных кредитов и других средств. G20 должна поддерживать создание МБР и обеспечивать их сотрудничество с Всемирным банком, национальными банками развития, суверенными фондами и государственные пенсионными фондами, создавая тем самым новую финансовую архитектуру такой мощности, которой никогда не было прежде в истории человечества.

Р: Создать единые стандарты для финансирования и реализации проектов

Участие G20 в создании такой глобальной финансовой архитектуры поможет установить единый высокий стандарт в области инвестиций, который будет включать защиту прав собственности, прозрачность и использование передового опыта в области финансирования и реализации проектов. «Многостороннизация» инфраструктурных инвестиций позволит снизить риски и улучшить условия финансирования давно назревших обновления и модернизации инфраструктуры по всему миру.

Бизнес и государство

Пытаясь бороться с незаконными и непредвиденными прибылями, правительства не должны урезать среднесрочную и долгосрочную прибыльность частного и корпоративного бизнеса. Высокий риск международных инвестиций должен соответствующим образом уравновешиваться налоговыми льготами и другими стимулами. Должны быть найдены механизмы, способствующие распределению рисков между государством и частным сектором. Общий формат частно-государственного партнерства не должен быть исключительной привилегией формальных моделей государственно-частного партнерства, но быть открытым для любого жизнеспособного частного бизнеса.

Р: Поддержать PPP и привлечение частных компаний к общественным проектам

Лучшая практика государственно-частного партнерства должна распространяться среди членов G20. В Соединенных Штатах, например, такие договоренности являются важным компонентом государственной инновационной политики и были полезны в преодолении рисков, связанных с внедрением новых технологий на рынок. Частно-государственное партнерство не должно быть ограничено только крупными корпорациями. Острая нехватка экономически обоснованных проектов, которые могут привлечь капитал, создает рынок для малых и средних компаний с хорошими идеями и техническими возможностями, но с недостаточным капиталом. Внешние консультанты для таких проектов также могут быть привлечены из частного сектора. Правительства должны заранее планировать выделение участков и своевременно начинать бюджетные ассигнования для финансирования подготовительных работы по проектам.

Работа подготовлена российской частью рабочей группы по Международной финансовой архитектуре CivilG20 в качестве рекомендации председательству России в G20

В оформлении статьи использована фотография ru.g20russia.ru
Игорь Лавровский

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
05.06.2013 0 0
Николай Рябинин.:

Здесь и я вынужден признать правоту А.А. Зимина- Оксанова. хотя в отличие от него я не имею зуб на редакцию журнала. Она меня не предупреждала в грубом отношении к другим посетителям сайта. И вообще я не мстительный человек.

04.05.2013 0 0
А.А. Зимин:

Спасибо редакции за представление истинного лица "экспертов" по финансовым бидонвилям. Столь откровенной лживости, глупости и основанного на этом зазнайства я просто не ожидал!

Статьи

Авиасалон МАКС-2017 бьет рекорды предыдущих лет. На что смотреть?

Авиасалон МАКС-2017 бьет рекорды предыдущих лет. На что смотреть?
События и факты

Малороссия вместо Новороссии. Зачем ополченцы Донбасса создают новое государство

Малороссия вместо Новороссии. Зачем ополченцы Донбасса создают новое государство
Политика 1

Как намайнить миллион. Что происходит на рынке криптовалют в России и мире

Как намайнить миллион. Что происходит на рынке криптовалют в России и мире
Экономика

«Протестов из-за цен на бензин мы не увидим». Что думает Путин о ценах на бензин и почему не хочет их снижать

«Протестов из-за цен на бензин мы не увидим». Что думает Путин о ценах на бензин и почему не хочет их снижать
Интервью и комментарии

Узнай, страна

В январе-июне 2017 года в Орловской области отмечается рост ряда основных экономических показателей

В январе-июне 2017 года в Орловской области отмечается рост ряда основных экономических показателей

В январе-июне 2017 года на Орловщине объем работ, выполненных в строительстве, превысил 8,6 млрд руб

В январе-июне 2017 года на Орловщине объем работ, выполненных в строительстве, превысил 8,6 млрд руб

Новости компаний

Предприниматели-соотечественники обсудили в Берлине торгово-экономическое взаимодействие с Россией

Предприниматели-соотечественники обсудили в Берлине торгово-экономическое взаимодействие с Россией

В подмосковном Кратово стартовал проект по социальной реабилитации детей с ОВЗ

В подмосковном Кратово стартовал проект по социальной реабилитации детей с ОВЗ

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте