Капитал Страны
31 МАР, 01:53 МСК
USD (ЦБ)    56,3779
EUR (ЦБ)    60,5950

Мюзикл «Остров сокровищ»: находки и провалы

9 Ноября 2012 13796 1 Рецензии на книги и фильмы
Мюзикл «Остров сокровищ»: находки и провалы

В Москве прошла премьера нового мюзикла «Остров сокровищ». Легендарное произведение ко многому обязывает. Создавая мюзикл по роману великого Стивенсона, нельзя ударить лицом в грязь. Как удалось создателям новой музыкальной постановки справиться с таким вызовом? Не является ли очередная музыкальная версия бессмертного произведения примитивным коммерческим проектом?

Роберт Льюис Стивенсон – это, бесспорно, один из самых выдающихся мастеров слова в истории мировой литературы. Особое место в его творчестве занимает роман «Остров сокровищ», который стал уже почти нарицательным словообразованием. А потому мюзикл, снятый по мотивам этого произведения, не может оставить равнодушным ни взрослых, ни детей.

Итак, мюзикл на подмостках московских сцен. Рекламой этого события пестрят все столичные плакаты и многие сайты в Интернете. Как же оценить новый музыкальный спектакль?

Исковерканный сюжет

Забегая вперед, скажу, что впечатление от спектакля весьма неоднозначное, а общее мнение клонится все-таки в сторону негатива. Попытаюсь объяснить.

Исходный сюжет романа нельзя считать замысловатым. Да он на это и не претендует. Разумеется, никто не ждет, что постановщик спектакля будет слепо следовать литературному оригиналу и строго придерживаться канонического сюжета. Понятно, что исходный материал должен быть как-то трансформирован. И режиссер сделал это!

Но как? Что бросается в глаза прежде всего?

Во-первых, в спектакле появляется женщина. Это образ некоей Энни, которая вдруг стала племянницей сквайра Трелони. Как оценить столь смелый и оригинальный ход сценариста?

С одной стороны, жанр мюзикла просто требует наличия женского персонажа с дальнейшим преобразованием его в любовную историю. И в этом смысле появление молодой барышни Энни, у которой возникает любовь с Джимом Хокинсом, вполне обосновано. С другой стороны, Стивенсон в свое время специально исключил из своего романа женщин. Никаких женщин! Это был лозунг создателя «Острова сокровищ». Здесь должны были быть только мужчины, сокровища, пираты и приключения. Насилие, осуществленное создателями мюзикла над произведением английского классика, не могло пройти безнаказанно – сюжет опримитивился и подвергся явному оглуплению.

Во-вторых, в новой трактовке на острове сокровищ повторяются страшные землетрясения. Такого даже Стивенсон не смог придумать. Эдакую инновацию можно оправдать только необходимостью сократить сюжетную линию. И сценаристу это удалось: герои приехали на остров, попытались найти сокровище, началось светопредставление – и все унесли ноги. Судьба сокровищ в таких условиях уже не столь важна. И, как оказывается, не в сокровищах смысл жизни. В общем, все живы и здоровы.

В-третьих, стивенсоновский Бен Ганн претерпел изрядные метаморфозы и превратился в окончательного головореза. По сюжету мюзикла он то ли избил до смерти, то ли вообще убил почти всех пиратов. Опять-таки для ускорения развязки такой виток событий вполне можно оправдать, но выбранный способ все равно представляется чрезмерно грубым.

В целом же сюжет спектакля оказался настолько убогим, что в нем уже не осталось ни смысла, ни интриги, ни куража, ни юмора. Если давать общую оценку работы сценариста, то она должна быть признана неудовлетворительной. Это уже не «Остров сокровищ» и даже не пародия на него – это уже сюжетный уродец.

В своем нынешнем виде мюзикл даже не имеет явного потребителя. Для взрослых это явно слабый и неинтересный спектакль, для детей – пожалуй, тоже. Ни ту, ни другую аудиторию не удалось увлечь. Видимо, главная причина состоит в том, что сам сюжет спектакля изначально бьет мимо обеих целевых групп.

PR-трюки и особенности постановки

Надо сказать, что PR-кампания спектакля не совсем честная. Например, мюзикл рекламируется на сайте театра «Аквамарин», где даже даются своеобразные анонсы в виде замечательных песен – «Сон Билли Бонса» и «Песня капитана Смолетта». Первую из них исполняет Владислав Маленко, который является автором слов и музыки к спектаклю. Кстати говоря, песни написаны с юмором, жизнеутверждающей философией и даже с наличием вполне приемлемой для мюзиклов мелодической линией. Но самое неожиданное и неприятное заключается в том, что этих песен в спектакле, представленном в Концерном зале «Измайлово», просто не было.

А что же было?

Была музыкальная абра-кадабра. Никаких ярких мелодий, запоминающихся композиций, умных слов или хотя бы простенького юмора, который характерен, например, для «Сна Билли Бонса», не было и в помине. Никто не требует шедевров, никто не требует их в большом количестве, но хотя бы что-то запоминающееся должно быть. Увы, этого не было. В музыкальном отношении спектакль оказался еще более бедным, чем исковерканный сюжет.

Есть серьезные претензии и к исполнению. Так, например, Джим Хокинс поет голосом более высоким, чем его зазноба Энни и уж тем более его мамаша. Такому молокососу еще рано о любви думать!

В спектакле много откровенно избыточных кривляний со стороны большинства актеров. Переигрывание является характерной чертой артистов мюзикла.

На этом фоне более приятное впечатление оставляет хореография спектакля. Танцы и акробатика были представлены не плохо. Можно сказать, что спортивно-двигательная составляющая мюзикла была гораздо сильнее его сюжетно-музыкальной части.

Нельзя не отметить и некоторых режиссерских находок. Одна из них реализована в самой начальной сцене, когда на экране по морю плывет корабль и налетает на скалы – раздается грохот и… на уровне мачты в экране открывается дверь и оттуда вываливается сундук Билли Бонса. Эффектный момент! Побольше бы таких! Но таких моментов больше не было.

Невольные сравнения

Критиковать всегда легко. А надо ли это?

А может быть, «Остров сокровищ» просто плохо подходит под жанр мюзикла? Такое бывает.

Дело в том, что это бессмертное произведение многократно экранизировалось и обыгрывалось в различных вариантах, в том числе музыкальных. В свое время в нашей стране был снят изумительный одноименный мультфильм, причем изумительный в смысле придуманных для него песен. Кстати, в этом мультике есть песня про пьянство, где звучит песенный лейтмотив романа Стивенсона – «Пятнадцать человек на сундук мертвеца». Этот же музыкальный пассаж звучит и в мюзикле, но сравнение явно не в его пользу. Странно, но тот старый мультик был обеспечен гораздо более талантливым музыкальным сопровождением, чем современный мюзикл. Ну, а о юморе в том мультике и его песнях просто и говорить не стоит – там сплошной юмор. Это резко контрастирует с нынешним мюзиклом, где с юмором промашка вышла – вместо юмора кривлянья.

Вообще пиратские песни очень популярны, в том числе в нашей стране. Например, есть очаровательная песня «Старый пират» с хорошей мелодией и забавными словами. Почему же создатели мюзикла не смогли создать чего-то подобного? Куда делся анонсированный «Сон Билли Бонса»?

Как говорится, о вкусах не спорят, но все-таки новоявленный мюзикл больше смахивает на дешевую халтуру, чем на современное искусство. И вряд ли он надолго задержится на подмостках российских театров.

Татьяна Балацкая

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
12.11.2012 0 0
Константин:

Еще даже не дочитав рецензию до конца понял, что написана она женщиной. Причем, женщиной, не особо вникающей в суть вопроса, но очень словоохотливой и пребывающей от этой своей словоохотливости в полуэкзальтированном состоянии. Не стану уподобляться автору, упомяну всего один из ее откровенных ляпов: "Сон Билли Бонса", якобы лживо анонсированный создателями мюзикла на сайте театра "Аквамарин", увы и ах, является отрывком из другого спектакля театра "Аквамарин" и никакого отношения к мюзиклу "Остров сокровищ" в КЗ "Измайлово" не имеет. Журналисту, пищущему "разгромную рецензию" надо было бы знать, что в этом театральном сезоне в Москве идет аж 4 (!) постановки по роману Стивенсона с одинаковым названием. Критиковать всегда легко. А надо ли это? Надо. Только надо уметь это делать.

Статьи

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю
Экономика

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Узнай, страна

Победителем детского хоккейного турнира «Отцы и дети» стала сборная команда Карелии

Победителем детского хоккейного турнира «Отцы и дети» стала сборная команда Карелии

Карелия получит более 790 миллионов рублей для переселения граждан из аварийного жилья

Карелия получит более 790 миллионов рублей для переселения граждан из аварийного жилья

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте