Капитал Страны
20 НОЯ, 12:35 МСК
USD (ЦБ)    59,6325
EUR (ЦБ)    70,3604
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

Мост на Сахалин. Кто заинтересован в строительстве мостов из Японии на материк

14 Сентября 2017 7007 2 Экономика
Мост на Сахалин. Кто заинтересован в строительстве мостов из Японии на материк

В ходе Восточного экономического форума президент Путин сообщил, что рассматривает возможность строительства железнодорожного моста на Сахалин, а вице-премьер Шувалов предложил продолжить этот маршрут и связать сухопутным переходом Сахалин и японский остров Хоккайдо. Насколько реальны эти проекты и зачем они понадобились руководству страны?

Серьезное предложение

«Мы серьезно предлагаем японским партнерам рассмотреть строительство смешанного автомобильно-железнодорожного перехода от Хоккайдо до южной части Сахалина. При этом мы близки к тому, чтобы начать свою часть работы – доведение до тихоокеанского побережья железной дороги и построение такого же сложного перехода от материка до Сахалина», – рассказал вице-премьер Шувалов на форуме. Президент Путин сообщил только об одном переходе, над проектом которого ведется работа – с материка на Сахалин. Точнее, пока только «изучается возможность строительства железнодорожного перехода на Сахалин».

Сообщение Сахалина с материком сегодня осуществляется с помощью железнодорожно-паромной переправы Ванино-Холмск, которая действует круглый год. Простои из-за непогоды на этой переправе составляют 35–40 дней в году.

На Сахалине проживает около полумиллиона наших сограждан. На острове есть своя автономная железная дорога протяженностью более 800 км, сейчас ведется ее реконструкция, перекладывается старая узкоколейка шириной 1067 мм (японского образца) и меняется на общероссийский стандарт 1520 мм. То есть, подготовка к мостовому переходу ведется.

Пролив Невельского, который разделяет материк с островом в самом узком месте, имеет ширину около 6 км.

Для сравнения, строящийся Керченский мост имеет длину втрое большую. Однако проект сухопутного перехода на остров подразумевает не только строительство моста (или тоннеля), но и путей, подходящих к нему, общей протяженностью до 500 км (от станции Селизин на БАМе в районе Комсомольска-на-Амуре, до станции Ныш на острове Сахалин). Поэтому ориентировочная стоимость этого проекта (проекта как такового еще нет и поэтому оценки озвучиваются самые разные) в среднем 400–500 млрд руб., что в полтора раза выше стоимости Керченского моста.

В сети достаточно много споров о необходимости этой мега-стройки, граждане рассуждают о том, что подряд по ней наверняка достанется узкому кругу известных лиц, что стоимость его раздута и вообще не ко времени. Заметим, однако, что только на подготовку к проведению ЧМ-18 по футболу израсходовано бюджетных средств, как на оба моста вместе взятые, хотя по своей экономической и социальной значимости эти проекты, мягко говоря, несколько отличаются.

Необходимость постройки такого моста обсуждается уже давно – начиная с позапрошлого века, тогда предлагалось насыпать дамбу между материком и островом. Вторично вернулись к этому вопросу и даже приступили к его реализации в начале 50-х годов прошлого века, но со смертью Сталина этот проект был свернут. Именно свернут «за ненадобностью», а не, скажем, законсервирован, хотя в него к моменту закрытия уже были вложены огромные средства. Кстати, сразу после смерти Сталина были закрыты многие инфраструктурные проекты (например, полярная дорога Салехард-Игарка), к которым сегодня снова возникает интерес.

Вопрос о строительстве моста с материка на Сахалин в последние годы поднимается регулярно.

В конце прошлого года жители Сахалина отправляли президенту Путину петицию о строительстве моста с острова на материк, этот же вопрос прозвучал во время прямой линии с президентом и в этом году.

Сейчас дело, судя по всему, сдвинулось с мертвой точки, профильные институты занимаются предварительной проработкой различных вариантов сухопутного перехода на остров. Откуда на этот проект возьмутся деньги – вопрос открытый, предполагается, что финансирование будет осуществляться на условиях государственно-частного партнерства или концессионных соглашений.

Идея, озвученная Шуваловым на ВЭФ, предполагает строительство моста или тоннеля между Сахалином и Хоккайдо через пролив Лаперуза, который в самом узком месте достигает примерно 40 км. В мире есть сооружения такого размаха – мост длиной 42 км через залив Цзяочжоу в Китае, тоннель под Ла-Маншем, 52-километровый тоннель «Сэйкан», соединяющий японские острова Хонсю и Хоккайдо. Кстати, построен этот тоннель был в 1988 году, для сегодняшних технологий подобная задача вполне по плечу. Осталось только прояснить – а для чего понадобилось соединять Сахалин и Хоккайдо?

За что боремся

Когда чиновники или некоторые эксперты берутся обосновывать необходимость строительства моста на Сахалин, то оперируют цифрами роста грузоперевозок в обоих направлениях, сообщают, что они вырастут раза в четыре по сравнению с текущими объемами. Говорят, что это благотворно скажется на экономике острова и всего Приморья. Наверняка это так и есть, и спорить тут не с чем. Однако следует заметить, что во времена Союза грузооборот материка с островом был на порядок больше сегодняшнего и в разы больше, чем тот, который может возникнуть после возведения моста. То есть дело не в мосте как таковом.

Если посмотреть на структуру сахалинского экспорта, то оказывается, что основу его составляют углеводороды. И улучшение транспортной инфраструктуры увязывают с возможность увеличения добычи углеводородов. Это у нас принято называть развитием экономики, сможет ли строительство моста и увеличение добычи угля на Сахалине остановить отток населения с острова, можно только гадать. Больше никаких проектов, способных сделать остров более привлекательным для проживания, не озвучивается. Тем не менее, даже в таком варианте мост на Сахалин полезнее во всех отношениях, чем имиджевые мегапроекты или инвестиции в экономику западных «партнеров».

Идея строительства перехода с Сахалина на Хоккайдо тоже весьма привлекательна – в том смысле, что лишний грузопоток нам бы не повредил, окупаемость наших дальневосточных инфраструктурных проектов составляет десятки лет и ускорить этот процесс, привлекая сторонних клиентов – мысль простая и естественная. Другой вопрос – а нужно ли это японцам. Стоимость тоннеля между островами оценивается примерно в 50 млрд долларов, а экономика Японии переживает не лучшие времена, внешнеторговый товарооборот сокращается много лет кряду. Есть и другие факторы: стоимость морской доставки существенно ниже железнодорожной, а на сегодня этот фактор играет гораздо большую роль, чем скорость доставки. Несколько лет назад предпринимались попытки перевозить грузы из Японии в ЕС по Транссибу, но японцы в дальнейшем от них отказались. Специалисты говорят, что в советские времена поток товаров из Японии в Европу по нашей территории был вполне приличный, четкость поставок по нашим железным дорогам нареканий не вызывала. Не в пример сегодняшней ситуации – даже на свои автомобильные заводы, которые расположены в европейской части России, японцы предпочитают возить комплектующие морем и только минимальный отрезок оставлять на «железку».

Не будет интересен туннель между островами и для пассажирских перевозок – путешествовать в Россию предпочтительнее самолетом, уж слишком велики расстояния. Что же касается привлекательности тоннеля для японцев, желающих посетить Сахалин, то и здесь ситуация довольно скромная. Между островами курсирует японский паром, который за летний сезон совершает около 30 рейсов и перевозит всего 5-6 тыс. человек. Было бы больше желающих – нарастили бы мощности парома, это дешевле, чем тоннель строить.

Кстати, пассажиропоток по уже имеющемуся тоннелю «Сэйкан» падает, и власти Японии идут на любые ухищрения, чтобы его поддержать. Даже строительство скоростных магистралей не спасает ситуацию – самолет все равно привлекательнее. Японцам как раз еще одного тоннеля недостает. Так что замечательная идея родилась в головах наших чиновников, жаль только, что японцы своего счастья понять никак не могут.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
13:25, 03.11 0 0
Владимир Вознесенский:

Видишь, Дон, ты до сих пор не можешь забыть о России. А пытаешься учить других.

02:32, 17.10 0 0
Дон:

Россия умирающее государство, территория убогая. Лучше купить билет в цевилизацию и забыть о помойке навсегда.

Статьи

«Только Бог сможет меня снять!». Почему в Зимбабве покончили с властью диктатора Мугабе

«Только Бог сможет меня снять!». Почему в Зимбабве покончили с властью диктатора Мугабе
Политика 1

Отказ от долевого строительства: коллапс на рынке жилья или придание ему цивилизованного облика?

Отказ от долевого строительства: коллапс на рынке жилья или придание ему цивилизованного облика?
Экономика

Неявка основного свидетеля. Почему глава «Роснефти» не приходит на суд над Улюкаевым

Неявка основного свидетеля. Почему глава «Роснефти» не приходит на суд над Улюкаевым
Политика

Лекарства для жизни: почему их нет?

Лекарства для жизни: почему их нет?
Редакционные статьи

Узнай, страна

Участников и гостей SIFT ждет розыгрыш призов

Участников и гостей SIFT ждет розыгрыш призов

Оригинальные аксессуары и предметы декора из фанеры и оргстекла представят на ярмарке мастеров

Оригинальные аксессуары и предметы декора из фанеры и оргстекла представят на ярмарке мастеров

Новости компаний

Анна Палагина: Изменение структуры экономики в пользу МСП должно сопровождаться улучшением жизни

Анна Палагина: Изменение структуры экономики в пользу МСП должно сопровождаться улучшением жизни

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «RussiaTALK»: Есть взаимная заинтересованность

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «RussiaTALK»: Есть взаимная заинтересованность

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте