Капитал Страны
20 ОКТ, 17:47 МСК
USD (ЦБ)    57,5118
EUR (ЦБ)    67,8927
ИЗМИР

Мост между Россией и Украиной: когда страны преодолеют Керченский пролив?

14 Февраля 2014 10315 1 Экономика
Мост между Россией и Украиной: когда страны преодолеют Керченский пролив?

Строительство моста в Керченском проливе обсуждается Россией и Украиной на протяжении почти 20 лет. Однако фундамент общего проекта так никогда и не был заложен – ограничивались громкими заявлениями о намерениях. Хватит ли политический воли на этот раз?

На встрече президентов России Дмитрия Медведева и Украины Виктора Януковича 5 октября 2010 года в Геленджике украинский лидер предположил, что строительство моста через Керченский пролив можно будет завершить в ближайшие два года. Медведев поправил коллегу: мост, о возведении которого только что договорились главы двух государств, будет «сверхсовременным сооружением», построить его раньше 2014 года не получится. Но в 2014 году в Сочи откроется Олимпиада, чем не повод для соединения полуострова Крыма с Краснодарским краем?

Что бы ни декларировалось на той встрече, а объект явно уступал в приоритетности стадионам, дорогам и гостиницам олимпийской столицы. Договоренность о совместном проекте входила в перечень документов, известных как «харьковские соглашения». Впереди предстояла разработка проектной документации. Межправительственная рабочая группа оперативно организовала пять совещаний, но уже в 2011 году Керченский мост отложили в долгий ящик. Прошло два с половиной года, украинская экономика на грани дефолта так и не получила перспективу торговой ассоциации с ЕС, а заложенный Януковичем вираж опрокинул страну в острый политический кризис.

17 декабря 2013 года Майдан как никогда опасался вступления Украины в Таможенный союз. Но вопреки ожиданиям Виктор Янукович и президент России Владимир Путин по итогам московской встречи договорились об устраивающих украинскую оппозицию стимулах для экономики Украины, которая впала в рецессию с максимальными рисками дефолта. Путин пообещал скупить украинские еврооблигации на 15 млрд долларов, углубить научно-техническое сотрудничество в области самолетостроения и космической промышленности, подстегнуть товарооборот между странами и построить транспортный переход через Керченский пролив, связав тем самым Краснодарский край и Крым. Пожалуй, это единственное, в чем оппозиционеры увидели символическое воссоединение Крыма и России, хотя разговоры о постройке велись уже больше пятнадцати лет.

Предыстория инициатив по строительству моста это рассказ о том, как несколько раз его почти построили и столько же раз отменили или забыли поработать руками. В 90-х московский мэр Юрий Лужков симпатизировал проекту транспортной артерии между Керчью и Кавказом. Учреждалось даже открытое акционерное общество «Керченский мост». В 2004 году идею снова доставали с полки, но безрезультатно – не добирались даже до инженерно-проектировочной части. На этот раз проволочки чинить в правительствах не хотят.

В январе первый российский вице-премьер Игорь Шувалов отдал распоряжение государственной компании «Автодор», занимающейся строительством платных автомобильных дорог, курировать проект и быть накоротке с украинскими коллегами. Затем аналогичное поручение – по сути, приглашение к работе – было передано Министерству транспорта РФ. Чтобы включить Керченский мост в Транспортную стратегию до 2030 года, проектирование объекта должно быть завершено к началу 2015 года. Этим и объясняется энергичность кураторов и исполнителей.

В итоге инженерные изыскания легли на плечи «Автодора». И хотя компания еще недавно заявляла об отсутствии керченского проекта в рабочем плане до 2020 года, по последней информации, банк ВТБ согласился профинансировать проектный этап, который обойдется в 20 млн долларов. Это подвигло «Автодор» к созданию дочерней структуры для подготовки моста к строительству. «Дочка» будет учреждена в форме ОАО на паритетных началах с Украиной, стало известно газете «Ведомости» от близких к компании источников.

О предварительной стоимости самого объекта говорили с момента декабрьских соглашений почти все заинтересованные лица. Вице-премьер Автономной Республики Крым Рустам Темиргалиев еще в конце 2013 года называл сумму в 3 млрд долларов, а период строительства, по его словам, должен занять примерно пять лет. В Министерстве экономического развития и торговли Украины придерживались цифры 1,5 – 3 млрд долларов. Перед началом Олимпиады в Сочи заместитель министра транспорта РФ Олег Белозеров провел встречу с и.о. вице-премьером Украины Александром Вилкулом. После нее Белозеров, подписавший с украинским коллегой техническое задание на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО), оценивал Керченский мост в 1,5 – 2,5 млрд долларов.

По словам Александра Вилкула, рассматривается несколько типов переезда. Это может быть тоннель, автомобильный или совмещенный – автомобильно-железнодорожный мост. Строительство так же имеет ряд вариантов. «Северный вариант» соединит мыс Фонарь и мыс Малый Угол, протяженность конструкции составит 10,3 км, кроме этого потребуется построить 49 км автодорог и 24 км железной дороги. «Жуковский вариант» от поселка Жуковка до косы Чушки будет 6,3 км в длину, к нему нужно будет проложить 46 км автодорог и 13 км железной дороги. «Еникальский вариант» проляжет от мыса Синягино до косы Чушки – это 5,7 км плюс 46 км автодорог и 5 км железной дороги. И последний «Тузлинский вариант» – от мыса Ак-Бурун до косы Тузла: 11,7 км, 38 км автодорог и 36 км железной дороги.

Но если инженерные работы выполнят отечественные специалисты, то к написанию ТЭО партнеры собирается привлечь консалтинговые компании с мировыми именами, которые, впрочем, пока не называются. Проезд по мосту предполагается сделать платным, а возврат инвестиций в Министерстве инфраструктуры Украины ожидают в течение 5-10 лет. Финансировать строительство будет российско-украинское совместное предприятие – от России в нем примет участие Минтранспорта, с украинской стороны – Мининфраструктуры. Кредит на постройку объекта должен выделить российский Внешэкономбанк, щедро кредитовавший Олимпиаду в Сочи.

Об экономических выгодах пока никто судить не берется. Но если взять грузоперевозку, то пропускная способность моста может увеличить количество грузов, переправляемых сегодня на этом участке с помощью парома. Паром курсирует два раза в день, стоит для грузовых машин от 61 доллара за переправу. Объезд переправы составляет 450 км и занимает около 6-7 часов. Часть грузов отправляют вдоль побережья Азовского моря. Представители грузовых компаний при этом говорят, что стоимость проезда в европейских тоннелях колеблется от 5 до 15 евро. Если цена будет в пределах этой суммы, грузопоток между Крымом и Краснодарским краем увеличится многократно и положительно скажется на экономике региона и двух государств.

Еще один момент, на который в Крыму возлагают надежды – туризм. В то время как Краснодарский край принимает от 10 до 12 млн отдыхающих в год, Крым ежегодно посещают всего 6 млн человек. Из них 1,4 млн граждане России, а 4 млн внутренние туристы. Мост мог бы послужить развитию туризма на полуострове, считают украинские чиновники.

Хотя трафик, тарифы и экономический эффект остаются предметом изучения для консалтинговых компаний, для России выгоды в проекте может быть не меньше, чем для Украины. После завершения строительства олимпийских объектов к возведению моста можно привлечь крупных российских подрядчиков и усилить интеграцию Крыма и Краснодарского края. В начале XX века Британская империя вынашивала планы строительства в этом месте железнодорожного моста, который бы связал Лондон с Дели. Но этому проекту по многим причинам было не суждено осуществиться. Сегодня Россия способна усилить влияние в черноморском регионе и начать она может с укрепления экономических связей.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
19.03.2014 0 0
евгений алексеевич лебедев:

При разработке проекта любых работ по Тузлинскому варианту прошу учесть мои предположения на сайте Проза .Ру "Древнерусские измерения" и "Спасский и Тмутаракань". Необходимы археологические раскопки ...... Учесть грязевые вулканы ,сейсмические последствия во всех вариантах. Участвовал в стр-ве вантового метромоста в Киеве. Евгений Лебедев2

Статьи

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи
Политика

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями
Экономика

Узнай, страна

Сегодня Курск торжественно встретил Кубок чемпионата мира по футболу ФИФА 2018

Сегодня Курск торжественно встретил Кубок чемпионата мира по футболу ФИФА 2018

Александр Никитин поблагодарил артистов из Луганска за участие в проекте «Большие гастроли»

Александр Никитин поблагодарил артистов из Луганска за участие в проекте «Большие гастроли»

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте