Капитал Страны
17 ЯНВ, 03:55 МСК
USD (ЦБ)    59,6067
EUR (ЦБ)    63,2308

«Мир детства»: как себя ощущает отечественная индустрия детских товаров?

26 Сентября 2014 4690 0 События и факты
«Мир детства»: как себя ощущает отечественная индустрия детских товаров?

Рынок детских товаров – один из самых быстрорастущих в России. Какое место занимают на нем отечественные производители? Сегодняшний день индустрии детских товаров и ее перспективы были представлены на международных выставках «Мир детства» и «CJF-Детская мода-2014. Осень», проходивших в московском ЦВК «Экспоцентр» с 23 по 26 сентября.

Российская индустрия детских товаров

В России формируется целостная, мощная индустрия детских товаров, отметил, выступая на открытии выставок, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов. Российский рынок детских товаров становится сегодня одним из самых крупных в мире, и инвесторы проявляют к нему стабильный интерес.

«Рынок детских товаров – один из самых быстрорастущих в России. Его объем составляет около 700 млрд руб. В интересах детей работают 15 сопряженных отраслей, в том числе текстильная, швейная, кожевенная, лесная, деревообрабатывающая и другие виды промышленности. Спрос на продукцию для детей стабильно увеличивается. Рынок ежегодно демонстрирует рост более 10%. И в этом смысле перспективы для развития отечественных предприятий отрасли представляются очень неплохими», – заявил президент Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности Андрей Разбродин.

В настоящее время доля отечественной продукции на российском рынке детских товаров составляет от 10 до 30%, сообщил Виктор Евтухов. Минпромторг намерен добиться увеличения этой доли до 40-50%. «Мы бы хотели, чтобы появилось больше новой продукции, было заявлено как можно больше новых, прорывных предложений, новых идей и решений. У нас есть очень хороший потенциал», – заявил замминистра.

Контрафакт и импортозамещение

Одним из важнейших условий для развития отечественных предприятий является перевод существующего ныне стихийного рынка на «профессиональную основу», борьба с контрафактом и введение системы стандартизации и сертификации, подчеркнул Андрей Разбродин. Именно из-за огромного количества контрафакта отрасль, например, легкой промышленности является сегодня нерентабельной практически по всем параметрам.

Проблемы таможенного регулирования и защиты от контрафакта обсуждались на прошедшем в рамках выставок выездном заседании рабочей группы по индустрии детских товаров, организованном по инициативе Федеральной таможенной службы России (ФТС), Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), Роспотребнадзора, Ассоциации предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) при поддержке ЗАО «Экспоцентр». Участники заседания отметили, что борьба с контрафактной продукцией, поступающей на российский рынок в том числе и через интернет-торговлю, становится все более важной задачей. Один только «серый импорт» на сегодня составляет 10-15% общего объема рынка товаров для детей. Представители АИДТ рассказали о нововведениях в кодификации детской продукции и таможенном ценообразовании, существующей системе регулирования рисков, изменениях в технических регламентах, сложностях реализации в России международной гармонизированной системы классификации детских товаров.

В рамках выставок продолжилась также реализация проекта «"Экспоцентр" – за выставки без контрафакта», направленного на уменьшение случаев демонстрации контрафактных товаров на экспозициях. На отдельном стенде специалисты в сфере защиты авторских прав предоставляли консультации и разъяснения по вопросам интеллектуальной собственности, а при необходимости оказывали помощь в поиске путей разрешения конфликтных ситуаций в области нарушения исключительных прав.

Господдержка

Меры по защите российского рынка от контрафакта предусматривает и Стратегия развития индустрии детских товаров на период до 2020 года, разработанная Минпромторгом. Помимо этого большое внимание в Стратегии уделяется продвижению инновационных разработок и расширению спектра инструментов господдержки, рассказал Виктор Евтухов. Предусмотрены субсидии на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, на компенсацию затрат по уплате процентных ставок по кредитам и лизинговым платежам, в частности предполагается ввести субсидирование первоначального лизингового платежа. Выделяются субсидии управляющим компаниям в индустриальных парках. Кроме того, предполагается выделение государственных средств на продвижение и популяризацию российских детских товаров.

Господдержка предприятий, работающих в индустрии детских товаров и услуг, уже не первый год является одной из центральных тем выставки «Мир детства». В рамках выставки состоялось отраслевое совещание «О задачах и механизмах государственной поддержки отечественных производителей продукции для оснащения образовательных учреждений» под председательством министра промышленности и торговли Дениса Мантурова. В нем участвовали руководители Министерства образования и науки РФ, Министерства труда и социальной защиты РФ, Министерства здравоохранения РФ, Министерства культуры РФ, представители органов исполнительной власти субъектов России, а также производители товаров для детей. На совещании обсуждалась поддержка производителей продукции для оснащения образовательных учреждений: мебели, учебного оборудования, материалов для детского творчества, игровой и развивающей продукции.

Деньги решают не все

Сегодня для развития многих отраслей важны не столько деньги, сколько создание необходимых условий и последовательное грамотное управление, считает Андрей Разбродин. «По части импортозамещения перспективы могут быть серьезными, но только если мы действительно будем заниматься импортозамещением, а не говорить о нем», – заявил он.

Чтобы поддержка предприятий была действительно эффективной, она должна предоставляться более адресно, с учетом особенностей каждой отрасли и даже конкретных ее подотраслей. Например, такая мера господдержки как субсидии по кредитам действенна далеко не для всех предприятий легкой промышленности. «У нас есть подотрасли, которые кредитов не берут, и у них совершенно другая задача и совершенно другие проблемы, им нужно другое регулирование, другая помощь, для того чтобы они более активно развивались, – поясняет Андрей Разбродин. – Есть подотрасли, которые берут кредиты, но из-за того что ситуация усреднена, они не могут брать кредиты в тех количествах, которые нужны им для развития. Рентабельность в этих подотрослях несколько ниже, но они работают с оборота. Показатели же Центробанка, которые выданы банкам для оценки при кредитовании степени риска и т.д., усреднены, и соответственно некоторые предприятия, которые сегодня крайне востребованы, обеспечивают сегодня практически полное импортозамещение в ряде подотраслей, не имеют нормального доступа к кредитованию».

Отрасль легкой промышленности нуждается в очень тонком и аккуратном регулировании, подчеркнул Андрей Разбродин. Она не годится для больших, общих решений. Между тем при существующей на сегодня системе управления эта отрасль, как, впрочем и любая другая, практически неуправляема. Есть общее для всех отраслей министерство – и всё, нет нормальной вертикали. При таком положении дел у министерства нет возможностей ни для налаживания грамотного финансирования, ни для контроля за его эффективностью. Надо в корне изменить эту ситуацию: или воссоздать отраслевые министерства, о чем многие сейчас говорят, или встроить в структуру управления уже существующие сообщества производителей – саморегулируемые организации, такие как, например, союз предпринимателей текстильной и легкой промышленности. Взаимодействие власти с профессиональным сообществом, закрепленное на законодательном уровне, значительно повысит эффективность господдержки, причем не только за счет контроля и учета, но и благодаря грамотно выбранным мерам и инструментам поддержки.

В каждой из отраслей, как правило, есть проблемы, которые необходимо решать именно на государственном уровне – например, для легкой промышленности это обеспечение сырьем. Мало кто знает, но Узбекистан, один из крупнейших производителей хлопка, тоже находится сейчас под действием ограничительных санкций, рассказал Андрей Разбродин. С их помощью США и другие ведущие производители хлопка пытаются уменьшить присутствие Узбекистана на рынке. Вполне можно было бы извлечь выгоду из этой ситуации. Но российские предприятия, не будучи сегодня объединены в отрасль, поодиночке использовать ее не могут. Это должна быть государственная программа.

Форум поставщиков

Проблемы поставщиков и ритейлеров обсуждались также на прошедшем в рамках выставки форуме «Поставщик детских товаров». Своим мнением и опытом работы делились признанные аналитики и эксперты отрасли, а также представители ведущих компаний на рынке детских товаров.

По мнению специалистов, общая социально-экономическая ситуация в самое ближайшее время неизбежно скажется и на рынке детских товаров, так что рост его в 2015 году замедлится. Уже сейчас отсутствие роста доходов населения при увеличении расходов и росте инфляции привели к тому, что цена стала решающим фактором при выборе товара. Перспектива окончания переходного периода присоединения к ВТО и, соответственно, создания более комфортных условий для иностранных детских товаров требует разработки мер конкурентной борьбы.

Взрослый юбилей

Выставка «Мир детства» проводится под патронатом Торгово-промышленной палаты РФ, при поддержке Министерства промышленности и торговли РФ, Ассоциации индустрии детских товаров (АИДТ). В 2014 году выставка празднует свой юбилей – 20 лет. В ней приняли участие 503 экспонента из 32 стран мира. В выставке «CJF-Детская мода-2014. Осень» участвовали 275 компаний из 20 стран. Общее количество российских участников выставок – 524.

В последний день работы выставок их посетил заместитель председателя правительства РФ Аркадий Дворкович. Он ознакомился с экспозициями выставок и пообщался с экспонентами.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?
Интервью и комментарии

Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?

Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?
Политика 1

Бензоколонка Запада. Как для России запустили план «анти-Маршалла»

Бензоколонка Запада. Как для России запустили план «анти-Маршалла»
Экономика 15

Жилье за долги. У кого государство собирается отнимать единственное жилье?

Жилье за долги. У кого государство собирается отнимать единственное жилье?
Экономика 5

Узнай, страна

Три новых инвестиционных проекта будут реализованы в Тереньгульском районе Ульяновской области

Три новых инвестиционных проекта будут реализованы в Тереньгульском районе Ульяновской области

Повышение эффективности в бережливых организациях обсудят в Ижевске

Повышение эффективности в бережливых организациях обсудят в Ижевске

Новости компаний

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте