Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
26 ЯНВ, 21:49 МСК
USD (ЦБ)    61,8031
EUR (ЦБ)    68,2924

26 ЯНВ, 21:49 МСК
USD (ЦБ)    61,8031
EUR (ЦБ)    68,2924


Миллионы за право стать полигоном?

18 Апреля 2013 8404 1 Экономика
Миллионы за право стать полигоном?

О необходимости модернизации российской экономики правительство говорит уже более двух десятилетий. Что же при этом имеется в виду? Ответом может служить, например, судьба отечественного машиностроения – в частности отрасли железнодорожного транспорта.

Миллионы за скорость?

Идея о создании высокоскоростной железной дороги в нашей стране обсуждалась в правительстве уже с 1960-х годов. Под нее были разработаны скоростной электропоезд ЭР-200 в Риге, скоростной электровоз ЧС-200 в Пльзене (ЧССР) и вагоны "Русская тройка" для ЧС-200 на Калининском вагоностроительном заводе (в нынешней Твери). ЭР-200 курсировал между Москвой и Ленинградом-Петербургом с 1984 по 2009 год. Его конструкторская скорость составляла 200-250 кмч, но ездил он со скоростью 130 км, поскольку трасса больше не позволяла.

В 1980-х годах был согласован проект по строительству высокоскоростной магистрали от Ленинграда на юг, которая должна была пройти через 25 городов. Ожидалось, что объём её пассажиропотока составит около 53 млн человек в год, а скорость движения поездов достигнет 300—350 км в час, так что время поездки из Москвы в Ленинград сократится с 6 до 2,5—3 часов, на Черноморское побережье Крыма — с 22 до 5-6 часов, на Черноморское побережье Кавказа — с 33 до 9 часов.

В декабре 1991 г. для реализации этого проекта была создана компания РАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ). Скоростную магистраль сократили до специальной трассы Москва-Санкт-Петербург (которая до сих пор так и не построена), но к 2001 году разработали высокоскоростной поезд "Сокол", способный развивать скорость до 350 км/ч. В его создании участвовало более 60 предприятий. Он соответствовал мировым стандартам, было принято решение о подготовке его к серийному производству, однако после смены руководства Минтранса в проект был объявлен "исторической ошибкой", а в 2003 году закрыт. Всего на него было потрачено, по разным данным, от $75 до $450 млн.

Окончательный крест на российских разработках РЖД поставило в 2006 году, заключив контракт с корпорацией Siemens на поставку восьми высокоскоростных поездов на 276 млн евро и соглашение о 30-летнем сервисном обслуживании этих поездов на сумму более 350 млн евро. Хотя немецкий "Сапсан", так же как и российский "Сокол" может разгоняться до 350 кмч, он практически не идет быстрее 200 кмч – для этого требуется высокоскоростная трасса, строительство которой по-прежнему лишь в проекте. Вопрос, в чем причина отказа от доработки российского проекта в пользу импортного остается открытым.

 

Миллионы за имидж?

Не послужила стимулом для развития отечественной промышленности и Сочинская олимпиада – во всяком случае, РЖД, например, не стало размещать заказы на российских предприятиях и обеспечивать работой российских граждан. Вместо этого был заключен контракт все с тем же концерном Siemens. За 580 млн евро России будет поставлено 54 пятивагонных поезда Desiro RUS "Ласточка": 34 из них соберут в Германии, еще 16 - в России. Производство их будет организовано на ООО "Уральские локомотивы" - совместном предприятии группы "Синара" и концерна Siemens – и продолжится и после Олимпиады -2014. В течение 2015 года "Уральские локомотивы" выпустят 30 пятивагонных электропоездов. Первоначально глубина локализации составит 35%, к 2017 году уровень локализации планируется довести до 80% . Предусмотрительный Siemens уже заключил с РЖД контракт на техобслуживание 54 поездов в течение 40 лет. Представители концерна с гордостью сообщают, что "Ласточка", по сравнению с другими поездами, будет потреблять электроэнергии на 30% меньше. Однако при этом не акцентируется тот факт, что 49% акций "Уральских локомотивов" принадлежат Siemens'у, и значит, почти половина прибыли будет уходить за рубеж.

И снова, как и в ситуации с "Сапсаном" у России уже был альтернативный вариант - поезда повышенной комфортности на базе электровоза ЭД4МК, выпускающиеся Демиховским машиностроительным заводом и вполне хорошо себя зарекомендовавшие. Однако политика РЖД – государственной, между прочим, компании! - такова, что ближайшие полвека российских производителей все активнее будет вытеснять Siemens.

 

Миллионы за право стать полигоном?

На том же заводе "Уральские локомотивы" с 2010 года выпускается 2ЭС10 "Гранит" – совместная разработка группы Синара и концерна Siemens. На сайте производителя с гордостью утверждается, что это самый мощный и самый лучший локомотив для колеи 1520 мм. То есть, надо понимать, по мировым меркам все же не самый лучший? С начала его эксплуатации был отмечен целый ряд существенных недостатков, причем, по мнению российских специалистов, опробовавших локомотив "в деле", одной из наименее надежных частей "является оборудование марки Siemens. В частности, достаточно проблемным оказался тяговый преобразователь производства "Siemens", который в течение года выходил из строя 36 раз (15% от общего числа неисправностей). В целом же 51 отказ оборудования из 249 (общее число за год) приходится на узлы и агрегаты производства немецкой корпорации", - отмечает главный инженер Свердловской железной дороги (филиала ОАО "РЖД") Олег Набойченко. В итоге, локомотивы немалое время простаивают, РЖД несет значительные убытки, но контракт на закупку 221 электровоза на 42 миллиарда рублей подписан.

Между тем, советский электровоз ВЛ86ф ((Владимир Ленин, тип 86), созданный в 1985 году, был не только мощнее "Гранита", но и вообще самым мощным в мире. Серийному его производству помешал развал Союза. Теперь вместо "доведения до ума" отечественных разработок РЖД предпочло не только заплатить миллионы Siemens'у, но и предоставить отечественные дороги для обкатки и доработки его "новейших" конструкций.

Формула модернизации, используемая российским правительством, проста, как кувалда. И результаты ее вполне очевидны и предсказуемы. На недавней Ганноверской выставке Россия представляла не своих "Соколов" и "Лениных", а совместные разработки с Siemens'ом – "Ласточку" и "Гранит". Главный акцент, согласно официальным заявлениям российских представителей, был сделан на презентации инвестиционных возможностей нашей страны. И правда, производить что-то свое при такой политике властей невероятно трудно, гораздо проще предоставить все зарубежным инвесторам.

Расскажем о главном: подписывайтесь на «Капитал страны» в Instagram

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
20.04.2013 0 0
Иван:

Галина Анатольевна, а чему вы удивляетесь? Это же обыкновенный неоколониализм, установившийся на всем постсоветском пространстве после Беловежских соглашений 1991-го года.

Статьи

Учиться счастью. Как побороть негативное мышление?

Учиться счастью. Как побороть негативное мышление?
Бизнес и психология

Налог за снятие пенсии. Что придумал Минфин для тех, кто копил на старость

Налог за снятие пенсии. Что придумал Минфин для тех, кто копил на старость
Экономика 13

«Детский мир» и «Магнит». Кто выиграл от смены правительства России и почему

«Детский мир» и «Магнит». Кто выиграл от смены правительства России и почему
Экономика 1

Коронавирус из Китая угрожает миру. Доберется ли 2019-nCoV до России?

Коронавирус из Китая угрожает миру. Доберется ли 2019-nCoV до России?
События и факты

Узнай, страна

ТОП-10 достижений недели: как в регионах РФ создавали промкластеры, строили корабли и разводили коз?

ТОП-10 достижений недели: как в регионах РФ создавали промкластеры, строили корабли и разводили коз?

В Севастополе дан старт созданию яхтенной марины в Балаклавской бухте

В Севастополе дан старт созданию яхтенной марины в Балаклавской бухте

В Пятигорске открылся региональный сосудистый центр в рамках нацпроекта

В Пятигорске открылся региональный сосудистый центр в рамках нацпроекта

В Москве создали не имеющий аналогов в мире спасательный парашют для эвакуации с небоскребов

В Москве создали не имеющий аналогов в мире спасательный парашют для эвакуации с небоскребов

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter