Капитал Страны
26 МАЙ, 20:25 МСК
USD (ЦБ)    56,7560
EUR (ЦБ)    63,6689

Методика определения экономического потенциала

18 Февраля 2013 32423 0 Исследования
Методика определения экономического потенциала

Что такое экономический потенциал? Как его можно и нужно определять? Можно ли его относительно точно рассчитать? И как это можно сделать? Какие итоги и выводы можно получить при оценке экономического потенциала страны при использовании оригинальной методики? Можно ли с помощью таких расчетов глубже понять процессы в экономике Украины?

Внедрение рыночной системы хозяйствования в Украине привело к существенным изменениям в сфере государственного регулирования. Государство исключилось из прямого директивного управления посредством централизованных планов, как исключились и сами планы. Перед хозяйствующими субъектами остро стал вопрос: встраиваться в существующую мировую рыночную систему или создавать собственные рыночные сегменты? Для встраивания в мировой рынок необходимо время и определенные организационно- экономические ресурсы. Создание собственных рыночных сегментов требует проведения взвешенной инсайдерской политики. Как в первом, так и во втором случае необходима действенная поддержка со стороны государства Украины в отстаивании интересов национальных субъектов. При этом требуется точное знание состояния экономики страны, региона, с тем, чтобы регулирующие воздействия государства были продуктивными.

Одним из важнейших расчетных показателей является экономический потенциал, который определяет возможности системы, ее обобщенный запас производительных сил. Определение экономического потенциала является важной составляющей исследований, традиционно используется в государственном регулировании для решения многих задач, связанных с прогнозированием социально- экономического развития, расчетом показателей экономической деятельности субъектов на макро и микро уровнях. Однако в современных условиях реформирования экономики Украины потенциал не удовлетворяет текущим задачам и требует нового научного покрытия.

Известна методика оценки экономического потенциала, по которой производят его структуризацию на отдельные элементы, рассчитывают основные показатели указанных элементов и объединяют их в обобщенный показатель, используемый для анализа и обеспечения устойчивого развития [1, с. 73-75]. Методика предусматривает структурирование экономического потенциала на следующие составляющие: финансовый потенциал; производственный потенциал; инновационно-информационный потенциал; институционный потенциал.

Оценка составляющих экономического потенциала производится по соответствующим индикаторам с использованием теоретического размаха вариации и простого среднеарифметического. Интегральный показатель рассчитывается как многомерное средневзвешенное значение используемых индикаторов.

В результате получается рейтинговая оценка экономического потенциала, которая характеризует относительные возможности экономической системы страны, региона.

Преимуществом данной методики является относительная простота оценок экономического потенциала при сопоставлении нескольких регионов. К недостаткам следует отнести низкую точность и невозможность оценки экономического потенциала в натуральном и стоимостном измерениях.

Существует методика определения экономического потенциала [2], в которой производится уточненная оценка по индикаторам, вся совокупность которых разбивается на следующие группы:

  1. Экономические индикаторы, в том числе: экономический потенциал региона и его использование; объем и эффективность производства; состояние региональных рынков; инвестиционная активность; энергетическая и продовольственная безопасность; финансовое самообеспечение региона; налоговая нагрузка и наличие независимой налоговой базы для формирования местных бюджетов; показатели территориальной структуры, концентрации экономической деятельности, уровня диверсификации; структура собственности в регионе.
  2. Социальные индикаторы, включающие в себя: уровень безработицы и занятости в регионе; динамику номинальных и реальных доходов; структуру доходов и расходов; соотношение среднемесячного дохода и прожиточного минимума; потребление материальных благ и услуг; уровень развития инфраструктуры и др.
  3. Экологические индикаторы, в числе которых выделяют: антропогенную нагрузку на территорию; уровень выбросов загрязняющих веществ в атмосферу; состояние поверхностных водоемов и запасов сточных вод и др.
  4. Демографические индикаторы, характеризующие информацию о количестве городского и сельского населения, о его половозрастной структуре, трудоспособном населении, уровне образования, плотности населения, сальдо миграции и др.
  5. Индикаторы наличия и использования ресурсов в регионе, которые анализируют наличие и состояние: трудового потенциала; природно-ресурсного потенциала; производственного потенциала; потенциала инфраструктуры.

Для комплексной диагностики развития регионов предусмотрен метод многомерного сравнительного анализа, который предполагает изучение любого региона на основе совокупности (комплекса) исходных индикаторов, представленных в виде матрицы исходных данных (аij). При этом из всех значений индикаторов выбираются лучшие, в результате чего формируется гипотетический регион-эталон с матрицей оптимальных (наилучших) параметров (max aij). Затем показатели по другим регионам (aij) делятся на соответствующие значения этих показателей для региона-эталона (max aij), в результате чего получается матрица стандартизированных коэффициентов (xij):


(1)


Полученные коэффициенты возводятся в квадрат и умножаются на весовые коэффициенты Кi, определяемые экспертным путем. По каждому региону результаты складываются, из найденной суммы извлекается квадратный корень, в результате чего получается рейтинговая оценка региона (Ri):

(2)


Рейтинговые оценки ранжируются, в результате чего определяется место региона по уровню развития среди других регионов.

Преимущества рассмотренной методики оценки экономического потенциала состоят в сбалансированной системе индикаторов и формировании основы для многомерного сравнительного анализа. Это позволяет производить уточненные рейтинговые оценки экономического потенциала региона. К недостаткам следует отнести невозможность оценок потенциала в натуральном и стоимостном измерениях.

Известна "рыночная" методика оценки экономического потенциала. В качестве базовых индикаторов рыночной оценки потенциала страны, региона в экономике приняты системы индексов биржевой торговли, по которым производятся основные расчеты.

Промышленный индекс Доу Джонса (The Dow Jones Industrial Average - DJIA) основан 26 мая 1896 года Чарльзом Доу, рассчитывается как простой средний показатель движения курсов акций 30 крупнейших промышленных корпораций. Акции, используемые в данном индексе, котируются на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и составляют порядка 15-20 процентов общей рыночной стоимости акций NYSE. Состав промышленного индекса Доу-Джонса не является неизменным: компоненты этого индекса могут изменяться в зависимости от позиций крупнейших промышленных корпораций в экономике США и на рынке. Преимущество индекса Доу Джонса перед другими индексами Америки состоит в том, что он выдержал проверку временем. Индекс был основан в XIX веке, и до сих пор сохраняет свою популярность и актуальность. Такой долгий успех делает индекс Доу Джонса классическим представителем фондового рынка США. Компании, входящие в Индекс, являются так называемыми "голубыми фишками", очень надежны и стабильны [3].

Главный недостаток такого способа создания индекса в том, что акции с высокой ценой имеют гораздо большее влияние на индекс, чем те, которые стоят дешевле. Второй существенный недостаток индекса Доу Джонса состоит в ограниченном охвате рынка. В индекс входят акции 30 крупнейших Американских компаний, чего явно не достаточно для того, чтобы точно отразить глобальные рыночные изменения.

Поэтому для оценок рынка используют индексы с гораздо большим охватом акций. Пример такого индекса - это S&P 500, в который входят 500 крупных американских компаний. В настоящее время он является "золотым стандартом" американской экономики. Для глобальной оценки поведения рынка трейдеры, как правило, используют не сам S&P 500, а его производную - S&P 500 Futures. Это такой финансовый контракт, который дает его обладателю право получить в будущем пакет акций, отражающий S&P 500 индекс [4].

На основании принятого листинга компаний рассчитываются соответствующие значения индексов, которые в общем случае могут быть использованы для определения потенциала экономики США. При этом покупательный спрос на акции включает ряд оценок компаний, выполняемых самими трейдерами. Для этого используется разнообразная информация, позволяющая определять реальную стоимость акций компании - эквивалент экономического потенциала. Таким образом, постоянная работа фондовой биржи дает сигналы о стоимости акций, релевантно отражающих экономические потенциалы компаний. Суммарная стоимость акций компаний страны, региона позволяет выполнять обобщенные оценки экономического потенциала.

Преимущества рыночной методики определения экономического потенциала состоят в следующем. Критерии оценок вырабатываются на основе анализа спроса и предложения самими участниками рынка (покупателями и продавцами акций), которые, производят наиболее точные интегральные оценки. Потенциал определяется в денежных единицах - курсовой стоимости акций, что является универсальным измерителем и позволяет осуществлять сопоставления и выполнять прогнозы. Оценки производятся постоянно, в реальном времени, что также немаловажно при достаточно волатильной конъюнктуре рынка. Поведение индексов способно формировать не только потенциал экономики, но и служить индикатором наступающих кризисов.

Недостатки рыночной методики определения потенциала состоят в зауженной шкале оценок - стоимости акций. Несмотря на объективность стоимостных показателей, для определения экономического потенциала целесообразно использовать дополнительные индикаторы. Кроме этого рыночные условия предусматривают конкуренцию в экономической системе, что может порождать необъективность самих оценок, и как следствие искажения экономической статистики, а спекулятивная составляющая рынка склонна к формированию "пузырей". В результате оценки экономического потенциала страны, региона, выполненные по рыночной методике, не всегда объективно отражают состояние экономики.

Известна методика оценки социально-экономического развития Автономной Республики Крым, областей, г.г. Киева и Севастополя, принятая Постановлением Кабинета Министров Украины от 20.06.2007. №833 и Постановлением Кабинета Министров Украины от 9.06.2011. №650 [5, 6]

Методика основана на рейтинговых оценках, применительно к системе показателей отдельных сфер социально-экономического развития соответствующих регионов и производится в следующей последовательности.

На первом этапе рейтинговая оценка осуществляется на основе подсчета относительных отклонений показателей каждого региона от наилучших значений таких показателей других регионов по формуле:

(3)


где:
Rj - сумма рейтинговых оценок конкретного региона по каждому из показателей, которые характеризуют отдельную сферу социально-экономического развития;
Xij - значение і-го показателя j-го региона;
Xmax і - максимальное значение і-го показателя;
Xmin і - минимальное значение і-го показателя;
n - количество показателей, по которым проводился расчет в отдельной сфере социально-экономического развития.

Первая часть формулы используется для оценки показателей, повышение которых имеет положительное значение (например, прирост производства), вторая часть - для оценки показателей, повышение которых имеет отрицательное действие (например, прирост задолженности).

На втором этапе определяется среднее арифметическое значение суммы рейтинговых оценок конкретного региона по всем показателям, которые характеризуют отдельную сферу его социально-экономического развития, по формуле:

(4)


где:
Rср j - среднее арифметическое суммы рейтингов конкретного региона по всем показателям отдельной сферы социально-экономического развития.

На третьем этапе определяется среднее арифметическое значение суммы рейтинговых оценок конкретного региона по всем сферам его социально-экономического развития по формуле:


(5)


где:
Іj - среднее арифметическое суммы рейтингов конкретного региона по всем сферам социально-экономического развития;
m - количество сфер социально-экономического развития регионов, по которым проводился расчет.

По результатам расчета определяется место каждого региона в рейтинге по всем сферам социально-экономического развития и отдельным сферами этого развития. Наилучшим считается регион, среднее арифметическое значение суммы рейтинговых оценок которого имеет самое низкое значение.

Данная методика рейтинговых оценок социально-экономического развития, отражающего экономический потенциал, имеет следующие недостатки:

  1. Список показателей оценки принят произвольно. Так, например, в методике по Постановлению КМУ от 20.06.2007. №833 их насчитывается 55, в методике по Постановлению КМУ от 9.06.2011. №650 их уже стало 81. Показатели приведены бессистемно, не структурированы, не связаны с фазами производства. К примеру, улучшение в сфере экологии может быть достигнуто внедрением новых наукоемких технологий на производстве или же путем закрытия самого производства. При этом экологические показатели указанных вариантов развития будут равны, а рейтинги - разными, что доказывает их неопределенность.
  2. Принцип расчета рейтинга по отклонениям в диапазоне изменения параметра ошибочен, так как фактически "отрезается" значение потенциала Хmin (см. формулу 3), что ведет к искажению исходной информации. Полученные в результате расчета коэффициенты и место в рейтинге показателей определяется верно, в то время как сами расчеты не отражают реальных оценок экономического развития (потенциала) страны, региона. Непонятно, как могут быть использованы полученные рейтинги в практических целях регулирования экономики региона, ведь рейтинг - это всего лишь "место в очереди".
  3. Экономический смысл предлагаемой методики оценок, где основным недостатком является "плавающая" база расчетов, недостаточно обоснован. Например, кризис экономики Украины ведет к всеобщему ухудшению показателей в каждом регионе. Однако рейтинговая оценка, потому что она относительная, будет указывать на то, что отдельно взятый регион получает "экономический рост". Хотя в действительности он также пребывает в состоянии стагнации.
  4. В методике отсутствует взвешивание показателей, что делает ее непригодной для экономических расчетов. Например, показатель "объем реализованной продукции на душу населения" в общей формуле имеет такой же вес, как и показатель "темп роста (снижения) задолженности заработной платы с начала года", однако эти показатели в экономической системе имеют совершенно разное влияние.
  5. Методика не предусматривает получения оценок в натуральных и стоимостных показателях, что вообще исключает из рассмотрения объект оценки и саму оценку. Определяется только место в рейтинге, экономическая и научная ценность которого весьма сомнительна.
  6. Методика не рассматривает динамику изменения абсолютных и стоимостных показателей, а это приводит к невозможности определения предыстории и самого экономического потенциала страны, региона. Создается иллюзия результата от "перетасовки" мест регионов без привязки их к конкретным экономическим показателям, отражаемым в официальной статистике.
  7. Методика не описывает реальное состояние экономики региона и процессы в сфере производства, распределения и обмена товаров в хозяйственной системе. Отсутствует понятие и оценка экономического потенциала, в то время как именно потенциал дает объективные оценки экономики.

Целью исследования является разработка релевантной системы расчета и оценок экономического потенциала, которая позволит объективно определять натуральные, стоимостные и относительные показатели развития страны, региона.

Поставленная цель обеспечивается решением следующих задач:

  • представление экономической деятельности в виде процесса, в результате чего экономический потенциал может быть определен через его составляющие элементы, такие как вход, выход, управление, механизм;
  • определение потенциала как математического тренда функции, описывающей изменения параметров элементов процесса в заданном временном интервале;
  • определение абсолютных и относительных значений элементов экономического потенциала и системы их оценок;
  • определение способов интеграции элементов и общего экономического потенциала страны, региона.

Разработка научного покрытия методики потенциала

Для решения поставленных задач в основу методики заложены следующие фундаментальные подходы:

  1. Процессный подход. Экономическая деятельность представляется как процесс, преобразующий входы в выходы под действием управления при помощи механизма.
  2. Подход к формированию, идентификации и распределению составляющих потенциалов экономики по эквивалентным элементам процесса. В результате элементы процесса позволяют идентифицировать потенциалы, которые в свою очередь отражают структуру экономики страны, региона.
  3. Описание экономики страны, региона в институциональных секторах и показателях системы национальных счетов (СНС). Подход с позиций СНС предусматривает следующие институциональные секторы: НФК - нефинансовые корпорации, ФК - финансовые корпорации, ОГУ - общегосударственное управление, ДХ - домашние хозяйства, НКО - некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства, ОМ - остальной мир.
  4. Подход, основанный на методе В. Леонтьева "затраты - выпуск", согласно которому экономическая система представляет собой замкнутую на рынке структуру, формирующую модель кругооборота, где работают законы сохранения и энтропии.
  5. Потоковый подход, учитывающий то, что все элементы системы связаны между собой товаро - финансовыми потоками затрат, выпуска, налогов, трансфертов.

Представленные подходы позволяют наиболее точно сформировать модель экономической системы страны, региона для точного определения экономического потенциал и его составляющих. Реализацию процессного и других, связанных с ним подходов целесообразно представить в виде стандартной схемы бизнес-процессов.

Процессный подход к формированию экономической системы

Воспользуемся моделированием экономической системы страны, региона в форме непрерывного процесса воспроизводства. Модель экономической деятельности в такой системе представлена на рис. 1.





Модель включает процесс "Осуществлять экономическую деятельность", входом которого являются затраты, выходом - выпуск, управлением - организация, механизмом - ресурсы. При этом получаем объединение в модели двух заявленных подходов: процессного и метода В. Леонтьева "затраты - выпуск". Выпуск процесса соединен с рынком потоком полученной выручки - объема выпуска в стоимостном выражении (на схеме показано пунктиром встречно потоку выпуска). Затраты процесса на схеме показаны как поток расходов в стоимостном выражении, соединяющий вход процесса с рынком. На вход поступают исходные ресурсы системы, трансформируемые в готовую продукцию (выпуск) при осуществлении экономической деятельности. В результате получаем замкнутую процессную систему "затраты - выпуск", в которой осуществляется производство продукции и воспроизводство экономической деятельности. При этом реализуется потоковый подход и кругооборот товаров и финансов в системе через рынок.

Управление представлено организацией - системной командных воздействий на процесс, определяющих фазы и операции трансформации затрат в выпуск.

Механизм включает ресурсы процесса, которые напрямую не преобразуются в выпуск, но обеспечивают экономическую деятельность в системе.

Рассмотрим более детально перечисленные элементы процесса, для чего произведем их классификацию с использованием методологии СНС, что обеспечивает реализацию подхода основанного на применении статистики национального счетоводства.

Организация представляет собой функциональный блок, включающий:

  • техническое и административное руководство, законодательство, нормативно-правовые акты, техническую, технологическую документацию, регламенты, организационные структуры и др.;
  • конъюнктуру рынка, в том числе объемы спроса и предложения, состояние конкурентной среды, экспорт, импорт, торговый баланс и др.;
  • фискальную политику государства, накладывающую налоговые ограничения и предоставляющую трансфертные платежи, государственные региональные, отраслевые, социальные программы и др.;
  • действие общественных организаций, в том числе профсоюзов, политических партий, творческих союзов и др.

Перечисленные управленческие воздействия производят следующие институциональные секторы, структуры: НФК, ФК - руководство, рынок - конъюнктуру, ОГУ - фискальную политику, НКО - общественные организации.

Ресурсы составляют механизм процесса включающий:

  • производство, в том числе имеющиеся необоротные и оборотные активы, инфраструктуру, логистику и др.;
  • труд, представляет занятое население трудоспособного возраста, которое участвует в корпоративном и некорпоративном производстве;
  • инвестиции, необходимые для восстановления потребленного капитала и расширения производства (внутренние и внешние).

Указанные ресурсы обеспечиваются институциональными секторами: НФК, ФК, ДХ. В случае внешнеэкономической деятельности подключается сектор ОМ.

Работает модель следующим образом. Экономическая система (совокупность взаимодействующих институциональных единиц) осуществляет затраты на рынке, закупает природные ресурсы, энергоресурсы, сырье, материалы, поступающие на вход процесса. Экономическая деятельность состоит в соединении определенным образом входа, управления и механизма, в результате чего формируется выход (выпуск экономической системы). Например, в простейшем процессе производства для того, чтобы на выходе получить деталь, на вход необходимо подать заготовку, в управление - чертеж и технологию, в механизм - станок, рабочее место, работника.

В результате на основании рассмотренной модели получаем экономическую систему, основанную на процессном подходе, в которой каждый из элементов строго распределен по соответствующим фазам процесса и его составляющим.

Методологический переход к экономическому потенциалу

Потенциал в современном толковании понимается как возможность или обобщенный запас реализации процесса. Учитывая однородность понятий "процесса" и "возможностей процесса" получаем, что структура потенциала процесса и его элементов тождественна структуре самого процесса и его элементов. В результате справедливой будет замена процесса и его элементов на соответствующие потенциалы как это показано в модели на схеме (рис.2.).

В данном случае целесообразно общий процесс "затраты - выпуск", производимый в экономической системе представлять как два взаимосвязанных процесса: трансформационный, связанный с производством продукции и трансакционный, определяющий распределение и обмен произведенной продукции для ее потребление в системе. Указанные процессы взаимосвязаны между собой и формируют фазы экономического цикла в соответствии с характером производства. При этом достигается релевантное распределение потоков и соответствующих потенциалов процесса, что может стать основой для формирования расчетной модели.

На основании изложенного, предлагается научная гипотеза о процессном характере экономического потенциала со следующей формулой:

Установлена закономерность зависимости экономического потенциала от процессов, происходящих в системе, состоящая в распределении потенциалов, составляющих процесс "затраты - выпуск" между группами элементов процесса (вход, выход, управление, механизм), в котором действуют два внутренних процесса, трансформационный и трансакционный. Трансформационный процесс формируется преимущественно потенциалами механизма, а трансакционный процесс - преимущественно потенциалами управления, в результате чего получаем себестоимость выпуска и наценку, которые определяют веса соответствующих потенциалов входа, управления и механизма в составе потенциала выхода.

В схеме (см. рис. 2) приняты следующие обозначения: ПЗ - потенциал затрат, НПу - инновационный потенциал управления, ОП - организационный потенциал, СП - социальный потенциал, МП - маркетинговый потенциал, УП - потенциал управления, ПВ - потенциал выпуска, РП - ресурсный потенциал, ТП - трудовой потенциал, ПП - производственный потенциал, ИП - инвестиционный потенциал, НПм - инновационный потенциал механизма.



Схема процесса "затраты - выпуск" построена на основе соблюдения законов сохранения в экономической системе. При этом общий экономический потенциал выхода равен взвешенной сумме составляющих потенциалов входа, управления и механизма.

Особенностью представленной модели является функциональная декомпозиция процесса "затраты - выпуск", которая включает разделение общего процесса на два: трансформационный процесс и трансакционный процесс.

В результате потенциал затрат ПЗ включает исходные сырье и материалы, которые трансформируются в потенциал выпуска ПВ. Потенциал выпуска, в свою очередь, включает себестоимость выпуска и наценку.

Распределим экономические потенциалы следующим образом. Исходные ресурсы под действием управления процесса УП с привлечением ресурсного потенциала процесса РП (не следует путать с исходными ресурсами), трудового потенциала ТП, производственного потенциала ПП, инвестиционного потенциала ИП, инновационного потенциала механизма НПм преобразуются в себестоимость выпуска (чистые затраты на трансформацию сырья и материалов в готовую продукцию).

Тогда наценку, как выход трансакционного процесса получаем в результате действия инновационного потенциала управления НПу, организационного потенциала ОП, социального потенциала СП, маркетингового потенциала МП, потенциала управления УП. При этом частично используются ресурсный потенциал процесса РП.

В результате получаем структуру экономического потенциала (в данном случае потенциала выпуска ПВ), в которой имеется трансформационная (калькуляционная) часть - себестоимость экономической деятельности и трансакционная часть - наценка. Если пропорции потенциалов, входящих в калькуляционную часть определяются достаточно точно из себестоимости производства, то пропорции потенциалов, входящих в трансакционную часть требуют дополнительных уточнений и состоят в следующем. Величина наценки Н является внешней к процессу затраты - выпуск, формируется в результате рыночного распределения и обмена в условиях конкуренции. На наценку влияют инновации НП, организация ОП, социальные проблемы СП, конъюнктура рынка МП, что позволяет структурировать трансакционную часть потенциала выпуска ПВ. Из наценки формируется прибыль экономики и объемы инвестиций в расширение производства экономической системы.

Следует отметить, что согласно Руководству Осло [7] инновации подразделяются на четыре вида: продуктовые, технологические, организационные, маркетинговые. Поэтому в процессе "затраты - выпуск" они распределяются между управлением НПу и механизмом НПм (что отражено в модели соответствующими стрелками).

В результате получаем расчетную схему, в которой экономический потенциал равен сумме взвешенных потенциалов элементов процесса "затраты - выпуск" в системе. В общем виде экономический потенциал (ЭП) можно представить как функцию составляющих потенциалов (Пk) и их весов (Wk):

(6)

Более детально экономический потенциал раскрывается при декомпозиции процесса экономической деятельности в системе и может быть описан формулой:

(7)


где:
ПВ - потенциал выхода (выпуска) процесса, отождествляется с экономическим потенциалом региона;
ПЗ - потенциал входа (затрат) процесса, отождествляется с природно-ресурсным и импортно-ресурсным потенциалами региона;
ПУ - потенциал управления экономики региона;
ПМ - потенциал механизма экономики региона;
ПУi - составляющая потенциала управления;
WУi - вес составляющей потенциала управления;
i - индекс составляющей потенциала управления;
n - число составляющих потенциала управления;
ПМj - составляющая потенциала механизма;
WМj - вес составляющей потенциала механизма;
j - индекс составляющей потенциала механизма;
m - число составляющих потенциала механизма.

В результате получаем математическое описание предложенной гипотезы об экономическом потенциале системы (страны, региона).

Замечания по установлению весов составляющих потенциалов

В общем случае имеем потенциалы элементов процесса в натуральном и стоимостном выражении, однако проблема определения и уточнения весов каждого из элементов остается открытой для исследования.

В методике предлагается определять веса исходя из условий динамического баланса экономической системы, как это показано на рис. 3.

Процесс "затраты - выпуск" в экономической системе производится следующим образом.

В исходном состоянии в системе существуют запасы по Управлению и Механизму, которые определяют статические потенциалы процесса. При поступлении исходных ресурсов на Вход, часть из них распределяются в Механизм процесса (Расп. вх.). Это потребление основного капитала, потребление трудовых ресурсов, потребление топливно-энергетических ресурсов, частичное потребление сырья и материалов для восстановления Механизма. С Выхода процесса получаем обратную связь по управлению (ОС вых.). Указанная обратная связь определяется величиной наценки при рыночном распределении и обмене произведенной продукции. Можно утверждать, что условия рыночной конкуренции в основном определяются соотношением Управления и ОС вых, которое должно быть меньше единицы, так как необходимо иметь дополнительные факторы для расширенного воспроизводства в экономической системе.

Использование гипотезы в методике позволяет получить новые научные знания о формировании экономического потенциала и его зависимости от процессов, происходящих в системе страны, региона. По сравнению с известными методиками, предлагаемая позволяет более релевантно отображать сущность экономического потенциала, что может существенно повысить качество экономических исследований в данной сфере и соответствующих прогнозов.

В качестве основного положения по расчету потенциалов в экономике принимаем гипотезу, по которой потенциал отождествляется с математическим трендом исследуемой функции процесса, предложенную в работе [8]. В приведенном исследовании заявлена гипотеза со следующей формулой.

Установлена ранее неизвестная закономерность потенциальных свойств экономической системы в которой выделяют абсолютный и относительный потенциалы, причем абсолютный потенциал определяется как математический тренд значений параметра функции, а относительный - как отношение текущего значения экономического параметра к тренду его функции, где под математическим трендом понимают: единичное значение функции, среднее значение функции за определенный период, аппроксимацию функции по линейному, полиномиальному или другому закону, что позволяет объективно оценивать потенциальные свойства экономической системы, относительный потенциал носит безразмерный характер, предпочтительный для системных сопоставлений.

В формуле гипотезы отражены следующие существенные признаки:

  • отождествление потенциала с математическими трендами исследуемого экономического параметра;
  • введение продолжительности периода анализа математических трендов, что позволяет формировать рациональную базу потенциала;
  • применение нескольких видов математических трендов, что дает возможность рассчитывать потенциалы в зависимости от поставленных задач конкретного исследования и определять дивергенцию потенциала;
  • переход к относительным потенциалам, расширяющим возможности различных сопоставлений в экономической системе.

Методика определения экономического потенциала принимает в качестве математического тренда среднеарифметическое значение исследуемых потенциальных функций. В методике производится сопоставление текущего параметра потенциальной функции с ее трендом. В результате такого сопоставления получаем относительный потенциал, выраженный в безразмерных единицах, что расширяет возможности его использования в экономических исследованиях и сопоставлениях. Кроме того безразмерное представление позволяет выполнять сопряжение понятий потенциала и энтропии, что важно для релевантного описания экономических систем на макроуровне.

Современное представление экономического потенциала, преимущественно как ресурсов, не позволяет всесторонне характеризовать объект исследования, а потому не выдерживает критики. Помимо ресурсов большую роль играет управление производством, внешние рыночные условия, сложившаяся инфраструктура, действующие институты. Предлагаемое в методике новое определение относительного потенциала становится более объективным, позволяет иметь несколько сопряженных видов потенциалов, которые следует использовать в зависимости от особенностей исследуемого процесса и создавшейся экономической ситуации.

Практическое подтверждение гипотезы и обоснование методики оценки экономического потенциала

Для выполнения расчетов составляющих экономического потенциала рассмотрим в СНС секторальные счета экономики Украины в период 2000 - 2010 гг. [9]. Для характеристики экономических потенциалов элементов процесса воспользуемся показателями выпуска институциональных секторов экономики Украины. Структура и динамика выпуска институциональных секторов в составе выпуска экономики Украины (Эк) представлена в табл. 1.

Расчеты производились по формулам:



(8) (9)


В таблице также представлена усредненная структура потенциала в исследуемом периоде, принятая в качестве тренда (возможно другое значение тренда [8]) и относительное значение потенциала выпуска институциональных секторов Украины в 2010 году.



Таблица 1. - Структура выпуска институциональных секторов
 

НФК/Эк

ФК/Эк

ОГУ/Эк

ДХ/Эк

НКО/Эк

Эк.

2000

0,771

0,015

0,077

0,127

0,010

1,00

2001

0,776

0,018

0,074

0,123

0,009

1,00

2002

0,766

0,020

0,082

0,124

0,008

1,00

2003

0,768

0,025

0,086

0,114

0,007

1,00

2004

0,776

0,039

0,078

0,101

0,006

1,00

2005

0,774

0,030

0,084

0,107

0,005

1,00

2006

0,764

0,031

0,088

0,113

0,004

1,00

2007

0,761

0,037

0,086

0,112

0,004

1,00

2008

0,750

0,044

0,087

0,115

0,004

1,00

2009

0,731

0,046

0,100

0,120

0,003

1,00

2010

0,738

0,039

0,098

0,122

0,003

1,00

Тренд

0,761

0,031

0,085

0,116

0,006

1,00

Относит. пот. 2010

0,969

1,247

1,147

1,050

0,524

 



Как следует из табл. 1 в исследуемом периоде доля выпуска сектора НФК в выпуске экономики постоянно снижалась, в то время как доля выпуска сектора ФК росла. Доля выпуска сектора ОГУ колебалась вокруг среднего значения, наблюдалась тенденция к стабилизации доли выпуска сектора ДХ и снижения доли выпуска сектора НФК.

Относительный потенциал институциональной структуры экономики Украины в 2010 году количественно описывает указанные тенденции, указывает на то, что потенциал ФК (банковской сферы) достаточно высок. Далее следуют потенциалы секторов ОГУ, ДХ, НФК, и замыкает список относительный потенциал сектора НКО. Это указывает на то, что в Украине продолжается процесс деиндустриализации и рост посреднического (спекулятивного) выпуска. Потенциал выпуска некоммерческих организаций находится на самом низком уровне. Практически разрушена система оказания услуг населению со стороны общественных организаций (профсоюзов, творческих союзов, партий и др.).

По абсолютной величине тренда в структуре экономики Украине сектор НФК по-прежнему занимает доминирующее положение. Его доля в выпуске экономики составляет величину порядка 76,1%, с тенденцией к снижению (относительный потенциал меньше 1,0). Вторым идет сектор ДХ - 11,6%, далее сектор ОГУ - 8,5%, сектор ФК - 3,1%, НКО - 0,6%.

Расчеты экономического потенциала по предлагаемой методике, выполненные по статистическим данным Госкомстата Украины, представлены ниже в табл. 2

Пояснения к таблице 2 расчетов экономического потенциала по предлагаемой методике.

Основой расчета является условие баланса элементов процесса, при котором Управление формируется преимущественно из наценки Выпуска (весовой коэффициент 0,44), а Механизм, как часть ресурсов Входа (весовой коэффициент 0,15). Следует отметить, что производственный потенциал, трудовой потенциал, потенциал нематериальных активов, инновационный и инвестиционный потенциалы, составляющие ресурсы Механизма экономического процесса не могут быть потреблены полностью, что доказывает необходимость взвешенного учета. Аналогичные рассуждения используются для обоснования потенциала Управления, однако при этом, методологически принято, что Управление формируется из обратной связи выхода процесса (ОС вых.). Указанная обратная связь представляет собой наценку на выпуск и возвращается в процесс в качестве оплаты за "руководство процессом".

Таблица 2. - Расчеты экономического потенциала по методике
Обозначение

Составляющие

Норматив

Структура

Вес

Взв. Норм.

Отн. Пот.

Знач. 2010

Взв. 2010

Стр. 2010

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Вход

Природное сырье

140955,7

0,077

0,850

119812,3

1,220

171966,0

146171,1

0,094

Топливно энерг.

344712,7

0,188

0,850

293005,8

1,120

386078,3

328166,5

0,211

Потр. осн. капитала

106817,6

0,058

0,850

90794,9

1,120

119635,7

101690,3

0,065

Импорт

435389,1

0,238

0,850

370080,8

1,024

445708,7

378852,4

0,243

Итого:

1027875,1

0,561

0,850

873693,9

1,093

1123388,6

954880,3

0,613

Выход

Выпуск

1832330,2

1,000

1,000

1832330,2

1,100

2015563,2

2015563,2

1,100

Экспорт

435474,9

0,238

1,000

435474,9

0,968

421480,8

421480,8

0,230

Внутренний выпуск

1396855,3

0,762

1,000

1396855,3

1,141

1594082,3

1594082,3

0,870

Налоги

218370,8

0,119

1,000

218370,8

0,977

213294,9

213294,9

0,116

Себестоимость

1027875,1

0,561

1,000

1027875,1

1,093

1123388,6

1123388,6

0,613

Наценка

804455,1

0,439

1,000

804455,1

1,109

892174,6

892174,6

0,487

Промежут. потреб.

1323285,0

0,722

1,000

1323285,0

1,000

1323139,8

1323139,8

0,722

Добавленная стоим.

509045,1

0,278

1,000

509045,1

1,006

512011,8

512011,8

0,279

Потр. осн. капитала

106817,6

0,058

1,000

106817,6

1,120

119635,7

119635,7

0,065

Оплата труда

389006,2

0,212

1,000

389006,2

1,066

414795,3

414795,3

0,226

Смешанный доход

13221,4

0,007

1,000

13221,4

0,661

8739,4

8739,4

0,005

Итого:

1832330,2

1,000

1,000

1832330,2

1,100

2015563,2

2015563,2

1,100

Управление

Инновационный

1117,0

0,001

0,440

491,5

0,737

823,7

362,4

0,000

Инвестиционный

106817,6

0,058

0,440

46999,7

1,120

119635,7

52639,7

0,065

Фискальный

218370,8

0,119

0,440

96083,1

0,977

213294,9

93849,7

0,116

Социальный

10994,0

0,006

0,440

4837,4

0,524

5760,8

2534,8

0,003

Маркетинговый

579374,6

0,316

0,440

254924,8

1,431

829200,9

364848,4

0,453

Итого:

916673,9

0,500

0,440

403336,5

1,275

1168716,0

514235,0

0,638

Механизм

Ресурсный

140955,7

0,077

0,150

21143,4

1,000

140955,7

21143,4

0,077

Произв. потенциал

2911232,0

1,589

0,150

436684,8

0,980

2853007,3

427951,1

1,557

Нематер. активы*

145561,6

0,079

0,150

21834,2

0,750

109171,2

16375,7

0,060

Трудовой потенциал

389006,2

0,212

0,150

58350,9

1,066

414795,3

62219,3

0,226

Инвестиционный

106817,6

0,058

0,150

16022,6

1,120

119635,7

17945,4

0,065

Инновационный

8425,4

0,005

0,150

1263,8

0,643

5420,1

813,0

0,003

Итого:

3701998,4

2,020

0,150

555299,8

0,984

3642985,3

546447,8

1,988



Описание таблицы.

Первый и второй столбцы таблицы определяют элементы процесса и составляющие экономического потенциала.

Третий столбец представляет собой усредненные значения в сопоставимых ценах за 2000 - 2010 гг. (норматив), рассматриваемых элементов процесса, млн. грн.

Четвертый столбец отображает структуру элементов экономического потенциала, приведенную к выпуску процесса.

Пятый столбец отображает веса элементов процесса для расчета экономического потенциала.

Шестой столбец показывает взвешенный норматив (усредненные данные за 2000 - 2010 гг. в млн. грн.) умноженные на соответствующий весовой коэффициент. В результате часть Входа и наценка выпуска формируют элементы Управление и Механизм процесса, как это показано на рис. 3.

Седьмой столбец отражает в стоимостном измерении относительные потенциалы для 2010 года, рассчитанные по формуле (9).

В восьмом столбце приведены расчеты потенциалов 2010 года в стоимостном выражении (мл. грн.). При рассмотрении данных этого столбца имеем двойной счет по Входу (перераспределение ресурсов) и Выходу (наценка, как обратная связь) процесса, в результате чего реальный потенциал экономической системы превосходит потенциал выпуска. Исправление ситуации производится взвешиванием потенциалов.

Девятый столбец отражает взвешенные значения потенциалов экономической системы в 2010 году. При этом выполняется условие: Выход равен сумме Входа, Управления и Механизма, что достигается действием взвешивающих коэффициентов.

В десятом столбце отражена структура элементов экономического потенциала в 2010 году. Производя сопоставления можно определить, что экономический рост (с 1,0 до 1,1) достигнут за счет роста потенциала ресурсов Входа (с 0,561 до 0,613), роста потенциала Управления (с 0,5 до 0,638). При этом потенциал Механизма снижен с 2,02 до 1,988.

Приведенные расчеты подтверждают предложенный методологический подход, заявленные научные гипотезы и методику расчета экономического потенциала. Представленная методика имеет резервы повышения релевантности. Так, например, весовые коэффициенты могут быть уточнены за счет проведения дополнительных статистических исследований и измерений. Нематериальные активы также могут быть определены более точно в соответствии с современными методиками расчетов и статистическими базами измерений. Производственный потенциал (ПП) функционально связан с потреблением основного капитала (ПОК) через степень износа и амортизационные отчисления. Однако в условиях экономического кризиса данная связь изменяется и должна корректироваться. Существуют и другие возможности усиления методики, что может обеспечить широкое ее применение.

Следует отметить, что в расчетах методики использован тренд средневзвешенного потенциала, который при необходимости, вызванной дополнительными требованиями описания системы, может быть заменен на линейный, или полиномиальный. При этом открываются новые возможности методики в части прогнозирования экономического развития.

Выводы

Анализ известных методик оценки экономического потенциала и его составляющих указал на существующую проблему научного обоснования расчетов потенциалов в экономике. До настоящего времени релевантная методика расчета экономического потенциала в рыночной экономике не создана, хотя попытки ее создания предпринимались неоднократно.

Впервые предложен процессный подход для расчета экономического потенциала и его составляющих, в котором элементы процесса определяются соответствующими потенциалами и их балансом.

Предложено процесс "затраты - выпуск" рассматривать как два взаимосвязанных трансформационного и трансакционного процессов. При этом трансформационный процесс определяется внутренними возможностями производства, а трансакционный процесс оказывается существенно зависимым от качества управления и внешней рыночной среды. Именно после реализации продукции получается реальная наценка, которая определяет общие параметры производства, его целесообразность, а следовательно и потенциалы.

Введено понятие абсолютного и относительного потенциалов.

Абсолютное значение потенциала определяет обобщенный запас исследуемого параметра в экономической системе и может быть выражен математическим трендом. При этом допускается аппроксимирующую функцию тренда принимать в зависимости от состояния экономической системы, чем достигается определенная дивергенция потенциала.

Относительное значение потенциала определяется как отношение параметра к его тренду, что дает объективный показатель состояния экономической системы. Это дает возможность оценивать параметры, которые не могут быть определены прямым измерением, например, управление производством продукции. Само управление рассматривается как условные накладные расходы и не может быть напрямую привязано к цене выпуска, а значит к потенциалу в стоимостном выражении. Методология относительного потенциала решает эту задачу.

В результате сформирована достаточно релевантная методика расчета экономического потенциала и его составляющих, которая может успешно использоваться на практике.

Литература

  1. Новікова О. Ф., Амоша О. І., Антонюк В. П., та інші Сталий розвиток промислового регіону: соціальні аспекти. - Інститут економіки промисловості НАН України, Донецьк. - 2012. - 534 с.
  2. Экономическая диагностика регионов. - Электронный источник. - Режим доступа. - http://www.economy-web.org/?p=459
  3. История индекса Доу Джонса. - Электронный источник. - Режим доступа. - http://www.theomniguild.com/istoriya-indeksa-dou-dzhonsa.html
  4. Биржевые (фондовые) индексы. - Электронный источник. - Режим доступа. - http://ruforum.mt5.com/threads/1342-birzhevie-fondovie-indeksi
  5. Про запровадження комплексної оцінки соціально-економічного розвитку Автономної Республіки Крим, областей, мм. Києва та Севастополя. / Постанова КМУ від 20 червня 2007 р. N 833, м Київ.
  6. Про запровадження проведення оцінки результатів діяльності Ради міністрів Автономної Республіки Крим, обласних, Київської та Севастопольської міських державних адміністрацій. / Постанова КМУ від 9 червня 2011 р. N 650, м Київ.
  7. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям. - М. - Государственное учреждение "Центр исследований и статистики науки". - 2010. - 107 с.
  8. Чаленко А. Ю. О неопределенности понятия потенциал в экономических исследованиях. - Економика Украины, - №5. - 2012. - С. 32-40.
  9. Национальные счета / Государственный комитет статистики Украины. - Электронный источник. - Режим доступа. - http://www.ukrstat.gov.ua.
Александр Чаленко

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо
Экономика 1

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам
Наука и технологии

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»
Политика 1

Компьютеры и большая политика. Золотое десятилетие советских суперкомпьютеров

Компьютеры и большая политика. Золотое десятилетие советских суперкомпьютеров
Наука и технологии

Узнай, страна

Новоселье в Щиграх

Новоселье в Щиграх

На плацу областного сборного пункта состоялся митинг, посвященный торжественной отправке призывников

На плацу областного сборного пункта состоялся митинг, посвященный торжественной отправке призывников

Новости компаний

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте