Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
19 ОКТ, 04:02 МСК
USD (ЦБ)    65,7238
EUR (ЦБ)    75,5692

19 ОКТ, 04:02 МСК
USD (ЦБ)    65,7238
EUR (ЦБ)    75,5692

Место для дискуссий. Почему рэп-баттл Оксимирона и Гнойного стал событием в России

16 Августа 2017 4984 0 События
Место для дискуссий. Почему рэп-баттл Оксимирона и Гнойного стал событием в России

Тогда как в Кремле после митингов, на которые вышли школьники, задумались о молодежной политике и, по последней версии, предложили президенту Владимиру Путину объявить о своем выдвижении на четвертый срок на Всемирном фестивале молодежи и студентов в октябре, в русском Ютубе вышел ролик-рекордсмен, собравший за сутки больше 7 млн просмотров. За неполные три дня (выложили его в ночь на 14 августа) видео с субкультурного молодежного мероприятия – рэп-баттла, на котором исполнитель Оксимирон встретился со Славой КПСС (он же Гнойный) – набрало почти 13,5 млн просмотров и продемонстрировало значительно более высокую динамику, чем у фильма оппозиционера Алексея Навального «Он вам не Димон», который власти считают катализатором протестов и пытаются запретить через суд. Неудивительно, что во время августовского затишья запись вошла в топ-5 новостей рунета и заставила политиков, знаменитостей и ученых – филологов и культурологов – разбираться в феномене популярности баттл-рэпа в России.

«Король поэтов»

В либеральных редакциях российских СМИ поспешили объяснить всплеск интереса к субкультуре наличием в ней свободного диалога и конкуренции разных точек зрения (чего, конечно же, нет в российской политике, поскольку в ней нет «места для дискуссий»). Однако рэп-баттлы едва ли звоночек очередной «оттепели», миражи которой видятся либеральным комментаторам, и не реакция субкультуры на «духовные скрепы», лицемерие и ложь официальных властей, цензуру на телевидении и в СМИ. Приписанное баттлу многословие публицистов остается натянутой попыткой интерпретации и не приближает к пониманию, почему отдельно взятое видео с клубной площадки, на которой двое молодых людей в грубой форме выясняют отношения, прорвалось на национальный уровень и войдет в историю как, безусловно, важное событие.

Собственно, самим комментаторам не хватает ни знания контекста, ни широты культурного горизонта. Сколько бы ни утверждалось (в одних случаях как позитивный признак, в других – как негативный), что формат заимствован у чернокожей Америки, в российском изводе баттл-рэп вобрал в себя национальный дух и культурные коды, в том числе тягу к авторитаризму. В России, как примечал еще Иосиф Бродский, народ всегда назначает одного из замечательной и пестрой плеяды литераторов – главным поэтом. Нобелевский лауреат объяснял склонность к назначению единственного авторитета особенностью русской культуры, в которой много авторитарных черт.

Иначе говоря, к парламенту из поэтов русский человек принципиально не готов (как к парламенту в принципе). Поэтому и баттл, хоть и диалог двух противоположных точек зрения, каждой из которых дается равные возможности для высказывания, но далеко не запрос молодежной среды на равнозначность мнений и демократизм, о котором поспешно заявлено. Победитель должен быть один и взрывной эффект баттла Оксимирона и Славы КПСС заключается в участии в нем главного «поэта» на русской рэп-сцене – самого Оксимирона, выразившего для молодежи дух времени. Более того, эффект обусловлен его поражением и, по сути, свержением с пьедестала «поэта номер один». Не будь хотя бы первого условия – участия бесспорной звезды – и уравнение успеха не сложилось бы, не было бы 7 млн просмотров в первый день.

Это разочарует либеральных комментаторов, но в культурном плане молодые люди ничем не отличаются от прежних поколений, о которых говорил Бродский: людям в России все еще нужен царь в голове и если поэт, то один – «король поэтов», чтобы не усложнять.

Покорные бунтари

Что же касается свободы слова, а вернее – отсутствия цензуры, то на баттлах существует куда более отвратительная ее разновидность – самоцензура. Оскорбления в адрес чужой матери организаторами не купируются, но поощряются, так же как антисемитские и прочие националистические выпады (так что представителям чеченского народа однажды пришлось требовать извинений у Славы КПСС и угрожать ему физической расправой, на что правоохранительные органы, конечно же, закрыли глаза). Но если речь идет о мосте Кадырова или биологическом происхождении патриарха Кирилла (а не божественном), то тут реплики безжалостно запикиваются – коммерческие интересы организаторов баттлов перевешивают потребность в честном и открытом высказывании по наболевшим вопросам. Вряд ли люди, заработавшие до 5 млн руб. на последнем баттле только за счет контракта с Тинькофф-банком, вообще смогут артикулировано объяснить, что такое гражданская позиция – ее у них нет. Они из поколения конформистов, из сытого путинского десятилетия нулевых. И терять свои BMW, мелькающие в заставке к рэп-баттлам, за критику моста Кадырова они не собираются, чего уж говорить об абстрактном идеале свободы.

Также и Оксимирон – вовсе не диссидент: свой нашумевший альбом «Горгород» он после долгих раздумий, как писать в сегодняшней реальности о политике, облек в форму антиутопии и притчи, а молодежные митинги по всей России пересидел за границей, что ему припомнил его оппонент на баттле. Да и Слава КПСС за свои убеждения отказывается платить – когда от него ждали отстаивания собственной правды в споре с представителями чеченской диаспоры, он решил взять грязные слова обратно и принес извинения. Можно ли после этого серьезно относиться к произносимому на баттлах – ответ очевиден. Все это шутки и забавы, «постмодерн», как подчеркивают представители субкультуры. Так что даже самые дерзкие из горячих голов на молодежных площадках – не бунтари и не герои, а аморальные приспособленцы. Все, что они могут – расшатывать рамки морали, пока расшатанные рамки не заденут кого-то влиятельного и их не придется с позором поставить на место.

Но интересно не поколение тридцатилетних, которых по инерции считают молодежью (Оксимирону 32 года, Славе – 27 лет), а проекция событий последней схватки на российскую политику, которую формируют те же черты национального характера, требующего одного поэта и одну «сильную руку». Что будет, когда «царя», не имеющего дискутировать и спорящего лишь с теми, кто его очевидно слабее – чиновниками и детьми на выездных встречах, а вовсе не с политическими оппонентами, для которых он заготовил суды с обвинительными приговорами, – когда этого «царя» разоблачат, как разоблачил Слава КПСС «поэта» Оксимирона – что тогда будет?

Пейзаж после битвы

Очевидно, настанет «смутное время», утомляющая многоголосица. Она неизбежна потому, что разрушителю мифа о непобедимости Оксимирона и его статусе «поэта номер один» (а Слава КПСС одолел его со счетом 5:0) нечего предложить в смысле идеологической программы – он живет мелкими претензиями к «поэту», его питает борьба с его авторитетом и положением в культуре. Но расчистив от него поле, он испытает тоску по его величине. В этом смысле показателен эпизод с бутылкой на баттле: до оглашения решения судий Слава КПСС просит у Оксимирона воды, тот дает, но отказывается дальше пить из одной бутылки; когда же Слава объявляется победителем, он спрашивает: «А теперь будешь?» и в этом сквозит надежда, что теперь он равен «поэту», но тот холодно отвечает: «Нет».

Точно так же и оппозиционер Алексей Навальный хотел бы выпить из одной бутылки с Путиным. И даже если представить, что между ними в рамках президентских выборов состоятся дебаты и Алексей Анатольевич победит, что вполне вероятно, то, во-первых, требующее «царя» российское сознание не примет этой победы, как не принимают люди поражения Оксимирона, а во-вторых, предложения Навального по дальнейшему развитию страны будут уступать по силе его претензиям к действующей власти. Если же «царь» согласится уйти и передать страну на волю демократии, то российская политика потеряет надежную опору, без которой народ воспринимает происходящее как хаос, а множество точек зрения – не как демократический плюрализм, но как неразбериху и информационный шум. Когда будут спорить равные друг другу фигуры – это уже будет не так завораживающе притягательно и зрелищно. Вот и баттлы малоизвестных широкой общественности рэперов набирают в пределе от 1 до 2 млн просмотров. Нет в них национального масштаба и чего-то главного. Нет Оксимирона, грубо говоря, и стоящего за ним коллективного бессознательного.

Удивительно, но баттл Оксимирона и Славы КПСС показывает нам сегодня пейзаж после завтрашней битвы. И именно поэтому, будучи локальным субкультурным событием, он интересен миллионам россиян, которые его посмотрели или еще посмотрят. Наше все – Александр Сергеевич Пушкин, как писал Юрий Лотман в его биографии, под конец жизни расходился с молодым поколением, терял популярность и усложнялся. Но внезапная смерть главного поэта эпохи, да и русской литературы в принципе, сплотила народ вокруг него, вознесла его выше прежнего и сделала вечно современным. То, что видят зрители баттла Оксимирона и Славы КПСС – символическую смерть Оксимирона. Падение титана (а титанами одних людей делают другие люди) и крушение основ (пусть всего лишь баттл-рэпа в России) – вот что подсознательно влечет зрителей. Поэтому миллионы просмотров объясняются исключительно национальной психологией, проявляющейся в том числе и в политике, а вовсе не описательной схемой российских либералов, увидевших в баттле запрос на открытый диалог. Истины нет, разговаривать никто ни с кем не хочет, особенно после драки.

Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Высокие цены на нефть нас не спасут». Почему власти отказались от щедрой бюджетной политики

«Высокие цены на нефть нас не спасут». Почему власти отказались от щедрой бюджетной политики
Интервью и комментарии 2

Фьючерсы – спекулятивная торговля будущим или гарантия стабильной экономики?

Фьючерсы – спекулятивная торговля будущим или гарантия стабильной экономики?
Экономика

Как работает система кэшбэк по банковским картам и в чем подвох

Как работает система кэшбэк по банковским картам и в чем подвох
Экономика

«Экономически обоснованные тарифы». Как в России формируются цены на электричество

«Экономически обоснованные тарифы». Как в России формируются цены на электричество
Экономика

Узнай, страна

В Республике Татарстан завершилась реконструкция трех участков федеральной трассы М-7 «Волга»

В Республике Татарстан завершилась реконструкция трех участков федеральной трассы М-7 «Волга»

В Волгоградской области у американских инвесторов дела пошли как по маслу

В Волгоградской области у американских инвесторов дела пошли как по маслу

В Люксембурге заложат фруктовый сад в знак дружбы с Тамбовской областью

В Люксембурге заложат фруктовый сад в знак дружбы с Тамбовской областью

Из Хабаровского края в Новую Зеландию прибыла первая партия каменной ваты

Из Хабаровского края в Новую Зеландию прибыла первая партия каменной ваты

Новости СМИ

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
IQ'BUZZ - профессиональный инструмент мониторинга социальных медиа в СМИ
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter