Капитал Страны
20 АВГ, 23:50 МСК
USD (ЦБ)    59,3612
EUR (ЦБ)    69,7197
ИЗМИР

Литературная природа экономических бумов

17 Мая 2012 4905 1 Экономика
Литературная природа экономических бумов

Идеи меняют мир, но когда и откуда они берутся? Как связаны инновации и книги? Правда ли, что то, что мы прочитаем сегодня, будет причиной завтрашнего процветания? Что говорит «большая» экономическая наука о взаимосвязи книжной активности и технического прогресса? И влияет ли на экономическое развитие гуманитарная литература?

Можно ли поверить в то, что книжный рынок регулирует инновации, а когда наступают тяжелые времена, чутко реагирует на кризисные явления, подробно разъясняя их? В престижном экономическом журнале «American Economic Review» вышла статья Мишель Алексополус, в которой автор задается следующим вопросом: когда на книжном рынке наблюдается рост объема технической литературы, говорит ли это о предстоящем экономическом буме? Более того, даже если этот факт свидетельствует о подготовке почвы для ожидаемого бума, выходит ли большое количество книг потому, что экономика дает все предпосылки к инновационной деятельности или же тут нет взаимосвязи?

Как это ни странно, удалось доказать корреляцию между обилием книг технической тематики и последующими инновационными пиками. Выяснилось – все новые технические книги с 1955 по 1997 годы в США определили до 1/6 всех среднесрочных инвестиций, а значит, они направляли и инновационный вектор. Но обнаружился и другой важный аспект: успешная экономика не обязательно выпускает больше технических книг, так же как плохая – меньше. И это довольно странно, потому что согласно теории реальных бизнес-циклов неустойчивая экономика складывается из налоговых и регулятивных изменений, плохой погоды в сельскохозяйственном секторе, скачков цен на нефть и помимо всего прочего – загадочных сил, называющихся «технологическим шоком». Как раз предвестием последнего отчасти могут считаться технические книги, являющиеся ничем иным, как полем чистых идей.

Так вот, если представить себе соотношение потребления и инвестирования (в том числе в инновации), то при благоприятных условиях продуктов потребления можно произвести больше. Соответственно, в такие моменты актуально инвестировать в развитие средств производства, так как от подобных вложений непременно будет высокая отдача. И, наоборот – в неблагополучные времена потребление падает до минимального, и необходимости в улучшении производства натуральным образом не возникает. Этот логический довод, кажется, подкашивает теорию о литературе, стимулирующей инновационную деятельность, если бы не выявленная закономерность, в соответствии с которой волны активной инновационной деятельности поднимаются сразу после того, как появляется широкое предложение на книжном рынке технической литературы, которое нередко предвосхищает инновации.

В исследовании для параллельного примера были взяты книги по истории на предмет влияния на экономический рост, но по результатам работы стало понятно, что историческая литература никоим образом не соотносится с феноменом экономического подъема. Правда, книготорговцам известно, что интерес к экономической литературе в период кризиса резко падает, кроме разве что книг, пытающихся предложить удобоваримую трактовку происходящему в экономике. То есть, когда дела идут хуже некуда, истории успеха, столь почитаемые в бизнес-среде в обычное время, абсолютно никому не нужны. Напротив, ценятся фундаментальные рассуждения о природе кризиса, например, такие как книга Нуриэля Рубини «Как я предсказал кризис» или Нассима Талеба «Черный лебедь». Но если прислушаться к нобелевскому лауреату по экономике Полу Кругману, и в этих книгах нет ничего, что имело бы какую-то ценность, потому что экономика циклична и предвидение нового цикла никак не может его отвратить.

При этом надо заметить, что в проведенном исследовании учитывалась только техническая и историческая литература, но много новых идей в таких областях, как управление, биотехнологии, а также бухгалтерский учет, важных для производительности бизнеса, содержится в иных книгах и можно утверждать, что они тоже имеют волнообразный характер – от цикла к циклу. Что же все это может значить для экономики в целом?

Мы уже обращались к термину «технологический шок», который потенциально заложен в литературе новых идей. Но мы даже не представляем себе, насколько специализированная литература способна повлиять на все в экономике, начиная с инвестиций, количества рабочих часов, ВВП и заканчивая провоцированием реальных бизнес-циклов. В это было бы сложно поверить, не живи мы в информационную эпоху.

Конечно, макроэкономическая точка зрения заключается в том, что революционные идеи движутся весьма медленно и на их реализацию иногда требуется время, равное одному или нескольким поколениям, но деловые издания доказывают, что управляющие компаниями и менеджеры находятся в постоянном поиске свежих идей, чтобы быть первыми на открывающихся рынках. Отсутствие инноваций – это всегда признак большого или малого застоя: меньше работы, меньше инвестиций и, в конце концов, меньше отдачи. «Ничто не окончательно. Новые знания – это ценный товар», – как говорил персонаж романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки». И когда экономика не испытывает серьезных проблем, в ней возникает естественный запрос на новые идеи. Потому что только они вместо надвигающейся стагнации могут стать залогом экономического бума. Книжному рынку остается просто удовлетворять спрос. Хотите идей? Они есть у меня!

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
18.05.2012 0 0
А. А. Зимин:

Какое счастье. что ни Н. Тесла, ни Г. Форд, ни И.И. Сикорский не читали "Как закалялась сталь"...

Статьи

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти

Показательный суд. Что дело Улюкаев говорит о состоянии российской власти
Политика 1

Обмайнить и перемайнить Китай. Как наши чиновники планируют поднять экономику с помощью криптовалют

Обмайнить и перемайнить Китай. Как наши чиновники планируют поднять экономику с помощью криптовалют
Экономика 1

Место для дискуссий. Почему рэп-баттл Оксимирона и Гнойного стал событием в России

Место для дискуссий. Почему рэп-баттл Оксимирона и Гнойного стал событием в России
События

Борьба за Европу. Как санкции США ударят по Газпрому и российским поставкам газа

Борьба за Европу. Как санкции США ударят по Газпрому и российским поставкам газа
Экономика 2

Узнай, страна

Вкус карельских ягод узнают далеко за пределами республики

Вкус карельских ягод узнают далеко за пределами республики

Тамбовская область успешно реализует президентские инициативы по импортозамещению

Тамбовская область успешно реализует президентские инициативы по импортозамещению

Новости компаний

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровое измерение - драйвер отечественного предпринимательства

Вице-президент ТПП РФ Максим Фатеев: Цифровое измерение - драйвер отечественного предпринимательства

На ВЭФ обсудят роль женщин в развитии экономики страны

На ВЭФ обсудят роль женщин в развитии экономики страны

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте