Капитал Страны
30 МАЙ, 14:21 МСК
USD (ЦБ)    56,5168
EUR (ЦБ)    62,9484

Литературная природа экономических бумов

17 Мая 2012 4840 1 Экономика
Литературная природа экономических бумов

Идеи меняют мир, но когда и откуда они берутся? Как связаны инновации и книги? Правда ли, что то, что мы прочитаем сегодня, будет причиной завтрашнего процветания? Что говорит «большая» экономическая наука о взаимосвязи книжной активности и технического прогресса? И влияет ли на экономическое развитие гуманитарная литература?

Можно ли поверить в то, что книжный рынок регулирует инновации, а когда наступают тяжелые времена, чутко реагирует на кризисные явления, подробно разъясняя их? В престижном экономическом журнале «American Economic Review» вышла статья Мишель Алексополус, в которой автор задается следующим вопросом: когда на книжном рынке наблюдается рост объема технической литературы, говорит ли это о предстоящем экономическом буме? Более того, даже если этот факт свидетельствует о подготовке почвы для ожидаемого бума, выходит ли большое количество книг потому, что экономика дает все предпосылки к инновационной деятельности или же тут нет взаимосвязи?

Как это ни странно, удалось доказать корреляцию между обилием книг технической тематики и последующими инновационными пиками. Выяснилось – все новые технические книги с 1955 по 1997 годы в США определили до 1/6 всех среднесрочных инвестиций, а значит, они направляли и инновационный вектор. Но обнаружился и другой важный аспект: успешная экономика не обязательно выпускает больше технических книг, так же как плохая – меньше. И это довольно странно, потому что согласно теории реальных бизнес-циклов неустойчивая экономика складывается из налоговых и регулятивных изменений, плохой погоды в сельскохозяйственном секторе, скачков цен на нефть и помимо всего прочего – загадочных сил, называющихся «технологическим шоком». Как раз предвестием последнего отчасти могут считаться технические книги, являющиеся ничем иным, как полем чистых идей.

Так вот, если представить себе соотношение потребления и инвестирования (в том числе в инновации), то при благоприятных условиях продуктов потребления можно произвести больше. Соответственно, в такие моменты актуально инвестировать в развитие средств производства, так как от подобных вложений непременно будет высокая отдача. И, наоборот – в неблагополучные времена потребление падает до минимального, и необходимости в улучшении производства натуральным образом не возникает. Этот логический довод, кажется, подкашивает теорию о литературе, стимулирующей инновационную деятельность, если бы не выявленная закономерность, в соответствии с которой волны активной инновационной деятельности поднимаются сразу после того, как появляется широкое предложение на книжном рынке технической литературы, которое нередко предвосхищает инновации.

В исследовании для параллельного примера были взяты книги по истории на предмет влияния на экономический рост, но по результатам работы стало понятно, что историческая литература никоим образом не соотносится с феноменом экономического подъема. Правда, книготорговцам известно, что интерес к экономической литературе в период кризиса резко падает, кроме разве что книг, пытающихся предложить удобоваримую трактовку происходящему в экономике. То есть, когда дела идут хуже некуда, истории успеха, столь почитаемые в бизнес-среде в обычное время, абсолютно никому не нужны. Напротив, ценятся фундаментальные рассуждения о природе кризиса, например, такие как книга Нуриэля Рубини «Как я предсказал кризис» или Нассима Талеба «Черный лебедь». Но если прислушаться к нобелевскому лауреату по экономике Полу Кругману, и в этих книгах нет ничего, что имело бы какую-то ценность, потому что экономика циклична и предвидение нового цикла никак не может его отвратить.

При этом надо заметить, что в проведенном исследовании учитывалась только техническая и историческая литература, но много новых идей в таких областях, как управление, биотехнологии, а также бухгалтерский учет, важных для производительности бизнеса, содержится в иных книгах и можно утверждать, что они тоже имеют волнообразный характер – от цикла к циклу. Что же все это может значить для экономики в целом?

Мы уже обращались к термину «технологический шок», который потенциально заложен в литературе новых идей. Но мы даже не представляем себе, насколько специализированная литература способна повлиять на все в экономике, начиная с инвестиций, количества рабочих часов, ВВП и заканчивая провоцированием реальных бизнес-циклов. В это было бы сложно поверить, не живи мы в информационную эпоху.

Конечно, макроэкономическая точка зрения заключается в том, что революционные идеи движутся весьма медленно и на их реализацию иногда требуется время, равное одному или нескольким поколениям, но деловые издания доказывают, что управляющие компаниями и менеджеры находятся в постоянном поиске свежих идей, чтобы быть первыми на открывающихся рынках. Отсутствие инноваций – это всегда признак большого или малого застоя: меньше работы, меньше инвестиций и, в конце концов, меньше отдачи. «Ничто не окончательно. Новые знания – это ценный товар», – как говорил персонаж романа Курта Воннегута «Колыбель для кошки». И когда экономика не испытывает серьезных проблем, в ней возникает естественный запрос на новые идеи. Потому что только они вместо надвигающейся стагнации могут стать залогом экономического бума. Книжному рынку остается просто удовлетворять спрос. Хотите идей? Они есть у меня!

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
18.05.2012 0 0
А. А. Зимин:

Какое счастье. что ни Н. Тесла, ни Г. Форд, ни И.И. Сикорский не читали "Как закалялась сталь"...

Статьи

«Единица» за финансовую грамотность. Как государство учит граждан обращаться с деньгами

«Единица» за финансовую грамотность. Как государство учит граждан обращаться с деньгами
Экономика

«Разовая выдача наличных». Зачем Путин поручил поднять зарплаты кадровикам и уборщикам

«Разовая выдача наличных». Зачем Путин поручил поднять зарплаты кадровикам и уборщикам
Интервью и комментарии

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо
Экономика 5

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам
Наука и технологии 1

Узнай, страна

В Орловской области стартовал основной этап ЕГЭ для выпускников 11-х классов

В Орловской области стартовал основной этап ЕГЭ для выпускников 11-х классов

Тургеневская девушка в Орле

Тургеневская девушка в Орле

Новости компаний

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте