Капитал Страны
26 ИЮЛ, 22:07 МСК
USD (ЦБ)    59,9102
EUR (ЦБ)    69,6816

Капиталисты против патриотов: зачем «Альфа-банк» хочет обанкротить производителя танка «Армата»?

13 Мая 2015 32302 30 Экономика
Капиталисты против патриотов: зачем «Альфа-банк» хочет обанкротить производителя танка «Армата»?

Частный коммерческий банк «Альфа-банк» атаковал корпорацию «Уралвагоназвод» перед Днем Победы, чтобы взыскать долги с ее «дочки» – челябинского тракторного завода. С чем связаны угрозы банка о банкротстве и почему он выбрал такую «непатриотичную» стратегию?

«Альфа-банк» решил действовать агрессивно: после просрочки очередной выплаты по кредиту со стороны «Челябинского тракторного завода – Уралтрак» один из крупнейших частных банков России не только подготовил иски о взыскании всей задолженности с заемщика в размере 6 млрд руб. и 39,7 млн долларов, но и пригрозил, что готов добиваться через суд банкротства материнской корпорации «Уралвагонзавод».

В предвыборной кампании Владимира Путина 2012 года «Уралвагонзавод» стал символом народной поддержки президента. Запрос на стабильность заводских рабочих противопоставлялся протестам против нечестных выборов и рокировки Медведева и Путина, который выражали представители среднего класса в Москве и других крупных городах России. Кризис на Украине привел к попаданию корпорации под санкции США и Евросоюза. Но Кремль обеспечил оборонный заказ принятием обширной программы модернизации вооруженных сил, а затем сосредоточился на перспективах импортозамещения. На юбилейном параде Победы 9 мая корпорация отличилась, представив новое поколение бронированной техники и танк «Армата» Т-14.

Ничего личного, только бизнес

Момент для повышения ставок в «выбивании» долгов «Альфа-банком» был рассчитан предельно точно – в день генеральной репетиции парада 7 мая, когда один из танков «Армата» неожиданно заглох. За крупнейшим владельцем банка, миллиардером Михаилом Фридманом, давно закрепилась репутация человека, умело использующего судебные разбирательства для достижения своих целей. В ближний круг Путина Фридман никогда не входил, на место в правительстве не претендовал, объясняя это своим еврейским происхождением, и в итоге избежал санкций США и Евросоюза. Сегодня российский предприниматель уходит от действия антиофшорного закона и претендует на то, чтобы стать налоговым резидентом в Великобритании.

Ничего личного, только бизнес – так Фридман не раз объяснял вчерашним партнерам по бизнесу новости о начале очередной судебной тяжбы против них. То же самое он мог бы сказать и руководству «Уралвагонзавода»: капиталист патриота не разумеет, а с бизнесом у патриота, как правило, не все гладко. С газетных передовиц еще не сошли сообщения о преследовании «Альфа-банком» третьей по объему перевозок авиакомпании «ЮТэйр», как банк вознамерился ударить по финансовой стабильности «Уралвагонзавода» – единственного производителя танков в России.

Корпорация, на 100% принадлежащая государству через Росимущество, объединяет 40 предприятий со штаб-квартирой в Нижнем Тагиле. Она обеспечивает более 27 тыс. рабочих мест. «Уралвагонзавод» выпускает военную и строительную технику, а также железнодорожные вагоны, причем в пропорциях 50 на 50. Правда, в кризис заказы на гражданскую технику сокращаются на 30%, говорил гендиректор корпорации Олег Сиенко. В том числе и по этой причине в феврале 2015 года корпорацию включили в список 199 системообразующих предприятий России. Целью этого решения было создать условие для выделения государственной антикризисной помощи.

Проблемный актив

С тех пор руководство корпорации обозначило требуемый масштаб поддержки: в общей сложности «Уралвагонзаводу» нужно получить госгарантии на 75 млрд руб., 15 млрд из которых необходимы «ЧТЗ-Уралтрак», чтобы расплатиться с кредиторами, в том числе с «Альфа-банком». Убытки проблемного актива, как его называют в корпорации, в 2013 году составили 2,5 млрд руб., а общая сумма убытков приблизилась к 9 млрд. В конце прошлого года подрядчики завода подали иск о его банкротстве, задолженность по зарплате приблизилась к 200 млн руб. и рабочие вышли на митинг.

«ЧТЗ-Уралтрак» в советские времена был рассчитан на выпуск 70 тыс. тракторов в год. Такие объемы сегодня на российском рынке не востребованы. Сообщалось, что завод может получить 4,7 млрд руб. от государства для осуществления антикризисной программы, подразумевающей в числе прочего сокращение производственных площадей с 400 тыс. до 100 тыс. квадратных метров. Более того, из-за откладываемой модернизации продукция завода оказалась неконкурентоспособна. По сути, завод конкурирует с техникой Siemens, Caterpillar и JBC. Но есть и российские конкуренты: «Объединенные машиностроительные заводы» и «Силовые машины». Ситуацию осложнило и вступление в ВТО, которое обеспечило больший допуск на российский рынок китайских производителей.

Еще недавно в «ЧТЗ-Уралтрак» планировались массовые сокращения – 5 тыс. человек должны были уйти. Но возможность получить госгарантии и поставлять технику по программе импортозамещения дают надежду руководству «Уралвагонзавода» на оживление. Сам же завод находится на контроле у губернатора Челябинской области, администрация которого винит в плачевном состоянии предприятия его менеджмент. Однако, несмотря на то, что завод запросил господдержку, сроки ее предоставления официально не назывались.

Непатриотичный шантаж

«Чистой воды шантаж», – заявил РБК гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко, комментируя претензии «Альфа-банка». Он также назвал действия банка «вероломным нападением без предупреждения». Но в банке считают, что глава корпорации своими заявлениями оказывает давление на суд. С его точки зрения «ЧТЗ-Уралтрак» не просто просрочил очередную выплату и после угрозы иском выплатил 325 млн руб., к концу апреля 2015 года предприятие должно было полностью рассчитаться по кредиту. Кроме того, вопреки заявлениям руководства «Уралвагонзавода» не вся просроченная задолженность была выплачена.

В «Альфа-банке» не увидели и оснований для пролонгации кредита: «финансовое положение предприятия ухудшается, сроки предоставления государственных гарантий не обозначены, а заложенная производственная недвижимость не ликвидна, ее стоимость недостаточна для покрытия долга». Все осложняется коллективным иском о признании «ЧТЗ-Уралтрак» банкротом от подрядчиков завода. При этом в банке подчеркивают, что готовы к переговорам и открыты для предложений со стороны «Уралвагонзавода».

Но в корпорации называют неконструктивной позицию банка именно потому, что к погашению предъявляется вся сумма долгов тракторного завода. Весь расчет в этом случае идет исключительно на помощь государства. Но и «Альфа-банк» делает все, чтобы ускорить выделение правительством средств или гарантий заводу. Так как если дело о банкротстве будет возбуждено, то правительство не сможет предоставить свои гарантии, в чем банк, конечно же, не заинтересован. «Покушение» на «Уралвагонзавод», который выступал поручителем по кредиту «ЧТЗ-Уралтрак», призвано максимально ускорить процесс выделения помощи.

Фактически все выглядит так, что «Альфа-банк» идет на шантаж, чтобы на выгодных для себя условиях реструктурировать долг завода за счет государства. Его стратегия в том, что он заберет свой иск о банкротстве «Уралвагонзавода», как только правительство согласится выдать гарантии. Но для этого нужно также, чтобы кредитор и заемщик пришли к согласию. Примерно так банк действовал против авиакомпании «ЮТэйр», которая должна получить 19,2 млрд руб. госгарантий.

Пока же арбитражный суд арестовал денежные средства «Уралвагонзавода» и его «дочки» «ЧТЗ-Уралтрак» в качестве обеспечения по кредиту на 523,5 млн руб. Но менеджмент корпорации заявляет, что не понимает, чем вызвана агрессивная позиция банка, ведь «Альфа-банк» сам предложил свой кредит. Тем не менее, объяснение этому можно найти: с прошлого года просрочка по розничным кредитам у «Альфа-банка» выросла на 52%, а по корпоративным – на 34%. Многие заемщики банка испытывают трудности с погашением долгов. Кризис в российской экономике в банке назвали «изменением рыночной ситуации» и по итогам 2014 года впервые за 13 лет высшее руководство «Альфа-банка» не получило бонусы, также были урезаны зарплаты.

В кризис частный банк решил действовать бескомпромиссно и на основании кредитных соглашений возвращать долги целиком, особенно если эти долги предприятие не в силах больше выплачивать и за компанию это может сделать государство. Зная, что иск о банкротстве «Уралвагонзавода», у которого есть контракт на производство до 2020 года 2,3 тыс. танков «Армата» на сумму около 1 трлн руб., может вызывать проблемы при реализации государственного оборонного заказа, «Альфа-банк» лишний раз привлек внимание правительства к неплатежеспособности «ЧТЗ-Уралтрака».

Цена оборонного заказа

Но тем, кто считает, что олигарх Фридман демонстрирует свое влияние на российскую экономику и оборонзаказ, следует напомнить, что в 2009 году «Альфа-банк» подавал иски о банкротстве «РусАла» и уже добился своего от «ЮТэйр». Возможно так же, что банк Фридмана используют для давления на «Уралвагонзавод» представители Минобороны, считающие, что 400 млн за один танк «Армата» это слишком дорого, о чем писала Wall Street Journal, и даже угрожавшие сокращением заказа на них, тем более после того, как один из опытных образцов заглох во время репетиции парада Победы.

Как бы то ни было, на примере своей деятельности банк показывает не только работающую схему взыскания долгов в кризисной ситуации, но и то, как устроен российский капитализм, когда правительство отказывается приватизировать неэффективные производства и в целях социальной стабильности сохраняет рабочие места ценой растущих бюджетных расходов. Расходы эти в кризис увеличиваются, в том числе на выплату долгов. Поэтому патриотам надо бы умерить аппетиты и быть сговорчивее в цене на свою продукцию государственной значимости. Вот и Путин требует в кратчайшие сроки наладить серийный выпуск техники, показанной на параде.

В то же время «Альфа-банк» не может позволить себе терпеть убытки, расплачиваясь за патриотизм. В капиталистической системе нет такого понятия. Если что-то неэффективно, оно должно быть упразднено. Но Россия в целом к этому не готова. В интервью РБК гендиректор «Уралвагонзавода» даже намекнул на непатриотизм хозяев «Альфа-банка»: «Люди хотят получить досрочно деньги, я не знаю, зачем они им так быстро понадобились. Может, они бежать собрались из страны». Стремясь перевести стрелки, он умалчивает о том, что ситуация может быть сигналом, прежде всего, для него: цена господдержки, без которой уже не обойтись, странным образом коснулась цены на танки.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
28.05.2015 1 0
вячик:

А потому что нет на них Лаврентия Павловича, а Кремлевские правители такие добрые, мягкие и пушистые, никого не хотят обижать и всем хотят быть хорошими.

26.05.2015 0 0
Катерина:

а почему им никто по загребущим лапкам не даст и почему такое возможно, что ради достижения своих интересов банк шантажирует государство? Я не знаю как дела обстоят в других банках, но этот ведет себя очень агрессивно и в отношении своих частных клиентов.

22.05.2015 0 0
Тина:

А почему банк не может терпеть убытки в кризис, почему миллионы россиян могут, а банкир не может. Обдирают экономику и прикрываются законом. Фридман если не патриот, пусть валит, давно пора все банки национализировать. Ничего личного, просто патриотизм

18.05.2015 0 0
Аркадий Оксанов:

Олег Бедный Олег! Ему не хватает мозгов даже для элементарного. Он явно не Шерлок Холмс: тот бы сразу понял, что я печатаю вслепую на ангийской клавиатуре, но на русском, поэтому опечатки - либо удар пальца по соседней клавише, либо сразу по двум соседним. Он посылает меня на госслужбу, где уж ему вычислить, что я давно оставил позади своё семидесятипятиление. И сохранил мудрость, которой обязан делиться с другими. В отличие от Вас, Олег, я принёс много пользы СССР и России. Моё участие - в советских подводных лодках от "Акулы", до серии "Гранитов" ("Курск"), и "Комсомольца". И если лодки тонули, то "моё" на них не подводило. Оно даже используется ныне. Моё и в ракетах "Гранит" и "Оникс" (которая до сих пор не превзойдена в мире). В своей специальности мне в своё время удалось преодолеть многолетнее отставание СССР и даже опередить США - это до сих пор выпускается промышленностью. Могу считать итогом своего пятидесятиления три не моих оценки: 1. "Ваш сотрудник с энергией, достойной лучшего применения, вмешался в направление работ, которое Совет Министров и Политбюро поручили нашему институту, и добился в этом определённых успехов. Просим запретить". 2."Выступи с разоблачениями беспредела. Ты же привык ложиться под танк". 3."Алька - единственный из нашего класса, кто не изменил идеалам юности". Вы, Олег, можете похвастать таким? А последующее было не менее... Разоблачение лжи Гайдара и связи "либералов" с программой Андропова. Определение российской экономической системы как концлагерного чекистского капитализма; оценка российской нормы прибавочной стоимостми, в разы превосходящей и то, что было в капитализме Маркса и то, что было в советском монополистическом капитализме; прогноз того, что в России будет создана а политическая систеиа фашизма; прогноз того, что принесёт России Путин... Плюс - программы выхода Росси на современный путь, многое из которых ныне талдычат в России и коммунисты, и власть. Предсказание падения рубля и именно до того уровня, которой произошёл недавно, анализ причин резкого падения рубля в прошлом году: не цены на нефть, а вывоз капитала и обмен теневых рублей на доллары. Даже то, что рубль постепенно вернётся к соотношению 50 рублей за доллар - тоже моё предсказание. Сотни безошибочных прогнозов в отношении России - тоже моё. Немало? Не зря прожита жизнь? А скольким простым людям я помог, защищая их от несправедливости! Но и Вы, Олег, очень нужны. Нужны истории и будущим поколениям: именно Вас они обвинят в том, что произошло с Россией. Моё поколение - очень удачное: мы не участвовали в войнах, но испытали тяжесть Отечественной, позор корейской и преступления в Венгрии, нас по возрасту не посылали в Афганистан, и не на нас лежит убийство миллиона афганцев. Моё поколение - это развитие советской к осмической и оборонной промышленносьти, выход СССР на второе место в мире, страх США, что СССР в 21 веке обгонит США по ВВП на душу и по уровню жизни, неприятие совковости и коммунячества, диссиденты. Не мы, а предыдущее поколениев вместе с последовавшим за нами развалили СССР, привели к власти чекистов, разворовали страну. Среди моих ровесников не было ни путиниых, ни ельциных, ни чубайсов и гайдаров, ни ходорковских и сердюковых. "Либералы" и "демшиза" - это не мы. Мы успешно работали со всеми республиками и оставили там своих друзей, не мы развязали войны против Чечни, Грузии и и Украины, нас не боялись, как нынешнюю Россиию, Прибалтика и даже Белорусь с Казахстаном. Моё поколение - выдающиеся мировые учёные, изучение русского за границей для того, чтобы быть в курсе последних научных достижений, Нобелевские премии в русской литературе и науке. Многие из нас ныне вне России - потому что поняли, что России изнутри уже не помочь. Наши дети за рубежом работают очень успешно, наши внуки становятся докторами наук, скоро станут новыми Нобелевским лауреатами. Даже десяток среди них принёс своим нынешним странам намного больше, чем ныне стОит вся Россия. Сравните с оставшейся Россией. Она, добывая нефти столько же, как и раньше, умудрилась разориться сама. разорить всё богатства страны (СССР за счёт нефти строил новейшие заводы и кормил страну). Ныне Россия стала отверженной в мире, она говорит о поднимании с колен, но находится уже много лет на карачках. Американскмй финансовый кризис отразился на России сильнее, чем на США. Сейчас Россия вдвое беднее, чем РСФСР в 1990 году, её продовольственное положение хуже, чем в те годы, цены выше, зарплатв у большинства ниже, свободы и прав у людней намного меньше. Россия деградирует. а бОльшая часть её населения уже не люди, а пресмыкающиеся. Кстати, именно я многократно пытался здесь опубликовать то, что вижу преимуществами России, но такое здесь не печатают. За всё то, что сотворили с Россией поколения, которые были после моего, они ответят перед судом потомков. И Вы, пресмыкающийся Олег, тоже ответите. !

17.05.2015 0 0
Олег:

Алга, Вы из каких краёв?

17.05.2015 0 0
Алга:

Российские патриоты, скиньтесь по сколько-нибудь денег вашему президенту на сколько-нибудь патриотический автомобиль! А то, бедняга , на немецкой машине ездит. Наверно, что-то такое знает про национальный автопром, раз отказывается от российских машин. Раз так, то и танки лучше покупать в Германии.

17.05.2015 0 0
Олег:

Да, согласен, Прохожий, очень многим наша Родина как кость в горле. Все от неё получали так, что надолго забывали о покорении России. Но... все, кто не помнит, и не учит уроки Истории - обречены на очередной (какой уже раз) разгром.

Показать еще комметарии (23)

Статьи

Россия впервые примет участие в Измирской международной ярмарке в качестве страны-партнера

Россия впервые примет участие в Измирской международной ярмарке в качестве страны-партнера
События и факты

Малороссия как новый мост между Европой и Россией? Репортаж из Донбасса

Малороссия как новый мост между Европой и Россией? Репортаж из Донбасса
Политика 1

«Где деньги, Зин?» Зачем Россия вкладывает миллиарды в облигации США

«Где деньги, Зин?» Зачем Россия вкладывает миллиарды в облигации США
Экономика 2

«Ситуация будет тлеть». Станет ли Россия «токсичной страной» из-за новых санкций США

«Ситуация будет тлеть». Станет ли Россия «токсичной страной» из-за новых санкций США
Интервью и комментарии 3

Узнай, страна

Карелия и Новгородская область подписали Соглашение о сотрудничестве

Карелия и Новгородская область подписали Соглашение о сотрудничестве

В Карелии пройдут республиканские соревнования вальщиков «Лесоруб – 2017»

В Карелии пройдут республиканские соревнования вальщиков «Лесоруб – 2017»

Новости компаний

В старинной деревне Корза Пряжинского района откроется литературный фестиваль «Петроглиф»

В старинной деревне Корза Пряжинского района откроется литературный фестиваль «Петроглиф»

Участников Полумарафона «Karjala» ждут медали из шунгита и круиз на Кижи

Участников Полумарафона «Karjala» ждут медали из шунгита и круиз на Кижи

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте