Капитал Страны
30 МАР, 00:27 МСК
USD (ЦБ)    57,0241
EUR (ЦБ)    61,5347

Как железные дороги через Россию свяжут континенты

20 Мая 2014 12049 0 Новые возможности
Как железные дороги через Россию свяжут континенты

В ближайшем будущем железнодорожные пути, проходящие через территорию России, могут связать не только Корейский полуостров и Китай с Европой, но и Дальний Восток с Японией и даже США. Какие «мосты» между Западом и Востоком планируется построить в России?

Чем больше растет товарооборот между Западом и Востоком, тем важнее становятся дороги, по которым идут эти товары. Сейчас основные пути пролегают по морю, но и Запад, и Восток заинтересованы в развитии железных дорог. С начала двухтысячных годов обсуждаются проекты возрождения Великого Шелкового пути. Маршруты для него предлагаются разные, и многие проходят через территорию России.

Транссиб и БАМ

Составной частью трансконтинентальных маршрутов, пролегающих через Россию, служат Транссиб и БАМ. Согласно данным на официальном сайте РЖД, по Транссибу перевозится более половины внешнеторговых и транзитных грузов.

Эта линия длиной 10 тыс. км является самой протяженной в мире железной дорогой. В г. Тайшет (Иркутская обл.), от Транссиба отделяется БАМ (ок. 4300 км), который проходит севернее. Большая часть этой магистрали является однопутной (после г. Усть-Кут на Лене) и не электрифицированной (после станции Таксимо в Бурятии).

Чтобы привлечь грузоотправителей на эти магистрали, РЖД уже много лет проводит их масштабную реконструкцию и модернизацию. Летом 2013 года очередная программа,

рассчитанная до 2020 года, оценивалась в 562 млрд руб. Планировалось, что 300 млрд руб. могут быть привлечены за счет инвестпрограммы РЖД, а 260 млрд руб. поступят из бюджетных источников, в том числе из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Полгода спустя, в январе 2014-го, РЖД заявила о том, что модернизация обойдется вдвое дороже – в 1,2 трлн руб. В качестве основной причины такого удорожания было названо увеличение грузопотока за счет угольных месторождений Кузбасса. В перспективе БАМ планируется использовать для перевозки грузов (в основном, сырьевых), а Транссиб – для пассажиров и контейнеров.

Транскорейская магистраль

С 2008 года ведутся работы по соединению Транссиба с Транскорейской магистралью (на рис. ниже – цифра III). Это позволит создать самый короткий транспортный маршрут из Кореи в Европу. Он пройдет от крупнейшего южнокорейского порта Пусан, через Сеул, далее по территории Северной Кореи через северокорейский порт Рачжин и затем – до Турксиба через погранпереход Хасан – Туманган. Этот маршрут уменьшит расходы на грузоперевозки в Европу на 30% и сократит сроки доставки на 10 дней.

Реализация этого проекта зависит, прежде всего, от взаимоотношений между КНДР и Южной Кореей. Президент Южной Кореи Пак Кын Хе в ходе встречи с российским президентом Владимиром Путиным в ноябре 2013 года высказала заинтересованность в проекте. В его реализации принимают участие южнокорейские компании – KORAIL, POSCO и Hyundai Merchant Marine. Они готовы взять на себя 34% затрат. Ранее сообщалось, что они инвестируют в проект примерно 197 млн долларов. 30% расходов по строительству оплатит КНДР и 36% – Россия.

Первый этап проекта – модернизация железной дороги Хасан-Раджин – был практически завершен еще в прошлом году. В сентябре 2013 года на сайте РЖД сообщалось о торжественном открытии этого участка пути, которое состоялось в порту Раджин. По словам президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина, в реконструкцию железнодорожной линии Хасан – Раджин было инвестировано более 5,5 млрд рублей.

Магистраль Россия-Япония

Соединить Европу с Японией планируется, построив мост или туннель на Сахалин, а затем продолжив дорогу через пролив Лаперуза. По оценкам экспертов, объем транзита по этому маршруту составит 10-12 млн тонн в год и через 30-40 лет может удвоиться, превысив 20 млн тонн. Экономия от доставки по Транссибу одного контейнера из Японии в Центральную Европу предварительно оценивается в 500 долларов.

В Японии идея трансмагистрали вызывает общенациональный интерес. В поддержку проекта там действует общественная организация «За соединение Японии с Евроазиатским материком».

Стоимость проекта предварительно оценивается в 10-15 млрд долларов (плюс затраты на прокладку железной дороги от Комсомольска-на-Амуре до мыса Лазарева).

Реализация проекта предполагает три ключевых этапа:

  • строительство железнодорожного перехода от материка до острова («материк-Сахалин»);
  • строительство перехода между островами Сахалин и Хоккайдо («Сахалин-Япония»);
  • реконструкция Сахалинской железной дороги.
Источник: www.idmrr.ru

Для соединения материка с Сахалином предлагается три варианта: тоннель, мостовой переход и дамба, на которой помимо дорог и шлюзов будет создана также и приливная электростанция. Окончательный вариант еще не выбран. При этом работы по строительству тоннеля уже велись в середине прошлого века. Возможно, именно тоннель является самым надежным и экономичным вариантом. Его ориентировочная стоимость составляет более 3 млрд долларов (т.е. 1/3 или 1/5 от стоимости всей магистрали), продолжительность строительства – 2-3 года, а срок окупаемости – 8-10 лет. Ширина пролива в самом узком месте составляет 7,8 км (для сравнения: ширина Ла-Манша – около 40 км, пролива Цугару в Японии, через который тоже проложен тоннель, – 54 км). Тем не менее, строительство тоннеля может столкнуться с трудностями, поскольку, в отличие от Ла-Манша и Цугару, где грунт скальный и вполне устойчивый, в Татарском проливе грунт «плывущий», кроме того, это район высокой сейсмичности.

Стоит отметить, что независимо от создания российско-японской магистрали, надежное транспортное соединение материка с Сахалином необходимо, поскольку на сегодняшний день они связаны лишь паромной переправой, которая из-за сложных погодных условий работает не более шести месяцев в году.

Что же касается тоннеля под проливом Лаперуза (длина ок. 50 км, самая глубокая точка – 71 м), то у Японии уже есть опыт строительства подобных сооружений. В конце 1980-х годов был сооружен тоннель Сейкан длиной 53,9 км, проложенный на глубине 140 м.

От Пекина до Нью-Йорка

С начала 1990-х активно обсуждается также проект строительства трансконтинентальной магистрали до Аляски с туннельным переходом через Берингов пролив. Идея создания такой трассы впервые была высказана еще в конце XIX – начале XX века. Строительство российского участка магистрали – железной дороги Правая Лена — Уэлен (поселок на Чукотке, недалеко от Берингова пролива) – внесено в «Основные направления стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года». Правда, запланировано на период после 2030 года.

На предыдущем этапе должна быть построена дорога, соединяющая Правую Лену с БАМом и Транссибом – Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (АЯМ). Ее начали прокладывать еще в 1985 году, а закончить обещают в 2015-м. Конечная станция АЯМ, Нижний Бестях (следующая после Правой Лены), расположена на берегу Лены напротив Якутска. Изначально планировалось, что через Лену будет проложен железнодорожно-автомобильный мост, и столица Якутии войдет в комплекс АЯМ. Однако теперь в целях экономии мост решено сделать только автомобильным, так что полреспублики, включая и ее столицу, по-прежнему останутся без железнодорожного сообщения

Источник: www.russia-today.ru

Что же касается дороги в Америку, то глава РЖД уверен, что она может быть построена уже в ближайшем будущем. Об этом он заявил на встрече с Гильдией путешествий и туризма Великобритании в 2012 году, перепутав, правда, Чукотку с Камчаткой. «Уверен, что перспективы продолжения железной дороги на Камчатку и дальше через тоннель для соединения с североамериканскими дорогами – это проект с реализуемостью в не очень отдаленном будущем», – сказал Владимир Якунин.

Стоимость проекта, по предварительным оценкам, составит 300-350 млрд. долларов. Из них:

  • 100-115 млрд долларов – высокоскоростная железная дорога в России от Якутска до Берингова пролива;
  • 30-35 млрд долларов – тоннель под проливом;
  • 170-200 млрд долларов – высокоскоростная железная дорога от Берингова пролива до Ванкувера в Канаде.

Свой вариант трансконтинентальной магистрали предлагает и Китай. Ее общая длина от Китая до США (через Сибирь, Берингов пролив, Аляску и Канаду) составит почти 13 тыс. км – почти на 3 тыс. км длиннее Транссиба, сообщается на сайте Newsru.com. Китай готов не только финансировать этот проект, но и обеспечить все необходимые инженерные решения. Обещается, что скорость движения составит около 350 км/ч, так что путь из Пекина в Нью-Йорк займет около двух суток (самолетом –13 часов). О стоимости проекта пока не сообщается.

Далее читайте:

  1. РЖД от Тихого океана до Атлантики: кто в выигрыше?
  2. Может ли Якутия догнать по своему развитию ОАЭ?
  3. Сибирь и Дальний Восток: развитие или приватизация
Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Узнай, страна

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс "Бизнес-навигатор"

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс

В Карелии два крупных мероприятия для предпринимателей объединят в "Бизнес-неделю"

В Карелии два крупных мероприятия для предпринимателей объединят в

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте