Капитал Страны
31 МАР, 01:42 МСК
USD (ЦБ)    56,3779
EUR (ЦБ)    60,5950

Как россияне стали экономить на продуктах и что будет дальше

25 Февраля 2014 11148 2 Экономика
Как россияне стали экономить на продуктах и что будет дальше

Розничные торговые сети уже в 2013 году ощутили на себе общий спад российской экономики. Падение потребительского спроса острее всего почувствовали продавцы не самых жизненно важных товаров. Затронет ли оно и сегмент продовольственной торговли?

Потребительская активность падает

О том, что россияне стали экономить на покупках, представители торговых сетей заговорили еще в конце прошлого года. Оборот розничной торговли за 10 месяцев 2013 года вырос всего на 5,7%, тогда как за соответствующий период 2012 года этот показатель составил 8,2%. Покупательская активность за три осенних месяца уменьшилась на 3%. В ноябре 2013 года потребительские расходы по сравнению с ноябрем прошлого года и с учетом инфляции упали минимум на 6,5%. Падение наблюдалось по всем группам товаров: алкоголь и сигареты, одежда и обувь, бытовая техника и электроника.

Сильнее всего уменьшение спроса ощущается в сфере товаров не первой необходимости. В магазинах сети «М.Видео» за четвертый квартал 2013 года средний чек снизился на 0,3%. «В некоторых торговых центрах трафик падает на 50%, – рассказала «Коммерсанту» в конце года президент компании Finn Flare Ксения Рясова. Конечно, есть торговые точки, где этот показатель составляет 5%, но все равно мы можем уверенно говорить об оттоке потребителей. Выручка падает не так сильно, но в любом случае это неприятно. Если в начале года мы прикладывали усилия, чтобы этого не произошло: проводили акции, делали скидки и выводили новые коллекции, следили за работой персонала, то теперь не помогает и это. При этом мы ориентированы на средний класс, а, думаю, в масс-маркете все не только раньше началось, но и сама ситуация там гораздо глубже».

Россияне стали экономить на продуктах

О снижении покупательской активности заявили и представители продовольственного ритейла. В магазинах сети «Магнит» – лидера российской продуктовой розницы – в четвертом квартале 2013 года средний чек вырос лишь на 4,3%; в третьем квартале темпы роста среднего чека были выше и составляли 5,8%. Выручка за четвертый квартал увеличилась лишь на 25,8%, хотя до этого средний годовой темп составлял 29,8% в месяц.

По данным компании Nielsen, экономить на продуктах россияне начали уже в третьем квартале прошлого года. По результатам опросов за III и IV кварталы 38% респондентов ответили, что стали покупать более дешевые продовольственные бренды, хотя еще в I и II кварталах прошлого года таких покупателей было 20 и 18% соответственно.

Основные игроки рынка поддерживали рост выручки лишь за счет роста среднего чека, приводят «Ведомости» выводы аналитиков Nielsen. В прошлом году выручка X5 Retail выросла на 0,7%, у лидера рынка, «Магнита» – на 3,88%, у «Дикси» – на 3,9%. Гораздо лучше оказались результаты у сетей гипермаркетов. Сеть магазинов «Лента» за прошедший год повысила выручку на 10%, магазины «О’кей» – на 8%.

«По итогам года, по предварительным оценкам, рост сопоставимых продаж по стране в целом составил всего 4%. Это весьма низкий показатель, в 2012 он был почти в два раза выше», – отмечает аналитик УК «Финам Менджмент» Максим Клягин.

Причины очевидны

«Обороты российской розницы за 11 месяцев 2013 года выросли лишь на 3,9% против 6,3% в 2012 году. И 7% в 2011 году, приводят данные Минэкономразвития «Ведомости». Реальные располагаемые денежные доходы населения за те же 11 месяцев выросли на 3,6%, а задолженность физлиц перед банками достигла почти 30% доходов населения – 9,6 трлн руб.

Снижение потребительской активности соответствует общей экономической ситуации в стране, считают аналитики. «К концу года потребительская активность, один из главных двигателей посткризисного роста экономики, практически исчерпала ресурсы дальнейшего роста, – отмечают в Минэкономразвития. – Ключевой причиной замедления роста розничной торговли является замедление по сравнению с показателями 2012 года динамики доходов населения. Снижение индекса потребительской уверенности также обусловлено ухудшением субъективного мнения населения относительно произошедших и ожидаемых изменений в экономике России. Данный пессимизм населения можно объяснить, во-первых, неопределенностью, связанной с развитием экономики страны и, как следствие, возможностью ухудшения своего социального статуса».

Действительно, ни реальное положение дел, ни обещания правительства оптимизму не способствуют. Зарплаты, если и растут, то далеко не такими темпами, как цены и тарифы, коммерциализация здравоохранения и образования, растущая закредитованность тоже заставляют потуже затянуть пояса – тем более в свете официально обещанного роста безработицы.

«Сейчас мы 2013 год по безработице оцениваем как 5,8%, то есть это плюс примерно 100 тысяч безработных в среднегодовом выражении. В 2014 году тоже увеличение до 5,9%, то есть еще 100 тысяч безработных», – заявил в конце прошлого года замминистра экономического развития России Андрей Клепач. Он предупредил, что это лишь минимальный прогноз, и все может измениться, причем в худшую сторону. Реальные располагаемые доходы людей (заработок после вычета всех налогов и платежей) в 2013 году выросли на 3,9%, в 2014 году, по прогнозам минэкономразвития, они вырастут только на 3,1%. Реальные зарплаты увеличатся лишь на 3% – а не на 4%, как ожидалось ранее, да и то, бюджетникам теперь уже на повышение зарплат рассчитывать не стоит.

По данным опроса, проведенного в начале 2014 года всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), три четверти россиян (77%) вынуждены придерживаться экономии: из них 62% экономят постоянно, а 15% начали это делать лишь недавно. При этом треть опрошенных россиян считает вероятность потери работы в ближайшее время вполне возможной и треть же респондентов предполагают возникновение серьезных трудностей в связи с необходимостью трудоустройства. Каждый десятый считает, что ему будет практически невозможно подыскать равноценное место работы.

Планы и прогнозы

«После явного замедления в III квартале к IV кварталу индекс предпринимательской уверенности в торговле впервые с 2009 года упал до +3%, зафиксировали эксперты ВШЭ, каждый пятый опрошенный предприниматель ожидает снижения доходов своего бизнеса в I квартале следующего года», – констатировали накануне нового года «Ведомости». «Все это очень напоминает 2008 год, я думаю, в 2014 году малый бизнес начнет умирать, год будет плохим для многих», – считает президент компании Finn Flare Ксения Рясова. По мнению экспертов, снижение темпов продаж затронет сферу продовольствия в последнюю очередь, но тем не менее, может составить 1-2%.

На рынке ритейла обостряется конкуренция и продолжается постепенное вымывание небольших торговых сетей при одновременном укрупнении сетей ведущих игроков рынка. «М-Видео» получила разрешение ФАС на приобретение «Эльдорадо», Metro Group сообщила о завершении процесса продажи сети гипермаркетов Real в России французскому ритейлеру Auchan. Тенденция на укрупнение продолжится и в последующие 3-5 лет, прогнозируют участники рынка.

Сеть гипермаркетов «Лента» намерена наращивать объем выручки за счет расширения площадей и открытия новых магазинов. Как сообщает «ВТБ капитал» (владеющий 11,7% акций компании), ритейлер может открывать по 25 гипермаркетов и по 22 супермаркета в год; в 2014-2018 годах это даст среднегодовой прирост торговых площадей на 21%, выручки – на 27%. «Такие планы по росту делают компанию самым агрессивным российским гипермаркетом в среднесрочной перспективе», – говорится в материалах банка. В 2013 году «Лента» открыла 21 гипермаркет, в 2014 году обещала открыть не менее 24 новых гипермаркетов и 15 супермаркетов. Основные риски ритейлера – задержка открытий гипермаркетов, ухудшение экономики в уже работающих магазинах и недостижение заявленных уровней централизации логистики (с сегодняшних 40% до 60%), цитируют материалы «ВТБ капитала» «Ведомости». Сейчас компания владеет 90% недвижимости, ожидается, что этот показатель снизится до 75% к 2018 году.

Пока крупнейшие ритейлеры незначительно пересекались друг с другом географически, это сдерживало возможности для ценовой конкуренции, отмечают аналитики Morgan Stanley. Теперь обстановка накаляется. Компания X5 Retail Group (владелец торговых сетей «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Копейка»), чтобы сохранить покупателей, намерена уделять больше внимания ценовой стратегии. Это, скорее всего, приведет к обострению соперничества с другой сетевой компанией – «Дикси», ориентированной примерно на ту же категорию покупателей и развивающей свой бизнес примерно в тех же регионах – в центральной и северо-западной частях страны. Что касается еще одного ритейлера – «Магнита», то с ним у X5 и «Дикси» географически пересекается пока лишь 15% магазинов, но все кампании постоянно стремятся расширить сферу своего присутствия.

Нужны новые решения

Чтобы удержать покупателей и наращивать выручку, торговым сетям необходимы новые стратегии. «Сегодня уже недостаточно иметь чистый магазин с качественными товарами, чтобы быть конкурентным», – констатирует представитель ГК «Дикси» Екатерина Куманина. Х5 Retail, столкнувшаяся с оттоком покупателей и замедлением роста выручки еще несколько лет назад, в конце прошлого года объявила масштабную программу по обновлению. Гендиректор ритейлера Стефан Дюшарм заявлял, что изменения коснутся всех трех видов магазинов – гипермаркетов «Карусель», дискаунтеров «Пятерочка» и супермаркетов «Перекресток»: обновятся торговые залы, оборудование, изменится ассортимент, появится больше свежей продукции. Это должно восстановить покупательский трафик, сопоставимые продажи и рост выручки, сообщает agronews.ru.

Сетевые магазины расширяют ассортимент свежего товара, налаживая прямые поставки овощей и фруктов. Помимо гипермаркетов, все более популярными становятся небольшие магазины со свежайшим ассортиментом повседневного спроса. Такой формат использует для развития, например, сеть «Азбука вкуса». Как сообщает Agro2b, в ближайшие 5 лет компания намерена открыть до 150 мини-маркетов под вывеской АВ Daily в Москве и Санкт-Петербурге, причем не только в жилых, но и в офисных районах. Инвестиции в один такой магазин составят порядка 1 млн долларов. Средний чек планируется на уровне 350 руб. Магазины будут специализироваться на готовой и упакованной продукции, половину ассортимента составят собственные торговые марки «Азбуки вкуса».

 

Далее читайте:

Новый этап продвижения продовольственных сетей в регионы

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
15.03.2014 0 0
Людмила:

Надо улучшить качество товара.Рыба в магазинах все также переморожена,хочется натурального.фрукты и овощи безвкусные .Раньше ассортимент был небольшой,но было качественно,вкусно!Где рецепты ? Колбаса,она пахла колбасой!А помидоры,яблоки,какой был аромат!

27.02.2014 0 0
А.А. Зимин:

Выезжать Альфа-Фридман всё одно будет за счёт повышения цен на тухлятину -- оно по-другому не способно.

Статьи

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю

Утром пшеница – вечером помидоры, вечером пшеница – утром помидоры. Как Россия и Турция развивают торговлю
Экономика

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Узнай, страна

Победителем детского хоккейного турнира «Отцы и дети» стала сборная команда Карелии

Победителем детского хоккейного турнира «Отцы и дети» стала сборная команда Карелии

Карелия получит более 790 миллионов рублей для переселения граждан из аварийного жилья

Карелия получит более 790 миллионов рублей для переселения граждан из аварийного жилья

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте