Капитал Страны
28 МАР, 15:26 МСК
USD (ЦБ)    56,9364
EUR (ЦБ)    61,8102

Инвесторы против профессоров: безлюдные технологии в сфере образования

31 Марта 2008 11699 13 Экономика
Инвесторы против профессоров: безлюдные технологии в сфере образования

Сегодня намечается постепенное вытеснение живых университетских профессоров бумажными и электронными учебными пособиями, а университеты будущего могут превратиться в безлюдные обучающие центры.

         Согласно видному футурологу современности Э.Тоффлеру, одной из важнейших мегатенденций современности является так называемый процесс протребления, представляющий собой гибрид производства и потребления. Его суть состоит в том, что потребитель «вплетается» в производственно-реализационный цикл компаний и тем самым обеспечивает им экономию на рабочей силе. Проявления этого эффекта повсеместны. Классическим примером такового служит супермаркет, где корзинка на колесиках, предоставляемая покупателю, заменяет продавцов, приборы для сканирования покупок и снятия денег с кредитной карточки вытесняют кассиров, а видеокамеры сокращают штат охранников.



         Приведенный пример уже никого не удивляет, тогда как нечто похожее в сфере образование еще не стало нормой. Между тем тенденция протребления и здесь начинает себя проявлять. В системе высшего образования уже давно назрел методический кризис: монотонные лекции никто не хочет записывать, учиться по ним довольно-таки неудобно, воспринимать лекции в многолюдных шумных аудиториях почти невозможно, ходить на занятия в мегаполисе становится все труднее из-за перегруженности транспортной системы и т.п. Между тем число студентов растет, в университетах начинает сказываться дефицит аудиторного фонда, заработки профессоров растут, а желающих преподавать – все меньше. Многие частные вузы вообще с трудом сводят концы с концами за счет использования труда преподавателей-аутсайдеров со смехотворной зарплатой. Как же распутать такой тугой узел противоречий?



         Выход есть и он, как ни странно, до безобразия прост. Он состоит в том, чтобы заменить профессоров современными методическими материалами, к каковым относятся хорошо продуманные программы и учебники, компьютерные тесты и курсовые работы. Зачем каждый год читать одни и те же лекции, когда их можно изложить в компактном учебном пособии? Зачем нанимать армию некомпетентных преподавателей, когда их всех можно заменить несколькими хорошими учебниками? Тогда в чем, собственно, проблема?



         Во-первых, в том, что по-настоящему хороших учебников пока мало и желающих их писать параллельно с большой педагогической нагрузкой немного. Здесь необходимо однозначное решение о специализации профессора: либо читать лекции, либо писать книги; совмещать две процедуры очень сложно. Во-вторых, традиционная система образования делает акцент именно на аудиторной нагрузке преподавателей, а не на их методической работе. Деньги в университетах платят за лекции, а не за учебные пособия. В-третьих, в сознании администраторов и чиновников укоренилось ошибочное мнение, что профессор – это, скорее, учитель, нежели специалист. Соответственно он должен говорить (т.е. учить), а не писать (т.е. создавать печатный продукт).



Как же быть?



         Выход в том, чтобы передовые государственные и частные вузы начали финансировать создание мощной методической базы учебного процесса. На это нужны деньги, и надо не бояться их вкладывать, так как в будущем это сулит экономию на живом труде профессоров и повышение рентабельности вуза. Как же обстоит дело в этой области?



         Уже сейчас многие отечественные университетские администраторы отдают предпочтение заочной и дистанционной формам обучения. Данные контингенты почти не нуждаются в аудиторном фонде, им почти не нужны преподаватели, но зато им нужно максимально хорошее методическое обеспечение. При наличии такового им необходимо лишь иногда получать консультации профессоров и сдавать необходимые контрольные мероприятия. Ведущие западные университеты все активнее внедряют дистанционное обучение, которое воспринимается ими как «золотое дно». Таким образом, осознание выгод таящихся в новых формах высшего образования уже имеется, проблема лишь в реализации.



         Скорее всего, через некоторое время – лет через 10-15 – передовая университетская система будет во многом похожа на современные супермаркеты: в них будет небольшое число профессоров, ограниченный контингент обслуживающего персонала и мощный библиотечный фонд, включая специализированные электронные библиотеки. Бумажные и электронные пособия вытеснят живых профессоров. Пока же слабым звеном нарождающейся новой системы являются ее скудная инвестиционная составляющая и неудовлетворительный менеджмент.



         Хотя деньги, необходимые для превращения современных университетов в «безлюдные» обучающие центры, не так велики, инвесторов, желающих их потратить на указанные цели, пока не много. Между тем переход частных вузов на рельсы безлюдных технологий уже фактически предопределен. Кто быстрее поймет это, тот и получит доход в новой «экономике знаний». Спасение же «лишних» профессоров – дело рук самих профессоров, ведь университеты – не богадельня.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
16.02.2015 0 0
Вика:

Автор прав.. Только сроки я бы меньше поставила: не 10-15, а 5-10. И еще одно уточнение: "максимально хорошее методическое обеспечение" при современной загрузке ППС - утопия.. Будет, а, в части вузов уже началось примерное так: небольшое число ППС, ограниченный контингент обслуживающего персонала и электронный библиотечный фонд. А вот что будет в этом фонде - уже вопрос.... если уже сейчас в каждом втором учебнике опечатки считаются нормой.... ЗЫ. А глубокие моральные терзания про живое общение - хех, страшно далеки они от современной системы ВПО...

20.07.2010 0 0
Айсауле:

Я, тоже с вами согласна. Я даже боюсь что скоро люди перестанут понять что такой труд. Все будут лежать дома, за них все будет делать роботы, так что ли?! Эти все придуманные идеи: дистанционное обучение, интернет-сайты, придуманные гением всякие программы это же конечно хорошо, даже супер, но в будущем психологический разум людей перестанет думать, мыслить, работать. Они становятся лентяем, из за них будет решать только компьютеры. Это даже кому то нравиться, сидеть сложа руки и ничего не делать, а кому то не нравиться такое бездельничество. Неужели профессора отстают от будущее, неужели за них работает молодые человеческие создания которое придумали все эти электронные программы.

26.05.2010 0 0
Попова Ирина:

Я не считаю, что замена живого труда книгами не приведет ни к чему хорошему. Да, у кого-то нет возможности учиться на дневном или вечернем отделении и поэтому существует необходимость дистанционного обучения,что является безусловным плюсом его введения. Однако, если полностью отменить традиционную систему образования - сильно ухудшится система образования, потому что не все студенты готовы заниматься учебой, так сказать "на дому". Поэтому необходимо найти баланс между системой традиционного и дистанционного обучения.

25.05.2010 0 0
Турабова Вера:

Абсолютно с Вами не согласна! Невозможно заменить живое общение с преподавателями, учителями, профессорами, пускай даже хорошо изложенным материалом в учебном пособии. Если студент будет все время заниматься самообразованием,просиживать часы за безукоризненно написанными за учебниками, то у него не возникнет живой тяги к изучению данного предмета,потому что ведь кроме задачи научить у любого педагога стоит цель ,в том числе, и заинтересовать обучаемого в сфере своей компетенции. Я считаю полным абсурдом перевод определенной части студентов на форму дистанционного обучения. По причинам того,что тогда не будет гарантировано качество образования,ведь экзамены, тесты и различные контрольный задания, проверочные работы будут так же решаться и обдумываться дистанционно,что нисколько не мешает студенту посмотреть ответы в интернете, посоветоваться с родителями, да элементарно найти ответ в учебнике и отослать его обратно в ВУЗ... Поэтому стоит задуматься наоборот о более жестком контроле за очной формой обучения,а не упрощать работу педагогам и жизнь обучающимся, переводя их на полное самообразование.

19.05.2010 0 0
Яна Колдашова:

Я считаю, что "замена профессоров современными методическими материалами, к каковым относятся хорошо продуманные программы и учебники, компьютерные тесты и курсовые работы..." не приведет ни к чему хорошему. Да, не спорю, что порой просиживание без толку на скучных лекциях, не понимая и не пытаясь воспринимать ничего, пустая трата времени. Но ни один электронный материал не может заменить живое общение преподавателя со студентами. Действительно, кому то удобнее дистанционное обучение, ведь остается много свободного времени. Но не факт, что эта форма обучения является полезной и качественной.

01.04.2010 0 0
Александр:

"Лет через 10-15 – передовая университетская система будет во многом похожа на современные супермаркеты" Безусловно процесс образования идет к этому, но, я думаю, сроки будут намного больше. Но, более важным является вопрос снижения качества образования. Я думаю, что любой методический материал, даже курс видио-лекций не сможет полноценно заменить преподавателя!

01.02.2010 0 0
Хамрабаев Маруф:

Согласен с комментариями первого автора. Никакое дистанционное обучение и электронные книги не смогут заменить самих профессоров. Конечно, можно перейти на Американский метод обучения, где всё ссылается на самостоятельность студентов в изучении материала и лекции существуют только для того, что бы задавать вопросы по непонятным моментам. Тогда стоит вопрос о необходимости самих ВУЗов. Хотелось бы отметить, что наше общество на данный момент не готово перейти к самообучению, т.к. оно «не доросло» до восприятия и обработки информации таким образом. К сожалению не все ответственно относятся к обучению и к выполнению определенных обязанностей. У нас осталась привычка предполагать, что мы учимся в Высших Учебных Заведениях не для себя, а для преподавателя, что бы он поставил нам зачет, для родителей, что бы они задавали нам меньше вопросов, поэтому очень трудно просто взять и заставить себя прочитать тот или иной материал самостоятельно. Нельзя забывать и о том, что у многих студентов хорошо развита слуховая память и им легче воспринимать лекции, чем электронный материал или книгу, а у некоторых наоборот. Им легче прочитать и увидеть материал своими глазами, чем сидеть на лекции и стараться вслушиваться в неё. В заключении хочу сказать, что переход на данную систему образования не сможет укрепить имеющийся опыт преподавания и подачи знаний, а наоборот усугубит сложившуюся обстановку в сфере обучения!

Показать еще комметарии (6)

Статьи

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 1

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?
Экономика 1

Узнай, страна

В Сочи Парке стартовал ежегодный фестиваль школьных игр

В Сочи Парке стартовал ежегодный фестиваль школьных игр

В Сочи Парке пройдут Дни Смеха

В Сочи Парке пройдут Дни Смеха

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте