Капитал Страны
28 МАР, 05:32 МСК
USD (ЦБ)    57,0233
EUR (ЦБ)    61,9615

Инфраструктурный бум или ловушка?

14 Мая 2013 5740 0 Экономика
Инфраструктурный бум или ловушка?

Российское правительство собирается стимулировать снижающиеся темпы роста экономики за счет строительства инфраструктуры. Такую же рекомендацию развитым и развивающимся странам дает Всемирный банк. Какова в этом вопросе специфика России?

Экономическая политика большинства развитых стран сегодня напрямую ведет к стагнации. Об этом в своих докладах предупреждает Всемирный банк. В текущем году США провели секвестр федерального бюджета, европейская тройка кредиторов – Евросоюз, Европейский центральный банк и Международный валютный фонд – рекомендуют правительствам проблемных стран еврозоны сокращать бюджетные расходы. Однако ограничительные меры не приводят к уменьшению суверенных долгов и оздоровлению экономики. Государство перестает тратить, поступления в бюджет сокращаются, растет внешний и внутренний долг, а частные предприниматели из-за возрастающей налоговой нагрузки и снижающейся экономической активности не получают необходимую прибыль.

Путь урезания и сокращения не дает перспектив развития. К тому же, есть прямая взаимосвязь между бюджетными расходами государства и экономическим ростом. По расчетам МВФ, траты в размере 1% ВВП в годовом выражении оборачиваются ростом экономики на 0,62% ВВП. Правда, данная пропорция верна только для развитых стран; эффективность отдачи развивающихся экономик может быть ниже. Тем не менее, рост мировой экономики в 2013 году, по прогнозу Всемирного банка, составит всего 2,4%. Это довольно низкий показатель притом, что у мировой экономики нет заметных точек роста. Выходом могут быть инвестиции в инфраструктуру. Так звучит рекомендация Всемирного банка. С этим соглашается консалтинговая компания PwC.

Эксперты исходят из того, что расходы бюджета на инфраструктурные проекты создадут рабочие места. В США, например, урезание бюджетных расходов не коснулось Федерального дорожного трастового фонда. Эта структура отвечает за дорожное строительство и, по подсчетам администрации, позволяет с каждого выделенного миллиарда долларов создавать 27480 рабочих мест. Чтобы цифра была внушительнее, нужно отметить – только 6 тысяч из них непосредственно занимаются строительными работами. Соответственно, вложения в инфраструктуру позволяют государству повысить занятость и косвенно влиять на уровень потребления.

Еще одним аргументом в пользу улучшения инфраструктуры служит прогноз ОЭСР, согласно которому к 2030 году мировой ВВП удвоится. Это приведет к росту товарооборота и востребованности транспорта. Но эксперты ОЭСР сразу оговариваются, что транспортные коридоры в большинстве стран не позволят нарастить объемы перевозок товаров даже на 50%, не говоря уже вдвое, а в развивающихся странах может просто не хватить существующих транспортных сетей. Безусловно, это скажется на темпах экономического роста и развитии отдельных отраслей. Инфраструктура становится ключевым условием для успешной экономики. Всемирный банк приводит этому подтверждение: страны Азии, вкладывавшие средства в инфраструктуру в 2001-2005 годах, увеличили рост своих экономик на 1,6% ВВП.

Но чтобы не ходить далеко за примером, можно взять Дальний Восток. Разработка новых месторождений и переработка полезных ископаемых в этом регионе бросает вызов всей транспортной инфраструктуре страны. Сегодня транспортные издержки в России составляют 15-20% от стоимости товара. В развитых странах это цифра не более 7-8%. Скорость грузовых перевозок «РЖД» с учетом остановок не превышает 10,3 км/ч и с 2011 года имеет тенденцию к снижению. Для сравнения в Китае товарные поезда перемещаются в шесть раз быстрее. Более половины – 60% – российских дорог не соответствуют установленным нормативам, а 92% имеют только по одной полосе в оба направления. Перевозки грузов затрудняет и то, что уровень автомобилизации за последнее десятилетие вырос на 60%. Российские дороги перегружены.

Если вернуться к Дальнему Востоку, то государство вынуждено дотировать перевозки во избежание резкого повышения тарифов, которые составляются по формуле «инфляция плюс». На данный момент это индексация текущей инфляции (6-7% в год) и два процентных пункта. Таким образом, тариф на грузоперевозки опережает инфляцию. Но может произойти и так, что инфляция снизится и перевозчик окажется в минусе. Заморозить тарифы на транспортировку грузов так же, как на электричество и газ, правительство не в состоянии. Решением может стать расширение транспортной инфраструктуры и ликвидация «бутылочных горлышек». «РЖД» предлагает инвестиционные программы по модернизации БАМа и Транссиба. Минтранс собирается потратить в 2013-2020 годах 7,3 трлн рублей и привлечь дополнительно 5,1 млн рублей частных инвестиций на строительство инфраструктуры. И хотя инфраструктурные объекты должны пользоваться высоким спросом, по ряду причин они могут быть непривлекательны для банков и частных инвесторов.

В конце апреля министр экономического развития Андрей Белоусов предложил схему обхода «бюджетного правила», согласно которому часть сверхдоходов от продажи нефти и газа поступает в резервные фонды (об этом «КС» писал в статье «Министерство чрезвычайной ситуации»). В частности, средства из Фонда национального благосостояния (ФНБ) будут вкладываться через ВЭБ в инфраструктурные облигации. Так, например, в течение пяти лет из ФНБ будет выделено 260 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба. Еще 100 млрд рублей из Пенсионного фонда пойдут на покупку инфраструктурных облигаций. В общей сложности в ВЭБе будет размещено от 200 до 400 млрд рублей на инфраструктурные проекты.

Но у этого плана есть противники. Экс-министр финансов Алексей Кудрин говорит, что большие вливания разгонят инфляцию, увеличат отток капитала, выльются в низкую производительность на проектах, а кроме этого, будут реализованы самые плохие проекты. Другими словами, российская экономика с затухающими темпами роста и вероятной стагнацией (подробнее в материале «КС» «Реформируй это: российская экономика на распутье») не получит ни должного стимулирования, ни инфраструктурных предпосылок для дальнейшего развития. Андрей Белоусов отметил, потолок экономического роста при таком сценарии будет 3% ВВП ежегодно. Однако разгон экономики без институциональных реформ может загнать Россию в ловушку и не даст мультипликативного и долгосрочного эффекта от вложений в инфраструктуру.

С одной стороны, в Минтрансе признают, что на правительственном уровне нет координации инфраструктурного строительства. В государственной           программе развития транспорта до 2020 года не учтены логистические потребности, эффект от грузоперевозок и основные транспортные направления. То есть, от увеличения товарооборота к 2030 году Россия рискует ничего не получить. Также вряд ли снизятся транспортные издержки, которые складываются из большого количества факторов: удаленность основных центров, логистические тупики, отсутствие дорог, узкие места и экономическая нецелесообразность поставок. С другой – государству требуются крепкие и просчитанные инфраструктурные проекты.

На примере подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке, Олимпиады-2014 в Сочи и ЧМ-2018 видно, как низкое качество российских институтов, призванных проводить оценку проектов, стандартизацию и контроль, приводит к удорожанию строительства, пересмотру и отмене контрактов и росту бюджетных расходов. Согласно подсчетам консалтинговой компании McKinsey, госконтроль за контрактами и оптимизация использования инфраструктурного объекта может сэкономить до 40% инвестиций. Но для этого нужны специальные институты, которые будут заниматься инвестициями в инфраструктуру, проводить качественный отбор, экспертизу и оптимизацию.

Как было сказано выше, в Минтрансе рассчитывают привлечь 5,1 трлн частных инвестиций. Под этим подразумевается строительство объектов на правах государственно-частного партнерства. Но для реализации такой формы сотрудничества в России нет прозрачной правовой системы, эффективного порядка отбора проектов, компетентной оценки с просчетом всех рисков и объемов затрат. Если учесть, что в России происходит с госзакупками, то инвестиции в инфраструктуру будет трудно привлечь.

Однако чтобы избежать рецессии и выйти на приемлемые темпы роста, России необходимо стимулирование экономики. Показательным в данном случае может быть опыт Китая, который благодаря инвестициям в инфраструктуру смог в кризис 2008 года удержать экономический рост на уровне 6,8%. Средства на инфраструктуру выделялись государственными банками по распоряжению правительства. Заемщиками выступали госкомпании. Причем с 1995 по 2010 годы средний рост ВВП Китая составил 9,9%. На инвестиции в инфраструктуру из них пришлось 6,8%. С 2011 года китайское правительство ограничивает рост инвестиций с целью не допустить раздувания пузырей на строительном и финансовом рынке.

Еще недавно перед российским правительством стояло две задачи: найти способы финансирования инфраструктурных проектов и проведение реформ, которые послужат улучшению предпринимательского и инвестиционного климата. Сегодня государство нашло начальные инвестиции в ФНБ и Пенсионном фонде, но чтобы в стране появилась действительно полезная инфраструктура и частные инвесторы, в том числе банки, начали вкладывать в строительство, нужно проводить институциональные реформы. Вместо этого в Минэкономразвития планируют улучшать инвестклимат за счет борьбы с офшорами, снижения роста тарифов естественных монополий, стимулирования не сырьевого экспорта и финансовой поддержки малого и среднего бизнеса. Эти меры позволят удерживать 3-процентный рост экономики на протяжении нескольких лет. Но для дальнейшего развития страны нужны качественные изменения.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?

Цивилизационный кризис либерализма. Что отняли у России 25 лет реформ?
Экономика

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян

«Уникальное явление: работающие бедные». Как в правительстве нашли средство борьбы с бедностью россиян
Экономика 1

Узнай, страна

В Карелии продолжается подготовка конференции «Федосовские чтения»

В Карелии продолжается подготовка конференции «Федосовские чтения»

Компания ООО «Леруа Мерлен Восток» проведет в Карелии конференцию для потенциальных поставщиков

Компания ООО «Леруа Мерлен Восток» проведет в Карелии конференцию для потенциальных поставщиков

Новости компаний

ЗА ПОЛЦЕНЫ

ЗА ПОЛЦЕНЫ

А ТЕПЕРЬ НА ЗАПАД

А ТЕПЕРЬ НА ЗАПАД

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте