АвтоВАЗ, КамАЗ и другие. Насколько российский автопром зависит от импорта
Российский рынок автомобилей зависит не только от импортных комплектующих, но не меньше и от иностранного капитала, который контролирует российские заводы. Меняется ли степень зависимости вмести с кризисом?
В 2014 г. российская экономика вошла в кризис, связанный с введением санкций и падением цен на нефть, причем из-за высокой импортозависимости экономики кризис усугубляется. В 2015 г. была создана Правительственная комиссия по импортозамещению, основной задачей которой является обеспечение согласованных действий федеральных и региональных органов исполнительной власти и организаций в целях обеспечения снижения зависимости отраслей промышленности от импорта, а также оперативного решения вопросов, касающихся создания условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц в продукции отраслей промышленности. Приняты планы по импортозамещению в отраслях промышленности, например:
- Приказ Минпромторга России от 29.01.2016 № 197 «Об утверждении плана мероприятий по импортозамещению в отрасли химической промышленности Российской Федерации и о признании утратившим силу приказа Минпромторга России от 31 марта 2015 г. № 646»;
- Приказ Минпромторга России от 31.03.2015 № 662 (ред. от 17.12.2015) «Об утверждении отраслевого плана мероприятий по импортозамещению в радиоэлектронной промышленности Российской Федерации».
Проанализируем результаты мероприятий по снижению импортозависимости за 2014-2015 гг. на примере автомобильной промышленности.
Поступающий в страну импорт делится на два вида: импорт готовой продукции и импорт комплектующих. Оценка импортозависимости от готовой продукции будет проводиться на основе официальных данных Росстата, а зависимость от комплектующих будет проанализирована на основе данных ежеквартальных отчетов крупных фирм в автомобильной отрасли.
Следует отметить, что официальная статистика рассматривает продукцию, произведенную на территории России, как отечественную, независимо от формы собственности предприятий-производителей и используемых комплектующих. В стране работают сборочные производства иностранных автомобилестроительных компаний, например, Фольксваген Груп Рус, а произведенные автомобили, в данном случае автомобили фольксваген, статистикой считается российскими, а не иномарками. В условиях санкций целесообразно проанализировать зависимость российского автомобильного рынка от иномарок в более широком смысле, т.е. с учетом автомобилей, произведенных в России на предприятиях, контролируемых иностранным капиталом. И если российские предприятия, являющиеся дочерними компаниями иностранных фирм, например, Фольксваген Груп Рус, автоматически можно отнести к подконтрольным иностранному капиталу, то в отношении заводов, которые изначально были российскими (например, ОАО «Автоваз»; ПАО «Камаз») следует провести отдельное исследование. В случае, если иностранные фирмы и граждане контролируют свыше 20% акций компании, что позволяет им блокировать решения общего собрания акционеров, затруднительно проводить национальную политику импортозамещения.
Анализу подверглись российские предприятия автомобильной промышленности: ОАО «Автоваз»; ПАО «Камаз»; ОАО «Группа ГАЗ» (в т.ч. ОАО «УралАз»), ПАО «Ульяновский автомобильный завод»; ПАО «Завод имени И.А. Лихачева». Указанный перечь компаний включает все российские заводы, выпускающие автомобили, поэтому анализ их зависимости от иностранных комплектующих и материалов характеризует положение с импортом в отрасли в целом.
Импорт готовой продукции
В 2015 г. в России предположительно произведено 1,25 млн. легковых автомобилей, из которых 356,25 тыс. российских марок (28,5% всех произведенных на территории России легковых автомобилей), 893,75 тыс. иномарок (71,5%). При этом импорт в 2015 г. составил 349,9 тыс. автомобилей (по данным федеральной таможенной службы, далее - ФТС). Импортозависимость по легковым автомобилям составляет 21,9%. Однако если суммировать все количество продаваемых на российском рынке иномарок, то в этом случае импортозависимость составляет 1,243 млн. автомобилей (сумма произведенных на территории России иномарок и количества импортированных машин), что при общем объеме рынка в 2015 г. в 1,599 млн. автомобилей составляет 77,73%.
В 2014 г. в России произведено 1,66 млн. легковых автомобилей, из которых 406,7 тыс. российских марок (24,5% всех произведенных на территории России легковых автомобилей), 1,2533 млн. иномарок (75,5%). При этом импорт в 2014 г. составил 703,3 тыс. автомобилей. Импортозависимость по легковым автомобилям составляет 29,76%. При суммировании всех иномарок, продаваемых на российском рынке, импортозависимость составляет 1,9566 млн. автомобилей, что при общем объеме рынка в 2014 г. в 2,3633 млн. автомобилей составляет 82,79%.
По данным Росстата при производстве в 2014 г. 154 тыс. грузовых автомобилей, Россия импортировала (по данным ФТС) 61,3 тыс. грузовых автомобилей. Таким образом, в 2014 г. импортозависимость по грузовым автомобилям составляла 28,47%.
Анализ показал, что импортозависимость от готовой продукции постепенно снижается. В 2015 г. было импортировано в 2 раза меньше легковых автомобилей, чем в 2014 г. Однако при этом наблюдается спад производства, поэтому показатель импортозависимости снижается не столь существенно.
Перейдем к анализу зависимости российских предприятий от иностранных комплектующих и капитала.
Импортозависимость компаний
В табл. 1 приведены данные о доле импорта в поставках материалов и комплектующих на российские автомобильные заводы. Как видно, доля импорта в 2015 г. фактически не снизилась по сравнению с 2014 г. Если у ПАО «Завод имени И.А. Лихачева» импорт иностранных материалов и товаров был нулевым и сохранился на том же уровне в 2015 г., то у ОАО «Автоваз» и ПАО «Камаз» значения показателя 2014 г. изменились незначительно.
Следует отметить, что в ежеквартальных отчетах компаний оценки импортозависимости приведены в стоимостных показателях, а не в натуральных, поэтому на них оказывается влияние курс доллара. Так, 30 сентября 2015 г. доллар стоил 66,2367 руб., а за год до этого курс составлял 39,3866 руб., т.е. доллар подорожал в 1,68 раза. Анализ показал, что уровень импортозависимости в стоимостном выражении сохраняется, что означает ее снижение в натуральном выражении, поскольку для сохранения доли импорта в стоимостном выражении на прежнем уровне при росте курса доллара, необходимо, чтобы доля импортных комплектующих в натуральном выражении пропорционально снижалась. Тем не менее, следует отметить, что, несмотря на положительную тенденцию по снижению импортозависимости в натуральном выражении, отечественные предприятия все равно отдают ту же долю доходов за границу, что и раньше, поэтому фактически за год ситуация не изменилась.
Доля импорта в поставках материалов и товаров, % | Иностранные компании и граждане, владеющие более 10% российского предприятия, % | |||
---|---|---|---|---|
Компания | За 9 месяцев 2014 г. | За 9 месяцев 2015 г. | 2014 г. | 2015 г. |
АО «Автоваз» | 32,3 | 32 | Alliance Rostec Auto B.V., Нидерланды - 74,5075 | Alliance Rostec Auto B.V., Нидерланды - 74,5075 |
ПАО «Завод имени И.А. Лихачева» | 0 | 0 | 0 | 0 |
ПАО «Камаз» | 21 | 22 | AVTOINVEST LIMITED, Кипр – 20,81 | AVTOINVEST LIMITED, Кипр – 23,54 |
ОАО «Газ» | Нет данных | Нет данных | 0 | 0 |
ОАО «Уаз» | Нет данных | Нет данных | Нет данных | Нет данных |
Ежеквартальный отчет ПАО «Завод имени И.А. Лихачева» за 3 квартал 2014 г., стр. 24;
Список аффилированных лиц ПАО «Завод имени И.А. Лихачева» по состоянию на 31.12.2015 г.;
Список аффилированных лиц ПАО «Завод имени И.А. Лихачева» по состоянию на 31.12.2014 г.;
Ежеквартальный отчет АО «Автоваз» за 3 квартал 2015 г., стр. 25;
Ежеквартальный отчет АО «Автоваз» за 3 квартал 2014 г., стр. 26;
Список аффилированных лиц АО «Автоваз» по состоянию на 31.12.2015 г.;
Список аффилированных лиц АО «Автоваз» по состоянию на 31.12.2014 г.;
Ежеквартальный отчет ПАО «Камаз» за 3 квартал 2015 г., стр. 18;
Список аффилированных лиц ПАО «Камаз» по состоянию на 31.12.2015 г.;
Список аффилированных лиц ПАО «Камаз» по состоянию на 31.12.2014 г.;
Список аффилированных лиц ОАО «Газ» по состоянию на 31.12.2015 г.;
Список аффилированных лиц ОАО «Газ» по состоянию на 31.12.2014 г.
При этом не все рассматриваемые компании, всегда считавшиеся российскими, являются таковыми на данный момент. Например, ОАО «Автоваз» принадлежит иностранной компании Alliance Rostec Auto B.V. (Нидерланды). Можно сказать, что эта иностранная компания контролируется российскими гражданами через офшор, однако, на практике 67,13% указанного альянса контролирует иностранная компания «Альянс Рено-Ниссан». Фактически, ОАО «Автоваз» подконтролен иностранному собственнику. Это приводит к тому, что иностранный собственник может быть не заинтересован в проведении политики импортозамещения. С его точки зрения в рамках единого альянса никакого импорта нет – материалы и комплектующие, произведенные на заводе альянса, например, в европейской стране, поступают на завод альянса в России для производства готовой продукции. В результате, новые автомобили ОАО «Автоваз», считающиеся российскими, фактически являются импортными, поскольку состоят из импортных комплектующих и производятся на заводе, подконтрольном иностранной компании. А цена на новый автомобиль, например Лада «Веста», приближается к стоимости импортных автомобилей. Таким образом, невозможно проводить импортозамещение на ОАО «Автоваз» в ситуации, когда компания фактически принадлежит иностранному собственнику. В данном случае корректнее говорить о необходимости создания производства российских легковых автомобилей с нуля, поскольку производство отечественных легковых автомобилей в стране отсутствует.
Обращает на себя внимание постепенное увеличение доли капитала ПАО «Камаз», подконтрольной кипрской компании AVTOINVEST LIMITED (с 20,81% до 23,54%), что свидетельствует о снижении подконтрольности предприятия российскому государству и повышении влияния зарубежного капитала.
Данные о доле импорта в ОАО «Группа ГАЗ» (в т.ч. ОАО «УралАз»), ПАО «Ульяновский автомобильный завод» отсутствуют в свободном доступе.
Заключение
Таким образом, формально уровень импортозависимости российского автомобильного рынка снижается. Если в 2014 г. он составлял 29,76%, то в 2015 г. снизился до 21,9%. Однако если учесть в расчетах иномарки, произведенные на территории России из иностранных комплектующих, зависимость от импорта составляет 77,73% в 2015 г.
Зависимость российских заводов от иностранных комплектующих за этот же период изменилась не более чем на 1 п.п. Подконтрольность российских предприятий иностранному капиталу осталась неизменной, за исключением ПАО «Камаз». Наблюдается рост зависимости фирмы от иностранного капитала.
Исследование показало, что наблюдается зависимость российского автомобильного рынка не только от иностранной готовой продукции и комплектующих, но также и от иностранного капитала, контролирующего российские заводы, ранее принадлежавшие российским предприятиям и гражданам.
Написать комментарий