Капитал Страны
21 ОКТ, 06:28 МСК
USD (ЦБ)    57,5118
EUR (ЦБ)    67,8927
ИЗМИР

Иммиграционное законодательство Европейского Союза

13 Марта 2011 17652 0 Политика
Иммиграционное законодательство Европейского Союза

В рамках глобальных сетей осуществляется циркуляция финансового, культурного и человеческого капиталов, а также информации и идей. Миграция стала не только неотъемлемой частью современной системы европейского хозяйства, но также и мощным источником его развития. Но как регулируются миграционные потоки трудящихся?

Процессы резкого роста миграции характерны в настоящее время для всего человечества, но в особенности для промышленно развитых стран, где темпы демографического роста коренного населения снижаются, прослеживается ощутимый спад рождаемости, и, как следствие, усиливается влияние старения населения на рынок труда. В условиях глобализации гонимые нуждой мигранты стремительно перемещаются из стран со слаборазвитой или кризисной экономикой в благополучные государства "золотого миллиарда". Неудивительно, что миграция стала актуальной, трудно решаемой проблемой в первую очередь для стран Европейского Союза.

Однако не только мигранты нуждаются в Европе, но и Европа нуждается в них. Развитие индустриального, все больше переходящего в стадию информационного, общества требует все новых человеческих ресурсов. По словам бывшего Генерального Секретаря ООН Кофи Аннана, «закрытая» Европа будет более бедной, слабой и стареющей, в то время как Европа «открытая» будет более справедливой, богатой, сильной и молодой, при условии, что Европейскому Сообществу удастся хорошо управлять миграцией. Миграция в Европе стала мощным явлением, решать ее проблемы силами отдельных государств становится невозможным, и острые вопросы миграции должны решаться, прежде всего, на уровне Евросоюза.

 

1.     Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища

 

16 октября 2008 г. на саммите Европейского совета в Брюсселе лидеры 27 стран–членов Евросоюза единогласно одобрили Европейский пакт об иммиграции и предоставлении убежища. По словам президента Франции Николя Саркози, Европа отныне имеет реальную иммиграционную политику.

Пакт закрепляет ряд политических договоренностей государств ЕС, в частности, по поддержке привлечения высококвалифицированных специалистов из третьих стран, борьбе с нелегальной иммиграцией, усилению мер пограничного контроля и координации политики по предоставлению убежища. В документе закреплено, что легальная миграция должна быть результатом желания как мигранта, так и страны, в которую он мигрирует для взаимной выгоды. При этом предусматривается, что каждая страна-член самостоятельно будет решать вопрос относительно условий приглашения легальных мигрантов в страну и их предельного количества. А любые квоты на легальную миграцию должны устанавливаться в партнерстве со странами происхождения мигрантов.

В вопросе борьбы с нелегальной миграцией Пакт предлагает заключить соглашения о реадмиссии на уровне ЕС и на двустороннем уровне с теми странами, с которыми возникает потребность это сделать, развивать сотрудничество стран-членов в вопросе экстрадиции нелегальных мигрантов. В документе также предусматривается необходимость усилить охрану границ, в частности, разработать общую систему использования биоматематическими данными при выдаче виз до 1 января 2012 года, усилить сотрудничество со странами происхождения нелегальных мигрантов относительно контроля внешних границ стран-членов ЕС.

 

2.     Нелегальная трудовая иммиграция

 

Нелегальная иммиграция в последние десятилетия стала неотъемлемой чертой развития европейских стран, несмотря на принятие законов, запрещающих незаконное пребывание и занятость иностранцев. Сегодня ни для кого не секрет, что нелегальные мигранты представляют собой угрозу национальной безопасности принимающих и транзитных стран, поскольку они не поддаются государственному учету, исключены из системы официального трудоустройства, налогообложения и социальной защиты государства. Именно нелегальная миграция питает теневой сектор экономики, провоцирует обострение в обществе конфликтов на этнической почве, несет в себе угрозу ухудшения криминогенной и эпидемиологической обстановки и является питательной средой для ксенофобии и радикального национализма. Ежегодно транснациональные преступные сообщества незаконно вывозят около 1 млн. нелегалов. По некоторым оценкам, мировые доходы от контрабанды людей составляют 6–7 млрд. долларов в год. Тем не менее, нелегалы готовы пойти на всё, чтобы поселиться в Европе и устроиться на любую работу. Почему же работодатель идет на риск, нанимая нелегального рабочего без документов? Не потому, что мигрант работает лучше, чем кто-то другой, а потому что его труд стоит дешевле, он всегда послушен, никогда не откажется от работы, а если работодателю что-то не понравится, он просто выбросит нелегального работника на улицу.

С целью воспрепятствования притоку в ЕС нелегальной рабочей силы 18 июня 2009 года была одобрена Директива о санкциях и мерах, применимых к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран. Эта Директива представляет собой юридически обязательный нормативный акт в рамках иммиграционной политики и иммиграционного законодательства ЕС. В качестве основополагающего Директива зафиксировала принцип запрета любого трудоустройства нелегальных иммигрантов и предусмотрела к его нарушителям широкий комплекс санкций и мер превентивного, восстановительного и карательного характера. К ним относятся:

– обязанности работодателей удостоверяться в законности пребывания нанимаемых ими граждан третьих стран и информировать компетентные органы о трудоустройстве таких работников-мигрантов;

– штрафные санкции, размер которых зависит от количества принятых на работу нелегальных иммигрантов, плюс обязанность оплаты расходов по их возврату на родину;

– лишение права на получение различных видов льгот, помощи и дотаций со стороны органов власти, права участия в размещении государственных заказов и т.д.;

– обязанность государств-членов проводить на своей территории «эффективные и надлежащие инспекции» в целях выявления фактов трудоустройства нелегальных иммигрантов.

Наряду с этими положениями, Директива не содержит предписаний об ответственности самих незаконных работников (этот вопрос регулируется национальным законодательством). С другой стороны, она вводит ряд положений, направленных на защиту интересов последних: например, обязанность работодателей возместить им в полном объеме задолженность по заработной плате и произвести в их пользу другие платежи, как если бы они трудились на законных основаниях. По истечении предельного срока трансформации в национальное законодательство – 20 июля 2011 г. – положения Директивы будут применяться на всей территории Европейского Союза, за исключением трех государств-членов (Великобритании, Дании и Ирландии), пользующихся согласно учредительным документам ЕС особыми изъятиями в правоохранительной сфере.

 

3.     Легальная трудовая миграция

 

Европейский совет на заседании в Лиссабоне в марте 2000 г. поставил перед Сообществом цель к 2010 г. стать экономикой, основанной на знаниях, которая является самой конкурентоспособной и динамичной в мире, способна обеспечивать устойчивый экономический рост, сопровождаемый количественным и качественным улучшением занятости и максимальным социальным сплочением. Так как население Европы с каждым годом стареет, необходимо привлекать граждан третьих стран для выполнения высококвалифицированной работы.

Европейская Комиссия предложила Совету ЕС законопроект о «голубых картах» ещё в октябре 2007 года. В ноябре 2008 года Европейский Парламент высказал свое мнение о нём. И, наконец, на заседании Совета ЕС 25 мая 2009 года решение о принятии Директивы о «голубых картах» было одобрено без обсуждения. Великобритания, Ирландия и Дания не участвовали в принятии Директивы, и её действие не распространяется на эти страны. 18 июня 2009 года Директива была опубликована в «Официальном журнале ЕС», и теперь у стран-членов ЕС есть два года на то, чтобы внести соответствующие изменения в национальные законодательства.

Данная Директива формулирует привлекательные условия для въезда и пребывания в странах ЕС высококвалифицированных специалистов из третьих стран. Обладателями Европейской голубой карты могут становиться дипломированные специалисты с высшим образованием, а также иные граждане третьих стран, которые имеют пятилетний профессиональный опыт работы по специальности, требующей высшего образования. Во многих трудовых и социальных правах обладатели Европейской голубой карты уравниваваются с гражданами ЕС. Они также наделяются рядом дополнительных прав и возможностей, в том числе правом по истечении полутора лет работы в государстве-члене, выдавшем Европейскую голубую карту, переезжать для осуществления трудовой деятельности в другие государства-члены Европейского Союза. По сравнению с другими законными иммигрантами в ЕС для обладателей Европейской голубой карты предусмотрен упрощенный порядок реализации некоторых прав: например, право осуществлять «семейное воссоединение», право по истечении пяти лет законного проживания получить статус «долгосрочного резидента ЕС», дающий гражданам третьих стран еще более широкие возможности работы и проживания.

 

4.     Заключение

 

В современных условиях миграция превратилась, пожалуй, в один из наиболее значимых структурных элементов экономики большинства стран, и в том числе стран Европейского Союза. Проживающие за рубежом сообщества мигрантов объединяются в хорошо организованные, устойчивые сети, соединяющие страны происхождения и страны приема. В рамках глобальных сетей осуществляется циркуляция финансового, культурного и человеческого капиталов, а также информации и идей. Миграция стала не только неотъемлемой частью современной системы европейского хозяйства, но также мощным источником его развития. Необходимо формировать такую миграционную политику, которая позволяла бы в полной мере воспользоваться потенциальными экономическими выгодами от миграции, параллельно решая связанные с нею социальные и политические проблемы. Легальная иммиграция играет важную роль в укреплении в Европе экономики, основанной на знаниях, и в экономическом развитии.

 

 


Council of the European Union, European Pact on Immigration and Asylum, 24 September 2008, 13440/08,  http://www.unhcr.org/refworld/docid/48fc40b62.html [accessed 11 March 2011]

Директива 2009/52/ЕС Парламента и Совета от 18.06.2009 г. об установлении минимальных стандартов в отношении санкций и мер к работодателям незаконно пребывающих граждан третьих стран.

Директива 2009/50/ЕС Совета от 25 мая 2009 г. об установлении условий въезда и пребывания граждан третьих стран в целях высококвалифицированной работы // Официальный Журнал. – 2009. –  L 155.

Директива 2003/86/ЕС Совета от 22 сентября 2003 г. о праве на семейное воссоединение // Официальный Журнал. – 2003. – L 251/1.

Директива 2003/109/ЕС Совета от 25 ноября  2003 г. о статусе граждан третьих стран, проживающих на долгосрочной основе // Официальный Журнал. – 2004. – L 16/44.

Екатерина Тихонова

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса

Собчак против всех. Кому выгодно выдвижение в президенты звезды шоу-бизнеса
Политика

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование

На здоровье! Кто подкинул Путину идею нового сбора на медицину и образование
Экономика 1

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи

Глашатаи мировой революции. Зачем Путину фестиваль левой молодежи в Сочи
Политика

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями

Черные дыры экономики. Каким регионам больше всего повезло с дотациями
Экономика

Узнай, страна

Русский танец для детей и молодежи Китая

Русский танец для детей и молодежи Китая

Сегодня Курск торжественно встретил Кубок чемпионата мира по футболу ФИФА 2018

Сегодня Курск торжественно встретил Кубок чемпионата мира по футболу ФИФА 2018

Новости компаний

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Ровно сто лет исполнилось российскому институту торгово-промышленных палат

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «Агропродмаше-2017» отметил рост числа российских экспортеров

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте