Капитал Страны
25 ИЮЛ, 06:03 МСК
USD (ЦБ)    59,6572
EUR (ЦБ)    69,4708

Гримасы российского протекционизма

2 Ноября 2007 13980 18 Политика
Гримасы российского протекционизма

За прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма, когда государство вполне эффективно защищает интересы не отечественных, а иностранных компаний. Как такое могло произойти? Какие механизмы действуют в теневой сфере манипулирования государственными закупками? Каковы масштабы этого противоестественного явления?

         Как известно, протекционизм – это защита местного производителя от иностранных конкурентов. Хотя эта система все чаще порицается мировым сообществом, почти все развитые и развивающиеся страны успешно используют в практике государственного регулирования протекционистские инструменты. Особенно остро данная проблема стоит в отношении импорта готовой продукции. Однако есть рынок, который почти автоматически «отторгает» товары иностранного происхождения – рынок государственных закупок. Но это правило на Россию не распространяется. Как это ни парадоксально, но российские власти более пристальное внимание уделяют «открытым» рынкам, которые часто регулируют с помощью «грубых» тарифных методов, за что и подвергается нападкам со стороны Запада. А в это же самое время иностранные компании внедряются на рынок госзакупок, «забирая» себе деньги отечественного налогоплательщика.


         Почему же Россия проявляет такую непоследовательность в политике защиты местного производителя? Данный вопрос можно переформулировать и таким образом: каким образом иностранное оборудование получает приоритет и становится победителем конкурсов на российском рынке госзакупок?


         Самым популярным и «эффективным» способом лоббирования интересов иностранных компаний и их дилеров в системе российских государственных закупок является внесение в раздел конкурсной документации «Технические требования к оборудованию» специфических особенностей моделей зарубежного производства, соответствовать которым могут только заранее известные марки иностранного (!) оборудования. При этом специально выделяемые характеристики вовсе не обязательно являются важнейшими рабочими параметрами поставляемой техники. Профессиональные аргументы в пользу тех или иных требований отсутствуют и определяются целиком и полностью силой лоббирующих организаций. Результат – после публикации конкурсной документации можно легко определить будущих получателей бюджетных средств, а последующие конкурсные процедуры превращаются в чистую формальность.


         «Расследование» данной ситуации, проведенное сотрудниками Российского института экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), позволяют показать на конкретном примере, как этот механизм работает на практике.


         Пример, которым можно считать типичным, дает конкурс 24к-1541, проведенный 14 февраля 2006 года Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию с целью закупки медицинской техники. В технической документации данного тендера среди технических параметров трехканальных электрокардиографов №2, поставляемых для амбулаторно-поликлинических учреждений 88 субъектов России в количестве 1,5 тысяч, фигурируют следующее требования к принтерной бумаге: во-первых, ее ширина должна быть не менее 90 мм, а, во-вторых, она должна быть Z-образно сложенная. На сегодняшний день ни в одном из отечественных электрокардиографов не используется Z-образная бумага (российское производство давно перешло на рулонную бумагу), а соответственно все местные производители автоматически становятся аутсайдерами объявленного тендера. В то же время совершенно не ясно, насколько актуально использование Z-образной бумаги по сравнению с обычным форматом. Неудивительно, что победителем объявленного конкурса стала компания ООО «Рипл», предложившая к поставке трехканальные электрокардиографы производства швейцарской фирмы «Schiller» (модель CARDIOVIT АТ-1/М). Сумма контракта составила почти 2 млн. евро (62,8 млн. руб.), которые просто были «вырезаны» у российских производителей.


         Что касается состава фирм-производителей медицинского оборудования, поставленного по итогам конкурса 24к-1541, то она представлена 26 иностранных компаниями из Германии, Великобритании, Франции, Испании, Швейцарии, Ирландии, США, Кореи, Японии, Индии и Китая. Круг же отечественных производителей медицинского оборудования ограничен всего лишь 14 компаниями, что почти в 2 раза меньше числа зарубежных поставщиков.


         Тем самым в России сложилась система «перевернутого» протекционизма, когда вся государственная машина работает не на защиту отечественного производителя от иностранных конкурентов, а наоборот – иностранного поставщика от российских предприятий. Следовательно, за прошедшие годы в стране произошла полная инверсия протекционизма: государство вполне эффективно защищает интересы не местных, а иностранных компаний. Данный результат можно обсуждать как точки зрения причин возникновения, так и с точки зрения способов выправления ситуации. Однако это не меняет главного вывода: в стране сложилась такая систем, которая способствует утечке государственных инвестиций за границу.


         Разумеется, в возникновении столь нелицеприятной ситуации во многом виноват нерадивый российский производитель, который, во-первых, не может производить по-настоящему качественную и дешевую продукцию, а, во-вторых, не способен использовать современные лоббистские механизмы для отстаивания своих деловых интересов. Однако и добивать его, на наш взгляд, государство все-таки не должно. Если государство надолго отвернется от своего производителя, то ведь и производитель может отвернуться от своего государства, перенося свою деятельность за пределы родной страны.
Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
02.06.2010 0 0
Козлова Наталья:

Согласна полностью со статьей. На мой взгляд протекционизм он достаточно эффективен, когда идет в комплексе с мерами по развитию собственно производства. когда производство выходит на новый уровень качества и количества, то тогда можно смело снимать протекционистские рамки и позволит отечественным брендам развиваться конкурируя. Но, к сожалению, наше правительство проводит скособоченную политику направленную в разные стороны, но не в сторону создания качественных российских брендов.

29.05.2010 0 0
Черкасова Ольга:

Я думаю, что дело как раз-таки в лоббистской деятельности иностранных компаний. Пришли, поговорили, подкупили конкретного человека/группу лиц, занимающегося/ся этим самым конкурсом и выиграли. Вот и всё. Другое дело, почему вышестоящие гос.деятели "не обращают" внимание на подобного рода статистику, приведённую автором, по итогам конкурса 24к-1541. А российский производитель, рентабельность предприятия которого не очень велика, не может подкупать всех подряд.

26.05.2010 0 0
Попова Ирина:

Полностью согласна с автором статьи. Такая тенденция прослеживается уже очень давно. И, конечно, государство должно решать проблему развития российского производителя, так как он не может устоять под наплывом качественной иностранной продукции. Необходимо внедрять российские и западные технологии в производство своей техники. Развитие конкурентноспособности страны - главная задача государства и только с помощью своего качественного производства ее можно достигнуть.

24.05.2010 0 0
Ксенофонтов Алексей:

А как может улучшиться экономическая ситуация в стране, если государство само этому мешает. В первую очередь государство должно заботиться об отечественной продукции. Все время у нас в стране эти крайности - то сплошной протекционизм и полное вмешательство в экономику государством, то полное невмешательство и продвижение иностранных товаров. Есть и доля вины производителя, часто бывает российская продукция в разы уступает зарубежной, но,как правильно было сказано, и отворачиваться совсем от отечественного производителя нельзя.

22.05.2010 0 0
Ленин Михаил:

Существует множество аргументов в поддержку свободной торновли и ВТО (хотя и у сторонников free trade тоже имеются свои притензии к этой организации и в особ. к ее участникам): - вы только представьте, что было бы, если бы каждая страна проводила протекционистскую политику. Это бы обрекло их на изоляцию и автаркию. Каждая страна стала бы больше похожа на Сев. Корею. Вы хотите жить в Сев. Корее? Все бы жили на самообеспечении и развивали бы все возможные производства...Но здесь же есть еще неск. но... -неминуемо каждой стране не хватало бы опред. ресурсов, но выменять их на что-то не представлялось бы возможным. Можно смоделировать ситуацию: России нужны технологии для проведения модернизации и техперевооружения. Что говорят наши державники, государственники и левые? Надо повысить вывозные пошлины на сырье, повысить пошлины на импорт готовой продукции, кот. мы сами собираемся производить (ярчайший пример с иномарками), и, наконец, понизить ввозные пошлины на технологии и сборочные конструкции. Это неминуемо вызовет ответные реакции, т.к. нашим внешним партнерам нужно дешевое сырье, нужны доступные рынки, а мы в это время спасаем своего отечеств. производителя, повышаем пошлины, не вступаем в ВТО и ввозим их технологии; что они будут делать? Они в ответ точно повысят пошлины на технологии, кот. для нас станут недоступными, т.к. мы в свое время ограничили приток их импорта готовой продукции, а они, в свою очередь, стали меньше потреблять наше сырье. К чему в итоге мы приходим: разрушение системы междунар. торговли и что самое интересное, добиваем остатки нашей экономики. Понятно, что это была такая гротескная картина. Но примерно такая картина была в мире в 30е годы ушедшего века. - это были годы протекционизма и сворачивания междунар. торговли. Чем это закончилось? Большой войной. Нацизм и японский милитаризм как раз возникли и укрепились в условиях протекционизма. Возникает проблема нехватки ресурсов, и кроме торговли, существ. один единств. путь раздобыть их - это война. Здесь всп. Ф. Бастиа: Если границы не пересекают товары, их неминуемо пересекут войска. - еще один довод: протекционизм - дост. дорогая вещь, требующая высоких таможенных пошлин и бюджетных субвенций на поддержку отечеств. производителя и сохранения рабочих мест. При этом эта политика оплачивается за счет потребителей (на них переносится бремя пошлин) и налогоплательщиков (на них переносится бремя бюджетных расходов). Мы можем представлять разные сферы деятельности, работать в разных отраслях экономики, но все мы неизбежно в этой жизни являемся потребителями и налогоплательщиками. В рез-те из-за неск. десятков-сотен-тясяч производителей и неск. сотен тысяч работников одной отдельно взятой отрасли, могут пострадать миллионы-десятки-сотни миллионов граждан-потребителей-налогоплательщиков. - ни наконец конкуренция. Если мы будем ограничивать наше производство, село от внешней конкуренции, мы пострадаем как потребители неизбежно, так как это вызовет неминуемо удоражание отечеств. товаров и падение их качества. Ярчайший пример тупого протекционизма - российский автопром. Вы хотите это? Можно и дальше приводить доводы и примеры пагубности протекционизма и выгод от свободной торговли, таких как мир, доступные дешевые товары, повышение их качества в конкурентных условиях, инновации, рост производительности труда, технолог. прогресс и тп. Конечно, ВТО далеко от эталонных стандартов свободной торговли. Правила ВТО нарушаются и обходятся, и страны время от времени нарушают достигнутые договоренности, вводят квоты и повышают пошлины. Но это все же лучше, чем не вступление. Прямые выгоды: определенность в правилах игры и ограничения на разнузданный протекционизм.

20.05.2010 0 0
Мантейфель Дарья:

Конкурентоспособность страны определяет место, которое она занимает в международных отношениях. Любое государство, заинтересованное в развитии и увеличении своей конкурентоспособности, применяет систему поддержки бизнеса, промышленности, научных разработок - протекционизм. К сожалению, слово "протекционизм" приобрело в России негативную окраску: его трактуют как зло, которое вызывает коррупцию, загнивание промышленности, как это происходило в советский период. Тем не менее, неправильно говорить, что при рыночной экономике не должно быть поддержки отечественной промышленности и бизнеса. Протекционизм - это инструмент; что он в себе несет, добро или зло, зависит от адекватности технологии его применения.

04.02.2010 0 0
Владимир Князев:

Наша продукция – это продукция далекая от мировых стандартов. Научимся производить высокотехнологичную и качественную продукцию – и нам будут доверять.

Показать еще комметарии (11)

Статьи

«Ситуация будет тлеть». Станет ли Россия «токсичной страной» из-за новых санкций США

«Ситуация будет тлеть». Станет ли Россия «токсичной страной» из-за новых санкций США
Интервью и комментарии 1

Крымские турбины. Чем скандал с Siemens обернется для России

Крымские турбины. Чем скандал с Siemens обернется для России
Экономика 1

Авиасалон МАКС-2017 бьет рекорды предыдущих лет. На что смотреть?

Авиасалон МАКС-2017 бьет рекорды предыдущих лет. На что смотреть?
События и факты

Малороссия вместо Новороссии. Зачем ополченцы Донбасса создают новое государство

Малороссия вместо Новороссии. Зачем ополченцы Донбасса создают новое государство
Политика 2

Узнай, страна

В Орловской области отмечено снижение уровня регистрируемой безработицы

В Орловской области отмечено снижение уровня регистрируемой безработицы

В 2017 году промпредприятия Орловщины направят более 1,6 млрд рублей на на реализацию инвестпроектов

В 2017 году промпредприятия Орловщины направят более 1,6 млрд рублей на на реализацию инвестпроектов

Новости компаний

Предприниматели-соотечественники обсудили в Берлине торгово-экономическое взаимодействие с Россией

Предприниматели-соотечественники обсудили в Берлине торгово-экономическое взаимодействие с Россией

В подмосковном Кратово стартовал проект по социальной реабилитации детей с ОВЗ

В подмосковном Кратово стартовал проект по социальной реабилитации детей с ОВЗ

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте