Капитал Страны
28 АПР, 20:55 МСК
USD (ЦБ)    56,9838
EUR (ЦБ)    62,0440

Города-миллионники в статусе городов федерального значения: бюджетные эффекты

18 Января 2017 4538 0 Исследования
Города-миллионники в статусе городов федерального значения: бюджетные эффекты

Города-миллионники, за исключением столичных мегаполисов, необоснованно остаются на периферии национальной экономики. Их экономический потенциал не позволяет раскрыть существующая система регулирования. Получив дополнительную степень экономической свободы за счет присвоения статуса «город федерального значения» и соответствующие фискальные ресурсы, города-миллионники могут стать новыми локомотивами социально-экономического развития как на региональном, так и на макро- уровне.

Экономическое развитие внутреннего пространства России находится в состоянии покоя, которое лишь консервирует и усиливает проблемы, среди которых массовая дотационность регионов и муниципальных образований, ослабленность экономических связей между территориями, их избыточная социально-экономическая дифференциация.

Развитию регионов нужен крепкий импульс, имеющий под собой не «создание благоприятных условий», а реальные экономические рычаги и финансовые ресурсы. На наш взгляд, внутренним драйвером для экономического роста является перераспределение фискальных потоков и усиление экономической мощи 13 городов-миллионников, обладающих по умолчанию крупными рынками сбыта, трудовыми ресурсами: Новосибирск, Екатеринбург, Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск, Самара, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Пермь, Воронеж, Волгоград. Приобретая дополнительные экономические, инвестиционные возможности, города-миллионники получают шанс стать точками роста в федеральных округах, могут запустить конструктивный межрегиональный перелив инвестиций и человеческого капитала.

В инструментальном плане вывод 13 городов-миллионников на более высокую позицию возможен при установлении в их отношении статуса «город федерального значения». Данный маневр перераспределят фискальные потоки из региональных бюджетов в пользу городов-миллионников и, таким образом, увеличивает доходную часть городских бюджетов. В первую очередь, перераспределение затрагивает следующие крупные налоги: НДФЛ, налог на прибыль организаций, акцизы, налог на имущество организаций.

Как изменится доходная часть города-миллионника, если он получит статус города федерального значения?

В основе методики оценки дополнительных доходов городского бюджета в результате получения городом статуса «город федерального значения» лежит вклад города-миллионника в экономику материнского региона. Этот вклад оценивается как среднее арифметическое доли города в объеме инвестиций по региону и доли города в численности населения региона (таблица 1).

Таблица 1 – Вклад городов-миллионников в экономику материнских регионов, 2013 год.

Город Доля населения города в численности населения региона, % Доля инвестиций города в объеме инвестиций региона, % Вклад города-миллионника в экономику материнского региона, %
1 Новосибирск 56,7 49,2 53,0
2 Екатеринбург 33,5 32,4 33,0
3 Нижний Новгород 38,8 29,1 34,0
4 Казань 31,0 20,8 25,9
5 Челябинск 33,5 29,2 31,4
6 Омск 59,1 59,4 59,3
7 Самара 36,5 31,5 34,0
8 Ростов-на-Дону 26,1 37,3 31,7
9 Уфа 26,9 25,1 26,0
10 Красноярск 36,3 18,4 27,4
11 Пермь 38,9 51,1 45,0
12 Воронеж 43,6 34,0 38,8
13 Волгоград 39,6 38,1 38,9
Источник: рассчитано по данным Росстата.
Примечание: на момент подготовки материала в официальной статистике 2013 год является последним отчетным периодом для городов, за который опубликованы данные об объемах инвестиций.

Величина указанного вклада применяется для выделения из регионального бюджета приходящихся на город-миллионник фискальных потоков по налогу на прибыль организаций, акцизам и налогу на имущество организаций.

Для оценки дополнительных доходов городского бюджета от НДФЛ работает более точная схема. В соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджет города-миллионника, имеющего статус городского округа, зачисляется 15% от всего объема НДФЛ, уплачиваемого зарегистрированными на территории города налогоплательщиками. Остальные 85% налога зачисляются в региональный бюджет (статья 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Основываясь на данных параметрах, определить зачисленный в региональный бюджет объем НДФЛ от городского населения не представляет сложности.

Ниже приведена формула, с помощью которой рассчитывается размер дополнительных налоговых доходов города-миллионника в статусе «город федерального значения»:

где WC - дополнительные налоговые доходы вновь образованного города федерального значения, млрд.руб.; V – вклад города-миллионника в экономику материнского региона, ед.; T1, T2, T3 – объем налоговых поступлений в региональный бюджет соответственно по налогу на прибыль, налогу на имущество, акцизам, млрд.руб.; T4 - объем налоговых поступлений по НДФЛ в бюджет города-миллионника до установления статуса города федерального значения, млрд.руб.; s - норматив зачисления доходов по НДФЛ в бюджет городского округа (в соответствии со статьей 61.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации s=15%).

Исходные данные и расчетные значения WC приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Дополнительные налоговые доходы городов-миллионников, приобретающих статус города федерального значения.

Город Налоговые поступления в бюджет материнского региона города-миллионника, млн.рублей (на 1 января 2014 года) Налоговые поступления по НДФЛ в бюджет города-миллионника в статусе муниципального образования, млн.рублей, 2013 год Дополнительные доходы бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения, млн.рублей
Налог на прибыль организаций Акцизы Налог на имущество организаций
1 Новосибирск 21 888,03 14 109,04 9 988,13 12 205,00 93 587,30
2 Екатеринбург 46 355,63 13 245,94 15 738,51 10 377,00 83 429,30
3 Нижний Новгород 24 184,25 12 498,21 10 354,88 6 222,00 51 230,30
4 Казань 51 165,82 16 862,36 18 091,82 5 172,00 51 710,90
5 Челябинск 17 460,41 9 951,01 12 990,45 6 198,00 47 848,90
6 Омск 11 839,09 12 956,20 5 161,66 4 697,00 44 403,10
7 Самара 39 446,19 16 541,11 12 622,43 9 153,00 75 195,70
8 Ростов-на-Дону 20 974,81 14 712,49 11 725,27 7 292,00 56 406,50
9 Уфа 31 854,23 17 106,23 9 788,77 4 719,00 42 101,60
10 Красноярск 38 335,01 9 626,14 15 708,33 7 371,00 59 343,60
11 Пермь 33 057,99 8 982,86 9 249,10 9 304,00 75 913,80
12 Воронеж 14 491,05 7 475,43 6 425,76 5 103,00 39 980,30
12 Воронеж 14 491,05 7 475,43 6 425,76 5 103,00 39 980,30
13 Волгоград 15 398,71 7 989,90 6 106,87 4 598,00 37 534,00
Источник: рассчитано по данным Росстата, Минфина России, Информационного портала о финансах муниципальных органов власти Российской Федерации (http://munifin.ru/).

Проведенный сравнительный анализ фактических доходов городских бюджетов и потенциально возможных объемов средств, которые могут прийти в городскую казну при получении городом статуса «город федерального значения», показывает очень большой регуляторный потенциал предлагаемой реформы и качественно новые экономические возможности самих городов (таблица 3). Например, Омск, Самара, Пермь, Воронеж могут рассчитывать на 3-х кратный прирост доходной части городского бюджета. Остальные города, за исключением Уфы и Челябинска, получат 2-х кратный прирост бюджета.

Таблица 3 – Оценка масштаба дополнительных налоговых доходов для городов, приобретающих статус города федерального значения (оценки по данным за 2013 год).

Город Доходы бюджета города-миллионника в статусе муниципального образования, млн.руб. Дополнительные доходы бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения, млн.рублей Процентное отношение дополнительных доходов бюджета города-миллионника в статусе города федерального значения к доходам бюджета города-миллионника в статусе муниципального образования, %
1 Новосибирск 39 498 93 587,3 236,9
2 Екатеринбург 35 923 83 429,3 232,2
3 Нижний Новгород 22 951 51 230,3 223,2
4 Казань 21 845 51 710,9 236,7
5 Челябинск 29 900 47 848,9 160,0
6 Омск 13 857 44 403,1 320,4
7 Самара 21 875 75 195,7 343,8
8 Ростов-на-Дону 25 897 56 406,5 217,8
9 Уфа 23 227 42 101,6 181,3
10 Красноярск 29 092 59 343,6 204,0
11 Пермь 23 470 75 913,8 323,4
12 Воронеж 13 488 39 980,3 296,4
13 Волгоград 15 631 37 534,0 240,1
Источник: рассчитано по данным Росстата, Минфина России, Информационного портала о финансах муниципальных органов власти Российской Федерации (http://munifin.ru/).

Приобретая права субъекта Российской Федерации, город-миллионник примет на себя и повышенные расходные обязательства. Однако резкий всплеск доходов городских бюджетов дает городским властям беспрецедентные инвестиционные возможности, которые можно реализовать с высокой эффективностью совместно с местным и приглашенным бизнесом, в том числе на условиях паритетного софинансирования проектов.


* * *

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 15-02-00430).

Александр Гусев

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

45% россиян за отставку Медведева. Зачем Путину непопулярный премьер-министр

45% россиян за отставку Медведева. Зачем Путину непопулярный премьер-министр
Политика

Новое Смутное время: как экономический кризис в России соотносится с нравственным

Новое Смутное время: как экономический кризис в России соотносится с нравственным
Эволюция и человек 1

Ежегодный чемпионат. Как Россия соревнуется с США в стоимости бензина

Ежегодный чемпионат. Как Россия соревнуется с США в стоимости бензина
Экономика 1

Преемники и демоны: откуда появляются слухи об уходе Путина

Преемники и демоны: откуда появляются слухи об уходе Путина
Политика

Узнай, страна

В Якутии впервые остановилась миграция из сел в города

В Якутии впервые остановилась миграция из сел в города

Первый заместитель губернатора провел заседание Совета по улучшению инвестиционного климата

Первый заместитель губернатора  провел заседание Совета по улучшению инвестиционного климата

Новости компаний

ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ ЭКСПОРТЕ. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

ОНЛАЙН ТЕХНОЛОГИИ В РОССИЙСКОМ ЭКСПОРТЕ. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев: Инвесторов в Россию привлекает стабильность

Вице-президент ТПП РФ Владимир Дмитриев: Инвесторов в Россию привлекает стабильность

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте