19 ЯНВ, 05:06 МСК
USD (ЦБ)    102.3762
EUR (ЦБ)    105.8072


Глобальное прогнозирование как элемент национальной безопасности

3 Декабря 2009 9702 0 Политика
Глобальное прогнозирование как элемент национальной безопасности

Мировой финансовый кризис таит в себе множество вызовов для России. И, как показывает анализ, ей по большому счету нечем ответить на эти вызовы. Или у страны все-таки есть какие-то скрытые резервы? Какова роль в политике национальной безопасности России новейших прогностических систем?

1. Накопленный балласт проблем. Накопившиеся проблемы развития России резко обострились в условиях глобального финансового кризиса. Архаичная экономика с несовершенной инженерной, транспортной и рыночной инфраструктурой, с отсутствием потребности и экономической целесообразности инноваций, эффективности. Предприятия теряют возможность повторения ранее освоенных технологий, производительно работающего населения в стране остается чуть более 10%. В ручном режиме управления реализуется  власть не закона, а государства. Он принципиально неэффективен и провоцирует коррупцию. Законодательная система, как и система правоприменения, несовершенна, правовой нигилизм начинается с пишущих законы под заказ юристов. Происходит замещение рыночных механизмов административными, коррупционными и даже криминальными. Процветает рейдерство, внерыночная конкуренция.

Модель российской экономики построена на рисковых в условиях активизации энергосбережения и энергоинноваций проектах: к моменту завершения постройки трубопроводов страны-потребители могут иметь конкурентоспособные «зеленые» источники энергии и оказывать решающее влияние на цены на нефть в условиях, когда Россия не имеет механизма не только влияния, но и прогнозирования цен на нефть.

На фоне формирования бимодального распределения доходов и очередного «рассасывания» среднего класса увеличивается социальный разрыв между группами населения: доходы 10% самых богатых россиян выше, чем у 10% самых бедных в 15,1 раза (в 1999 г. – в 14 раз). Это по данным Росстата, а неофициально и с учетом теневых доходов – в 30-40 раз.

Возникает противостояние, первыми точками которого становятся моногорода – пока 17 из 460. По опросу ВЦИОМ, 52% россиян отказывают себе в качественном отдыхе, 50% не могут позволить себе платное образование, а 40% — платную медицину. У 41% опрошенных граждан расходы на питание отнимают 25–49% семейного дохода, у 38% — 50–74%. Неудивительно, что 61% населения не верит в быструю победу над бедностью. Почти 80% экономически несамостоятельно, а в складывающейся ситуации теряет мотивацию к экономически эффективной деятельности. И в этих условиях рассчитывать на самоорганизацию гражданского общества не приходится.

2. Россия хуже всех стран G-20 адаптируется  к кризису. Это так и это связано не только с внутренними причинами. Кризис во многом является плодом долгосрочной политики США, производящих 20% мирового валового продукта, но потребляющего 40%. США посредством глобальной системы прогнозирования (до которой от имеющейся системы прогнозирования 3100 округов, 50 штатов и широкого ряда отраслевых прогнозов рукой подать) могли бы своими двумя триллионами долларов, затрачиваемыми на информационные технологии, управлять совокупной суммой деривативов. Если в конце 2006 г. она составляла 370 трлн. долл., в середине 2007 г. – 516 трлн. долл., то какова эта сумма была в 2009 г.? 1000 трлн. долларов? Эта сумма несопоставима как с мировым валовым продуктом, который по различным источникам и методикам оценивался в 2007 г. в 43,1 или 68 трлн. долларов, так и со стоимостью ресурсного потенциала стран. Например, в США 1985 г. это 12,5 трлн. долларов. Потенциал Японии 1995 г. – 65 трлн. долл. Разведанные запасы России 1995 г. – 26 трлн., прогнозные – 140 трлн. долл., потенциальная  стоимость – 350 трлн. долл. (если бы была инфраструктура). Возможность влияния беспрецедентна и полностью соответствует целям и стратегии современных войн шестого поколения: цель может состоять не в разгроме противника, а в использовании его потенциала в интересах победителя. Для такой войны необходимо не столько ударное оружие, сколько конкурентные преимущества для легального захвата стратегически значимых ресурсов противника, о чем он может даже не догадываться.

         США являются мировым центром силы и имеют возможность защиты своих интересов в любой точке мира и проведения политики давления на любую из стран. В США сосредоточено более 40% вычислительных ресурсов мира (в России – менее 1 %) и около 60% информационных ресурсов Интер­нета. В начале XXI в. ежегодные расходы бизнеса на ИТ превысили 2 трлн. долл. при росте инвестиций с 2000 г. на 50%. Пентагон является не только одним из крупнейших владельцев и пользователей инфор­мационных и телекоммуникационных ресурсов (свыше 2 млн. компьютеров, 100 тыс. локальных сетей, 10 тыс. информационных систем), но и законодателем государственной политики и стан­дартов в области информационной безопасности.

США в условиях перехода от постиндустриального общества к информационному имеют возможность латентного управления, манипулирования мировыми ресурсами и перекладывания быстро растущего бремени (долг США возрастает ежедневно на 4 млрд. $) на другие страны. Американские заимствования уже поглотили более двух третей совокупных накоплений стран с поло­жительным (долларовым) платежным балансом, включая Китай и Россию. Ожидаемого в октябре кризиса и дефолта  США не произошло, механизм демпфирования в виде глобальной системы манипулирования ресурсами, включающий элементы глобальной  прогностической системы сработал, он быстро совершенствуется, и давление на внешний мир будет только усиливаться. Причем не исключена возможность «сбрасывания хвоста» - интересов части американского общества в угоду финансовому ядру, определяющему политику.

В США развиваются элементы глобальной прогностической системы, о чем свидетельствуют многочисленные совместные работы крупнейших прогностических организаций, наличие в 40 странах мира их филиалов. Значителен опыт создания «микромиров» и «обучающихся организаций», способных дать новые импульсы ее развитию. Десятки современнейших прогностических комплексов ведут работы по 50 технологическим направлениям, располагая более чем 1500 сайтов с открытым доступом к экономической статистике, ориентированной почти на 45 миллионов аналитиков. В США находятся «Rand Corporation», создавшая методику «Foresight», и Институт сложности в Санта-Фе. В Пентагоне работает 1500 специалистов по Форсайту – одной из современных систем прогнозирования.  Уже сегодня США располагают уникальной системой разработки и реализации глобальных экономических стратегий, которая является ключевым и глобальным конкурентным преимуществом.

Российское же государство сегодня  не в состоянии выполнять свою основную функцию – заблаговременно распознавать угрозы и нейтрализовывать их. По мнению ведущих ученых страны, защитно-охранная функция государства недостаточна и имеет тенденции к полному исчезновению. России, не имеющей в отличие от развитых стран работающей экономической системы, в условиях кризиса необходимо срочно разработать систему стратегической координации и регулирования взамен противоречивой эклектики из рыночных и административных механизмов. Кризис экономической теории, отсутствие собственных адекватных экономических школ не позволяют провести разработку как действенной антикризисной программы, так и реализовать цели Долгосрочной концепции развития – перехода к инновационному развитию и повышению качества жизни населения.

Выход из кризиса связан не только с активным противодействием манипуляциям, отысканию и обходу текущих ограничений. Выход  требует отыскания ниш развития и активизацией точек инновационного развития. В сложившихся условиях нет времени для рыночного «нащупывания», которое может продлиться не один год. За это время опробованный США механизм информационно-валютной интервенции будет запущен не единожды на различных рынках. Защиты от него пока нет. Результатом станет обесценивание валютных запасов стран (в т.ч. России) и обострение социальных проблем, поскольку механизмы социальной ответственности бизнеса, институтов гражданской защиты интересов населения не сложились; возможны только государственные меры, которые в условиях дефицита ведут к мобилизационным мерам и национализации.

3. Контрмеры и их суть. В сложившихся условиях необходимым инструментом дальнейшего развития страны является система долгосрочного прогнозирования нового поколения, работоспособная в условиях турбулизации экономики – «гиперпрогностическая система» (ГПС). Этот инструмент должен иметь возможность диагностики всех важнейших внешних и внутренних процессов в режиме текущего времени, скрытых (латентных) связей и процессов.

Механизмами внутренней регуляции социально-экономической системы являются: саморегулируемые организации (СРО), функциональные экономические системы (ФЭС), регулирование уровня конкуренции и взаимодействия (coopetition) за счет организационного регулирования вертикальных и горизонтальных связей – реализация вертикально-интегрированных компаний с внешними подразделениями (ВИК-ВП), «эластичное регулирование» на основе сочетания трансфертов-налогов в логистических (технологических) цепочках производства и потребления.

В основе ГПС лежит комбинирование методов и моделей расчетов, создание «неусеченной» модели экономики России. Необходима диагностика на основе всей совокупности имеющихся в Росстате и предоставляемых в интерактивном режиме данных, а также диагностика и подстройка ментальных моделей лиц, принимающих решения (ЛПР). Взаимовыгодное информационное взаимодействие элементов системы государство-бизнес-население позволит создать социальный метапроект, в котором решаемые задачи согласованы с экономическими интересами групп населения. В результате согласования интересов прогноз будет иметь тенденцию к самореализации, а общество – к самоорганизации, к формированию гражданского общества на основе реализации общей задачи. Механизмы взаимодействия – система взаимоувязанных стратегий предприятий в рамках реализации федеральных и региональных программ развития, предоставление скидок на услуги и товары населению (аналог – программа США «Покровительство взамен информации»).

В настоящее время в России есть ряд разработок, на основе которых можно реализовать ГПС, «достроив этажи» системы выявления ядра процессов и механизма комбинирования прогнозов. В ее основе – ансамбли диагностических моделей системного анализа, встречные исследовательские и нормативные прогнозы и др. Автоматическое формирование гипотез на основе данных (метод DSM, «Deductor»), расчеты «искусственных обществ» на основе агент-ориентироованных моделей, современные модели временных рядов и матриц удобны для решения отдельных задач общей системы.

Необходимо также формирование новых систем показателей, соответствующих поставленным целям, системы управляющих воздействий, описанных выше, позволяющих корректировать значения ключевых показателей (инновационности экономики, качества жизни) в каждой из точек траектории развития. Совместная обработка требует выявления экономических интересов, связей, реализации программы «управления экономическими интересами» (М.М.Мусин), комбинирования расчетов и прогнозов на платформе недоопределенных моделей (А.С.Нариньяни), использования комбинированной обработки около 3000 вариантов независимых прогнозных модельных расчетов. На выходе – модель систем, описывающих ядро как экономики России, так и мировой экономики, крупнейших игроков, деревья проблем-целей-ресурсов-механизмов влияния, на основе которых формируется дерево решений, пересчитываемое в режиме реального времени.

Система синтеза решений должна предусматривать возможность увязки текущих и оперативных интересов со средне- и долгосрочными, которые будут противоречивы (инвестиции в рамках оперативного рассмотрения – просто потери).

У России нет выбора: механическая мастерская – Китай – конкурирует с развитыми странами уже на их рынках, в сфере высоких технологий зона конкурентоспособности России невелика и недостаточна для того, чтобы стать основой экономики. Россия вынуждена делать шаг в будущее вслед за США в сетевую экономику. Развитие глобального кризиса переходит в стадию, представляющую угрозу для национальной безопасности России и требует незамедлительных действий по переходу от запаздывающей ответной «ручной» реакции к проактивной работе на основе прогностических систем нового поколения.

 

Литература

 

1.     Роговский Е.А. США:  информационное общество (экономика и  политика). — М.: Международные отношения, 2008.

2.     Напреенко В.Г., Нариньяни А.С. Опыт недоопределенного моделирования экономики/ Труды 9-й национальной конференции по искусственному интеллекту с международным участием – КИИ'2004. Т.1. Москва: Физматлит, 2004.

Спасибо, что читаете «Капитал страны»! Получайте первыми самые важные новости в нашем Telegram-канале или Вступайте в группу в «ВКонтакте» или в «Одноклассниках»

Владимир Ворожихин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more