Капитал Страны
18 ЯНВ, 02:56 МСК
USD (ЦБ)    59,4015
EUR (ЦБ)    63,2864

Гарри Поттер и кое-что еще

21 Апреля 2009 15924 11 Рецензии на книги и фильмы
Гарри Поттер и кое-что еще

Роман Джоан Роулинг о Гарри Поттере продолжает свое триумфальное шествие по миру и по России. По своим тиражам книга об английском мальчике конкурирует с Библией и Кораном. Но в чем же тайна такого успеха? Можно ли было этот успех заранее предсказать?

1. Феноменальный успех книги: попытки раскрытия тайны успеха. Описание нескольких лет из жизни английского мальчика стало самым массовым произведением художественной литературы в истории. Общее число распроданных экземпляров книг из серии о Гарри Поттере превысило 400 миллионов [1]. Эпопея, написанная Джоан Роулинг, уступает по распространенности только Библии, Корану и цитатнику Мао Цзэдуна. Этот феноменальный успех не дает покоя ученым, которые надеются разгадать секреты волшебства Гарри, сравнявшись в этом с Дамблдором. Согласно авторитетной базе данных «ProQuest Dissertations & Theses» [2], на английском языке уже защищено 148 диссертаций, упоминающих Гарри Поттера, в том числе не менее 20 прямо посвященных ему. Для сравнения: «Приключения Оливера Твиста», написанные великим Чарльзом Диккенсом на 150 лет раньше, удостоились только 110 упоминаний, 16 из которых - в названии диссертации.

Одни ученые маглы предложили гипотезу о соответствии творчества Роулинг глубоким потребностям архетипического мифологического мышления, другие - нарочито поверхностным идеологическим запросам общества потребления. Кто-то расшифровал психосексуальный подтекст философского камня (не говоря уже про волшебные палочки), кто-то подсчитал непрямые маркетинговые расходы, не оставлявшие читателям выбора. Были предложены объяснения из области гендерной психологии и теории когнитивного диссонанса. В первом случае главные заслуги достаются Гермионе, которая компенсирует реальное неравенство полов, во втором предполагается, что читатели, купив одну книгу, вынуждены были покупать еще шесть, а потом и влюбляться в них, чтобы только не признавать себя дураками.

В общем, научных версий популярности Гарри не перечесть. Но точно известно: если бы хоть одна из них была истинной, ее автор был бы на месте Джоан Роулинг, а не там, где он находится сейчас. Поэтому можно, не опасаясь очевидных промахов, предложить еще одну версию.

2. Еще одна гипотеза успеха: лингвистическая версия. Массовый успех произведения искусства (литературы, кино, живописи и т.п.) всегда вызывает один и тот же закономерный вопрос: можно ли было предсказать этот успех, исходя только из содержания произведения? По моему личному (скромному) мнению, в отношении замысла о Гарри Поттере это было возможно, так как он сочетает в себе два очень важных для читателя компонента: повторение и различие.

Приятно постоянно возвращаться в один и тот же литературный мир к любимым героям, которых хорошо знаешь. Это чувство отчасти основано на рациональных потребительских соображениях: выбирая книгу, удобно полагаться на проверенных авторов и героев. Но самый важный вклад в привлекательность повторения, вероятно, вносит особенность человеческой психики, получившая название «эффект нахождения в поле зрения». В результате сотен экспериментов было достоверно установлено, что предметы, изображения, слова и т.п. вызывают у нас (в среднем) тем более положительные чувства, чем чаще мы с ними сталкиваемся [3]. Именно английская беллетристика, к которой принадлежит Гарри Поттер, довела прием повторения до совершенства. Очарование Шерлока Холмса, Пуаро, Дживса и Вустера многим обязано регулярности знакомства с ними.   

Другой важнейший компонент, казалось бы, противоположный повторению, - различие. Книги о Гарри Поттере не обманывают наших ожиданий: с неизменным качеством они описывают жизнь знакомых героев в знакомом мире. Но при этом все романы Роулинг непохожи друга на друга. В них прослеживается непрерывная эволюция героев. А новая информация вызывает столь же рефлекторный повышенный интерес, как повторение - симпатию. Эволюция составляет важнейшее отличие «Гарри Поттера» от литературных сериалов, даже образцовых. Если мы возьмем, скажем, истории об Эркюле Пуаро, в каждой из них удастся найти очень мало новой личностной информации. Будь он на государственной службе, в собственном бизнесе или в отставке, в молодости или старости, Пуаро всегда тождественен сам себе. Его вкусы и привычки не меняются, а привязанности длятся десятилетиями. Совершенно противоположное можно сказать о Мальчике, который выжил. Он взрослеет на наших глазах, и это делает его еще более симпатичным для читателей.

Однако все это вкусовщина. Одному нравится арбуз, другому свиной хрящик. Можно ли объективно оценить содержание книги и попытаться предсказать, станет ли она бестселлером? Я вижу такую возможность только в одном: в сравнении с другими бестселлерами. Эффект нахождения в поле зрения должен работать не только для одного и того же героя, но и для стилистических приемов, композиции, литературных тем и т.п. Не зря для массового читателя средневековая литература не представляет интереса. Она непривычна, и потому трудна для восприятия. Короче говоря, можно сделать обоснованное предположение, что бестселлеры похожи друг на друга больше, чем на книги, которые плохо продаются. Проверить это предположение довольно просто.

Я использовал оцифрованные тексты девяноста девяти случайно отобранных из англоязычных произведений, входящих хотя бы в один список американских бестселлеров в базе данных «Bowker» [4]. Добавил к этому списку все семь книг о Гарри Поттере на правах единого произведения. Кроме того, были взяты тексты ста книг, не входящих ни в один список бестселлеров. Для каждого произведения из двухсот отобранных были рассчитаны 34 показателя, характеризующих стиль, композицию и тему. Среди этих показателей были, например: количество собственных имен (имеющее отношение к количеству действующих лиц), число знаков препинания, приходящихся на одно слово (помогает оценить сложность изложения), максимальное расстояние между упоминаниями одного и того же героя и т.п.

 

cimage002

Рис. 1. Книги в пространстве стилистического и композиционного сходства.

 

После измерения появилась возможность оценить близость книг между собой и с помощью метода многомерного шкалирования представить их на двумерной карте (рис.1). Как и следовало ожидать, бестселлеры образовывают несколько групп, отличающихся от «обычных» книг. Литература, пользующаяся популярностью, использует сходную стилистику, композицию и темы. Кроме «Гарри Поттера» из хорошо знакомых русскоязычному читателю книг в анализе фигурировал, например, «Парфюмер» Патрика Зюскинда. На карте видно, что он стоит особняком и по отношению к бестселлерам, и по отношению к «обычным» книгам. «Гарри Поттер», наоборот, оказывается в сердцевине группы бестселлеров. Одним из самых близких к нему произведений является роман Стивена Кинга «Сердца в Атлантиде» - еще один рассказ о взрослении и волшебстве.

3. Кое-что еще. Пусть так. Популярность Гарри Поттера связана с тем, что он принадлежит к целому классу аналогичных бестселлеров. Но почему именно ему досталась популярность столь феноменальная, сравнимая с явлениями религиозного порядка? Точного ответа на этот вопрос мы никогда не узнаем, но примерное объяснение можно дать, исходя из теории вероятностей. Продажа книги тиражом в четыреста миллионов - явление чрезвычайно редкое, и потому удивительное. Но в современном мире ежегодно издаются сотни тысяч книг, их общий счет давно идет на десятки миллионов. В таком огромном массиве могут происходить события, вероятность которых меньше одной миллионной. И книги с гигантскими тиражами - событие по-прежнему редкое относительно общего числа выпускаемых произведений, но все чаще появляющееся в абсолютных масштабах. Примером тому может служить еще один громкий бестселлер последних лет - «Код Да Винчи» Дэна Брауна, который лично я не смог дочитать из-за невыносимой скуки. Урок, который можно извлечь из феномена Гарри Поттера, состоит в том, что за счет масштабного роста явлений в самых разных областях жизни, мы можем становиться свидетелями таких событий, вероятность которых очень мала.

 

Источники

1.    Dammann, G. Harry Potter breaks 400m in sales// «The Guardian», 18 June 2008. http://www.guardian.co.uk/books/2008/jun/18/harrypotter.news
2.    http://proquest.umi.com/
3.    Bornstein R.F. Exposure and affect: Overview and meta-analysis of research // 1968-1987 // Psychological Bulletin, 1989, vol. 106, pp. 265-289.
4.    http://www.booksinprint.com/
Николай Бабич

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
25.05.2010 0 0
Анна Белоусова:

Читала все 7 книг о Гарри Потере, они действительно волшебные, они захватывают , переносят тебя совершенно в другой мир, я с упоением читала эти книги.Они расслабляют, заставляют забыть о проблемах, переносят в другую реальность. Почему эта книга пользуется таким феноменальным успехом? Не думаю что на этот вопрос можно ответить с помощью схем, гендерной психологии и теории когнитивного диссонанса, вряд ли вообще ученые найдут ответ на этот вопрос.А вот другая домохозяйка из Великобритании, Стеффами Майер, уже наверняка разгадала в чем успех книг Ролинг.

24.05.2010 0 0
Катерина Лишик:

Я начала читать о Гарри Поттере после просмотра второй части фильма, и меня эта история очень затянула. Во-первых читать намного интереснее чем смотреть, узнаешь очень много немаловажных деталей, которые хотела передать автор. Во-вторых при прочтении можно отключиться от мира, проблем, и окунуться в интересный магический мир, где приключения, интрига, дружба и куча удовольствий. И признаюсь когда выходила седьмая(заключительная) часть я стояла в магазине в огромной очереди, чтобы купить эту заветную книгу и узнать чем же там все закончилось. Читала я ее в любую свободную минуту, будь то метро, автобус, или дома за чашкой чая. После прочтения до последнего момента казалось, что будет еще продолжение, что на этом все не закончится. Я думаю, многих читателей эти книги заинтриговали, так же как и меня. Потому что детям эта книга интересна как сказка, хоть и немного не такая на как те на которых выросли мы, но так же хороша и поучительна. Для взрослых моменты радости и отдыха от суеты. Не жалею, что прочла все семь книг и хотелось бы еще парочку. Думаю так думаю многие читатели, и не только ярые поклонники Дж.Роулинг и ее «Гарри Поттера».

18.05.2010 0 0
Емельянов Никита:

Может конечно к моему стыду, но я прочитал все 7 частей о Гарри Поттере и могу сказать что это лучшее, что я читал! Многие подумают и усомнятся наверное в моей образованности и вообще неспособности читать классику и более умную литературу, но могу заверить вас, что это не так. Я прочитал достаточно книг: современная литература, старая проза, классика, наконец фантастика, и наверное понимаю почему успех Дж.Роулинг столь закономерен. Она очень талантливая женщина, которая писала свои книги сидя за чашкой кофе в маленьком кафе, при этом была очень бедной в материальном плане человеком. Но её любовь к своему герою(Г.Поттеру) передалась настолько отчётливо, что мы это прочувствовали читая её книги! Они завораживают, каждая из 7-ми частей по своему хороша и они опускают нас в мир детсва...в тот волшебный мир, в котором хотел побывать наверное не только каждый ребёнок, но и каждый взрослый!

03.02.2010 0 0
Мищенко Константин:

Популярность книг о Гарри Поттере я увидел в прошлом году своими глазами на Тверской улице в 12 часов ночи по МСК. На улице толпилась огромная очередь за заветной седьмой и последней(к сожалению) книгой о мальчике, кот. выжил... еще больше поразили дети, ряженные как только возможно: мантии, шарфы, очки, палочки и т.д. Книга эта нравится всем, потому что близка по духу... основной аудитории - детям - потому что они росли с этой книгой вместе более, чем 8 лет; взрослым, потому что так приятно оказаться в детстве, да еще и волшебном!!! а остальные "сегменты" попали на успешный маркетинг по всему миру. Интересность и простота повествования, а также еще многие факторы в комплексе создают ее популярность.

30.01.2010 0 0
Христина:

В чём состоит успех данной эпопеи про мальчика-волшебника? Я думаю, в том, что по сути это - сказка совмещённая с некими жизненными реалиями: главный герой ходит в школу, правда не обычную, но всё же и детям очень нравится, что это вроде бы такой же обычный ребёнок, как и они. На телевидении сейчас также выходит множество передач про экстрасенсов, магов и т.д. Тема мистики, волшебства стала очень популярна и востребована, поэтому книгами про Гарри Поттера зачитываются и взрослые. Но имеет место тот факт, что во многих странах, начитавшись книг про юного волшебника, дети переносили многое в жизнь, им хотелось подражать своему любимому герою, некоторые покупали такие же очки, делали похожую причёску. Феномен Гарри Поттера объясняется тем, что все: и дети и взрослые хотят верить в чудеса, а книги Джоанн Роулинг рассказывают нам именно об этом.

29.01.2010 0 0
Ляпохова Татьяна:

Если говорить о популярности «Гарри Поттера», то можно предположить, что Дж. Роулинг «выстрелила» тем, что нашла такую аудиторию читателей, которую до нее заинтересовать книгой было очень сложно. Это, естественно, дети и подростки. Для этой аудитории книги стали интересны, сюжет захватывающим, а юморные высказываия героев интересными. Плюс ко всему для многих читателей «льстило», что для них, как для взрослых, специально пишут книги. И не просто сказки на 10 страниц, а настоящие «взрослые произведения». Затем, вслед за детьми, книги читали и взрослые (дабы понять, чем они так привлекательны и нет ли там скрытой морали – многие боялись какого-то религиозного подтекста). Вот и получилось, что книги стали раскупать читатели почти всех возрастных категорий. Плюс, и это тоже важно, книги написаны интересным, понятным языком, а сюжет – нов и увлекателен. По себе могу сказать, что прочла первые 3 книги, не больше. Потом я, наверное, переросла.

29.01.2010 0 0
Иванова Полина:

Интерес к данной статье возник у меня неслучайно. На собственном опыте я убедилась, насколько увлекает и затягивает чтение этой книги. Но тогда я и не задумывалась о причине столь ошеломляющей популярности данного произведения. Эта книга привлекла меня, прежде всего, своим литературно-художественным своеобразием, а именно сюжетом, который динамичен, насыщен событиями, невероятными приключениями. Важную роль сыграл и возраст главного героя книги, который на момент прочтения совпадал с моим. Проанализировав стиль написания Дж. Роулинг, можно с уверенностью отнести книги о Гарри Поттере к классическому английскому произведению, посвященному детям. В свою очередь, я считаю, для того, чтобы произведение имело столь феноменальный успех, помимо новаторства автора, описанного выше, огромную роль сыграла рекламная компания, которая включала в себя фильмы Криса Коламбуса, компьютерные и ролевые игры, футболки, плакаты с изображением главных героев книги с колоссальной скоростью распространившихся по всему миру.

Показать еще комметарии (4)

Статьи

Недоступный алкоголь. Как государство зарабатывает на здоровье россиян

Недоступный алкоголь. Как государство зарабатывает на здоровье россиян
Экономика

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?

«Приукрашивая картину происходящего»: закончился ли в России экономический кризис?
Интервью и комментарии 1

Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?

Курильщикам здесь не место. Что не так в идеях Минздрава по борьбе с курением?
Политика 1

Бензоколонка Запада. Как для России запустили план «анти-Маршалла»

Бензоколонка Запада. Как для России запустили план «анти-Маршалла»
Экономика 18

Узнай, страна

Три новых инвестиционных проекта будут реализованы в Тереньгульском районе Ульяновской области

Три новых инвестиционных проекта будут реализованы в Тереньгульском районе Ульяновской области

Повышение эффективности в бережливых организациях обсудят в Ижевске

Повышение эффективности в бережливых организациях обсудят в Ижевске

Новости компаний

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Сергей Катырин: Неналоговые платежи и поборы с МСП продолжают расти, как грибы после дождя

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Генпрокуратура поможет реформировать систему госконтроля

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте