Капитал Страны
30 МАР, 04:08 МСК
USD (ЦБ)    57,0241
EUR (ЦБ)    61,5347

Феномен Леонардо или еще раз о гениальности

4 Мая 2009 17508 30 Рецензии на книги и фильмы
Феномен Леонардо или еще раз о гениальности

В 2009 г. в издательстве «София» вышла книга Фритьофа Капры «Наука Леонардо: Мир глазами великого гения». В данной книге автор раскрывает феномен Леонардо да Винчи и суть его творческого метода. Но насколько удачна эта авторская попытка?

        В 2009 г. в издательстве «София» вышла книга Фритьофа Капры «Наука Леонардо: Мир глазами великого гения» [1]. В данной книге автор раскрывает феномен Леонардо да Винчи и суть его творческого метода. Однако таких попыток было уже множество. Зачем еще одна? И насколько удачной может считаться эта новая попытка автора заглянуть в тайну творчества одного из величайших гениев человечества?

        Попробуем в этом разобраться.

        1. Критерии гениальности. Надо сказать, что русский читатель уже знаком с Фритьофом Капрой по его научно-популярным книгам, посвященным системному мышлению. В данной книге он показывает, как системное мышление формировалось еще в эпоху Ренессанса в лице такого выдающегося человека, как Леонардо да Винчи. При этом акцент делается не столько на мелких деталях жизни Леонардо, сколько на сопряжении его биографических данных с его научными взглядами. И в принципе у автора это получилось не плохо, хотя и слишком динамичным и увлекательным его повествование тоже не назовешь.

        Не затрагивая все аспекты книги, отметим только те из них, которые кажутся наиболее интересными. Это, прежде всего, феномен гениальности и то, что его порождает. В этом фрагменте книги Фритьоф Капра, на мой взгляд, оказался наиболее интересен и убедителен. Он очень просто подытожил признаки гениальности, каковых оказалось всего лишь три: повышенная любознательность, концентрация внимания и хорошая память [1, с.59-60]. В принципе Капра совершенно верно ухватил главные характеристики гения. Правда, в некоторых работах отмечается еще одно качество гениев - повышенная энергетика или, можно сказать, избыточность жизненной силы [2]. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что жизненная сила слишком явно коррелирует с любознательностью. Действительно, именно избыток жизненной энергии порождает неистощимое любопытство. Таким образом, можно считать, что три признака гениев, указанные Капрой, вполне удачны и обладают необходимой полнотой.

        Теперь обсудим их более подробно с учетом современности.

        Первый признак (любознательность) у Леонардо проявлялся в его колоссальной универсальности. Он, если так можно выразиться, всюду сунул нос: и в музыку, и в живопись, и в скульптуру, и в анатомию, и в оптику, и в гидродинамику, и в архитектуру, и т.п. Все ему было интересно.

        Возможно ли повторение такого сегодня? И возможно ли это в России?

        На мой взгляд, ответ должен быть категорически отрицательным. Сегодняшние российские студенты демонстрируют поразительное равнодушие ко всем видам знания. Подавляющее большинство хочет знать только то, что может принести деньги, да и то все это они хотят знать по минимуму. В такой среде, конечно, Леонардо родиться не может по определению. Настораживает то, что во времена Леонардо многие его сверстники были буквально одержимы жаждой знания, тогда как сегодня молодежь отторгает почти любые знания; причем с течением времени ее всю сложнее «пробить» чем-то интересным. По-видимому, здесь мы имеем место с каким-то цивилизационным надломом. Учитывая, что в основе любознательности лежит избыток энергии, можно утверждать, что сегодня в период спада пассионарности в России, переполненной вялыми школьниками и студентами, нет никакого шанса, что в нашей стране появятся гении, сопоставимые с Леонардо. А, между прочим, сейчас они нужны как никогда раньше!

        Второй признак (концентрация внимания на определенной проблеме) был также в полной мере присущ Леонардо. Он мог годами осмысливать некоторые задачи, а через много лет возвращаться к тем из них, которые в свое время не были решены. Здесь речь идет о таком свойстве интеллекта, как раздвоение на бытовую и творческую части. Человек может жить вполне нормальной жизнью, но параллельно продолжать осмысливать какую-то проблему. И это осмысление может продолжаться на протяжении многих дней, а иногда - и многих лет. Тот, кто не способен на это, не сможет решить по-настоящему серьезную проблему. Именно такая способность длительной концентрации некоторой части своего интеллекта на глобальной проблеме и служит яркой характеристикой гения.

        Можно ли рассчитывать на проявление такого качества сегодня? Способно ли сегодняшняя российская молодежь продемонстрировать чудеса такой концентрации?

        Ответ опять-таки напрашивается отрицательный. Сегодня студенты ведущих вузов страны уже не в состоянии слушать лекции, независимо от их содержания. Студенты почти все поголовно страдают от словесного зуда, проявляющегося в том, что на лекциях они должны общаться между собой. Сосредоточиться на излагаемом материале они просто не в состоянии. Если же этот материал еще и достаточно сложный, то студенты почти моментально «отключаются» и их внимание полностью рассеивается или переключается на более привычные вещи - например, на разговоры с соседом. Если современному студенту не дать возможность коммуницировать со своими собратьями, то они могут просто-напросто заснуть на лекции. У них так мало сил, что любая концентрация на чем-либо для них является просто убийственной. Похоже, и здесь мы опять сталкиваемся с кризисом пассионарности, который отрицает большие достижения России в будущем.

        Третий признак (поразительная память) для Леонардо был органичен и самоочевиден. Он просто ничего не забывал. Он мог пристально наблюдать за целым коллективом людей, за тем как они радуются и смеются, а потом пойти к себе в мастерскую и зарисовать их лица по памяти с невероятной точностью. Его мозг настолько цепко хватал все, что ему казалось важным, что потом уже не выпускал из своих объятий.

        Обладают ли сегодня такими способностями молодые россияне? Могут ли они загрузить в свою голову огромный объем информации и не потерять ее в ближайшее время?

        И здесь приходится дать пессимистический вариант ответа. Сегодняшние студенты обладают удивительно нестойкой памятью. Даже то, что им интересно, они быстро забывают и путают. Более того, сейчас уже начинает проявляться еще одна особенность современного студенчества - оно не в состоянии эффективно активизировать даже кратковременную память. Например, к моменту сдачи зачета они начинают судорожно изучать материал в сжатые сроки, но даже и в этом случае они не успевают донести изученный материал до экзаменатора. Даже относительно простой материал в 100-150 страниц для них превращается в непреодолимую проблему. И это тогда, когда мир начинает активное построение междисциплинарного знания!

        Как известно, несмотря на свою уникальность, Леонардо не был одинок в эпоху Ренессанса. И кватроченто, и чинквиченто дали миру большое число гениев разного калибра и разных мастей. По-видимому, в Италии того времени наблюдался пассионарный взрыв (теория пассионарности была развита Л.Н.Гумилевым). Сегодня в мире и в России наметился явный пассионарный застой, не дающий шансов на рождение великих талантов. И в этом смысле, похоже, что биография Леонардо, вышедшая из-под пера Фритьофа Капры, является холостым выстрелом в пустоту. Она, скорее всего, не найдет отклика в сердцах людей, ибо она несвоевременна. Люди не интересуются такими гигантами, как Леонардо, ибо это для них совершенно бесполезно. Когда нет шансов стать самому таким же, то нет смысла и читать о столь великом человеке!

        2. Математика Леонардо и циклы в науке. Довольно любопытным фактом, помеченным Ф.Капрой, является почти современное понимание ученым такой науки, как математика. Дело в том, что Леонардо просто не мог понимать математику так, как мы или хотя бы его последователи. Сегодня математика чрезвычайно аналитична и формализована, тогда как Леонардо ее представлял как некий геометро-алгебраический синтез. Он называл эту науку «геометрией, делаемой движением». Соответственно и его математика было не столько совокупностью формул, уравнений и теорем, сколько суммой чрезвычайно содержательных рисунков, похожих на диаграммы и чертежи.

        Разумеется, такое представление Леонардо не позволяло ему подняться до некоторых достигнутых позднее математических высот, но суть математики, как оказалось, Леонардо понимал правильно. И история, сделав соответствующий зигзаг, продемонстрировала его правоту. Например, сегодня традиционный математический аппарат все больше девальвируется и становится все менее востребованным. Вместе с тем относительно недавно созданная теория сложности породила новый математический язык, в котором динамика сложных систем выражается уже не алгебраическими соотношениями, а геометрическими формами наподобие аттракторов и фракталов, моделируемых с помощью компьютеров и анализирующихся в современной топологии. Как справедливо отмечает Капра, теория сложности привела к осознанию того, что математика - нечто намного большее, чем формулы и уравнения [1, с.295]. Это изучение неких пространственно-временных конфигураций, похожих на леонардовские рисунки 500-летней давности. Тем самым математика прошла довольно интересный цикл: от плохо формализуемых сложных геометрических рисунков через четкие аналитические формулы и уравнения и снова к сложным геометрическим конструкциям. Само наличие такого цикла является поистине грандиозным. Но еще более любопытно то, что именно Леонардо стоял в начале этого цикла.

        3. Путешествия в жизни Леонардо. Довольно неожиданно Капра открывает в гении эпохи Возрождения заядлого путешественника. На мой взгляд, это как-то неожиданно. Вместе с тем это очень симптоматично. Здесь невольно напрашивается аналогия с жизнью Готфрида Лейбница, который тоже постоянно отлучался от своего патрона-курфюрста в поездки по Европе. Похоже, что страсть к путешествиям является типичной чертой выдающихся людей. Но если это так, то что же лежит в основе этой любви?

        На мой взгляд, гении с их неуёмной страстью к познанию должны периодически получать какие-то новые впечатления, которые могли бы инициировать очередной виток более интенсивной работы интеллекта. Пребывание в течение долгого времени на одном месте отрицает такую возможность. Именно поэтому гении часто сознательно, а иногда и неосознанно, разрушают свой привычный образ жизни в пользу новых мест, городов, стран и людей. При этом принципиально важно, что они это делают не в поисках решения бытовых проблем, а в поисках решения творческих задач. Иногда само путешествие превращается в своеобразную практику медитации. Например, Капра подсчитал, что, учитывая частоту и длительность совершенных поездок, Леонардо значимую часть своей жизни провел в путешествиях.

        Еще раз подчеркнем, что Леонардо не искал особых условий жизни в процессе перемещения между городами, он искал разнообразия. Он никогда не выстраивал карьеру, легко бросая своих патронов и мигрируя в другие места. Окопавшись же на каком-то месте, он не нарабатывал полезные знакомства и связи, а погружался в изучение мира. Он мог часами препарировать трупы, забывая о зловонии и мерзком зрелище. При таком образе жизни большой карьеры не сделаешь!

        Из текста Капры вытекает, что Леонардо был абсолютно самодостаточным человеком. Он наслаждался самим процессом изучения и осмысления окружающего мира, даже не стремясь ознакомить общественность со своими уникальными открытиями. О них мы узнали только через несколько сотен лет после его смерти. Если бы не его искусство живописи и ваяния, которые по определению являются публичными, то не исключено, что Леонардо мог бы вообще остаться анонимным гением.

        4. Фрактальность мира и биографические параллели. Великий представитель эпохи Ренессанса во всем видел подобие. В частных примерах он улавливал общие закономерности. Именно эта идея лежит в основе современных представлений о фрактальности мира, то есть о подобии его различных частей и вложенности систем друг в друга, что и обеспечивает их похожесть. Поразительно, но эта фрактальность проявляется не только в пространстве, что в основном изучает современная наука, но и во времени. В частности, сама биография Леонардо при всей своей уникальности имеет и свои более поздние аналоги.

        Чтобы не быть голословным, обращу внимание читателя на глубинную аналогию между жизнью Леонардо и испанского архитектора Антонио Гауди [3]. Читая биографию испанца, не отпускает мысль, что в ней присутствовал образ жизни Леонардо как некий жизненный трафарет. Например, нельзя не заметить тот факт, что в жизни обоих персонажей огромную роль играл некий человек, выступающий в роли учителя. Так, в жизни Леонардо это был итальянский математик Лука Пачоли, который изобрел бухгалтерскую систему двойной записи и тем самым заложил начало новой эре коммерческой жизни. Вклад этого человека, пожалуй, трудно переоценить, ибо без современной системы учета никакой бизнес невозможно себе даже представить. Знакомство благодаря этому человеку с серьезной математикой оказало огромное влияние на научные взгляды Леонардо. Что-то похожее наблюдалось и в жизни Гауди - он всю жизнь следовал советам немецкого священника Себастьяна Кнейпа, который разработал свою систему водолечения и правильного образа жизни. Этот интересный человек тоже прошел сквозь толстые слои времени, и  даже в сегодняшней России его книги по-прежнему пользуются большой популярностью.

        И Леонардо, и Гауди прекрасно знали человеческий организм, но при этом оба активно не доверяли врачам. Леонардо полагал, что, избегая врачей, у человека больше шансов прожить длинную и здоровую жизнь; Гауди даже во время тяжелых болезней отказывался от всех выписываемых ему лекарств.

        И Гауди, и Леонардо были не равнодушны к анатомии человека. Поразительно, но Антонио Гауди уже в преклонном возрасте ходил на анатомические вскрытия трупов; ему было недостаточно рентгеновского аппарата, чтобы видеть скрытую от глаза костную структуру человека, поэтому он брал скелеты из больницы и подвешивал их у себя в мастерской, чтобы сфотографировать в разных позах. А 1919 году по его настоятельной просьбе Адольфо Триас добился разрешения ректора университета и профессора анатомии на вскрытие целого трупа, чтобы продемонстрировать его строение Гауди; по окончании процедуры скелет был перевезен в мастерскую архитектора, скреплен проволокой и одет в костюм для дальнейших исследований [3, с.329].

        Обращает на себя внимание и тот факт, что оба представителя искусства были убежденными вегетарианцами. Это почти непостижимо для Леонардо, ибо в его время такие убеждения были поистине революционными. Это весьма и странно для Гауди, который, вопреки всем уговорам своих друзей и близких, в качестве дневной дозы пищи мог обходиться пучком салата и горстью орехов; следуя советам Себастьяна Кнейпа, он компенсировал нехватку пищи свежим воздухом и огромным количеством чистой воды.

        Оба героя были истинными фанатиками мира форм и науки о движении. Они всю свою жизнь набирали знания об этом, заходя порой в весьма отдаленные области. Оба постоянно что-то высчитывали и вычисляли, что-то придумывали и конструировали. У обоих не всегда все получалось, но оба были очень настойчивы в своих начинаниях. Оба отдавали приоритет зрению и свету перед всеми остальными чувствами человека и способами познания. Такие представления привели Леонардо к изучению природы света и открытию его волновой сущности. Гауди же принадлежит впечатляющая фраза, раскрывающая его отношение к миру видимых форм: «Слух соответствует вере, а зрение - славе, поскольку слава - это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то, что есть, и то, чего нет» [3, с.322].

        Как и Леонардо, Гауди обладал всеми качествами гения: любознательностью, концентрацией и памятью. Однако наиболее отчетливо это проявляется в его способности к длительной концентрации при решении какой-то проблемы. Как точно подметил Гиз ван Хенсберген, Гауди обладал способностью упорно обыгрывать одну и ту же идею в течение нескольких десятилетий, постоянно обновляя и совершенствуя свои подходы [3, с.298]. Тоже самое делал и Леонардо при возврате к своим изысканиями в той или иной области.

        К сказанному можно добавить и то, что как у Леонардо, так и у Гауди не было собственной семьи; оба обходились близкими родственниками - братьями, сестрами, племянницами и проч. Но, похоже, что ни тот, ни другой не страдали от отсутствия семьи. И это их еще больше роднит.

        Имеется сходство между двумя мастерами даже во внешних данных - оба были чертовски симпатичными парнями. О Леонардо остались буквально легенды по поводу того, насколько красив он был. В некоторых книгах о нем говорится, что ни одно женское сердце не могло устоять против этого красавца. А его легендарный автопортрет воспроизводит чрезвычайно интересное лицо классического мудреца. Если же говорить об Антонио Гауди, то на его официальной фотографии для парижской выставки, где он запечатлен в возрасте 58 лет, мы видим очень правильное, умное и интеллигентное лицо. Похоже, что даже в физическом, физиологическом и физиогномическом планах оба гения были очень правильно сделаны - если так можно выразиться.

        Поразительная близость просматривается в отношении Леонардо и Гауди к окружающему миру, природе, а также в основе их моральных систем. Лучше всего эту похожесть выражают слова самого Гауди: «Подобно да Винчи, я верю, что падение нравов наступает тогда, когда человек перестает смотреть на природу» [3, с.324].

        К слову сказать, оба гения жили и творили на стыке веков, оба под конец жизни вышли из моды, и интерес публики к ним был утрачен. Оба вращались среди плеяды других титанов, и оба имели выдающихся молодых последователей. Так, Леонардо да Винчи сменили Микеланджело Буонарроти и Рафаэль Санти, а не смену Антонио Гауди пришли Пабло Пикассо и Сальвадор Дали; молодое поколение проповедовало иную философию и технику.                                                                       Наконец, даже достижения обоих титанов чем-то схожи. Сегодня мы восхищаемся живописью Леонардо да Винчи примерно также, как восхищаемся архитектурными шедеврами Антонио Гауди.

        Зачем все эти сравнения двух мастеров из разных эпох?

        Ответ прост: похоже, Леонардо заложил не только основы разных наук и искусств, но сформировал некую универсальную модель творческой жизни, которую впоследствии многие выдающиеся люди воплотили в жизнь. На мой взгляд, в этом и заключается непреходящее значение жизни великого флорентийца.

        5. Горизонт планирования жизни Леонардо. Биография да Винчи содержит в себе одну примечательную деталь - Леонардо не боялся поздних начинаний. Например, в 1493 году в возрасте 41 года он начинает изучать латынь [1, с.144]. Примерно в это же время он начал изучать математику [1, с.294]. И таких примеров можно привести множество.

        Что здесь интересного?

        Прежде всего, такие поздние начинания связаны с тем, что Леонардо был бастардом - незаконнорожденным. А такого рода «отщепенцы» не имели права на обучение в университете. И вот, бедный Леонардо, отстраненный по нелепой случайности своего неудачного рождения от большой науки, постоянно пытался компенсировать эту неудачу. Остается только еще раз перекинуть мостик в российскую современность: сегодня почти любой дебил имеет возможность учиться где угодно - и при этом никто этого не ценит. Леонардо же всю жизнь расхлебывал неудачный старт и своей гениальностью с лихвой его компенсировал. При этом характерными являются два момента. Первый - Леонардо никогда не жаловался на судьбу. Второй - он никогда не превозносил сам себя и был поразительно скромен.

        Другой важный момент поздних начинаний художника заключается в том, что он фактически воплотил в жизнь концепцию длинного горизонта планирования жизни. Он как бы по умолчанию предполагал, что будет жить долго или очень долго, а, следовательно, ему имело смысл даже в преклонном возрасте начинать изучение проблем и наук, ранее им не затрагиваемых. Хотя Леонардо не верил в жизнь после смерти, он оперировал почти бесконечным горизонтом будущей жизни, что позволяло ему сохранять вечную молодость в своих научных изысканиях. Такая философия позволяла художнику скользить по многим граням жизни, постоянно развиваясь и не останавливаясь на достигнутом. И в этом, как мне кажется, и состоит главный секрет гениальности Леонардо. Фактически он разработал методологию и философию непрерывной эволюции личности, которые в своем зрелом виде складываются только сейчас.

        6. Насыщенная жизнь как главный итог. Как уже я отметил, философия Леонардо позволила ему осуществлять постоянный эволюционный дрейф по жизни. Переходы от одного искусства к другому, от одной науке к другой, придавали жизни Леонардо чарующую пикантность и колоссальную насыщенность. Фактически это делало его не просто счастливым человеком, но человеком, находящимся в состоянии чуть ли не перманентного счастья, своеобразной эйфории.

        Если подводить итог философии Леонардо, то у Капры он выглядит следующим образом: «Как день, прошедший не впустую, приносит сладкий сон, так и жизнь, прожитая с пользой, приносит сладкую смерть» [1, с.193]. Однако мне эта фраза не нравится. Что-то в ней не так - она внутренне слабовата. В автобиографии Сальвадора Дали мне довелось прочитать данную фразу в несколько иной транскрипции. С годами эта фраза в моей памяти, может быть, еще немного трансформировалась и теперь звучит так: «Смерть после бурной насыщенной жизни - это как сон после тяжелого трудового дня». Именно в такой трактовке мне нравится философия Леонардо больше всего. Кстати, этот мощный тезис художник сформулировал за 30 лет до смерти. Так что это был вовремя осмысленный жизненный девиз, который сам Леонардо блестяще воплотил в жизнь. В целом это и есть главный итог жизни Леонардо; именно этому и следует учиться у этого титана эпохи Возрождения.

        7. О стиле книги. Нельзя не сказать несколько слов о самой книге. Фритьоф Капра не старается лезть в детали интимной жизни художника. Не пытается он и дать обстоятельный свод событий жизни своего героя. Он делает акцент на методе Леонардо. Собственно и книга именно об этом - о науке Леонардо. Но через это посредством довольно черствого языка и беспристрастного изложения, кажущегося иногда явно суховатым, автор медленно вырисовывает вполне осязаемый образ. И читатель постепенно начинает понимать, что, несмотря на скудость сведений о жизни Леонардо, Капра все-таки сказал о нем достаточно много. И это может вполне правомерно считаться авторской находкой и удачей одновременно.

        Хочется предположить, что вдвое более подробный экскурс в жизнь Леонардо, скорее, утомил бы читателя, нежели удовлетворил бы его. И в этом смысле Фритьоф Капра выбрал, пожалуй, наиболее адекватный способ подачи материала.

 

Литература

        1. Капра Ф. Наука Леонардо: Мир глазами великого гения. М.: Издательство «София», 2009.

        2. Балацкий Е. Джон Хорган о конце науки// «Капитал страны», 10.02.2009.

         3. Хенсберген Г. Гауди - тореадор искусства. М.: Издательство «Эксмо», 2004.
Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
17.04.2011 0 0
caxapok-xakep:

Разделяю мнение многих здесь высказавшихся, что гениальный человек гениален во всём, но недоумеваю в вашей беспомощности понять почему это так. Кто-то высказался о фрактальности мира. Не могу говорить здесь научным языком, потому как не особо владею заумными терминами. В моём понимании - мир - это одно целое и всё в нём взаимосвязано. Когда начинаешь методично разбирать суть каждой детали или проблемы невольно начинаешь разбираться в них применимо к другим областям с ней связанным. Потому удивление всесторонней развитости считаю необоснованным, потому как в моих глазах это закономерно. Т.е. гений и может быть только во всём. Иначе это просто "узкосконцентрированный" специалист.

05.09.2010 0 0
Петр:

В ноябре 2009 года вышла в свет книга П. Фомичева «От завещания Леонардо да Винчи и «витрувианского человека» к математике жизни во Вселенной». В ней автор указывает на «золотое» сечение в расшифрованном им завещании Леонардо да Винчи и еще о многом интересном, связанном с ним. Подробности можно узнать на нашем сайте: www.istina-fi.ryazan.ru

14.07.2010 0 0
Dinamodd:

Приятно найти единомышленников в интернете!

02.06.2010 0 0
Ирина Чибирева:

Очень огорчило отношение автора к современным российским студентам. Безусловно, приводимые примеры существуют: некоторые студенты засыпают на лекциях, некоторые разговаривают, некоторые просто не хотят сосредотачиваться на объясняемом материале. Но нельзя же на основе исключений делать общие выводы. Конечно, существуют студенты, которым ничего знать не хочется и образование то им в общем не нужно, но что же делать, если за него платят родители… Но во многом заинтересованность студентов зависит как от материала, так и от лектора. Например, в ВУЗе, где я получаю второе высшее образование на занятиях (в том числе и на лекциях) абсолютная тишина: никто просто не позволяет себе разговаривать. Я считаю, что во много это зависит и от внутренних правил учебного заведения. Жесткий контроль как за студентами, так и за преподавателями позволяет добиваться отличных результатов как в донесении знаний до студентов, так и их освоении студентами. А что касается плохой памяти студентов, то это тоже не совсем верно. Для того, чтобы усвоить огромное количество материала (не только за короткое время) приходится выбирать главное, пытаться проникнуть в суть вещей для их понимания, а не тупого заучивания текста. Именно понимание материала, с моей точки зрения, и можно назвать истинным знанием. Так как заученные цифры и фамилии с течение времени забудутся, а тщательно разобранный до полного понимания материал можно в любое время воспроизвести.

01.06.2010 0 0
Ларионов Александр:

Думаю, что многие согласятся, Леонардо - гений не только своей эпохи. До сих пор он остается непревзойденным творцом, ученым, исследователем. Но одной ли только любознательностью и тяге к знаниям можно добиться всего, чего достиг он? Я соглашусь, что в наше время - время всеобщей погони за выгодой, родиться подобному гению вряд ли удасться. Но даже если такое случиться, сколько трудностей предстоит ему преодалеть? И плачевное состояние системы образования страны, и постоянные финансовые и культурные потрясения. У человека просто не остается времени на самопознание и познание окружающего мира. Вся тяжесть и груз современного общества, я полагаю, будет только тянуть "гения современности" ко дну рутины и финансовых забот.

26.05.2010 0 0
Зайцева Евгения:

Мне очень понравилась эта статья.Леонардо да Винчи-великая ,притягивающая,загадочная личность.Его творениями восхищается весь мир.(такими как:Мадонна с младенцем,Тайная вечеря,Мона Лиза...и т.д)Это дар чтобы человек был талантлив во всем(скульптор,художник,поэт,философ,физик,химик...т.д.)

25.05.2010 0 0
Турабова Вера:

Леонардо Да Винчи уникален во многих вещах.Даже в том, что он являлся левшой,уже отличает от многих художников, все его заметки были написаны справа-налево(многие ученые по началу, даже считали что таким образом он шифруется) и так же он клал мазки на свои полотна. Он добился признания,но ,возможно, не в тех областях, к которым питал жгучий интерес. Он наблюдал и исследовал природу вещей с куда большей вдумчивостью, чем многие другие до и после него. Я недавно прочла его умозаключения об искусстве и жизни в общем, хотя ,по моему мнению, он во многом совмещал эти понятия.Сколько интересов и стремлений он умудрялся совмещать в своей жизни для меня просто невероятно и во многом невозможно.

Показать еще комметарии (23)

Статьи

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»

«Движуха» против стабильности. Какие требования власти предъявило «путинское поколение»
Политика

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?

«Фантастическая работа» Набиуллиной. С какими достижениями глава ЦБ пойдет на новый срок?
Экономика 3

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития

«Необходимо показать, что кризис пройден». Почему Росстат за «некрасивые цифры» хотят подчинить Минэкономразвития
Интервью и комментарии

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?

Ликвидация перебежчика. Что стоит за убийством Вороненкова в Киеве?
Политика

Узнай, страна

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс "Бизнес-навигатор"

Для предпринимателей начал работу бесплатный информационный ресурс

В Карелии два крупных мероприятия для предпринимателей объединят в "Бизнес-неделю"

В Карелии два крупных мероприятия для предпринимателей объединят в

Новости компаний

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование даст женщинам новый шанс

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: Дополнительное образование  даст женщинам новый шанс

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

В.И. Матвиенко: «Без России выстроить эффективную систему европейской безопасности невозможно!»

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте