19 МАР, 14:26 МСК
USD (ЦБ)    91.9829
EUR (ЦБ)    100.2432


Ежегодный чемпионат. Как Россия соревнуется с США в стоимости бензина

27 Апреля 2017 9599 2 Экономика
Ежегодный чемпионат. Как Россия соревнуется с США в стоимости бензина

Согласно исследованию агентства Bloomberg, цены на моторное топливо в России в 1 квартале этого года стали выше, чем в США и информацию об этом подхватили и растиражировали многие российские СМИ. Отчего растут цены на бензин у нас в стране, действительно ли они превзошли штатовские и как это отражается на экономике России?

«Никогда такого не было, и вот опять»

В начале этой недели в центральных российских СМИ со ссылкой на агентство Bloomberg появилась информация о том, что на наших заправках бензин стал стоить дороже, чем в США. По данным агентства, литр АИ-95 в Штатах сейчас стоит 0,678 доллара, тогда как в РФ – 0,681 доллара. Данные эти не совсем корректны, стоимость бензина в США очень сильно варьируется от штата к штату, существенно меняется в зависимости от котировок нефтяного рынка, более того, многие граждане сообщают в блогах, что бензин по тем ценам, которые озвучил Bloomberg, найти на американских заправках довольно трудно. Вполне вероятно, что так оно и есть, но, по-хорошему, все это только детали.

Стоимости бензина в России и в США в долларовом выражении близки на протяжении достаточно долгого времени. Начиная с 2014 года, когда произошел обвал нефтяных котировок, цены на заправках в США и в Европе тоже свалились, но российский ЦБ обрушил рубль, и паритет в долларовой стоимости литра бензина тоже сохранился.

Иногда в этом ценовом чемпионате Россия вырывается на «ноздрю» вперед, и тогда наши СМИ торопятся сообщить нам, что вот оно, допрыгались.

К примеру, в прошлом году на какой-то захолустной (да простят нас владельцы) американской автозаправке цены на топливо рухнули в результате ценовой войны между тремя местными бензоколонками, через денек все вернулось на место, но российская пресса не преминула сообщить, что стоимость бензина в США упала до рекордно низкого уровня.

В 2008 году СМИ сообщили нам, что цены на бензин в России так выросли, что уже выше, чем в США. Потому как в Штатах в торговле бензином все очень конкурентно, а у нас рынок монополизирован.

Кстати, Алексей Кудрин, будучи на ту пору министром финансов, обещал, что Россия накопила достаточно финансовых резервов, которые позволят пережить любой кризис. Немножко ошибся министр, не хватает резервов. Теперь Кудрин на всех публичных мероприятиях не перестает предвещать беды российской экономике, поскольку неправильным курсом она идет. Сам Алексей Леонидович к этому курсу, разумеется, никакого отношения не имеет, просто в сторонке стоял.

А последователь дела Кудрина нынешний глава Минфина Силуанов планирует продолжить действие бюджетного правила, то есть и далее скупать на выручку от продажи нефти американские долговые обязательства. Вероятно для того, чтобы было на что американцам низкие цены на своих заправках поддерживать.

Так что в нынешних сообщениях о том, что мы перегнали Штаты в ценах на бензин, ничего нового нет. Отличный повод «пошуметь» в информационном пространстве и только.

В сравнении с другими странами

По информации GlobalPetrolPrices, средняя цена на бензин в мире равняется примерно 1 доллару за литр. В списке из почти 200 стран Россия по стоимости бензина находится в первой тридцатке государств с самым дешевым моторным топливом. Среди нефтедобывающих стран самый дешевый бензин в Венесуэле – 0,01 доллара за литр, но для граждан этой страны сегодня главная забота – раздобыть еду, они штурмом берут супермаркеты, и вопрос стоимости бензина для них сейчас вряд ли первоочередной. В полтора–два раза цены на бензин ниже российских в большинстве стран ОПЕК – в Саудовской Аравии (13,5 руб.), в Катаре (26,3 рубля), в Кувейте (19 руб.) и так далее. А вот в нефтедобывающей Норвегии бензин стоит очень дорого – 105 руб. за литр.

Эксперты GlobalPetrolPrices пришли к выводу, что стоимость бензина, как правило, высока в богатых и промышленно развитых странах, а в нефтедобывающих государствах цена на моторное топливо существенно ниже. Исключение составляют только США, которые являются богатой промышленно развитой страной, и при этом цены на бензозаправках в стране относительно низкие. Эксперты объясняют такое отличие в ценах на топливо различным уровнем налогообложения нефтяной отрасли в разных странах. В России налоговая составляющая в стоимости бензина доходит до 60%, в то время как в Штатах этот показатель в разы меньше. Кроме того, в США конкурентные цены на бензозаправках держатся за счет субсидий и налоговых льгот, и зарабатывают бензоколонки не продажей топлива (тут прибыли нулевые), а за счет магазинчиков и кафе при них. Штаты занимают первое место в мире по уровню потребления бензина на душу населения, четверть потребляемой в стране нефти импортируется. Эксперты утверждают, что низкие цены на бензин на американских заправках – решение сугубо политическое и во многом оно обеспечивается при помощи главной «скважины» страны – печатного станка ФРС.

Очень деньги нужны

В непрерывно растущей рублевой цене на бензин в нашей стране повинно несколько причин. Во-первых, бюджету деньги нужны хронически. На прошлой неделе премьер Медведев выступил в Госдуме с ежегодным отчетом правительства. На упреки одного из депутатов в том, что чиновники в докладах избегают упоминания слова «кризис», глава кабмина ответил так: «Помилуйте, кто же его боится? Мы открыто об этом говорим. Давайте на землю опустимся. Мы в каких условиях живем? Финансы закрыты. Блокада. Нефть упала в два раза. Вы это все забыли? Дайте универсальный рецепт, что делать дальше. Деньги найдите дополнительные». То есть, невзирая на все лучшие зарубежные рецепты сползания с «нефтяной иглы» и успешное излечение от «голландской болезни», несмотря на регулярные торжественные отчеты о том, что ненефтегазовые доходы бюджета неуклонно растут, денег нет. Равно как и нет «универсального рецепта, что делать дальше». Остается только одно средство – продолжать жить за счет природной ренты. Поэтому акцизы на топливо растут постоянно. Растут, несмотря на то, что уже несколько лет кряду падают грузоперевозки и сокращается потребление бензина в стране.

Во-вторых, еще есть аппетиты нефтяных монополий, которые выпадающие экспортные доходы от снижения нефтяных котировок пытаются хотя бы отчасти компенсировать увеличением цен на внутреннем рынке.

А еще есть требования ВТО, согласно которым нефтяным компаниям должна быть обеспечена равнодоходность на внутреннем и внешнем рынках. И теперь правительство планомерно повышает ставку налогов на добычу нефти и снижает экспортные пошлины на нее и на нефтепродукты. То есть, нефтяным компаниям фактически объявляют, что они должны платить только за добычу ресурсов, а дальше – делай что хочешь. Выгоднее на экспорт бензин гнать – на здоровье. Что там внутри страны на бензозаправках творится, вопрос второстепенный. То есть возмущение, конечно, у руководства страны по этому поводу в голосе звучит. И президент Путин выказывал даже как-то большое удивление тем, что цены на нефть в мире упали, а на наших заправках бензин продолжает дорожать. «Это как вообще понять? А куда ФАС тогда смотрит?» – возмущался президент. ФАС, судя по всему, продолжает смотреть в ту же сторону, что и раньше, бензин дорожает, упираясь лишь в платежеспособный спрос со стороны населения.

А менее склонные к театральным эффектам чиновники Минфина прямо говорят о «необходимости выравнивания ценовых условий на внутреннем и внешнем топливных рынках». Как сообщает «Лента», «по мнению министерства, несправедливо, что отечественные корпорации получают от россиян меньше денег, чем от иностранцев». Что тут сказать?

Территория нашей страны огромна и транспорт для нас имеет гораздо большее значение, чем для любой другой страны. Да и климатические условия на большей части нашей страны очень непростые. Зато все это компенсируется богатыми природными ресурсами, и этот козырь можно и должно использовать. И разговоры о какой-либо равнодоходности тут выглядят по меньшей мере странно.

Можно пофантазировать и представить себе, к примеру, турецкого чиновника, который говорит своим согражданам следующее: «Дорогие янычары, это несправедливо, что помидоры наши зреют чаще, чем в России, по нескольку раз в год и дешевы до неприличия. Давайте мы добьемся равнодоходности, и пусть цена на нашем внутреннем рынке на помидоры вырастет, к примеру, до московской или норильской. И это будет справедливо». Долго ли такой чиновник продержится на своем посту в Турции?

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
В
02.05.2017 0 0
валентина:

Бензин в США-самый дорогой не выше 2.89 доллара за галон. Это самый лучший бензин-93 Галон-это почти 4 литра! Тот бензин, на котором едут почти все и в том числе грузовой транспорт-1.34 доллара за галон-1.78--за галон-цена изменяется в этом пределе. .Выше 2.89 -самый лучший бензин-цена за галон практически не поднималась со времен кризиса 2008 года.

Н
28.04.2017 0 0
Наблюдатель:

Ранодоходность выгодна либерастам - надсмотрщикам запада!



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more