Капитал Страны
19 НОЯ, 17:10 МСК
USD (ЦБ)    59,6325
EUR (ЦБ)    70,3604
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

«Другие юноши поют другие песни». Куда Россия шла при Высоцком и где она оказалась при Шнурове

1 Сентября 2017 7212 1 Культура
«Другие юноши поют другие песни». Куда Россия шла при Высоцком и где она оказалась при Шнурове

Как нас учил старик Маркс, определяющим фактором в развитии каждого общества является его экономическая система, по его терминологии – базис, а все остальное (надстройка) – она вторична, и из этого базиса вытекает. А вот Владимир Ильич говаривал: «Идеи, овладевшие массами, становятся материальной силой». Потому, изучая «надстройку», в частности развитие культурологических тенденций, можно сделать определенные выводы о состоянии базиса, вообще самого общества и направлениях его развития. Более того, в современном обществе «надстройка» все больше и больше влияет на состояние базиса и, зачастую, становится решающим фактором.

Что интересно

При этом во многих случаях не надо проводить каких-то глубоких и всеобъемлющих исследований. Существуют определенные «маркеры», которые о многом говорят.  Исходя из этих положений, давайте сравним двух совершенно разных и очень популярных в своих эпохах людей. И попытаемся понять, как в зеркале их творчества отражались и отражаются социальные, политические и экономические тенденции их времен. И как их творчество влияло и влияет, по Ленину, на развитие этого самого общества.

У них много общего. Вышли в своем творчестве из андеграунда, пользовались (один из них, слава богу, жив) огромной популярностью среди самых широких, по всем социологическим параметрам, слоев населения, были в очевидной оппозиции к официальной идеологии. Совершенно потрясающе работали на сцене, заражая своей энергией многотысячные залы.

С другой стороны, их творчество совершенно различно. Но их популярность – у каждого в свое время – о многом говорит. Как писал когда-то Вознесенский, «какое время на дворе – таков Мессия».

Речь идет о Высоцком и Шнурове. Приведенная выше цитата относилась к Высоцкому. Но и для объяснения феномена Шнурова она очень подходит.

О Высоцком

Начнем с Высоцкого. Если мы посмотрим на его песни, то однозначно скажем: «Вначале было слово». Нет, конечно, видеть его живого на сцене и читать его напечатанные после смерти стихи – это разные вещи. Энергетика поражала и завораживала.

Но читать его стихи можно было и в напечатанном виде. Вполне читаемо. Тем более, если в ушах твоих стоял его голос, певший «на разрыв».

А вы можете представить себе публикацию стихов Шнурова? Ну, самых известных вещей, типа «Экспоната»? А ведь более ста миллионов просмотров в Рунете. И клип-то замечательно сделан. А содержание? Его нет. При всем уважении к Сергею Владимировичу. Да он и сам, вроде бы, не претендует на роль идеолога нации. Так, мол, и так, развлекаем людей.

Развлекать-то развлекаем. Но все это не так просто.

Спрос и потребление. 70-е годы

Как учат нас экономисты – «спрос рождает предложение». Спорить с этим не приходится.

Значит, в 70-е годы прошлого века спрос был один, и Высоцкий его реализовывал. А сейчас спрос дугой, и его реализовывает Шнуров. Так что же изменилось?

Представляется следующее. В 70-е годы в стране при всем начинавшемся и развивавшемся «застое» была жива тенденция оттепели 60-х годов, на которую пришлись все наши лучшие достижения – космос, ядерная программа и далее по списку. И самое главное, сохранилась инерция важности интеллектуального развития СССР. При этом люди, по праву считавшиеся интеллектуальной элитой страны (в технической и гуманитарной сфере), осознавали значимость своей миссии, ответственность за судьбу Родины. И это был цвет нации, за которым в той или иной степени тянулись все остальные. Кому бы бог сколько ни дал.

Конечно, в 70-е трудно было представить себе переполненный Политехнический музей, слушающий молодых поэтов. Но переполненные залы, приходившие на концерты Высоцкого, были. И они, эти собравшиеся там люди и заплатившие за билеты – слушали! Это самое главное. Они – слушали! Им были важны какие-то смыслы, звучавшие в песнях Высоцкого. Они находили, наверно, какие-то свои внутренние, глубоко запрятанные под пиджаки и блузки комплексы, которые раскрывал Высоцкий даже в самых своих «несерьезных» песнях.

Вот один характерный пример. Была у Высоцкого совершенно несерьезна песня « У меня запой от одиночества». Герою этой песни привиделся черт (понятно, белая горячка). И в разговоре с чертом главный герой произносит такие слова:

«…я спросил, как там, у вас аду
Отношение к нашим алкоголикам,
Говорят, их жарят на спирту.
Черт ругнулся матом и сказал
«И там не тот товарищ правит бал»

Вот так. И там, и, следовательно, здесь. Всем все понятно было.

Кажется, что это и стало причиной того, что ему, пусть со всякими ограничениями, и позволяла выступать советская власть. Они, в Кремле, тоже чувствовали все это. И волка за красными флажками, и пронзительную сагу о детстве, и задыхающуюся подводную лодку – хотя все понимали, что не про подлодку это. О жизни это было.

«Я из повиновения вышел.
За флажки – жажда жизни сильней!
Мы затравленно мчимся на выстрел.
И не пробуем через запрет?»

Я помню потрясающий спектакль Театра на Таганке по пьесе Трифонова «Дом на набережной». Когда в темном зале под свет софитов выходили на сцену два главных героя и просто стояли, а из динамиков звучали эти слова Высоцкого из песни про подводную лодку – «Спасите наши души, мы бредим от удушья» – переполненный зал замирал и цепенел.

Но, переходя «от лирики к физике», кажется, что востребованность Высоцкого во многом была связана с существовавшей в те годы инерцией интеллектуального развития страны. Люди хотели думать, они хотели что-то сделать, в них жила надежда на превращение СССР в действительно великую державу, а не, как тогда говорили, в «Верную Вольту с ракетами».

Поэтому позвольте небольшое отступление.

Слово модернизм – культурологический термин. Но происходит оно от слова модернизация. Во времена Высоцкого такая модернизация, по крайней мере в области науки и техники, еще была «на повестки дня». Застой начинался. Но он, прежде всего, затрагивал гуманитарную сферу. Не удивительно, что основными слушателями Высоцкого были как «простые люди», так и техническая интеллигенция. Именно они особенно остро чувствовали разрыв между пропагандируемой идеологий, сказках о светлом будущем и тем, куда катится страна. Кстати, творческая интеллигенция относилась к творчеству Высоцкого довольно прохладно, хотя песни его и слушала. Он ведь так и не стал членом союза писателей. И в приведенной выше цитаты из Вознесенского предшествовали строки «О златоустом блатаре – рыдай Россия». Да, златоустый. Но не поэт, а так, блатарь, но не поэт.

И в заключении. Можно, пусть в иносказательной форме, критиковать существующий политический курс, как это делал Высоцкий. Но этот курс должен быть. Такой или сякой. А когда его нет, как сейчас, то и говорить не о чем. Вот Шнуров и не говорит.

Ведь все эти разговоры про «духовные скрепы» и прочую «тягомутию» – они толкают страну не вперед, а назад. (Посмотрите, кстати, клип Шнурова «Мусор» – там по этому поводу все предельно ясно сказано.)

Не видно у страны будущего. И куда она идет – не понятно. Так, стоит на месте. Сосут из нее денежки и сосут. Вот сейчас американцы опубликовали данные о суммах, выведенных «лучшими» гражданами нашей страны в офшоры. Это и есть «наши истинные ценности».

А тогда эти, в общем-то, простые граждане, слушавшие Высоцкого, были настоящими патриотами своей Родины. А не теми, которых Шнуров блестяще высмеял в своем клипе.

Высоцкий шел наперекор всей существующей советской идеологии. И при этом находил отклик в сердцах миллионов слушателей, которые своими руками строили эту страну. Веря, что что-то в ней изменится.

Наше время

Вот и Шнуров идет наперекор. Только на какой перекор? И тут есть, как говорят, две «большие разницы», которые много чего объясняют в нашей сегодняшней жизни.

Текстов у него нет. Нет слов. Там что-то другое. Чувственное отношение нашего общества, по крайней мере, той его части, которая может являться «локомотивом» развития страны, к существующему режиму.

«Ехай на х…, навсегда». Это про расставание, как говорит Шнуров в своем клипе «Дорожная». Вот только кому ехать? Куда – понятно. Но кому? Всем нам или тем, кто за кремлевской стеной.

Кажется, что слушатели Шнурова, в отличие от слушателей Высоцкого, живут в отрыве от своей страны. Она им не то чтобы не важна. Просто она, страна, живет сама по себе, а они – сами по себе. И понимая тот гигантский разрыв между официальной пропагандой центральных телеканалов и реальностью текущей жизни, Шнуров выражает их молчаливый протест против происходящего: «Вы нам так – а мы вам вот этак». И этот пресловутый мат – перемат. Конечно, это такой маркетинговый ход. Но это и проявление некого протеста, который и воспринимается слушателями. «Мы живем под собою, не чуя страны». Как там было у Высоцкого – «накусь – выкуси».

Конечно, с поэзией сейчас тяжело. Есенин в одном из своих последних стихотворений писал: «Моя поэзия здесь больше не нужна, да и, пожалуй, сам я здесь не нужен». Что и реализовал, как известно, в «Англетере».

И еще один очень важный момент. В СССР не было «массовой культуры». В России она появилась и стала завоевывать массы – на то она и массовая. И, конечно, Шнуров, при всем его таланте, дитя этой культуры. При этом – очень умный и расчетливый человек, который на 100 или более процентов реализует потребности общества.

Шнуров берет обывательский пласт культуры и играет с ним, выжимает из него горькую комедию и глупость. «Пипл хавает!» Но художник он не меньший, чем Высоцкий: в предложенных обстоятельствах он находит идеальный инструмент для отражения коллективного бессознательного. Подтверждение этому – миллионы просмотров, полные залы и моментально народные хиты. Ведь что сейчас нужно, что востребовано – стеб, ирония, треш и угар. Нет идеалов, нет ценностей, нет и свободы говорить о чем-то, кроме лабутенов. Кстати, это слово «лабутены» – как-то оно очень так своеобразно по-русски звучит, и жизнь сегодняшнюю хорошо отражает – чисто по звуку.

Шнуров пишет и «серьезные» стихи, которые не столь широко известны по сравнению с его песнями. С точки зрения «высокой поэзии», все это стеб на злобу дня. Но со смыслом и привязке к конкретным обстоятельствам, а не так чтобы «В Питере пить».

Вот, например, про скандальный стадион в Петербурге для проведения матчей чемпионата мира по футболу:

«Надежд полны, в мечтах мы строим планы,
Проект в фантазиях был несомненно крут.
Но прилетят к нам вездесущие бакланы,
И в сущности все смачно об*****.
Г**** полно в этих небесных птицах.
Они за планами следят и с облаков,
На****. И бесполезно на них злиться.
Ведь у бакланов план был именно таков».

И что интересно – публика, которая ходит на концерты какого-там нибудь Киркорова или Шнурова – это совершенно разные люди и с совершенно разными целями. Первые – чтобы просто отдохнуть, приобщиться к «творчеству любимого певца». Вторые – чтобы выплеснуть все то, что накопилось. Такой мирный и вполне разрешенный властями протест.

Ну, это все лирика. Перейдем, в заключение, по Марксу, к базису. Тогда, во времена Высоцкого, была жива вера в то, что вся страна, все вместе мы что-то там такое построим. Потом, в 90-е годы, мы вернулись в идеологию, скажем так, раннего капитализма. Когда каждый сам по себе. И вот это, существовавшееся ранее, единение нации – оно разрушилось. И осталось таким до сих пор. И если у Высоцкого был протест против существовавшей тогда дурости, то у Шнурова мы видим протест против чего? Да всего. Я вот такой – я хочу вот так. И плевать мне на всех.

Жалко Россию.

Сергей Егорушкин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
20:28, 01.09 1 0
Аркадий Оксанов:

Статья, безусловно, хорошая, но всё-таки нет анализа того, что происходит в России. Происходит деградация российского народа, не только "низов", но и образованщины. Началось это, вероятно, ещё до распада СССР: сужу по эмигрантам из СССР, которые "пасутся" на "Гранях". Те, кто восхищался Высоцким , и те, кто относился к нему спокойнее, были совсем другими людьми. В "Датском королевстве" рухнуло главное: связь времён. Мне приходится общаться в "Гранях" с очень образованными людьми, которые США занимают должности профессоров в университетах - в СССР и России я не встречал такую ограниченность даже в очереди за пивом у ларька. Они даже не могут читать: "Многа букф" - реакция даже на несколько строк...И естественно, хамство и нецензурщина. Это опасное явление в российской культуре, при этом, вовсе не только в молодёжной среде. Автор поднял очень важную тему - её надо подолжить в этом журнале. Что до того, что "первично", то Маркс был прав (несмотря множество ошибок) - экономическая формация всегда выбирает для себя адекватную ей политическую систему (история это сказала), и судя по проблемам этой статьи, культурное оформление. Ныне Россия опустилась вниз истории на века, и экономически, и политически, и культурно, и ныне экономическая формация, которую построили в России - концлагерный капитализм, в чём-то по Марксу, но во многом, хуже того, что было при Марксе - сформировал всё: политическую систему, культуру, образ жизни, мораль и другие ценности россияника. И это страшно: такое остаётся надолго. Оксанов

Статьи

«Только Бог сможет меня снять!». Почему в Зимбабве покончили с властью диктатора Мугабе

«Только Бог сможет меня снять!». Почему в Зимбабве покончили с властью диктатора Мугабе
Политика 1

Отказ от долевого строительства: коллапс на рынке жилья или придание ему цивилизованного облика?

Отказ от долевого строительства: коллапс на рынке жилья или придание ему цивилизованного облика?
Экономика

Неявка основного свидетеля. Почему глава «Роснефти» не приходит на суд над Улюкаевым

Неявка основного свидетеля. Почему глава «Роснефти» не приходит на суд над Улюкаевым
Политика

Лекарства для жизни: почему их нет?

Лекарства для жизни: почему их нет?
Редакционные статьи

Узнай, страна

«В тренде»: тамбовский губернатор дал интервью телеграм-каналу Давыдов. Индекс

«В тренде»: тамбовский губернатор дал интервью телеграм-каналу Давыдов. Индекс

Информационные материалы по имущественным налогам размещены на крупнейших предприятиях Омска

Информационные материалы по имущественным налогам размещены на крупнейших предприятиях Омска

Новости компаний

Анна Палагина: Изменение структуры экономики в пользу МСП должно сопровождаться улучшением жизни

Анна Палагина: Изменение структуры экономики в пользу МСП должно сопровождаться улучшением жизни

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «RussiaTALK»: Есть взаимная заинтересованность

Президент ТПП РФ Сергей Катырин на «RussiaTALK»: Есть взаимная заинтересованность

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте