Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
16 ОКТ, 11:55 МСК
USD (ЦБ)    65,7508
EUR (ЦБ)    76,0540

16 ОКТ, 11:55 МСК
USD (ЦБ)    65,7508
EUR (ЦБ)    76,0540

Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?

21 Сентября 2017 8735 5 Новые возможности
Дороговизна машин и отсутствие сети. Имеют ли будущее электромобили в России?

Идея наделить в Москве водителей электромобилей новыми привилегиями витает в воздухе. В Московской области это уже свершилось – транспортный налог для водителей электромобилей отменен. Когда их количество в Москве начнет увеличиваться, чиновники, вероятно, узаконят и новые преференции – не только упразднение налога, но и проезд по выделенным полосам. Однако есть ли будущее у электромобилей в России?

Музей под открытым небом

По данным Автостата, всего на 1 января 2016 года в парке России насчитывалось 647 электромобилей. В Москве и Московской области (т.е. в объединенном Московском регионе) – 280 шт. Затем следовали Приморский край, Самарская область и Краснодарский край. Картинка вырисовывалась удивительная: в 50 регионах России электромобиль – это только «музейный» экземпляр – в единственном числе или их количество выражалось однозначной цифрой.

По состоянию на 1 января 2017 года, в России уже насчитывается 920 электромобилей, прирост по стране – на 273 шт., а в процентах – даже 42,2%. Убаюкивающие цифры. Парк представлен лишь несколькими моделями: большую часть российского парка электромобилей составляет Nissan Leaf, Mitsubishi i-MiEV и Tesla Model S. Также по российским дорогам ездят 93 экземпляра LADA Ellada, а количество остальных электрокаров – Renault Twizy, Tesla Model X и BMW i3 – не превышает 20 экземпляров. 30% всего парка электромобилей приходится на Москву. И даже в лидирующем Московском регионе число электромобилей продолжает составлять ничтожно малую долю – 0,004% от мирового парка автомашин. В 2017 году в России экологические автомобили лучше продаваться не стали.

Стоимость нового электромобиля семейства Tesla Model S (с дальностью пробега до 420 км) варьируется от 104 до 190 тыс. долларов (т.е. порядка 6-11 млн руб.) Цена модели Smart (двухместный с запасом хода до 145 км) – от 1,6 до 2,2 млн руб. для подержанного автомобиля, а модели Nissan Leaf (с дальностью хода 199 км) – от 1,7 до 2,0 млн руб. и выше.

Российский АвтоВАЗ как бы наступил на пятки зарубежным производителям электромобилей и готов был завоевать достойное место на рынке электрокаров. Так, в 2012 году АвтоВАЗом были спущены с конвейера первые 100 единиц новеньких концептуальных электрокаров с очень мелодичным названием — LADA Ellada (только при чем здесь Греция?). У первого российского электрокара цена совсем не маленькая. Стоимость машины LADA Ellada (выпущенных в тестовом режиме) составила 1,2 млн руб. При запуске в серийное производство цена должна была стать ниже, но вряд ли опустилась бы ниже 700 тыс. руб. Судя по приведенной статистике, даже первые 100 машин не были полностью проданы, а серийное производство, выходит, так и не началось.

Нашумевший «народный» Ё-мобиль оказался всего-навсего пиар-проектом миллиардера Михаила Прохорова. В конструкции Ё-мобиля предполагалось использование электрической трансмиссии с комбинированным питанием от генератора. Промышленное производство машин было запланировано на начало 2015 года, при этом стоимость автомобиля оценивалась, в зависимости от комплектации, от 450 до 490 тыс. руб. Однако в апреле 2014 года было объявлено о фактическом закрытии проекта, передаче ОНЭКСИМом за 1 евро всех технологий государственному институту НАМИ и намерении продать цеха в Петербурге.

Эксперты называют несколько причин такого вялого роста парка электромобилей в России – «гостей из будущего». Главные из них – дороговизна машин и отсутствие сети заправок. По заправкам приняты правительственные решения, которые можно было бы назвать «программой развития». Обсуждаются льготы для владельцев электромобилей – налоговые послабления, бесплатная подзарядка и даже выделенные полосы (например, в Москве). Но только ли в этом дело? Уровень развития российского автопрома в целом и незащищенность внутреннего рынка, отсутствие продуманной государственной программы и целевых инвестиций пока не позволяют говорить об успехах на этом направлении. Суровые климатические условия и электромобиль – совместимые ли это понятия?

Имеют ли будущее электромобили в России

Российские чиновники продолжают дискутировать, какова судьба «гостей из будущего», а потенциальные владельцы электромобилей, тем временем, голосуют рублем. Вернее, воздерживаются голосовать «за».

Год назад министр энергетики России Александр Новак заявил, что к 2020 году количество электромобилей в России может вырасти до 200 тыс. единиц, из них в Московском регионе — около половины. Этот прогноз прозвучал в докладе для форума ENES 2016. Тогда же он уточнил, что компания «Россети» с 2012 года реализует всероссийскую программу развития зарядной инфраструктуры для электротранспорта, в соответствии с которой в столице установили порядка 30 зарядных станций. Примерно столько же зарядок появилось в других крупных городах России (Санкт-Петербурге, Ярославле, Челябинске, Сочи). В Москве количество подзарядных станций к лету этого года должны были довести до 250.

Замглавы того же самого Минэнерго Кирилл Молодцов раскритиковал идею популяризации электромобилей в России. Он выразил мнение, что электромобили не подходят для отечественного климата и больших расстояний. При этом замминистра поддержал развитие газомоторного транспорта. «Ту же Lada XRAY, если оборудовать газом, — она будет в три раза дешевле, чем бензин, и дешевле в эксплуатации, чем электромобиль», — отметил он. По его словам, число газомоторных автомобилей в России увеличится к 2020 году более чем в два раза и достигнет 370 тыс. Сейчас их около 150 тыс. Молодцов отметил, что является сторонником использования сжиженного природного газа (СПГ).

Конечно, одно другому не мешает. Но главная проблема с электромобилями – это то, что их надо часто подзаряжать. Пробег на одной подзарядке часто указывается производителем для испытаний при «идеальных» условиях. А если летом в салоне жарко и надо включить кондиционер, а зимой – холодно и потребуется обогрев салона, то – что станет с пробегом? Установлено, что холодной зимой дальность пути уменьшается в 3 раза. Время подзарядки – несколько часов. И эти обстоятельства сводят на нет преимущества от использования электрической тяги – экологичность, простота конструкции и управления электромобиля, высокая надежность и долговечность экипажной части (до 20—25 лет).

В 2016 году пришло сообщение, что в правительстве принято постановление, обязывающее оборудовать все АЗС зарядными терминалами, которые позволяли бы заряжать электромобили. В России с огромными расстояниями и суровым климатом на большей части ее территории, применение электромобилей, похоже, не получит широкого распространения. Парк электромобилей практически не растет, а со станциями для их зарядки – бум? Мягко выражаясь, имеет место развитие процесса выстраивания сети подзарядных подстанций темпами, сильно опережающими развитие парка электромобилей, как таковых. Определенные перспективы для развития парка электромобилей имеются, по-видимому, только в южных регионах России и на Дальнем Востоке – в силу климатических условий. Тогда зачем оснащать электрозарядными терминалами всю Сибирь и Северные территории? Для большинства территорий, возможно, оптимальное решение вопроса будет вообще найдено в развитии автомобилей, работающих на сжиженном природном газе.

Получается, что лоббисты сделали свое дело: постановление правительства фактически создает рынок зарядных терминалов в стране, где электромобилей, судя по статистике, в большинстве регионов нет, и в обозримом будущем не предвидится. Если количество АЗС России приближается к 60 000, то пропорция получается впечатляющая: к услугам тысячи водителей электромобилей (это если цифру округлить в сторону увеличения) – по 60 заправок по всей стране «на брата». Зато рынок для госкорпорации «Ростех», которая разработала и разрекламировала собственные зарядные терминалы, вырисовывается очень привлекательный. Не менее 6 млрд руб., если это указание премьера будет-таки досконально выполняться.

Ситуация за рубежом

Для сравнения приведем данные о количестве автомобилей на электрической тяге в зарубежных странах. К концу 2016 года общее ко­ли­че­ство элек­тро­мо­би­лей в мире пре­вы­си­ло 2 млн. Ко­ли­че­ство ав­то­мо­би­лей и гру­зо­ви­ков с ДВС до­стиг­ло 1,4 млрд, тогда как элек­тро­мо­би­лей – 2 млн (т.е. 0,14%). Ми­ро­вые про­да­жи лег­ко­вых элек­тро­мо­би­лей и под­клю­ча­емых ги­бри­дов в 2016 году со­ста­ви­ли 774 тыс. единиц с ростом в 42% к 2015 году.

Правительство Германии планирует к 2020 году вывести на дороги страны 1 млн электромобилей, гибридных автомобилей и полных гибридов (PHEV), а до 2030 года число таких машин должно возрасти уже до 6 млн. При этом принятая программа предполагает ряд мер для стимулирования спроса на такие автомобили. В частности, на 10 лет владельцы электромобилей освобождаются от налогов на транспортное средство. Помимо специальных парковочных мест для электромобилей, в Германии предполагалось создать еще и специальные полосы для них. Серийное производство началось в 2011 году, и на эти цели из бюджета было выделено 500 млн евро. Климат Германии – умеренно континентальный со средней температурой в январе – плюс 1 градус по Цельсию (минимальная температура – минус 3).

Даже если не все запланированное будет реализовано в срок, тенденция вполне очевидна. В странах ЕС такие темпы роста объясняются ужесточением экологических норм в отношении выброса продуктов сгорания ДВС в окружающую среду. И органам управления автопрома, и производителям стало ясно, что только технологическими усовершенствованиями авто с ДВС дотянуться до этих норм вряд ли получится.

Продажи электромобилей в Китае выросли к началу 2017 года на 49%, по сравнению с предыдущим годом. За один месяц на китайских дорогах появляется около 40 тыс. новых электрокаров. Это первая страна в мире, где количество эксплуатируемых автомобилей с электротягой перевалило за 1 млн единиц. Доля электромобилей составляет 1,4%, из которых 94% — китайские бренды. Таким образом, Китай — очень защищенный рынок. Исключение составляет только Tesla — единственный импортируемый электромобиль в Китае. От­дель­но стоит от­ме­тить, что доля ки­тай­ских про­из­во­ди­те­лей уже со­став­ля­ет более 40% ми­ро­во­го рынка. Учи­ты­вая темпы роста ки­тай­ско­го рынка, много интересного еще впереди. В последние годы китайский рынок электромобилей явно находится на подъеме. Все больше автопроизводителей выпускают «зеленые» авто. Слагаемые успеха – государство субсидирует такое производство, уделяет серьезное внимание развитию производства мощных аккумуляторов (быстрее подзаряжаемых или просто сменных), а производители и водители «заряженных» авто получают значительные льготы. Все – в комплексе. На недавно прошедшем в Пекине автосалоне было показано более 50 новых электрокаров. К этому надо добавить, что климат Китая – от умеренно континентального до субтропического и тропического муссонного. Цена электромобиля в Китае в пересчете с юаней – от 1,1 и выше млн руб. (но он очень не любит холодов!).

Гло­баль­но доля рынка электромобилей – пока 0,86%, а на неко­то­рых рынках она уже в 2016 году оказалась во мно­го раз больше: в Нор­ве­гии – 24%, в Гол­лан­дии – 5%, в Швеции – 3,2%. В «холодной» Норвегии Leaf — один из самых продаваемых Ниссанов, поскольку государство компенсирует покупателю до 15% цены электромобиля. Ощутимая поддержка. Еще надо принять во внимание: умеренный климат (из-за близости Гольфстрима – прохладное лето и круглогодичные дожди) и размеры страны (в самой широкой части с севера на юг – всего 420 км, а это расстояние можно проехать на одной зарядке на электромобиле высокого класса). По производству электроэнергии на душу населения (преимущественно, гидроэлектроэнергии) и по индексу человеческого развития (который включает продолжительность жизни, грамотность, образование и уровень жизни – оценки по линии ООН) Норвегия занимает первое место в мире. Логичный результат – первое место в мире и по доле электромобилей. Страны-лидеры по количеству доли электромобилей – тоже из разряда тех, которые обладают высоким жизненным уровнем и суммарным показателем индекса человеческого развития (Голландия – на 7-ом месте, Швеция – на 14-ом месте).

В «сухом» остатке

Как видно, российские чиновники решили идти по пути Германии в части предоставления льгот. Но хватит ли только преференций и обилия зарядных устройств для мощного рывка в этом направлении? Нужна еще взвешенная государственная программа, законодательные меры и развитие собственного автопрома. Нужны значительные инвестиции и большие льготы населению, в том числе финансовые. И главное – надо как можно скорее определиться, является ли это «экологическое чудо» в принципе пригодным для климата большинства регионов России – при теперешнем уровне жизни населения (даже для регионов с более мягким климатом). Электромобили во всем мире удовольствие не из дешевых.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
26.09.2017 1 1
гость:

Акб-не источник энергии,а лишь ведро для электронов,причём очень ржавое и дырявое!!!!! КПД электрохрени по топливу 3-7%,в среднем 5%- это кпд первых паровозов!!!! Чтобы получить единицу мощности на колесе электрохрени,нужно сжечь на ТЭЦ в среднем,20 единиц топлив,закоптив и загадив всё вокруг!!!!!Т Да и в обслуживании дорого. Акб стоит в среднем $6001квтч при реальной,а не лабораторно расчетной, жизни в 1000 циклов=$6001000=$0,61 квтч. Для зарядки 1квтч нужно затратил 1,6-2 квтч с розетки,что при стоимости в $03/1квтч в сумме даёт $06+$06=$1,2квтч!!! Бензина даёт 12 квтч при стоимости ~$1/кг(~1.2 литра) На 100 км по городу электрохрень тратит 25-30 квтч минимум,что по цене эквивалентно 30*1,2/1=36 литра/100 км!!!! Нет Экономии!!!! Нет экологии!!!!! Все эти плятьства с бубном вокруг любой!!!!! электрохрени-ЛОХОТРОН для Дебилов!!!!!!!

21.09.2017 4 0
Денис:

Как это часто бывает журналист понятия не имеет о чем пишет. Вазовские машины стоили так же как и Ниссан лиф 35тыс долларов, только это было когда рубль был 36 за доллар, а не 60. Так что цена одинаковая, а качества нет. Вообще. в Москве есть владельцы, спросите у них.

21.09.2017 7 0
Роман :

Автор данной статьи, судя по тому, что он пишет в этом материале, вообще очень и очень далек от темы электромобилей. Прежде чем писать такое, неплохо было бы для начала хоть немного изучить вопрос, чтобы не выглядеть смешно в глазах тех, кто имеет представление об электротранспорте. Одно только название зарядных станций подзарядными вызывает снисходительную улыбку. А уж название плагин-гибридов полными гибридами, так вообще, гомерический хохот! Это правда. И как всегда на выходе мы получаем сырой и никчемный материал, мало чего общего имеющий с действительностью.

21.09.2017 7 0
Роман:

Вы рассуждаете, не разу, не прокатившись на электромобиле. У нас половина водителей в день не проезжает и 100 км. И где вы видите развитие зарядной инфраструктуры. В Рязани например одна зарядка и то она уже больше 3-х месяцев не работает. И кто после этого будет задумываться о покупке электромобиля. Поставить розетку возле многоквартирного дома практически не возможно, т.к. на законодательном уровне этого нет. Парковки только в Москве для электромобиля бесплатны. Давно уже появились автомобили которые могут проехать 400-500км на одном заряде. При том, что автоваз сейчас не производит электромобили, а пошлины на импортные с 1.09.2017 подняли до 15%+18% НДС. Ну и о чём Вы рассуждаете?

21.09.2017 6 0
Григорий:

Думаю, автор не очень владеет материалом. 1. В этом году за 8 месяцев через ДВТУ было заведено более 700 Nissan Leaf. 2.Количество зарядных станций значительно меньше обещанного. 3. Мнение Молодцова опровергается практическим опытом владельцев электромобилей, в т.ч. и из Магадана. 4. Цена трехлетнюю Nissan Leaf в среднем 650 тысяч рублей. 5. Заправки 220В 16А, А это параметры в нашей домашней сети, для электромобилей не очень годятся, поскольку заряжаться придётся несколько часов. В настоящее время за границей используются быстрые зарядки с постоянным током под 400В с большой силой тока, что позволяет заряжать машину за 30-40 минут. Но в Москве их всего две, плюс одна в Московской области, одна в Рязани. 6.Про дожди зимой в Норвегии - на Дискавери отличный сериал про спасателей на их дорогах, как они зимой вытаскивают застрявшие грузовики. 7. В сухом остатке - преференции, было бы неплохо, но, главное, нужны "быстрые" зарядные станции, а не показуха с розетками от бытовой сети.

Статьи

«Высокие цены на нефть нас не спасут». Почему власти отказались от щедрой бюджетной политики

«Высокие цены на нефть нас не спасут». Почему власти отказались от щедрой бюджетной политики
Интервью и комментарии 1

Фьючерсы – спекулятивная торговля будущим или гарантия стабильной экономики?

Фьючерсы – спекулятивная торговля будущим или гарантия стабильной экономики?
Экономика

Как работает система кэшбэк по банковским картам и в чем подвох

Как работает система кэшбэк по банковским картам и в чем подвох
Экономика

«Экономически обоснованные тарифы». Как в России формируются цены на электричество

«Экономически обоснованные тарифы». Как в России формируются цены на электричество
Экономика

Узнай, страна

Премьер-министр России принял приглашение тамбовского губернатора посетить регион

Премьер-министр России принял приглашение тамбовского губернатора посетить регион

В Татарстане начали воспроизводить стерлядь и осетров

В Татарстане начали воспроизводить стерлядь и осетров

В Калужской области открыли первое в России производство автомобильных и промышленных масел TOTAL

В Калужской области открыли первое в России производство автомобильных и промышленных масел TOTAL

Восьмая международная Покровская ярмарка собрала в Тамбове свыше 1200 участников

Восьмая международная Покровская ярмарка собрала в Тамбове свыше 1200 участников

Новости СМИ

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter