Дмитрий Медведев и технологии: крик души и знамение времени
В послании Дмитрия Медведева Федеральному собранию страны прозвучал крик его души: Россия должна осуществить технологическую модернизацию. Но выполнимы ли поставленные президентом России задачи? Или это очередная утопия? Какие средства и инструменты есть у главы государства?
"Больше медлить с этим нельзя. Мы должны начать модернизацию и технологическое обновление всей производственной сферы. По моему убеждению, это вопрос выживания нашей страны в современном мире", - заявил в послании Федеральному собранию президент России Дмитрий Медведев.
1. "Социальный" бюджет – не повод для отчаяния. Каким же образом собирается он осуществить эти революционные преобразования российской экономики?
В отличие от своего американского коллеги, российский президент не может решить все проблемы просто с помощью денег, поскольку утвержденный правительством бюджет на 2010 год направлен вовсе не на модернизацию экономики, а, скорее, на предотвращение социальных выступлений. В нем резко увеличены расходы на национальную оборону и правоохранительные органы (на 41,3 миллиарда и 56,1 миллиарда соответственно) и ощутимо снижены расходы на национальную экономику (почти на 500 миллиардов рублей, здравоохранение – на 15,6 миллиарда, образование – на 14,4 миллиарда рублей и науку – на 13 млрд. руб.).
Представленная в бюджете структура расходов свидетельствует о нежелании или неспособности правительства реализовать провозглашаемые на протяжении последних лет тезисы о диверсификации экономики и необходимости инноваций. Тем не менее, президент не отчаивается и предлагает для перехода к инновационной экономике использовать путь реформ и законодательного стимулирования. Наметив 5 приоритетных направлений технологической модернизации, Дмитрий Медведев определяет ряд системных шагов для ее осуществления.
2. Основные пути модернизации экономики. Прежде всего, намечено до 2012 года сократить долю участия государства в деятельности коммерческих организаций до таких объемов, которые не мешали бы модернизации госсобственности. В частности, бесперспективной признается форма госкорпораций. Наконец-то услышаны мнения многих политиков, политологов и экономистов, уже более двух лет уличающих госкорпорации в непрозрачности, коррупции и разбазаривании государственных средств. Интересно, что этот вердикт президент вынес спустя всего четыре месяца после подписания закона об образовании очередной госкорпорации ("Автодор").
Кроме того, по мнению президента, "надо провести независимый аудит крупных компаний с госучастием", внедрить в них "современные модели управления, а оплату труда руководства этих компаний прямо увязать с показателями снижения издержек, повышения энергоэффективности и, естественно, повышения производительности труда, результатами внедрения технологий и инноваций".
Президент намерен также с помощью законодательных инициатив сформировать "комфортную среду для осуществления в России исследований и разработок мирового уровня". Ряд предложенных им мер направлен на привлечение зарубежных ученых, расширение поддержки инновационных предприятий и повышение спроса на инновационную продукцию. К сожалению, большинство из них, за исключением упрощения выдачи виз и признания научных степеней и дипломов, являются скорее красивыми пожеланиями, чем конкретными предложениями. Реальную пользу они принесут, только если будут четко определены методы их осуществления.
С отчаянной решимостью президент бросается в бой против бюрократических преград, мешающих инновациям, и предписывает Правительству в двухмесячный срок подготовить новый порядок согласования разрешительной документации для начала инвестиционных проектов. Он должен сократить сроки начала их реализации в несколько раз (с 1,5-2 лет до 3-4 месяцев).
Что касается инициатив президента по совершенствованию налоговой системы, то они, судя по разъяснениям помощника президента Аркадия Дворковича, до 2012 года вряд ли могут быть реализованы.
3. Социальная и внешняя политика – сквозь призму модернизации. Инициативы президента в области социальной и внешней политики также направлены на решение общей задачи по модернизации и обновлению России и ее экономики.
Видимо, признавая неспособность правительства перейти от провозглашения курса на инновации к тому, чтобы воплощать его в жизнь, Дмитрий Медведев призывает сограждан не ждать, пока государство решит существующие проблемы, а решать их самостоятельно, на рабочих местах, поощрять инициативу, бороться с коррупцией и изменить общее отношение к жизни.
Справедливо полагая, что воспитание "новых россиян" начинается еще в школе, он предлагает ряд мер по ее модернизации. Однако эксперты оценивают их довольно неоднозначно и нельзя с уверенностью утверждать, что они помогут улучшить качество среднего образования.
В области внешней политики Дмитрий Медведев подчеркнул заинтересованность России "в притоке в страну капиталов, новых технологий и передовых идей". Именно это, по его мнению, должно быть целью при выстраивании отношений с другими странами. Впрочем, как отмечает президент Института стратегических оценок Александр Коновалов, в этом отношении нынешний глава России не оригинален, ибо это уже давнишняя заветная мечта многих наших руководителей – сделать внешнеполитическое ведомство активным проводником экономических интересов нашей страны.
Таким образом, основная мысль послания президента заключается в необходимости скорейшей модернизации России; иначе страна просто может потерять самостоятельность. И для решения этой задачи глава государства смело призывает использовать все средства – от создания в России аналога Силиконовой долины до уменьшения количества часовых поясов.
По материалам сайтов: kremlin.ru, rus.ruvr.ru, rian.ru.
Написать комментарий
Хотелось бы дополнить, что помимо увеличения расходов на национальную оборону и правоохранительные органы, в 2010 году бюджетные расходы так же вырастут и на выплату пенсий (на 46% по сравнению с предыдущим годом). По цифрам получается, что силовиков правительство любит больше, чем пенсионеров (увеличение на 56 млрд. рублей против 17 млрд. рублей соответственно). Я согласна с авторами данной статьи, что после ознакомления с основными параметрами бюджета складывается впечатление, что он скорее направлен на «подкуп» лояльности правоохранительных органов и самой политически активной категории населения – пенсионеров. Возможно, правительство опасается второй волны кризиса и тем самым способствует предотвращению социальных выступлений. В общем и целом можно сказать, что такие задачи, как модернизация экономики и стимулирование экономического роста, в бюджете не решаются и не ставятся (опять-таки после ознакомления с основными параметрами бюджета: уменьшения бюджетных ассигнований на национальную экономику, фундаментальную науку, образование и здравоохранение). Ко всему этому можно добавить, что «Единая Россия» объявила себя партией консерваторов. Не совсем понятно, как ЕР будет добиваться перемен, если сама меняться не собирается.
На мой взгляд, модернизация производства в России действительно необходима. Но невозможно строить производство с нуля, не имея базовой основы. Но как можно модернизировать производство, сокращая расходы бюджета на науку и образование? В качестве примера, хотела бы обратиться к судьбе концерна ОАО «АвтоВАЗ». Летом 2009 года государство в помощь концерну выделило 25 миллиардов рублей, судьба которых неизвестна. На что идут такие немаленькие деньги, как модернизируется производство российских автомобилей? После покупки 25% акций российского концерна французской компанией «РЕНО», последняя заняла достаточно жесткую позицию относительно того, что не будет вкладывать в АвтоВАЗ «живые» деньги, они «... готовы предложить свои разработки, ноу-хау, но не деньги». По итогам визита российского Премьер-министра во Францию, 30.11.2009 стало известно, что АвтоВАЗ получит у Рено бесплатно то, что должен был купить за 220 миллиона евро (платформу, коробку передач и двигатель), 50 миллиардов из бюджета РФ и капитализацию летней госпомощи в 25 миллиардов рублей. Это признано единственным вариантом спасения завода. Конечно, хотело бы верить, что все эти меры помогут АвтоВАЗу, и мы сможем выпускать конкурентоспособные и качественные автомобили (как это было в прошлом). Но от себя добавлю, что после 8 лет за рулем творения сего автоконцерна, впечатление осталось одно: верится в такие изменения с трудом.