Капитал страны
Капитал Страны
ENGLISH
18 ФЕВ, 00:48 МСК
USD (ЦБ)    56,3554
EUR (ЦБ)    70,6471
Подпишись на рассылку КС
ИЗМИР

Через тернии к Марсу. Угрожает ли успех Илона Маска российской космической программе?

13 Февраля 2018 4213 0 Наука и технологии
Через тернии к Марсу. Угрожает ли успех Илона Маска российской космической программе?

6 февраля этого года с космодрома на мысе Канаверал стартовала новая ракета «Falcon Heavy» (FH) компании Илона Маска «SpaceX». Прямую трансляцию пуска посмотрели миллионы зрителей по всему миру. Интернет оказался переполнен фотографиям, в том числе из открытого космоса. Это был первый запуск нового носителя, и прошел он достаточно удачно. Отдельные шероховатости были, но главная задача – вывод груза на расчетную орбиту, была выполнена.

Чем вызван такой ажиотаж, ведь полеты в космос давно уже стали обыденной реальностью. Прежде всего, личностью самого Илона Маска – одного из самых талантливых предпринимателей мира, проекты которого завораживают.

Так что же за груз был выведен на орбиту? Им оказался личный электрокабриолет Илона Маска модели «Tesla Roadster». В нем сидел манекен, облаченный в скафандр производства все той же «SpaceX». Автомобиль успешно отделился от ракетоносителя и отправился куда-то в сторону Марса. Почему туда? А потому что организация пилотируемых полетов на Марс – мечта Илона еще с детских лет. Он поэтому в свое время и пришел в космический бизнес. Хотя освоение космоса тогда было уделом государственных структур, так что появление частного космоса – во многом заслуга самого Маска.

И обратите внимание: сама ракета и скафандр являются детищами «SpaceX», а электромобиль произведен компанией «Tesla», также принадлежащей Маску. У последней, кстати, дела сейчас идут неважно. Что ж, после такой рекламы спрос на продукцию «Tesla» наверняка вырастет.

Что такое «Falcon Heavy»

Но вернемся к космической технике. «Falcon Heavy» – это на сегодняшний день самая мощная в мире сверхтяжелая ракета, которая может вывести на низкую околоземную орбиту около 64 тонн полезной нагрузки.

Тут необходимо сделать некоторое пояснение. Чем дальше надо лететь, тем меньше можно взять с собой полезной нагрузки – растет удельный вес необходимого топлива. На орбиту искусственного спутника Земли – одно, на Луну – другое, на пресловутый Марс – вообще третье.

Поэтому «грузоподъемность» ракет сравнивают по универсальному параметру – способности поднять той или иной ракетой полезный груз на низкую околоземную орбиту. Так вот, как говорилось выше, у «Falcon Heavy» – это около 64 тонны. Для сравнения: российский базовый ракетоноситель «Союз-2» выводит на такую же орбиту до 9 с небольшим тонн груза, «Протон М» – 23 тонны, американская «Delta 4 Heavy» – 29 тонн. А тут – около 64. Впечатляет?

Да, но не совсем. Давайте обратимся к истории космонавтики. Американская ракета «Saturn V», созданная для доставки астронавтов на Луну, могла «затащить» на низкую орбиту 140 тонн груза, а советская «Энергия», используемая в проекте «Буран» (аналог американских шаттлов) – 100 тонн. И где они теперь?

Так что, никаких мировых рекордов Маск не побил. Конечно, может быть каждый старт «Falcon Heavy» будет стоить в разы дешевле, чем у его предшественников. Поживем – увидим. Вопрос цены, конечно, очень важен. Но основная проблема в другом. Что и куда этот монстр будет возить? Ведь вся околоземная космонавтика, включая МКС, спутники связи, небольшие спутники шпионы и т.д. прекрасно обслуживается более легкими и дешевыми ракетами. Поэтому такие аппараты как «Falcon Heavy» ей попросту не нужны.

Есть такая расхожая фраза – «спрос рождает предложение». А Маск считает, что все возможно и наоборот. Когда предложение будет рождать спрос. Отсюда и все эти пиар-акции.

Да, слетать на Луну или, тем более, на Марс – святое дело. Только что там делать? Технические возможности совершать такие перелеты есть или скоро будут. Но есть одна, пока неразрешимая, проблема. В околоземном пространстве магнитное поле Земли служит надежной защитой от убийственной для всего живого солнечной радиации. А в открытом космосе этого щита нет. И космонавтам, отправившимся в марсианскую экспедицию, грозит неминуемая смерть, особенно, если во время перелета произойдет всплеск солнечной активности. Знает ли об этом Маск? Конечно, знает. Но его заявления о том, что лет через 15 – 20 люди побывают на Марсе, будоражат воображение и обеспечивают постоянное внимание к деятельности «SpaceX» и ее проектам. Отсюда, в частности, – самый большой в мире портфель заказов на коммерческие пуски. Хотя, конечно, не только в этом дело. По стоимости запуска у Маска все дешевле получается.

И вообще. Маск такой человек. Он любит ставить неразрешимые задачи, а потом их решать. Например, в 2002 году, когда была основана «SpaceX», в ее перспективы никто не верил. Тем более что первые три запуска созданной в «SpaceX» ракеты Falcon – 1 завершились неудачно, поставив под сомнение всю дальнейшую судьбу детища Маска.

Прошло 15 лет. И вот доля «SpaceX» на международном рынке космических запусков составила 45 процентов, доля России – 15 процентов. Так что, не исключено, что через 15 – 20 лет путешествия на Марс состоятся. Но полетят туда не люди, а роботы. И сегодняшние разработки Маска очень даже пригодятся.

Секреты успеха Илона Маска

Маск не стремиться «урвать» как можно больше денег «здесь и сейчас», а смотрит в будущее. Сбудется оно или нет – кто знает. Но он туда смотрит, а Россия – нет. Но это уже наши проблемы. И вообще, он – подвижник, одержимый идеей создать что-то по-настоящему полезное для человечества. Именно это сподвигло его на уход из IT бизнеса – продать свою платежную интернет – систему PayPal, и вложить заработанные деньги в такие рискованные проекты как «SpaceX» и «Tesla». В его компаниях идет постоянная разработка новых, инновационных инженерных и технологически решений. Может быть, каждое из них «и не бог весть что». Но, собранные вместе, они обеспечивают синергетический эффект и позволяют быть на шаг впереди конкурентов.

Какие же технологические прорывы совершил Илон Маск? Да, в общем-то, никаких. Разве что, «мягкая посадка» разгонных ступеней ракет с целью их последующего использования. Да и то, как посмотреть. Вот Шаттлы были тоже многоразовыми космическими кораблями. И наш «Буран» в своем единственном испытательном полете благополучно приземлился. Причем, в автономном режиме. И, пожалуй, еще одно. Специальных разгонных двигателей для FH не разрабатывалось. Были использованы аналогичные устройства предыдущего поколения ракет серии Falcon – 9, собираемые один за другим, по принципу конструктора Lego.

А вот по бизнесу у него революционные идеи были. В частности, при создании SpaceX, он решил производить все комплектующие у себя – сами ракеты, двигатели к ним, компьютеры со всем программным обеспечением и прочую «авионику». А то вот говорят, что вся современная экономика построена на принципе «разделения труда» – мол, что умеешь, то и делай, а в «чужой огород» не лезь. Все равно, ничего не получится, а у этого – получилось.

А что стоит его, на сегодняшний день, провальный по финансам проект создания электромобилей (компания «TESLA»). Сколько денег было вложено? Результат – самые большие убытки за всю историю компании – на уровне 675 млн долларов в четвертом квартале прошедшего года. Но «курилка» Маск не унывает. Верит, что за этим (электромобилями) будущее. А если и не получится, то разработанные технологии найдут применение в других проектах.

А та самая вакуумная труба (проект «Гиперпетля» или Hyperloop), – «пятый элемент», в смысле пятый вид наземного транспорта после поездов, самолетов, автомобилей и пароходов. Когда Маск предложил его в 2013 году, над ним откровенно смеялись. А сейчас, спустя 4 года, опытно-конструкторские разработки «Гиперпетли» ведутся уже во многих странах мира.

А идея заменить самолеты на ракеты, для организации перевозки пассажиров между разными точками земного шара?

Складывается впечатление, что на примере Маска мы имеем принципиально новый подход к ведению большого бизнеса. Ведь речь идет не о маленьких и хилых стартапах. Это – многомиллионные вложения практически в никуда с точки зрения обычного бизнесмена. И это не венчур, когда инвестор вкладывает деньги в какой-либо рискованный проект, и, сложив лапки на груди, сидит и ждет, что из этого получится. Или не получится.

Маск, будучи, помимо прочего, блестящим инженером, сам лично занимается реализацией своих проектов. Это, помимо, решения бизнес-задач.

И тут вопрос возникает. А способен ли, в принципе, какой-нибудь чиновник сделать что-то подобное. У него есть для этого квалификация и долгосрочная мотивация? А если нет, то может ли наша страна, где всем управляют вот такие «современные менеджеры», противостоять всем этим новым технологическим вызовам. Даже в такой родной для нас сфере, как космос.

А что же в России

Когда-то космос был «наше все». Что происходит сейчас? Мы уже говорили, что 2017 году доля «SpaceX» на международном рынке космических запусков (различные модификации ракеты Falcon – 9) составила 45 процентов, доля России – 15 процентов. В текущем году Маск обещает захватить уже 60% рынка.

А что же Роскосмос? Недавно он решил заморозить проект пилотируемых запусков нового космического корабля «Федерация» посредством тяжелой ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Восточный. Потому, наверно, что первый старт тяжелой модификации «Ангары» намечен сейчас на 2020 год (сам проект «Ангара» начал разрабатываться аж в 1995 году). А Маск жаловался, что с начала работы над «Falcon Heavy» до первого запуска этого носителя, прошло целых семь лет, т.е. более чем в три раза меньше чем у «Ангары». Вот тут и конкурируй с ним.

Соответственно на неопределенный срок отложилась реализация Лунной программы, для которой и создавалась упомянутая выше «Федерация».

Зато объявлено о разработке новой ракеты сверхтяжелого класса – КРК СТК, которая сможет выносить на низкую околоземную орбиту до 90 тонн груза. Таков вот «наш ответ Чемберлену», в смысле Илону Маску.

Обойдется это удовольствие в 1,5 трлн руб. Если это перевести в доллары по сегодняшнему курсу, то получится примерно 24 млрд. А Маск затратил на все про все 500 мнл, то есть примерно в 50 раз меньше.

Но Россия – богатая страна. Так что 1,5 трлн – это не деньги. И потом, 1,5 трлн – это по сегодняшним оценкам. А во что эта затея на самом деле обернется – никто не знает. У нас стоимость всех проектов неуклонно растет по мере их реализации. Так и видится, как сидят люди в Роскосмосе и потирают потные ручонки в ожидании манны небесной, в смысле бюджетных денег.

Испытания ракеты пройдут не раньше 2028 года. И будет ли она кому-нибудь тогда нужна? Тем более что цели ее разработки не обозначены. Но до 2028 еще далеко. А там, глядишь, «или падишах помрет, или ишак околеет».

Проект КРК СТК был запущен по личному указу Владимира Путина. Вице-премьер Дмитрий Рогозин, отвечающий за космическую отрасль, отметил, что у ряда специалистов были сомнения в целесообразности создания такой ракеты. Но, добавил он, «было принято волевое решение». И то верно. А то какой-то там Маск на наши исконные космические приоритеты претендует. Покажем, супостату, что мы тоже «не лыком шиты».

Так что, стоит задуматься. Нужен ли нам этот космос? Может, будем нефть и газ добывать. Это у нас как-то лучше получается.

Сергей Егорушкин

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Путин выявил «Лидеров России». Допустят ли новые кадры во власть?

Путин выявил «Лидеров России». Допустят ли новые кадры во власть?
Политика 2

Россияне погибли под огнем США. Почему Россия отказывается признать потери в Сирии

Россияне погибли под огнем США. Почему Россия отказывается признать потери в Сирии
Политика 6

«Начинать нервничать нужно будет, когда индексы упадут на 20%». Падение бирж США – первый звоночек нового кризиса?

«Начинать нервничать нужно будет, когда индексы упадут на 20%». Падение бирж США – первый звоночек нового кризиса?
Интервью и комментарии

На краю демографической ямы. Почему в России рекордно падает рождаемость

На краю демографической ямы. Почему в России рекордно падает рождаемость
Аналитика 6

Узнай, страна

Около 15 тысяч жителей Курской области внесли свои предложения по благоустройству территорий

Около 15 тысяч жителей Курской области внесли свои предложения по благоустройству территорий

В регионе продолжается строительство 3-й очереди онкоцентра

В регионе продолжается строительство 3-й очереди онкоцентра

Новости компаний

Держим планку

Держим планку

Вице-президент ЮУТПП Сергей Ермаков: Знания без опыта практического применения - это просто теория

Вице-президент ЮУТПП Сергей Ермаков: Знания без опыта  практического применения - это просто теория

Новости СМИ

15 ФЕВ, 16:13 Держим планку Держим планку

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter