Капитал Страны
28 МАЙ, 23:27 МСК
USD (ЦБ)    56,7560
EUR (ЦБ)    63,6689

Человеческий капитал России дрейфует в направлении дебилизации

17 Апреля 2008 17130 43 Экономика
Человеческий капитал России дрейфует в направлении дебилизации

Доля школьников с отклонениями в развитии с 1932 г. по 2005 г. возросла в 7,4 раза. Это не помешало возрасти численности студентов вузов за период 1990-2005 гг. в 2,5 раза. С ними и будет Россия формировать инновационную экономику.

         Иногда складывается впечатление, что страна все последние годы живет в предвкушении грядущей инновационной революции. На всех уровнях идет натуральное зомбирование населения, что Россия, которая не смогла построить развитое индустриальное общество, сможет перепрыгнуть этот досадный этап в развитии и освоить совершенно новые, высокотехнологичные рынки. Сама по себе такая цель ничего плохого в себе не несет, возникает только вопрос, кто будет все это делать. А ведь речь идет – ни много, ни мало – о новых специальностях, новом типе инвестора и новых отношениях между людьми. Готова страна к такому прыжку или нет?



         Окончательный ответ на этот вопрос никто не даст, но некоторые настораживающие факты имеются. Будущий мир строить будущему поколению, а, следовательно, стоит посмотреть, что оно из себя представляет. Оказывается, проблема начинается уже со школьной скамьи. История России характеризуется неприятной тенденцией роста численности учащихся с отклонениями в развитии (см. таблицу). На фоне наметившейся в последние годы депопуляции населения эта тенденция выглядит поистине устрашающей. Если масса учащихся за 1932-2005 гг. возросла всего лишь на 14%, то число детей с интеллектуальными отклонениями за это же время возросло в 8,4 раза – с 51 тыс. до 430 тыс. человек. В итоге доля неполноценных учащихся в их общей численности возросла в 7,4 раза и сейчас приближается к 3%. Если в 1932 г. из каждой тысячи детей негодными оказывались четверо, то в 2005 г. из каждой тысячи таких оказывалось тридцать. Тем самым налицо тенденция к падению качества человеческого материала уже на начальной стадии его превращения в человеческий капитал. Кстати, Федеральное агентство по статистике РФ обеспечивает сопоставимость приведенных данных и списать выявленный эффект на издержки измерений нельзя.

 

Численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений в России

Годы

Всего, млн. чел.

В том числе детей с отклонениями в развитии

тыс. чел.

% от общего числа

1932-1933

13,22

51

0,38

1970-1971

23,24

229

0,98

2000-2001

20,07

514

2,56

2005-2006

15,18

430

2,83

 



Если около 3% детей отбраковывается еще до начала учебы в школе, то сколько же их будет отбраковано на последующих фазах обучения? Вполне резонно задаться вопросом: а сколько из этих учащихся сможет закончить высшее учебное заведение?



Однако, как оказывается, здесь опасаться нечего. Россия постепенно превращается в страну всеобщего высшего образования. Если в 1990 г. в стране насчитывалось 2,82 млн. студентов вузов, то в 2005 г. их было уже 7,06 млн. человек. Рост числа студентов в 2,5 раза за 15 лет даже по самым смелым меркам является беспрецедентным. Как же так получается, что в стране, в которой идет рост детей, не способных освоить даже обычную школьную программу, возрастает число людей с высшим образованием?



         Такой парадокс имеет логичное объяснение: студенты в вузах России уже почти не учатся, а просто получают по истечении определенного срока дипломы. Это и понятно. Нельзя одновременно наращивать экстенсивную и интенсивную составляющие человеческого капитала страны. Либо в приоритете оказывается качество, а это штучный товар, либо предпочтение отдается массовости, а здесь уже не до качества. Тем самым, снизив требования в высших учебных заведениях, России удается чисто внешне справиться с тенденцией к дебилизации народа, которая «загоняется» на задворки школы.



         Университеты, академии и институты прекратили выступать в качестве фильтров профессиональной пригодности людей. Проблема такой политики заключается в том, что становится уже почти невозможно отделить по-настоящему профессионального и креативного дипломированного специалиста от такого же дипломированного полудебила, ибо для этого нужна специальная проверка или своего рода экспертиза. А в таких условиях построение инновационной экономики не только проблематично, но и опасно, т.к. вероятность всевозможных сбоев в сложных системах из-за некомпетентности персонала возрастает катастрофически.



         Помимо всего прочего отсутствие серьезной учебы в вузе чревато потерей самой способности к обучению. Это связано с физиологическими особенностями человека. Если в юном возрасте в мозге студента не будут сформированы позитивные модели знаний, то впоследствии сама способность к формированию новых информационных паттернов может исчезнуть. Это как со способностью говорить: если ребенок до определенного времени не овладеет речью, то он ею уже не овладеет никогда. Следовательно, современное массовое высшее образование без преувеличения плодит будущих дебилов, не способных осваивать новую сложную информацию.



         Между тем в развитых странах вузы не только фильтруют студентов по критерию профессиональной пригодности, но и участвуют в формировании интеллектуальной элиты общества. Именно поэтому элита Великобритании во многом представлена Оксфордом и Кембриджем, а элита США – университетами «Лиги плюща». В России ничего подобного пока нет. Так, исследование, проведенное в 2008 г. рейтинговым агентством «РейтОр», показало, что 1150 представителей высших эшелонов системы государственного управления представлены 411 вузами стран. Таким образом, управленческая элита России не локализована в ограниченном числе лучших университетов, а хаотически размазана по второразрядным вузам страны. Даже МГУ, который дал больше всех представителей элиты, обеспечил только 6% ее числа.



         Любопытно, что синдром массовости вообще присущ российской модели развития. Любое позитивное начинание в России доводится до абсурда, после чего начинаются совершенно новые, экзотические проблемы. Например, еще в 1990 г. доля инженеров в общей численности занятых в России была в 3,3 раза больше, чем в США. При этом собственно инженерным трудом в России было занято только 12% инженерно-технических работников, а сами инженеры составляли один из самых презираемых и обездоленных классов общества: большинство из них ничего не умело и почти ничего не получало. Именно поэтому в период экономических реформ первое, что произошло в стране – это отказ от массового технического образования. Какая аналогия будет с сегодняшним тотальным высшим образованием, трудно предсказать. Ясно лишь одно – качество человеческого капитала в России падает, а это не способствует развитию инновационных отраслей и видов деятельности. Скорее всего, любые вложения в эти сферы следует признать высоко рискованными.

Евгений Балацкий

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
05.01.2013 0 0
Григорий:

Дебилизация это новая политика новой страны смеритесь и все. Вам уготовано роль мыла в мировом распределение труда.

09.11.2010 0 0
большой САША:

... как говориться сам такой)) Смачное название статьи, сильно! Некорректно... Мы = последствия "холодной войны" на нас сбросили "социальную бомбу" - видны разрушения. Если преподавателям и профессорам платят мало - факт. Квалифицированный труд - в "игноре". Врачи и инженеры - приравнены недавним прошлым к уборщицам; Инженеры разбежались, по цепочке не стало рабочих - все на рынках продают портки. Ну, никак Америка не может победить Россию. Хрен с редькой всем недругам нашей страны!! Нужно начинать "от печки", начиная с детского сада, в роддоме нужно помогать женщине, а не калечить ее; если мужчина не может прокормить семью одной своей зарплатой!!! Совесть олигарх никогда не сможет купить... Сколько сирот в стране 1 олигарх прокормил за время своего бизнеса?? Пушкин, Менделеев, Дм. Лихачев - у кого-то учились, их ценности - наши ценности на века! Гигиена - полезная вещь как для тела, так и для ума!! Наша молодежь - самая лучшая в мире! P.S. Над пострадавшем солдатом не принято насмехаться за его раны и увечия...

10.08.2010 0 0
виктория:

Вполне согласна с автором статьи - деградация и дебилизация удел будущей России. К сожалению, вернуть советскую систему образования невозможно, а ведь именно она поддерживала высокий уровень интеллектуального капитала страны. Современная система представляет собой только одно "направление на реформы" Что это такое вряд ли кто из наших руководителей может объяснить. Все в погоне за "инновационностью" стремятся выделиться - предложить такое, чтобы получить желанный кусок финансового пирога поощрения. За реформами совершенно забывают о людях по обе стороны образовательного процесса. Дебилизируются школьники, выполняющие непомерные нагрузки в рамках очередного эксперимента и дебилизируются преподаватели, вынужденные исполнять экспериментальные задания и при этом отчитываться в определенных успехах. Успеваемость что в школе, что в вузе не является истинным показателем знаний.

09.06.2010 0 0
Гнедов Андрей:

В статье очень эмоционально утверждается, что качество образования в нашей стране падает, причем катастрофически. Но образование - просто одна из сторон жизни. Это еще в стаханавском движении было: дай три нормы по объему, хоть и 100%-ный брак. Проблем, как мне кажется, две: 1) научить подрастающее поколение работать 2) обеспечить возможность получения желаемой специальности Вторая проблема, как явствует из статьи, решается достаточно успешно, но при этом ценность ВУЗовского диплома снижается. Вряд ли это очень страшно. Если подготовили специалистов в три раза больше, но из них две трети подготовлены некачественно, нужное количество качественных специалистов все равно есть. Только предпринимателю придется самому отбирать нужных специалистов. Нельзя ориентироваться просто на наличие диплома. А первая проблема закладывается еще в школе. Можно сравнить с советскими временами. С учителя сняли ответственность за успеваемость и лишили всех способов принуждения учеников к учебе. В итоге навыки напряженной работы у школьников не вырабатываются. Если никакое наказание не грозит, то зачем ребенку напрягаться? Вот и вырастают дети, не имеющие никаких волевых навыков, не приученные к труду. Особенно если родители напряженно зарабатывают деньги и практически не привлекают детей к работе по дому. А повышение процента детей с отклонениями наверняка совпадает со снижением процента детской смертности.

02.06.2010 0 0
Козлова Наталья:

Согласна со статьей полностью. Особенно больная тема на мой взгляд для нашей страны. Все больше и больше предпринимателей из реального сектора экономики жалуются на нехватку квалифицированных кадров. К сожалению в вузах сложилась система, при которой человек не только не получает практические знания, но и не осваивает теорию. Это, на мой взгляд, является большой недоработкой нашего правительства. И проблемы вызванные сегодняшним халтурным отношением к данному вопросу, могу проявиться в ближайшие лет 10 - 15.

01.06.2010 0 0
Константин Марусич:

На сегодняшний день существует множество общеизвестных факторов, на которые современная российская общественность откровенно закрывает глаза. На мой взгляд, одним из таких является нравственное воспитание человека, складываемое из родительского и общественного влияния. Формирование человека, это такая же модель конструктора, которая собирается из существующих деталей. В случае человека, ценности и есть эти детали. Именно те ценности, которые заложили в человека с детства, будут формировать его личность в позитивном или негативном направлении. Что касается образования, ни для кого не секрет что в любой институт России можно без проблем поступить и успешно закончить при наличии денег - вопрос только в цене. Коррупция как ржавчина разъедает не только систему образования, но и каждую структуру российского общества. Все проблемы кроются именно в ней. Не будет коррупции, можно будет бороться и с дебилизацией, и со всеми недугами России. Пока же можно только раскидываться громкими словами о модернизациях и реформах, не предпринимая ничего стоящего.

26.05.2010 0 0
Зайцева Наталия:

Безусловно, выступая не за качество, а за массовость, мы обречены на неудачу. Причем чего бы этот вопрос ни касался. Университеты действительно должны быть «фильтром профессиональной пригодности людей», как отмечает автор. Ведь это и есть их прямая обязанность. Кроме того, человек сам должен быть заинтересован в получении знаний. Сейчас данная проблема тоже весьма актуальна. Нет интереса, нет желания учиться, наконец нет стремления узнавать что – то новое, а ,следовательно, вносить в жизнь что-то полезное.

Показать еще комметарии (36)

Статьи

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо

Схватка алхимиков. Почему одна экономическая программа для Путина – хорошо, а три – плохо
Экономика 4

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам

Вирусы-вымогатели и старое ПО. Почему Россия оказалась не готова к кибератакам
Наука и технологии

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»

«Театральное дело». Почему следователи пришли к Серебренникову в «Гоголь-центр»
Политика 1

Компьютеры и большая политика. Золотое десятилетие советских суперкомпьютеров

Компьютеры и большая политика. Золотое десятилетие советских суперкомпьютеров
Наука и технологии

Узнай, страна

Новоселье в Щиграх

Новоселье в Щиграх

На плацу областного сборного пункта состоялся митинг, посвященный торжественной отправке призывников

На плацу областного сборного пункта состоялся митинг, посвященный торжественной отправке призывников

Новости компаний

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Олег Нумеров: отрасль совершила экспортный прорыв

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Президент ТПП РФ Сергей Катырин: О празднике, инвестициях и самозанятых

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте