Капитал Страны
29 ИЮН, 01:52 МСК
USD (ЦБ)    59,5415
EUR (ЦБ)    67,6868

Бензин по талонам. Что происходит с топливом в России

26 Января 2017 6708 0 Экономика
Бензин по талонам. Что происходит с топливом в России

В конце прошлой недели в центральных СМИ появилось множество сообщений о росте розничных цен на дизтопливо и бензин. На этом фоне сообщения о продаже бензина по талонам в Магадане и «нефтяные» споры с Белоруссией выглядят особенно мрачно. Что же на самом деле происходит на заправках страны и каковы причины роста цен на моторное топливо?

Насколько подорожало топливо

Как сообщает пресса, за первые три недели января этого года цены на заправках Москвы выросли на 6–7 копеек на бензины марок АИ–92,95, а на дизтопливо – на 21 копейку. Согласно публикуемой Росстатом еженедельной оценке индекса потребительских цен, за минувшую неделю в среднем по стране цены на бензин выросли на 0,3%, а на дизтопливо – на 0,5%. Кстати, следует сразу заметить, что потребительский индекс цен с начала месяца вырос на 0,5%, то есть цены на моторное топливо растут примерно такими же темпами, как и на все товары и услуги, по которым этот индекс составляется, так что ничего экстраординарного на этом рынке не произошло.

Ситуация по стране с ценами на топливо неравномерна. Например, в Костроме  дизтопливо вздорожало в этом году сразу на 50 копеек, а в Ярославле и Иваново повышения не произошло. Есть регионы, в которых за первую неделю января топливо даже подешевело, например, в Грозном, Элисте и Челябинске стоимость бензина на заправках снизилась на 0,1–0,3%.

Почему дорожает топливо

Рост цен на заправках страны в этом году – явление вполне ожидаемое. Об этом говорили чиновники, нефтяники и эксперты в прошлом году. Связывают это с тем, что в ближайшие три года повышаются акцизы на бензин класса «Евро-5» и дизтопливо. За счет этой меры Минфин планирует получить дополнительно 115 млрд руб. в этом году, 150 млрд руб. – в следующем году и 180 млрд руб. – в 2019 году.

Второй причиной подорожания бензина называют рост оптовых цен на топливо. В конце прошлого года не произошло традиционного снижения биржевых цен на бензин, которое обычно происходят в ноябре–декабре, и сегодня в рознице реализуется топливо, закупленное по высоким ценам в конце прошлого года.

Кстати, биржевые цены на бензин формируются всего несколькими игроками нефтяного рынка, и конкуренция здесь является всего лишь некоей условностью. Для мелких розничных компаний это означает, что они вынуждены покупать бензин по той цене, которую им диктуют нефтяные гиганты, а реализовывать на АЗС по такой цене, которая не вызовет репрессий со стороны ФАС. Многие мелкие розничные компании по этой причине работают на грани своей рентабельности. Проще говоря, происходит вымывание мелких компаний с рынка нефтепродуктов.

По сообщению ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, рост цен в стране происходит целиком и полностью благодаря налоговой политике государства: в стоимости бензина на заправках 75% – это налоги. Что же касается самих нефтекомпаний, то они понимают, что достигли ценового потолка, который определяется платежеспособностью населения.

Есть и еще одна причина роста цен на топливо. После обвала рубля в 2014 году цены на внутреннем рынке на бензин стали самыми низкими в Европе и импорт топлива в Россию прекратился. Производимого в стране бензина хватает «впритык» на обеспечение внутреннего рынка без учета обеспечения госпрограмм.

После того как будет завершена реконструкция российских НПЗ, избыток бензина на внутреннем рынке ожидается до 20 млн тонн. А пока что из всего производимого в стране бензина 10% уходит на экспорт, невзирая на его нехватку на внутреннем рынке. Причина этого явления весьма прозаична – налогообложение нефтянки устроено таким образом, что экспортировать бензин гораздо выгоднее, чем торговать им внутри страны. Недостающие объемы традиционно «затыкают» поставками топлива из Белоруссии, которая по контракту обязана весь бензин, получаемый из российской нефти отправлять в Россию. Но белорусам гораздо выгоднее продавать этот бензин в Европу, из-за чего столь же традиционно возникают скандалы между нашими странами по этому поводу. И еще проблема недостатка топлива на внутреннем рынке решается с помощью так называемого «бадяжного» бензина. Делают его на нефтебазах смешения из различных компонентов. Бензин этот отличается от заводского, качество его ниже, но работа таких нефтебаз вполне официальна, и государство продает соответствующие лицензии на эту деятельность.   

Перспективы

Прогнозы по росту цен на бензин в нашей стране озвучиваются самые разные. Глава ФАС Игорь Артемьев обещает, что цены на топливо в России не будут расти выше инфляции (4% по версии ЦБ) ближайшие 10 лет. А глава «Лукойла» Вагит Алекперов прогнозирует рост цен в 2–3 раза больше: на 8–12% только в этом году. Подтверждением слов Алекперова может служить продолжившийся в январе рост оптовых цен. А весной к этому добавится сезонное повышение цен на топливо.

Иными словами, никаких факторов, ограничивающих удорожание бензина на заправках, кроме платежеспособного спроса населения и грозных предостережений ФАС, нет. Налоговая политика государства в нефтяной отрасли такова, что из всей добываемой в стране нефти только четверть идет на внутренний рынок, включая энергетику, автозаправки и химпром. А если чего не хватает, то решается эта проблема с помощью «бадяги» и скандалов с белорусами. Экспортировать нефть и нефтепродукты правительство считает гораздо более привлекательным, чем развивать собственную экономику, используя такое естественное преимущество как собственное сырье. Во-первых, это не «рыночно», а во вторых, «голландская болезнь» чего доброго приключиться может. И спасенье тут только одно – поскорее отдать это «добро» каким-нибудь «партнерам». Пусть лучше они мучаются.

Кстати, в такой системе налогообложения нефтянки кроется и ответ на часто задаваемый в СМИ вопрос – отчего растет стоимость бензина в России при падающих мировых ценах на нефть. В цене бензина на АЗС стоимость нефти составляет менее 10%. Остальное – налоги, производственные и транспортные издержки и прибыль нефтяных компаний.

Игорь Артемьев такой подход объясняет следующим образом: «Эти акцизы идут в дорожные фонды, и из этих средств ремонтируются российские дороги». Можно лишь добавить, что не только российские. Минфин продолжает настойчиво биться за новое бюджетное правило, согласно которому доходы от нефтянки свыше 40 долларов за бочку будут отправляться в суверенные фонды. То есть, на поддержку дорожного и прочего хозяйства наших «партнеров». Глава Минфина Силуанов очень рассчитывает, что это правило начнет действовать с 2020 года, хотя и признает, что для его введения понадобится широкая общественная поддержка.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий

Статьи

Дуров против Голиафа. Почему власти России хотят запретить Telegram

Дуров против Голиафа. Почему власти России хотят запретить Telegram
Аналитика

Отпуск или отставка: куда пропал бессменный губернатор Кемеровской области Тулеев

Отпуск или отставка: куда пропал бессменный губернатор Кемеровской области Тулеев
Аналитика

Вышли из рецессии, но остались в кризисе. Стоит ли верить оптимистичным данным о российской экономике?

Вышли из рецессии, но остались в кризисе. Стоит ли верить оптимистичным данным о российской экономике?
Аналитика

Порошенко опередил Путина. Можно ли считать прием у Трампа победой украинской дипломатии?

Порошенко опередил Путина. Можно ли считать прием у Трампа победой украинской дипломатии?
Политика 5

Узнай, страна

Тамбовские медики изучают опыт организации «бережливых поликлиник»

Тамбовские медики изучают опыт организации «бережливых поликлиник»

Тамбовская область готовится к проведению субботника «Зеленая Россия»

Тамбовская область готовится к проведению субботника «Зеленая Россия»

Новости компаний

Предприниматели-соотечественники обсудили в Берлине торгово-экономическое взаимодействие с Россией

Предприниматели-соотечественники обсудили в Берлине торгово-экономическое взаимодействие с Россией

В подмосковном Кратово стартовал проект по социальной реабилитации детей с ОВЗ

В подмосковном Кратово стартовал проект по социальной реабилитации детей с ОВЗ

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте