Капитал Страны
01 ОКТ, 23:34 МСК
USD (ЦБ)    63,3960
EUR (ЦБ)    70,9338

Вузы и школы: зарплаты или подработки?

29 Сентября 2009 452268 1193 Редакционные статьи
Вузы и школы: зарплаты или подработки?

Реформы системы образования стали уже навязчивой идеей российского правительства. Что же теперь оно задумало? Как новая система оплаты труда педагогических кадров скажется на реальных заработках учителей и профессоров?

Новый учебный год в нашей стране начался под знаком новой национальной образовательной стратегии "Наша новая школа". Одна из ее главных задач – повысить престиж профессии преподавателя и добиться того, чтобы в школе работали самые лучшие и талантливые педагоги, раскрывая и повышая при этом свой творческий потенциал. Как всегда, государство не ищет легких путей. Поднимать престиж учителей и привлекать лучших преподавателей планируется отнюдь не с помощью материальных стимулов. Зарплаты бюджетников в 2010 году индексироваться не будут, то есть заморозятся. При этом стоит учесть, что уже в текущем году в большинстве регионов из-за отсутствия федеральной поддержки размер учительской зарплаты уменьшился. Стоит ли напоминать, что хотя он и выше прожиточного минимума, но по-прежнему меньше средней зарплаты по стране.

1. Где больше платят – в школах или вузах? Интересно, что сведения чиновников о преподавательских зарплатах весьма отличаются от мнения самих учителей.

Министр образования Андрей Фурсенко утверждает, что средняя зарплата учителя – по России! – чуть ли не 30 тысяч рублей. По словам представителя московского Департамента образования Александра Гаврилова, московский учитель получает в среднем 30-35 тысяч рублей. Преподаватели языков – 60, а то и 70 тысяч за счет различных доплат из городского бюджета. Кроме этого, не меньше трех раз в год зарплата индексируется.

"Московская правда" приводит уже более реальные цифры: московский учитель не с самым высоким 13-м разрядом зарабатывает 21 тысячу рублей, а преподаватель иностранного языка – 30 тысяч. Выпускник пединститута с красным дипломом и 25 часами нагрузки имеет около 18 тысяч рублей. Максимум, что можно заработать учителю в простой московской школе – это 36 тысяч рублей.

Разумеется, учительские зарплаты в регионах намного меньше. Например, владивостокские учителя, по словам и.о. директора МУ "ЦБ МОУ" г. Владивостока Светланы Мухиной, в среднем после вычета подоходного получают 11200 рублей. Максимальная сумма, которую можно заработать, не превышает двадцати тысяч (со всеми часами, которые реально можно вести, с классным руководством и с факультативами). В Псковской области с 1 сентября зарплата учителя повышена до 14,5 тысяч. Средняя зарплата в школах Зауралья составляет 7265 руб. "В Санкт-Петербурге предлагается ежемесячный оклад до 25000 руб., на Сахалине – до 22000 руб., в Новом Уренгое и Ханты-Мансийске – до 20000 руб., в Комсомольске-на-Амуре и Волгограде – до 15000 руб., а в Приморском крае, Нижегородской области и на Алтае встречаются предложения работать и за 4330 руб. в месяц", - сообщают "Ежедневные новости Владивостока".

Для сравнения: по данным международной финансовой компании UBS, годовая зарплата учителя в Москве составляет 5200 долл., в Нью-Йорке - 68900, в Киеве – 3400, в Каире – 1400. Схожие с московскими оклады у преподавателей из Бухареста (5400 долл.) и Мехико (5500). Больше всего платят учителям в Цюрихе: они зарабатывают в год 84500 долл. Правда, их рабочая неделя на 6 часов длиннее, чем у москвичей.

В ВУЗах средняя зарплата должна быть выше, чем в школе, потому что там есть докторские и кандидатские надбавки. По мнению Андрея Фурсенко, профессор получает 50 тысяч рублей. Средневузовская зарплата, по официальным данным, составляет порядка 11-ти тысяч рублей при средней зарплате в стране порядка 18-ти тысяч рублей. По словам Олега Смолина, заместителя председателя комитета госдумы по образованию, бюджетная зарплата профессора составляет порядка 17-ти тысяч рублей.

Вообще же, как не без гордости сообщил недавно Росстат, средняя заработная плата в сфере образования растет быстрее средней зарплаты по стране и уже составляет порядка 70-ти процентов от нее. Олег Смолин для сравнения добавляет, что "в США средняя зарплата в образовании 129 процентов от средней по стране. У них на 30 процентов выше, а у нас на 30 процентов ниже".

2. Новая система оплаты труда может ухудшить положение. Новая система оплаты труда (НСОТ) педагогов, которая вводится сейчас ускоренными темпами, вряд ли улучшит положение. Примечательно, что ею недовольны преподаватели как школ, так и вузов. Суть этой системы в том, что теперь в зарплате каждого работника 70% будет составлять фиксированная ставка (зависящая от его квалификации, стажа работы и наличия особых условий труда), а 30% – стимулирующие выплаты, которые назначает начальник по итогам работы.

По мнению председателя Воронежской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ Тамары Бирюковой, главным недостатком этой системы является то, что увеличение зарплат предусматривается "не за счет наращивания объемов финансирования, а за счет закрытия и реструктуризации школ, сокращения педагогических кадров и других категорий работников системы образования. Причем даже "высвободившиеся" таким путем средства идут не на стимулирование качественного образования, хотя эта цель в НСОТ и декларируется как главная, а на доплаты до уровня зарплат по ЕТС (компенсация потерь работников в зарплате при новой системе) и минимального размера оплаты труда (МРОТ)".

Больше всего, согласно НСОТ увеличились зарплаты младшего обслуживающего персонала школ – уборщиц, водителей и т.п. В результате, по данным Тамары Бирюковой, "размер заработной платы уборщицы и педагога с высшим образованием и высшей категорией оказался на одной ступени – 4330 рублей. А точнее, дифференциация составила смешные цифры – от трёх до тринадцати рублей". Поэтому 47% учителей в одной только Воронежской области не считают НСОТ стимулом для работы. "Зарплата у этой части учителей не только не повысилась, но и ушла в минус. И администрация вынуждена пускать заложенные на учебные расходы деньги на доплаты учителям до "дореформенного" уровня, - поясняет Тамара Бирюкова. Она указывает и на то, что оплата за ученико-часы, введенная НСОТ, также не способствует повышению качества образования - "ведь в классе, где обучаются 30 человек, никто, по сути, не заинтересован в росте качества: учитель и так получит больше". При этом, по ее словам, из-за заниженных нормативов подушевого финансирования для того, "чтобы хоть как-то выжить, учителя вынуждены работать с двойной-тройной нагрузкой".

Гораздо хуже по НСОТ обстоит дело и с фондом стимулирования. Во-первых, из-за недостаточного финансирования в большинстве школ стимулирующие выплаты не достигают 30% от общей зарплаты. Во-вторых, поскольку объективных критериев оценки работы учителя до сих пор не существует, размер и стабильность премий учителям во многом зависят от их взаимоотношений с директором школы, который и определяет эти показатели. "НСОТ дает возможность директору платить больше "угодным" и недоплачивать "неугодным", поэтому во многих школах в связи с введением НСОТ, особенно при распределении стимулирующей части, возникает психологическая напряжённость", - считает Тамара Бирюкова.

В вузах НСОТ предоставляет практически неограниченные права по распоряжению бюджетными (а в перспективе – и внебюджетными) средствами ректорам: именно они будут самостоятельно составлять штатное расписание и определять размеры доплат для каждого работника. "Зарплатная" реформа предполагает, что, начисляя надбавки, ректор должен советоваться либо с наблюдательным советом вуза (а они созданы лишь в единичных университетах), либо с профсоюзом. Преподаватели вузов опасаются, что в условиях непрозрачности НСОТ многие ректоры будут "одаривать" доплатами не самых способных, а самых лояльных. Этому способствует и недостаточная объективность критериев оценки работы преподавателей, которые предложило вузам страны Минобразования РФ. Как, например, объективно оценить "применение инновационных методов"? Зато плату педагогам за непосредственную работу (например, за составление учебных планов, написание методичек) отнесли на счет стимулирующих выплат. Стимулирующие выплаты предусмотрены также за количество научных публикаций, подготовленных аспирантов, выступлений на научных конференциях и так далее. Однако ни для кого не секрет, что в вузах зачастую существует система "научного рабства", когда доценты и профессора приписывают себе научные работы своих аспирантов. Кроме того, никто не мешает увеличивать количество публикаций, печатая псевдонаучные "опусы" в малоизвестных журналах, содержание которых толком не проверяется.

Помимо этого, как и в школах, НСОТ в вузах предполагает повышение средней зарплаты скорее за счет сокращения штатов и увеличения зарплат самых низкооплачиваемых сотрудников (техничек, сторожей, гардеробщиков). Как известно, единый фонд оплаты труда в госвузах складывается из бюджетной и внебюджетной частей. С 1 декабря бюджетная часть будет повышена на 30% (а на деле на 25%, поскольку оставшиеся 5% пойдут в централизованный фонд премирования ректоров) – в масштабах страны это более 20 млрд. рублей. Эти деньги пойдут, в частности, на повышение окладов сотрудников, получавших до сих пор меньше прожиточного минимума в 4330 рублей. Примерно столько же будет зарабатывать (со всеми доплатами и надбавками) аспирант. Вряд ли подобная зарплата будет способствовать привлечению молодых специалистов. Да и сами кафедры вряд ли будут приглашать молодых преподавателей, обещая им копеечные оклады, ведь зарплаты руководства вуза напрямую зависят от средневузовской зарплаты, а оклады заведующих кафедрами – от средней зарплаты по кафедре. Повысить среднюю зарплату в вузе проще всего, распределив единый фонд оплаты труда на меньшее число людей, то есть сократив штаты.

Уже сейчас во многих вузах закрываются специальности и факультеты, отменяется совместительство. В некоторых вузах пошли по хитрому пути: зарплата преподавателям при НСОТ будет исчисляться не по академическим часам (40 минут), а по астрономическим (60 минут), то есть, сохраняя прежнюю лекционную нагрузку, педагог теряет треть денег, причитающихся ему по "почасовке". Помимо этого, вместо молодых аспирантов выгоднее предоставлять работу маститым ученым со стажем и званиями. Так что НСОТ еще более затруднит задачу омоложения педагогических кадров в вузах, где уже сейчас большинство преподавателей пенсионного и предпенсионного возраста.

Немалую тревогу вызывает и внебюджетная часть фонда оплаты труда в вузах. В значительной мере она складывается из средств, поступающих за обучение на коммерческих местах. Однако в связи с ухудшением демографической ситуации во многих вузах студентов, обучающихся на коммерческой основе, становится все меньше – почти для всех хватает бюджетных мест. Поэтому вузы вынуждены расширять спектр платных услуг. Хорошо, если в качестве таковых они предлагают новые образовательные проекты по профобразованию и повышению квалификации. Однако гораздо чаще вузы, не мудрствуя лукаво, вводят платные пересдачи, консультации и компьютерное тестирование, а иногда и обязательную покупку учебников или методичек, написанных вузовскими преподавателями.

Тем не менее, идеологи "революции зарплат" заявляют со страниц прессы, что с 1 декабря после перехода на НСОТ зарплата рядовых преподавателей вузов может достигать 100 тысяч рублей. При этом зарплата самого ректора может равняться пятикратной средней зарплате по вузу (для проректоров она на 10-30% ниже).

3. Дополнительные доходы в вузах и школах. Чтобы умудриться прожить "на одну зарплату", преподаватели в вузах и школах стремятся набрать побольше часов. Нередко один и тот же преподаватель преподает одновременно в нескольких вузах. Причем если суммировать эту нагрузку, подчас получается, что человек читает лекций больше, чем часов в сутках. Понятно, что качеству преподавания это отнюдь не способствует.

Дополнительные доходы можно получить за счет репетиторства. И в этой сфере введение ЕГЭ при всех его минусах немного уравняло оплату труда школьных и вузовских преподавателей.

Помимо этого возможности учителей улучшить свое материальное положение во многом зависят и от позиций региональных властей. В одних регионах, как, например, в Воронежской области, власти порываются ограничить коммунальные льготы сельским учителям, в других, например, в Челябинской области, лучших учителей награждают автомобилями. Пока, правда, за два года таких счастливчиков оказалось всего пятеро, но уже в ближайшее время их число может возрасти до 45.

Интересную форму повышения доходов учителей предложили в Калининградской области. Там уже третий год проходит конкурс по созданию электронных учебных ресурсов. Лучшие методики и разработки после экспертизы размещаются на сайте конкурса, которым могут пользоваться все учителя. За каждое обращение к работе представившему ее учителю начисляется процентное вознаграждение. Сегодня в электронной библиотеке находится 168 работ, рекомендованных экспертной комиссией. Суммы авторского вознаграждения за отдельные наиболее интересные разработки составляли до ста тысяч рублей.

В вузах доходы преподавателей могут повыситься за счет их участия в работе малых предприятий, которые с августа этого года на законном основании могут создаваться при вузах. Однако это скорее дело не ближайшего будущего, поскольку для успешной работы таких предприятий предстоит еще решить ряд важных организационных и законодательных вопросов.

Пока же преподавателям, возможно, стоит обратить внимание на идею, предложенную учителем одной из школ города Перми. Он организовал банк социальных услуг. Сегодня в нем состоят уже 20 разнопрофильных специалистов: парикмахер, водитель, педагог, мастер и даже массажист! Все они предоставляют свои услуги бесплатно – просто в обмен на услугу, нужную им: "я помогаю тебе с ремонтом, а ты подтягиваешь моего сына по английскому" и т.д. Возможно, такая инициатива и подрывает основы денежной экономики, но зато совершенно точно помогает выжить учителю, не ожидая сомнительной помощи от государства.

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
15.01.2015 0 0
Алексей:

Написанное в комментариях свидетельствует о полном отсутствии в России работающей системы защиты трудовых прав и социальных гарантий. Чтобы её обеспечить, нужны сильные профсоюзы. Многие скажут, что профсоюзы неэффективны, бесправны, бессильны, а зачастую - даже полностью зависимы от работодателя. Но СИЛА профсоюзов - в ЕДИНСТВЕ его членов, в их целеустремлённости, активности, и готовности вести длительную БОРЬБУ. Выходите из мёртвых профсоюзов, создавайте новые - живые и эффективные, АКТИВНО УЧАСТВУЙТЕ в акциях, проводимых профсоюзом, и особенно - в его управлении. Пусть он будет независим от власти и от работодателя, пусть его полностью контролируют трудящиеся. Чтобы иметь достойные условия жизни, нужно бороться за них и быть самому их достойным - избавляться от рабской психологии, объединяться, вести активную борьбу и взаимоподдержку. А под лежачий камень вода не потечёт.

27.10.2014 0 0
Виталий:

Единственный вариант в нынешней системе - это освободить преподавателей от подоходного налога от предпринимательской деятельности, связанной с научным направлением, к примеру (т.е. преподаватель будет работать, чтобы можно было продавать плоды своего труда без налогов). А второе - давно пора прозрачную зарплату всех сотрудников выкладывать в общем доступе (равно как и других бюджетных структур), а при начислении стимулирующей надбавки указывать за что она начислена.

01.09.2014 0 0
Доцент московского вуза:

Дорогая Лена, я Вам так сочувствую! Крепитесь! Желаю Вам много сил, вдохновения и оптимизма! К сожалению, в нашем вузе дела обстоят не лучше...

30.08.2014 0 0
Елена:

Большая проблема провинциальных (и не только) вузов, сокращение штатов. На ставку работать практически нереально. Даже те 7000-10000 р.- недостижимая высота. После защиты диссертации (при 10 летнем стаже работы на кафедре) - 0, 25 ставки, з/п - 5200 р., из них 2200 р. - зарплата ст. преподавателя, а 3000 р - надбавка за замдеканство, из-за которого я лишилась свободного времени (ни выходных, ни отпуска, постоянно на телефоне, так как могут позвонить в любой момент и дать срочное поручение). Шла на эту должность с условием получения 1 ставки (не дали, обеспечили пенсионеров (средний возраст кафедры - 55 лет)). Будем выживать на 0,75, даже на должность доцента (не Ваковского) я оказывается смогу претендовать только через 2 года. Ради вуза бросила все подработки (по второму образованию - экономист), где в месяц зарабатывала от 20 до 30 (поставили перед выбором, выбрала вуз). Сейчас в ужасе (нерешенный квартирный вопрос, 13 лет с родителями в хрущевке).

27.08.2014 0 0
Александр :

Если хотите получать нормальную з/п в ВУЗе, сами крутитесь как хотите. Заодно будете повышать вузовские показатели. А учебный процесс никого не волнует. http://lenta.ru/articles/2014/08/26/selliger

01.07.2014 0 0
Александр, доцент:

Забыл ссылку дать http://top.rbc.ru/society/01/07/2014/933701.shtml#xtor=AL-[internal_traffic]--[rbc.ru]-[main_body]-[item_1]

01.07.2014 0 0
Александр, доцент:

У нас в ВУЗе редкие доценты получают среднюю школьную зарплату учителей. Хотя средняя зарплата в 27,4 тыс. руб. для учителей, на мой взгляд, сильно завышена. У нас ставка доцента (со всеми регалиями) 15 900 руб. + надбавка за рейтинг около 2000, и это все "грязными".