Деофшоризация хуже санкций. Как Россия будет бороться с офшорами?
В конце прошлого года Владимир Путин в очередной раз объявил о необходимости возвращения российских предприятий из офшоров и поручил правительству разработать ряд мер в этом направлении – в основном в сфере налогового законодательства. Что же предлагает правительство?
Хорошо для бизнеса, но плохо для государства
Меры правительства по деофшоризации бизнеса могут нанести российской экономике больше вреда, чем зарубежные санкции, считает основатель и бывший владелец холдинга «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили. «Иногда они [российские власти] внедряют нормы, которые никак не пересекаются ни с каким здравым смыслом», – заявил миллиардер в интервью британскому деловому изданию Financial Times. Позже он, правда, обвинил издание в искажении ряда его высказываний, тем не менее, против антиофшорных предложений Минфина выступает подавляющее число бизнесменов.
«Благодаря оффшорным зонам компании могут значительно снижать политические и налоговые риски, налоговые расходы, реализовывать некоторые виды акционерных соглашений и привлекать относительно дешевое финансирование. Причем, в сокращении вышеперечисленных рисков и расходов особенно нуждаются компании, ведущие деятельность на развивающихся рынках, в том числе и СНГ», – поясняет Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик «Инвесткафе».
Однако для государства массовый уход бизнеса в офшорные зоны, безусловно, вреден, причем сразу по нескольким причинам, отмечает Егор Батанов, партнер юридической компании «Некторов, Савельев и партнеры». Прежде всего, «офшоры – это один из самых распространенных инструментов для налоговой оптимизации. Благодаря использованию офшорных инструментов предпринимателям удается переместить налогооблагаемую базу из России в страны, в которых налоги не взимаются совсем или взимаются по очень низким ставкам. По оценке экспертов Совета Федерации, опубликованной в конце прошлого года, из России в офшоры за последнее десятилетие было выведено от 800 млрд до 1 трлн долларов США», – говорит эксперт. Именно увеличивающийся отток капитала побуждает правительство активизировать борьбу с офшорами. «По данным платежного баланса, за 1-й квартал 2014 года из рублевых активов утекло почти 49 млрд долларов, а за 2-й – 26 млрд долларов, – приводит данные Тимур Нигматуллин. – Отток капитала возникает как при перетоке средств внутри структурных подразделений компаний, находящихся в разных юрисдикциях, так и из-за того, что значительная часть капитала выводится их финансовыми и торговыми посредниками», – поясняет аналитик.
Помимо значительного убытка для бюджета и для реальных предприятий, отток капитала влечет за собой еще целый ряд негативных последствий: «сокращение инвестиций непосредственно в экономику РФ, повышенную волатильность на валютном рынке и связанное с этим сокращение горизонта планирования при реализации инвестпроектов, – перечисляет Тимур Нигматуллин. – Без сокращения степени влияния на экономику притока и оттока так называемого горячего капитала невозможно добиться развития финансового рынка с длинными деньгами. Пока же этого не произойдет, инвесторы будут больше ориентированы на краткосрочные проекты», – предупреждает аналитик.
Но помимо финансовых убытков, офшоры вредны для государства и в, так сказать, стратегическом отношении. Во-первых, они «предоставляют возможность владения российскими активами анонимно. Достаточно вспомнить громкую историю аэропорта Домодедово, случившуюся 3 года назад, когда, в том числе из-за сложной и запутанной структуры владения активами аэропорта конечных владельцев так и не удалось найти», – напоминает Егор Батанов. Столь же неизвестны теперь и владельцы порта Ванино, купленного в конце 2012 года «Мечелом» и почти сразу перепроданного неким офшорным структурам, бенефициары которых остаются неизвестными. Офшоризация достигла такого размаха, что под иностранной юрисдикцией находится около 95% крупной российской собственности. Россия – единственная страна, у которой почти весь крупный бизнес и флот вместе с судовладельцами зарегистрированы в офшорах, заявил еще год назад депутат Госдумы от КПРФ Иван Никитчук. Таким образом, большинство наших предприятий, в том числе и стратегических, фактически уже российскими не являются.
Ну и наконец, «офшорные компании очень активно используются в коррупционных схемах, когда взятки за получение подписи чиновника переводятся предпринимателями на счета офшорных компаний, контролируемых коррупционерами», – добавляет Егор Батанов. Так что борьба с масштабной коррупцией невозможна без деофшоризации экономики.
Российские особенности офшоров
Борьбу с офшорами западные страны затеяли еще во второй половине XX века, когда начали разрабатываться первые антиофшорные законодательные меры. В частности, первое американские законодательство о контролируемых иностранных компаниях было принято в начале 1960-х годов, рассказывает Егор Батанов.
В России специального антиофшорного законодательства до последнего времени не существовало. И сейчас «при отсутствии серьезных законодательных барьеров в стране распространены наиболее примитивные схемы для минимизации налогообложения с использованием офшорных инструментов: "зеркальные" займы, приобретение у офшоров фиктивных услуг и т.д. Все эти схемы были давным-давно изжиты в экономически развитых странах. В России офшорами пользуется не только крупный бизнес, но также и средний, а иногда и мелкий бизнес», – отмечает эксперт.
По его мнению, главная цель «деофшоризации» российской экономики заключается в том, чтобы налоговое планирование посредством примитивных офшорных конструкций стало недоступным для большинства мелких и средних компаний. «Безусловно, полностью изжить офшоры не удастся, но в новых условиях их использовать смогут только те, кто готов тратить значительные суммы денег на создание и поддержание сложных схем владения и управления бизнесом, в которых задействованы как офшорные, так и оншорные компании», – считает Егор Батанов.
Что предлагает правительство?
Правительство готовит целый ряд нормативных документов по борьбе с офшорами. Один из них, например, вводит ограничение на участие офшорных компаний в государственных и муниципальных закупках – в реестр участников допускаются только офшоры, которые раскроют информацию о своих выгодоприобретателях. Если информация окажется недостоверной, заказчик будет обязан разорвать контракт. Впрочем, «раскрытие сведений о руководстве и бенефициарах не будет обязательным при закупках заказчиками, осуществляющими свою деятельность за пределами России, при заключении контракта с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом, а также в отдельных случаях закупок у единственного поставщика».
Кроме того, предлагается ограничить возможности отечественных офшорных компаний в сфере кредитования и ведения бизнеса. Согласно новому законопроекту, отечественные оффшорные компании «не смогут экспортировать из России оборонные и стратегические товары и технологии. Им запретят не только приобретать акции предприятий, производящих военную продукцию, но и быть их управляющей организацией». Кроме того, они не смогут получать субсидии ни федерального, ни регионального уровней, кредитоваться и получать гарантии в госбанках. Им не позволят быть акционерами и управляющими организациями негосударственных пенсионных фондов. Помимо этого, для таких компаний будет введен «запрет на покупку государственного и муниципального имущества через механизмы приватизации или банкротства. Они никогда не будут правопреемниками по обязательствам ликвидированных или реорганизованных фирм. Им также нельзя будет иметь дело с госкорпорациями и предоставлять товары и услуги ЖКХ тем компаниям, доля государственного участия в которых превышает 50%».
Однако одним из самых важных моментов среди всех антифошорных предложений является вопрос, какие же компании считать офшорными. Не случайно такие споры разгорелись вокруг законопроекта о контролируемых иностранных компаниях (КИК). Этот закон, в версии Минфина, обязывает граждан и компании платить налог с прибыли их иностранных структур, если она не распределяется в виде дивидендов: юрлиц – по ставке 20%, физлиц – 13%. Взимать налог предполагается со всех российских акционеров, владеющих более 10% в капитале иностранной компании. Впрочем, для начала, на переходный период, который может продлиться от года до двух лет, этот порог будет повышен до 50%, затем он снизится до 25% либо будет введена американская модель: 10%, но 50% компании должно принадлежать российским акционерам. Минимальный порог налогооблагаемой прибыли на переходный период будет установлен в размере 30-50 млн руб., а затем постепенно будет снижен до 10 млн руб.
При этом Минфин предлагает «белый список» стран, на компании в которых распространялся бы новый закон. Эти страны должны сотрудничать с ФНС, а эффективная ставка налога на прибыль для конкретной компании не должна быть ниже 75%. Таким образом, закон коснется не только общепризнанных офшоров или таких низконалоговых стран, как Люксембург и Кипр, но и юрисдикций с высокими налогами, если они предоставляют инвесторам льготы.
От уплаты налога Минфин готов освободить СРП (соглашения о разделе продукции), которые российские сырьевые компании заключают с иностранными государствами – поскольку там, по сути, делится не прибыль, а продукция.
Тех же, кто захочет перевести бизнес в Россию, Минфин предлагает поощрить, разрешив им при реорганизации принять новые активы на баланс не по рыночной, а по балансовой стоимости – тогда бумажной прибыли не возникнет и налог на доходы с капитала придется платить только после продажи актива.
Бизнес хочет послаблений
Представители бизнеса пытаются добиться смягчения закона о КИК сразу по нескольким параметрам, РСПП ведет по этому поводу активный диалог с правительством. Во-первых, предлагается сузить перечень стран, компании которых попадут под действие закона и использовать «черный список». При этом для включения страны в этот список не должно быть универсальных критериев, считает президент РСПП Александр Шохин. Каждый раз решение должно приниматься по ситуации: если из статистики видно, что российские деньги начали массово перемещаться в новую юрисдикцию, на нее и надо распространить налог. «Даже если в список войдут Кипр и Люксембург, бизнес готов с этим смириться – главное, что компаниям будет проще отчитываться», – поясняет один из членов бюро правления РСПП.
Ставку налога РСПП предлагает снизить до 9%, то есть облагать эту прибыль не как доход, а как нераспределенные дивиденды, при этом для простоты прибыль рассчитывать в целом, не разделяя на пассивные и активные доходы. Кроме того, на первом этапе РСПП предлагает распространить закон о КИК только на физических лиц, а не на компании.
Амнистия капиталов
Для возврата средств из офшоров Совет Федерации предлагает провести амнистию капитала. С 1 января 2015 года, согласно новому законопроекту, в течение 8 месяцев можно будет задекларировать тайно хранимое имущество, до сих пор не обложенное налогом (например, то, что вложено в оффшорных центрах) и заплатить за него налог всего в 2,5% – в 5 раз меньше 13%, обязательных для всех российских граждан. По оценке разработчиков, такая мера поможет вернуть в страну 250 млн долларов – 10% от выведенных за рубеж средств.
Президент согласился, что амнистия может стать одной из дополнительных мер деофшоризации, однако спешить с ней не следует и необходимо тщательно проработать закон, чтобы обеспечить социальную справедливость. Он напомнил, что предыдущие опыты не принесли ощутимых результатов.
Экс-глава Минфина Алексей Кудрин полагает, что для проведения амнистии момент сейчас неподходящий, поскольку уровень доверия к правительству чрезвычайно низок, и его росту отнюдь не способствуют спонтанные действия правительства по изменению законодательства.
Налоговая амнистия могла бы стать одной из самых важных мер по возврату капитала, говорит Егор Батанов. «Однако российская практика их проведения (в России были проведены две крупнейшие амнистии в 1993 и 2006 годах) пока остается неудачной. Ни одна из проведенных амнистий не привела к массовому декларированию "теневых" капиталов. Поэтому новая амнистия, о проведении которой, в целом, не спорит и Минфин должна кардинально отличаться от всех предыдущих», – считает эксперт.
Перспективы деофшоризации
Проблему офшоров нельзя решить одними только налоговыми методами. «Важным этапом этого процесса может стать реализация инициатив правительства по предстоящему в будущем размещению акций приватизируемых госкомпаний на российском рынке, постепенному снижению уровня инфляции и привлечению на рынок пенсионных средств», – считает Тимур Нишматуллин.
По его оценке, процесс деафшоризации почти не двигается с «мервой точки» и, несмотря на явную пользу для российской экономики в долгосрочной перспективе негативен для самих компаний. «Борьба с офшорами способна привести к значительному увеличению издержек транснациональных компаний. Нет ничего удивительного в том, что компании пытались всеми силами ей препятствовать», – отмечает аналитик.
«Вернуть из офшоров можно далеко не всех. Так, в некоторых сферах бизнеса, использование офшоров является обычной мировой практикой, и запрет на их использование может полностью уничтожить экономику российских предприятий и сделать их неконкурентоспособными на мировом рынке. Речь идет, в частности, о судовладельцах, операторов международных грузовых и пассажирских перевозок. Можно ожидать, что некоторые российские "конечные бенефициары", которые подпадут под действие новых правил, предпочтут сменить юрисдикцию», – считает Егор Батанов.
Далее читайте:
Написать комментарий
Судяв по законам, проблема дураков - главная русская проблема. Коллективно недалекий и продажный госменеджмент, начиная с высшего уровня управления или не способен или просто не зантересован. Однозначно, что РФ првящик класс не хочет и не будет делать деофшоризацию. Она им нахрен не нужна. Россия территория охоты, а не жизни. Там живут те, кто не может жить в других странах. Это непреложный факт. Если бы хотели, в мире разработаны разные законодательные эффективные варианты. Но нет, вводят свои с лрупными изъюнами и покрывают все это своим государственным враньем. Все таки население РФ достойно или жизни как в СССР или в 90-ые годы. Когда западные сталкиваются с русским менталитетом им их прибить хочется - заносчивые, с самомнением, пытаются объегорить, упрямые как ослы и разумности как у козы. Конечно такую нацию не уважают, а обсчитывают как объект в своих бизнес-планах и не более того.
Шохин с самого начала был ещё тем жуликом! Сейчас его немножко стал клевать жареный петух. Всегда много говорил, когда выгодно прикидовался, что плохо водит, но всегда лизал кому нужно одно место. Всех мамок сосет, но всегда самый умный и рассудительный. Главное к кормилу по ближе, если грязное ничего умоемся, главное схорчить и умыкнуть.