Зачем России «Южный поток»?
Строительство газопровода «Южный поток» из России в Юго-Восточную и Центральную Европу встретило сопротивление Еврокомиссии, а премьер-министр Украины Арсений Яценюк призвал заблокировать проект, который, по его мнению, призван лишить Украину транзита российского газа. Так ли это на самом деле?
Концепция энергетической сверхдержавы более чем устраивает российское руководство. Но там, где амбиции России сталкиваются с другими странами, часто возникают препятствия. На встрече с руководителями мировых информационных агентств, состоявшейся в рамках Петербургского экономического форума, президент Владимир Путин затронул проблему газопроводов «Северный поток» и «Южный поток». В частности он выразил недовольство действиями Брюсселя, который, по его выражению, «ставит палки в колеса» проекту «Южный поток» и не дает использовать на полную мощность северную ветку газопровода.
Президент дал понять, что уже строящийся со стороны России газопровод в любом случае будет реализован. Правда, если не удастся договориться с «коллегами» в Брюсселе, в качестве конечного пункта транспортировки газа Россия рассмотрит вариант не входящей в Евросоюз страны, которой с большой вероятностью может стать Турция. «Просто Евросоюз получит еще одну транзитную страну. Зачем они это делают, эти брюссельцы, я не понимаю. Но мы настроены, если нам не помешают, реализовывать эти проекты», – отметил Путин.
Таким образом, президент намекнул на ситуацию вокруг Украины, создающую риски для поставок газа в Европу. «Южный поток», идущий в обход украинской территории по дну Черного моря от Анапы в Краснодарском крае до Варны в Болгарии, рассчитан на транзит 63 млрд кубометров газа в год. При этом через Украину в 2013 году Европа получила 86,1 млрд кубометров газа. Но очередной газовый спор, чреватый перебоями в поставках, вынуждает задуматься об альтернативных путях транспортировки газа. Однако в Брюсселе так не считают. Украина для Европы по-прежнему остается надежным партнером, отметил еврокмиссар по энергетике Гюнтер Эттингер. Поэтому Еврокомиссия призывает российскую и украинскую стороны к переговорам.
Между тем премьер-министр Украины Арсений Яценюк считает целью российских властей дискредитацию украинской газотранспортной сети. Он открыто заявил, что инциденты на участке газопровода Уренгой-Помары-Ужгород в Ивано-Франковской области в середине мая были «попыткой террористической атаки» и «преследовали цель доказательства для наших западных партнеров, что Украина – нестабильное государство». За счет этого, по мнению украинского премьера, Россия рассчитывала снять все противоречия относительно «Южного потока».
В связи с этим Яценюк призвал Евросоюз блокировать строительство «Южного потока», так как он направлен на усиление зависимости Европы от российского газа и не имеет ничего общего с энергетической безопасностью, считает он. «Если Россия не будет мешать», заверил украинский премьер, Украина будет выполнять все свои обязательства по транзиту газа. В Брюсселе хотят поддержать Киев, но еще больше беспокоятся о собственной энергетической безопасности и уже оказывают давление на Болгарию, где должен быть построен наземный участок российского газопровода.
В конце мая в стране был объявлен победитель на строительство болгарской части «Южного потока» стоимостью 3,5 млрд евро. Им стал «Стройтрансгаз консорциум», в состав которого вошли контролируемое российским бизнесменом Геннадием Тимченко ЗАО «Стройтрансгаз» и болгарская строительная компания Gazproekt Jug AD. В Еврокомиссии решили провести расследование того, как прошел конкурс на этот подряд. По мнению Брюсселя, при разыгрывании тендера были нарушены правила составления общественных заказов.
Представитель еврокомиссара по энергетике Сабина Бергер не скрывает политические мотивы в расследовании Брюсселя. Давно известно, что Европа больше заинтересована в диверсификации источников энергии, чем в маршрутах транспортировки газа из России. В особенности если речь идет о Центральной и Юго-Восточной Европе, на которые ориентирован «Южный поток», где и без того наиболее сильна зависимость от российских поставок. Но, как отметил представитель Евросоюза Антуан Коломбани, в Брюсселе не приветствуют тот факт, что в рамках соглашения между Болгарией и Россией предпочтение в выборе подрядчиков будет отдаваться российским и болгарским компаниям. «Одновременно на каждом углу трубят, что проект им не нужен, а как пошла стройка – почему без наших подрядчиков», – заметил источник «Ведомостей», близкий к «Газпрому».
Но вопросы к российскому проекту у Еврокомиссии появились до украинского кризиса. Еще до принятия в 2009 году странами Евросоюза антимонопольного «Третьего энергопакета», ограничивающего право вертикально интегрированных компаний владеть и управлять энерготранспортными сетями, Россия заключила межправительственные соглашения по строительству «Южного потока» с Болгарией, Сербией, Венгрией, Грецией, Словенией и Хорватией. Тем не менее в конце прошлого года еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер предложил российскому министру энергетики Александру Новаку пересмотреть их на предмет соответствия новому европейскому законодательству.
«Третий энергопакет» уже поставил под вопрос рентабельность «Северного потока», запущенного 8 ноября 2011 года. Собственник газопровода, согласно европейским законам, не может заполнить его больше чем наполовину. Из-за этого по магистрали мощностью 27,5 млрд кубометров в год в 2013 году было поставлено всего 12 млрд кубометров. Остальной объем должен быть предоставлен конкурирующим компаниям, которых в России нет ввиду исключительного права «Газпрома» на экспорт природного газа. При этом российская монополия платит по установленному тарифу за максимальный объем возможных поставок, который предполагает мощность трубы. По этой причине срок окупаемости «Северного потока» может растянуться с 15 до 20-25 лет, полагают эксперты.
«Только 50% дают мощности использовать. Почему? Чушь какая-то. Это бред. Мы вложили миллиарды долларов в строительство, подвели ресурсы к территории Германии, а по самой территории можем провести только 50%», – прокомментировал ситуацию Владимир Путин. В строительстве «Южного потока», подводная часть которого оценивается в 10 млрд долларов и может пройти рядом с Крымом, Россия тоже готова обойтись без сторонних инвестиций, если европейские власти будут мешать получить финансирование.
«Если вы мне скажете — а вы готовы к самому тяжелому варианту? Да, готовы. Но хотят лишить банковские институты зарабатывать деньги и иметь минимальные риски — хорошо. Давайте попробуем. Но это будет глупость из глупостей. Чепуха», – сказал журналистам зампред правления концерна Александр Медведев, подтвердив, что для строительства газопровода планируется применить схему, по которой 30% суммы будет привлечено за счет акционерного финансирования, а 70% – за счет проектного.
Однако гендиректор итальянской компании Eni, владеющей 20% в South Stream Transport B.V., ответственной за строительство «Южного Потока», Паоло Скарони, еще в марте говорил, что власти Евросоюза могут помешать реализации инфраструктурного проекта. Кроме этого, Евросоюз собирается запустить конкурирующий Трансадриатический газопровод, по которому газ будет поступать из месторождения Шах-Дениз в Азербайджане. Потенциальный объем поставок – 10 млрд кубометров в год с возможностью увеличения до 20 млрд кубометров. Также Европа рассматривала возможность транспортировки газа из Туркмении, Казахстана и иракского Курдистана. Но судьба газопровода Nabucco, частично дублирующего маршрут «Южного потока», пока не решена.
В то же время чиновникам в Брюсселе очевидна политическая подоплека строительства газопроводов в обход Украины. Так, «Северный» и «Южный» потоки в общей сложности дают мощность почти в 120 млрд кубометров газа в год. «Ямал – Европа», проходящий по территории Белоруссии, еще 33 млрд кубометров. При этом пропускная способность украинской ГТС составляет 142,5 млрд кубометров в год. Примечательно, что в 2013 году Россия поставила в Европу рекордные 147,8 млрд кубометров.
Таким образом, газотранспортные мощности России – планируемые и имеющиеся – в несколько раз превышают европейский спрос, а с учетом курса Евросоюза на сокращение зависимости от российского газа и диверсификацию поставщиков – новые газопроводы могут быть избыточными и не окупаемыми. Хотя, по прогнозу монополии, к 2020 году потребление газа в Европе вырастет на 12,5% – до 700 млрд кубометров. Естественно, в «Газпроме» по-прежнему считают, что Европа не обойдется без российского газа и поэтому не хотят терять значительную долю на самом важном для себя рынке. С Украиной или без.
Написать комментарий
Голод и холод - не тетка! Заставят Европу думать о российском газе. Придет зима и все станет на свои места.