Почему сланцевый газ на Украине нужно оставить в покое
Сланцевая революция привела США к энергетической самодостаточности. Эта идея долгое время увлекала европейские страны. Теперь же ополченцы на востоке Украины заявляют, что Киев ведет с ними войну за сланцевые месторождения газа. Насколько это может быть правдой?
Сланцевые месторождения нефти и газа, пожалуй, самая привлекательная тема для экономических и политических спекуляций. Министр обороны самопровозглашенной Луганской народной республики Игорь Плотницкий заявил, что Киев ведет спецоперацию на юго-востоке Украины с целью вернуть под свой контроль сланцевые месторождениями в Днепровско-Донецкой впадине. Такое предположение в целом соответствует стремлению официального Киева ослабить энергетическую зависимость от России, газовое противостояние с которой только набирает обороты, но стоит разобраться в деталях.
Периодически на Западе звучат прогнозы, сводящиеся к тому, что если сланцевый бум в Европе все-таки случится, с влиянием «Газпрома» на европейскую энергетику, особенно энергетическую безопасность, будет покончено. Для этого необходимо лишь форсировать разработку и добычу на сланцевых месторождениях, успех которых подкрепляется выкладками EIA (Energy Information Administration, Агентство энергетической информации при Министерстве энергетики США). Так, по последним данным, Европа располагает 28-летним запасом сланцевого газа.
Но здесь требуется уточнение по каждой стране отдельно. Например, в Болгарии и Франции гидроразрыв пласта (фрекинг), путем которого добываются сланцевые породы полезных ископаемых, запрещен, в Германии на него наложен мораторий, а в Великобритании против освоения сланцевых месторождений выступает местное население, опасаясь за экологию острова. В Венгрии в поисках сланцевого газа пробурили две разведывательные скважины, но ничего существенного не обнаружили. Похожая ситуация в Литве, где EIA в 2011 году прогнозировало извлекаемый запас на уровне 120 млрд кубометров газа. Но в 2013 году глава геологической службы Литвы усомнился, что в стране есть хоть какие-то запасы сланцевого газа.
В Польше, главной надежде Европы на сланцевую революцию, EIA оценивало объем извлекаемого сланцевого газа в 5,3 трлн кубометров, тогда как сама Польша – в 350-770 млрд кубометров. Но из 63 пробуренных скважин слабый приток с глубины 3 тыс. метров пошел только из одной. В итоге еще в 2012 году ExxonMobil отказалась от нерентабельных польских проектов. Вслед за ней последовали американские компании Marathon Oil и Talisman Energy.
На Украине также был обнаружен ряд перспективных месторождений. В 2013 году американская Chevron подписала соглашение с прошлым украинским правительством о разработке сланцевого газа на Олесской площади, расположенной, что важно – на западе страны, а компания Royal Dutch Shell подтвердила наличие газа на Юзовской площади в Харьковской области, но ее газоносные пласты сформированы не сланцевыми породами, а песчаниками. Поэтому речь о сланцевом газе в данном случае не идет, сообщала компания.
Агентство энергетической информации США действительно часто ошибается в своих расчетах. И не только в Европе. Так, например, совсем недавно оценка запасов крупнейшего нефтеносного сланцевого месторождения в Калифорнии – Монтерей – была снижена на 96%. В Монтерее находилось две трети технически извлекаемой сланцевой нефти США. С 13,7 млрд баррелей объем месторождения упал до 600 млн баррелей. Вместе с тем, по прогнозу, Монтерейское месторождение должно было приносить 24,6 млрд долларов в год, увеличить ВВП Калифорнии к 2020 году на 14% и создать 2,8 млн новых рабочих мест. Обо всем этом теперь можно говорить лишь в прошедшем времени.
За первоначальную оценку запасов сланцевой нефти в Калифорнии была ответственна компания Intek из штата Виргиния. Она действовала по заказу федерального правительства. В результате лопнувшего пузыря компания Occidental Petroleum, инвестировавшая в добычу, решила избавиться от активов на Монтерейском месторождении. Дж. Дэвид Хагис из Post Carbon Institute назвал его «мифическим богатым источником нефти, которого никогда не существовало». Также получилось и с газом в Польше. По оценке EIA 2011 года, его должно было хватить стране на 300 лет. Но только в разведку первых 20 скважин Польша инвестировала 400 млн долларов, которые не вернулись.
Поэтому заявление Игоря Плотницкого, назначенного министром обороны Луганской народной республики, можно считать не более чем еще одним выпадом в информационной войне против киевских властей. Стоит также отметить, что в качестве аргумента в пользу того, что Киев сражается с ополченцами за ресурсы, приводится факт назначения сына вице-президента США Джо Байдена в совет директоров частного нефтегазового холдинга Burisma, который по информации СМИ может принадлежать экс-министру экологии Украины Николаю Злочевскому.
Украинская компания не скрывала приглашения в команду руководителей Хантера Байдена, выпустив, правда с некоторой задержкой, официальный пресс-релиз. Искать, кому выгодно, начали не только на Украине и в России. «По всей видимости, конфликт на Украине является для США в первую очередь борьбой за ресурсы и капитал», – сказала пресс-секретарь немецких «левых» Севим Дагделин. Представители Белого дома назвали действия Байдена шагами частного лица, которое не пользуется поддержкой американского правительства. По официальной версии, юрист Хантер Байден потребовался Burisma для улучшения корпоративного управления и привлечения инвестиций. Однако сторонники неофициальной версии считают, что Байден может таким образом получить доступ к внутреннему газовому рынку Украины и отследить коррупционные связи, в том числе, ведущие в Россию.
Но, видимо, из-за того, что одна из «дочерних» компаний Burisma Holding Ltd. «Эско-Пивнич» добывает газ на месторождениях в Харьковской области, Байдена стали воспринимать еще и как человека, который должен проконтролировать запуск сланцевой революции на Украине. Поклонников конспирологии могло насторожить, что в текущем году компания планирует увеличить добычу на 35-40%. Масло в огонь подлил и новоизбранный президент Петр Порошенко. Он считает, что с началом разработки международными компаниями сланцевых месторождений на территории Украины зависимость от российского газа уйдет в прошлое.
Примерно также размышляли в Литве. Но когда геологоразведка опровергла прогнозы, литовские власти собрались пришвартовать у побережья плавучий терминал для сжиженного природного газа, который заказали на судостроительных вервях в Южной Корее. Министр энергетики Литвы Ярослав Неверович сказал, что благодаря перспективам появления у страны терминала «Независимость» и переговорам со Statoil о поставках топлива «Газпром» согласился снизить цену на газ на 20% с июля этого года. Поэтому даже если ставка Порошенко на сланцевый газ не оправдается, его предложение построить терминал для импорта СПГ вполне может привести к скидке от «Газпрома». Но козырь в виде сланцевых месторождений в его руках, как в игре в «Дурака» с меняющейся козырной мастью, может в любой момент оказаться сущей мелочью.
Написать комментарий