Газовый спор: убедит ли Евросоюз Украину заплатить за российский газ?
Еврокомиссия призывает Украину выплатить долг за российский газ, Украина требует от России вернуть все скидки, а Россия готова прекратить поставки Украине с 3 июня. Почему стороны не могут договориться? Как это скажется на транзите?
Президентские выборы на Украине завершились ожидаемой победой бизнесмена Петра Порошенко, а главная угроза европейской энергетической безопасности – назревший газовый конфликт Киева и Москвы – до сих пор не исчерпан и входит в решающую фазу, чреватую последствиями уже зимой 2014-2015 годов. На пресс-конференции после выборов Порошенко обозначил свою позицию по газовой проблематике: «перевести российскую газовую политику на рыночные правила». Не понятно только, готова ли сама Украина перейти на рыночные рельсы в вопросе газа.
Международный валютный фонд, разработавший для Украины программу восстановления экономики stand-by и собирающийся выделить 17 млрд долларов помощи в течение двух лет, тоже считает, что Киев должен платить рыночную цену за топливо – не 485 долларов за тыс. кубометров, которые назначила Россия в апреле, а 357 долларов, полученные исходя из стоимости реверсных поставок и спотовых цен на европейском рынке. Цена, как подчеркивали представители МВФ, всего лишь ориентир для продолжения кредитования. Но здесь стоит отметить, что фонд добивается поднятия тарифов для украинских потребителей на 40% с 2010 года, считая их уровень в 3-5 раз ниже, чем в соседних европейских странах. Это тоже – довольно резкий, но переход к рынку.
Как кризис менеджер, заставший на своем новом посту страну в упадке, Порошенко должен провести шоковую терапию и доказать на деле свою приверженность европейским ориентирам, главный среди которых – рынок. Скидки на газ и неплатежи за потребленное топливо, как ни крути, вещи не европейского порядка. Дешевый газ, низкой цены на который (268 долларов за тыс. кубометров) добился бывший президент Украины Виктор Янукович, временно отказавшись от экономической ассоциации с ЕС, позволял сохранить статус-кво: не повышать стоимость топлива внутри страны, продолжать субсидировать население и промышленность, оставлять пространство для коррупции. И тем самым не модернизировать устаревшие и не эффективные с точки зрения энергопотребления производства, продолжая вести экономику через череду кризисов.
Переходное правительство «камикадзе», как назвал его членов премьер-министр Арсений Яценюк, должно было пойти на непопулярные меры. Можно предположить, что рыночная цена на российский газ в этом деле могла быть использована как стимул. Но для решения вопроса потребовалось организовывать трехсторонние переговоры между ЕС, Украиной и Россией, мандат на которые Еврокомиссии дали европейские страны, получив письмо от президента России Владимира Путина, адресованного их лидерам. В тексте письма российский президент сообщал об ухудшении платежеспособности Украины, задолжавшей на тот момент 2,2 млрд долларов за газ, и призывал провести межправительственные консультации.
Сколько переговорщиков, столько и результатов
Очередной раунд переговоров прошел в понедельник, 26 мая. Он показал, насколько украинская политика далека от Европы. Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер по итогам встречи заявил, что Киев может уже в четверг перечислить 2 млрд долларов в качестве задатка по будущим поставкам. После этого в пятницу стороны обсудят возможность снижения цены на газ с 485 долларов за тыс. кубометров до, вероятно, рыночного ориентира в 360 долларов, с чем Киев, настаивающий на цене 268 долларов, вряд ли согласится. При условии договоренности 7 июня «Газпром» получит еще 500 млн долларов. По словам Эттингера, так Украина подтвердит свою платежеспособность. Видимо, вопреки тому, что глава «Газпрома» уже назвал страну банкротом.
Министр энергетики РФ Александр Новак интерпретировал результат переговоров несколько иначе: Россия получает 2 млрд долларов в счет долга, который к этому моменту составил 3,5 млрд. В свою очередь 500 млн долларов – без оспаривания цены, как сказал председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер – пойдут на оплату июньских поставок. При этом, предупредив о переводе Украины на предоплату, Россия уже выставила предварительный счет за июнь в размере 1,66 млрд долларов, а с 3 июня, если украинская сторона не оплатит поставки топлива, Россия «закрутит вентиль».
В «Нафтогазе» и вовсе констатировали отсутствие реального прогресса в переговорах. «Российская сторона продолжает занимать неконструктивную позицию и требует безусловного погашения всех выставленных счетов, включая и спорные суммы», – сообщила пресс-служба компании, настаивая на «цивилизованном компромиссе». «Конкретных результатов не достигнуто», – отметил министр энергетики Украины Юрий Продан.
Глава «Газпрома», присутствовавший на встрече в Берлине, отметил некий «дуализм»: с одной стороны – ЕС и Россия, с другой – Украина. Если слова Александра Новака в последующем не опровергнет Эттингер, потому как их заявления не соответствовали друг другу, то Еврокомиссия разделяет позицию России относительно того, что Украина должна погасить накопившийся долг. Российский министр энергетики назвал это «положительным моментом проведенных консультаций». Начать выплаты долга за газ Украину призвали и участники неофициального саммита ЕС, который прошел в Брюсселе во вторник, 27 мая. Из 11 млрд евро общей помощи от стран ЕС в ближайшее время Украина получит 1,6 млрд евро, из которых 600 млн могут пойти на погашение долга перед «Газпромом».
Взаимные претензии угрожают транзиту
Однако чтобы и дальше получать финансовую помощь, Украина должна гарантировать транзит газа в Европу. Тем более что Россия дала понять: отключение будет произведено, но транзитного потока оно не коснется. Но это не отменяет того, что от закачки газа в подземные хранилища на Украине будут зависеть поставки газа европейским потребителям уже этой зимой. Зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов ранее говорил о необходимости закачать в подземные хранилища (ПХГ) 11,5 млрд кубометров газа стоимостью 4-5 млрд долларов. По оценкам «Газпрома», к отопительному сезону в ПХГ должно быть не мене 17 млрд кубометров. Текущий показатель, согласно министру энергетики Александру Новаку, 4-6 млрд кубометров, а максимальная скорость заполнения ПХГ – 281 млн кубометров в сутки.
«Мы считаем, что данная ситуация становится критической, и нужно принимать срочные меры по ее урегулированию», – бил тревогу Новак. Российская сторона настаивает на том, что к закачке в ПХГ требуется приступить немедленно, но у Украины есть время поторговаться как минимум до августа. Так, например, украинский премьер-министр Арсений Яценюк 27 мая заявил, что Россия должна вернуть Украине миллиард долларов за 2 млрд кубометров украинского газа, принадлежавшего «Черноморнефтегазу» в Крыму.
Кроме этого прозвучал ультиматум: если до 29 мая «Нафтогаз» и «Газпром» не подпишут соглашение, то Украина будет встречаться с Россией в Стокгольмском арбитражном суде. Но Россию такая перспектива нисколько не пугает, потому что «Газпром» строго следует контракту от 2009 года. «Россия ни на одну букву, ни на точку, ни на запятую не нарушает этот контракт», – отметил президент Владимир Путин на встрече с мировыми информационными агентствами 24 мая.
По его словам, Россия заинтересована в поставках сырья «добросовестных покупателям, которые платят контрактную цену». Президент напомнил, что одна из скидок предоставлялась в счет оплаты пребывания Черноморского флота в Крыму и покрыла эту статью до 2019 года. «Какие могут быть к нам претензии? Вообще, ноль! Мы проявили невиданную щедрость», – сказал Владимир Путин.
До этого, отвечая на вопросы в ходе пленарного заседания Петербургского экономического форума, российский президент был еще эмоциональнее: «Говорят, у Украины трудное экономическое положение... Мы им перевели 3 млрд долларов, дали скидку на первый квартал. Задолженность увеличилась, а они даже за то, что получили со скидкой, не платят. Где наши деньги?! Мы поставили бесплатно 10 млрд кубометров газа. Как за год в Польшу. Это нелепо. Заплатите хотя бы за тот период, пока скидки действовали. Отказываются. Слушайте, ну как работать-то?!»
Снижение зависимости от России
Пока Россия и Украина не могут договориться, занося дамоклов меч над ЕС, добросовестные покупатели в Европе разрабатывают новую стратегию энергетической безопасности под названием «Комплексный план по сокращению энергозависимости ЕС». Как пишет «Коммерсант», ознакомившийся с текстом документа, зависимость предлагается снизить только от одного поставщика – России, занимающей 42% в импорте и 27% в потреблении на европейском рынке. Зато нарастить поставки из Туркмении – сырьевой базы Китая, Азербайджана, Норвегии и Алжира.
Еврокомиссар Гюнтер Эттингер неоднократно выражал свою позицию по этому вопросу, которая сводится к тому, что энергетические продукты не могут быть политическими инструментами. В частности, Эттингер предлагает создать в Европе газовый рынок. «Там, где функционирует рынок, политики практически не могут использовать энергию в качестве инструмента», – говорил он, намекая на действия России в отношении цены на газ для Украины.
«Чем больше конкуренции, чем больше цену на газ будут определять спрос и предложение, и тем меньше на нее можно влиять политически», – отмечал Эттингер и приводил в пример нефть. «Ведь есть же единая рыночная цена на нефть». Этим еврокомиссар, по сути, расписался в своем непонимании специфики торговли природным газом. Ему стоит ознакомиться с исследованием Harvard Kennedy School, где отмечаются ключевые отличия газа от нефти. Во-первых, стоимость нефти рассчитывается даже без покупателя, так как это международный товар известного качества, определенного местом добычи, в то время как газ относится к региональным товарам, а газопроводы не строятся без договора купли-продажи с кредитоспособным покупателем, который финансово обязуется покупать газ.
Во-вторых, газ не взаимозаменяемый товар, потому что транспортируется почти исключительно через трубу, нефть же можно перевозить на танкерах. Наконец, как сказано в тексте исследования, степень доверия между покупателем и поставщиком должна быть высокой, ведь обе стороны берут на себя риски по поставкам и покупке. Именно поэтому газовые контракты предполагают двухсторонние отношения, а не соглашение с коллективным пользователем в лице ЕС. По словам Эттингера, это называется «узконациональной логикой» европейских государств. Чтобы логику поправить, страны ЕС должны будут консультироваться с Еврокомиссией по поводу заключения энергетических сделок с третьими странами. Показательно, что даже в текущей ситуации страны ЕС выступают против совместной закупки газа. Хотя эту меру еще ждет антимонопольная оценка.
В обход Украины не получается
Таким образом, внутренний газовый рынок в Европе остается под вопросом. Но Еврокомиссия последовательно ужесточает свою позицию в отношении альтернативных газопроводов из России в Европу. Так, отложено решение по использованию «Газпромом» европейского газопровода OPAL на полную мощность. К этой распределительной сети подходит российский газопровод «Северный поток». В соответствии с требованиями «третьего энергопакета» он загружается ровно на половину, чтобы оставить дополнительные возможности для других поставщиков. Еще в марте Еврокомиссия должна была разрешить 100-процентную загрузку с проведением со стороны «Газпрома» аукционов на поставку газа европейским потребителям. Но так как компания обладает монопольным правом на экспорт российского газа, аукционы будут чистой формальностью.
Также Еврокомиссия может предъявить требования о защите конкуренции и окружающей среды к еще не построенному «Южному потоку», который в совокупности с «Северным потоком» и газопроводом «Ямал-Европа» может исключить Украину из транзитной схемы поставок газа в Европу. Президент Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу резко отреагировал на завершение тендера в Болгарии на строительство газопровода. «В вопросе энергобезопасности Евросоюз должен действительно говорить единым голосом. Я говорил сегодня об этом, и все лидеры ЕС, включая премьера Болгарии, с этим согласились. Отдельные положения (контрактов «Газпрома» с европейскими потребителями) не соответствуют европейским нормам, и Еврокомиссия будет принимать меры, чтобы добиться их соблюдения», – сказал Баррозу.
При этом диверсификация маршрутов поставок газа и прямая связь России со странами Центральной и Южной Европы, уменьшающая риски в транзитных странах, подобных Украине, Еврокомисию не интересуют. Чиновники убеждены, что проект направлен на расширение влияния России в Европе и не позволит реализовать конкурирующий газопроводный проект «Южный коридор», который должен связать Европу с Центральной Азией.
«Южный поток» стоимостью 15-16 млрд евро, по мнению Еврокомиссии, не соответствует нормам «третьего энергопакета», принятого после заключения соглашения о его строительстве между Россией и странами, через территорию которых пройдет газопровод. «Необходимость строительства и преимущества "Южного потока" для Европы очевидны. Проект "Южный поток" направлен на повышение энергетической безопасности европейских потребителей, что всегда являлось важнейшим приоритетом для "Газпрома"», – говорил глава российской газовой компании Алексей Миллер после подписания меморандума с австрийским нефтегазовым концерном OMV о прокладке газопровода до Австрии.
Еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер прямо назвал «Южный поток» «политическим проектом». По его словам, он «имеет значение только в том случае, если вы не доверяете Украине и хотите ее обойти». Эттингер же видит в Украине ценного партнера и члена энергетического сообщества. Однако именно этот партнер может оказаться ненадежнее всего. И если России ЕС угрожает ослаблением зависимости от ее энергоресурсов, то Украину Европа вынуждена уговаривать платить по долгам.
Написать комментарий
Оплатить за газ Украина обязана в любом случае,так как она товар получила,использовала без оплаты,тоесть в долг о чем договора не было. А если старые долги не отдаються,то новые в долг вам уже не дадут. Поэтому ДОЛГ платежем КРАСЕН ! Естественно о какой поставке газа и скидки на цену может идти речь...ведь доверие потерять легко,а вернуть его практически не возможно.Чтобы состоялся диалог по газу надо расчитаться с долгами впервую очередь,что будет способствовать доверию и продолжению сотруднечиства в экономическом поле на взаимовыгодных условиях.Только таким образом можно идти к укреплению отношений и процветанию обеих сторон.Ведь Зло никогда не было Благом.
наша птицефема работает на славу,не знаю вообще зачем ввозить продукты в аграрную страну)))))
калабский,boban... До чего же хорошо, что в мире (кроме России, разумеется), нет таких людоедов: почему-то никто не кричит о том, что надо перекрыть поставку России продуктов питания - пусть поголодают. "В 2013 году доля импорта продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами в России составляла 36%". "... по итогам 2013 г. доля импорта мяса и мясопродуктов в структуре предложения составит 21,5%." Это означает, что в России потребление мяса снизится с нынешнего уровня, который ниже "голодного 1990 года, на четверть. "... доля импорта говядины в её товарных ресурсах в России составляла 2010 году — 61,1 %." "По оценке «Экспресс-Обзор», к 2014 году доля импортной продукции на рынке мяса птицы будет составлять порядка 7 %". «На данный момент Россия ввозит до 65% продуктов питания, и, конечно, если мы вдруг останемся без импорта, всем без исключения россиянам придётся туго», - считает Алексей Портанский, ведущий научный сотрудник Института торговой политики." Знать положение в своей стране просто необходимо. Особенно тем, кто "рекомендует". Возможно, телеящик не разглашает такие тайны страны, но не ящиком же одним должен быть сыт россиянин. Так кем же "станут" россияне, если в странах-импортёрах победят такие же "рекомендатели"? Пустые прилавки и дикие очереди 1990 года уже забыты? Кстати, обратите внимание: Запад постоянно говорит о том, что сануции не направлены против населения России, они направлены только против тех у власти, кто не думает о своём населении.
Мы то терпим их санкции,терпите и вы наши цены.Это компенсация.
надо перекрывать европе газ. зиму поспят в ватных трусах-станут послушными овечками