06 НОЯ, 03:08 МСК
USD (ЦБ)    97.5499
EUR (ЦБ)    106.1426


Экономика полуострова. Насколько самодостаточен Крым?

11 Марта 2014 9636 3 Экономика
Экономика полуострова. Насколько самодостаточен Крым?

Что представляет собой экономика Крыма и можно ли ее считать самодостаточной? Как жилось автономии последние 20 лет? Куда идут деньги за аренду портов Черноморским флотом и целесообразно ли России инвестировать в этот регион?

Крым советский...

В последние двадцать лет Крым воспринимается исключительно как регион туризма и, в лучшем случае, виноделия. Именно на этих двух отраслях и базируются все планы по развитию экономики региона, если таковые, вообще имеются.

Между тем, в советскую эпоху туристическая сфера была далеко не главной составляющей в экономике Крыма. Этот регион был, в первую очередь, крупной военной и военно-морской базой, которая обеспечивала доминирование СССР в Черноморском регионе и его влияние в Средиземноморье и на Ближнем Востоке. Здесь располагались также важнейшие предприятия военного приборостроения и судостроения. Именно они составляли основу крымской промышленности. Помимо этого, на полуострове была развита легкая и пищевая промышленность. Продукция предприятий по переработке рыбы, овощей, фруктов и винограда шла, в том числе, и на экспорт.

Хотя Крым и позиционировался как «всесоюзная здравница», но вклад санаторно-туристической отрасли в экономику региона был, скорее, символическим, ведь большинство отдыхающих оплачивали путевки в санатории и дома отдыха лишь на 15-20%, остальное доплачивало государство или профсоюзы. Санаторно-курортная отрасль развивалась не ради получения прибыли. Напротив, это была затратная социальная программа: государство вкладывало немалые средства в эту отрасль ради общего оздоровления населения.

…и постсоветский

В годы перестройки и после распада СССР структура крымской экономики коренным образом изменилась. Был «упразднен» не только военный кластер, не только предприятия приборостроения и судостроения. Не выдержав рыночных и политических пертурбаций, значительно сократились сферы легкой и рыбной промышленности, производства плодоовощной продукции, садоводства.

В итоге масштабной стихийной реструктуризации сложилась примитивная и бесперспективная экономика постсоветского образца, построенная по остаточному принципу, отмечают эксперты Украинского центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова. Сегодня основную долю в экономике Крыма занимает пищевая промышленность (около 40%), на втором месте – химическая промышленность (около 20%), на третьем – машиностроение (около 15%). Легкая промышленность в Крыму практически исчезла уже к 2001 году, удельный вес сельского хозяйства продолжает снижаться, а его место занимает торговля и сфера услуг.

При этом, несмотря на высокий удельный вес пищевой промышленности в структуре крымской экономики, объемы производства катастрофически сократились, почти полностью прекращено производство молочной продукции, плодоовощных консервов и соков. Да и сырьевая база для производства тоже в значительной мере утрачена: площади крымских садов за последние 20 лет сократились в пять раз, а виноградников более чем в два раза.

Большинство бывших советских крупных сельхозпредприятий исчезли, и сельское хозяйство Крыма приобрело фактически «приусадебный» характер за исключением производства зерновых, подсолнечника, винограда и мяса птицы. При этом лишь объемы производства зерна и овощей сохранились примерно на уровне 1990 года. Объемы выращиваемого картофеля, правда, увеличились, производство же остальной сельхозпродукции значительно уменьшилось в среднем в 1,5 раза, а плодов и ягод даже более чем в 6 раз.

Лидерство химической промышленности также обусловлено вовсе не ростом объемов продукции (они остались практически на уровне советских времен), а всего лишь дальнейшим упадком остальных отраслей. В отличие от множества закрывшихся и разоренных крымских предприятий, химические заводы (три из четырех имевшихся) удалось сохранить – благодаря льготному налогообложению Северокрымской экспериментальной экономической зоне (СЭЭЗ) «Сиваш» в 1996-2001 годах, когда химические предприятия Северного Крыма получили льготу по налогу на прибыль при условии ее реинвестирования в развитие производства, а также право беспошлинного ввоза нового оборудования. «Сохранение крымской большой химии можно считать пока единственной успешной, но локальной по масштабам и непродолжительной во времени, попыткой осмысленного влияния на структурные процессы в крымской экономике», – отмечают эксперты.

«В 1999-2004 годах была предпринята попытка коррекции структуры крымской экономики путем создания территорий приоритетного развития (ТПР) и свободных экономических зон на территории сразу 9 городов и районов Крыма. Но она успеха не имела. Привлечь значимые по объему и направленности иностранные инвестиции, в том числе в проекты промышленного развития, на территории Крыма не удалось, кроме незначительного объема российских и украинских инвестиций в гостиничные проекты в Ялте и Алуште. В целом, работа по привлечению иностранных инвестиций в экономику Крыма в последние 20 лет терпела неудачу».

Развитие туризма

В 2010 году официальным приоритетом развития крымской экономики был объявлен туризм, государство начало вкладывать значительные средства в инфраструктуру Крыма. Действительно, на фоне общего упадка прочих отраслей экономики, туризм приобретает все большую значимость. На сегодняшний день эта сфера генерирует (вместе с отраслями обслуживания) не менее 25% доходов сводного бюджета. «Три основных региона с курортной моноэкономикой, принимающие и обслуживающие более 75% организованных туристов – Ялта (38%), Алушта (19%) и Евпатория (19%) – формируют свыше 20% доходов сводного бюджета автономии. Обслуживание туристов является основной и дополнительной деятельностью более 20% взрослого населения Крыма и весомой статьей доходов не менее 50% крымчан», – отмечается в исследовании центра им. Разумкова.

Однако, предупреждают аналитики, при этом стоит учитывать, что Крым – это не круглогодичный, а сезонный, летний, курорт, причем длительность «высокого сезона» в последние годы сократилась с 4-5 месяцев (май – сентябрь) до 1-1,5 месяцев (июль – август). «Главные конкуренты Крыма на рынке туристических услуг имеют объективно лучшие климатические условия для пляжного отдыха. Кроме того, практически все они, в отличие от Крыма, имеют природные условия для зимнего (в том числе горнолыжного) отдыха». Сюда же стоит добавить и отставание в уровне сервиса.

«Значительное количество наиболее платежеспособного сегмента туристов из областей Украины и с традиционного для Крыма российского рынка переориентировались на курорты Турции, Египта, европейского Средиземноморья». По мнению экспертов, Крыму стоит развивать сегмент массового, достаточно недорогого, но качественного (сертифицированного) отдыха и постепенно переходить от пляжного туризма к оздоровительному и затем – лечебному, медицинскому туризму.

Проблемы и перспективы

Согласно краткой справке, приведенной изданием «Коммерсант», доля автономной республики и Севастополя в ВВП Украины в 2012 году составила 3%. В структуре ВРП 16% приходится на промышленность, 13% на торговлю, по 10% на сельское хозяйство, транспорт и связь, соцсектор и операции с недвижимостью.

Крым обеспечен собственными продуктами питания в полной мере, кроме сахара, растительного масла и молока. Республика является экспортером сельхозпродукции. Водообеспеченность полуострова в 4,24 раза меньше, чем в среднем по Украине. Потребности закрывает Северо-Крымский канал, берущий начало у Каховского водохранилища на Днепре.

Крым только на 20% обеспечивает себя электроэнергией. Остальное поставляется по трем ЛЭП с материковой части Украины. Местная компания «Черноморнефтегаз» в 2013 году добыла 1,65 млрд куб. м газа и планирует в 2014 году полностью покрыть потребности республики. НПЗ в Крыму нет, нефтепродукты поставляют по морю и по железной дороге. В 2013 году в Крыму отдохнули 5,89 млн туристов. Основная часть отдыхающих — жители Украины (51,7%), россияне составляют 40,2%. 68% туристов добираются на полуостров поездом. Несмотря на наличие четырех крупных торговых портов, 87,8% грузооборота приходится на железную дорогу.

Расходы бюджета Крыма в 2013 году на 52% обеспечены поступлениями из центрального бюджета. Однако причина дотационности кроется, в основном, в центроориентированном перераспределении доходов, указывает издание общественно-политическое издание Trud.ru. 80% местных доходов – это примерно 600 млн долларов – вывозится за пределы полуострова. В Киев поступает большая часть налогов, собираемых на территории Крыма. В том числе, это происходит потому, что подавляющая доля крымских предприятий зарегистрирована в других регионах и платит налоги по месту регистрации. К примеру, крупнейший на Украине алкогольный концерн «Союз Виктан», ранее плативший в бюджет Крыма акцизных 200 млн гривен (800 млн руб.), с недавних пор юридически переведен в Киев — и теперь платит туда. Из более чем полусотни работающих на полуострове банков в Крыму зарегистрирован только один — ЕБРР, остальные стали филиалами киевских банков. Даже управление железной дороги, осуществляющее на полуострове 80% перевозок, выведено из Симферополя в Днепропетровск, вместе со всеми доходами. Ежегодная арендная плата в 97 млн долларов за использование Севастополя в качестве российской военно-морской базы также уходит прямиком в Киев, в республиканскую казну. С 2017 года планировалось увеличить ее до 150 млн долларов.

Как пишет общественно-политическое издание Trud.ru, если в бюджете республики Крым оставлять до 70% собственных доходов, то в течение 5-8 лет автономия станет самодостаточной. Об этом говорит то, что в нынешнем году Крым перешел в категорию нетто-экспортера: в январе экспорт товаров из Крыма превысил импорт.

Однако, по мнению многих экспертов, главную привлекательность Крыма составляет вовсе не возможность выгодных инвестиций. Этот регион важен, прежде всего, с геополитической точки зрения – как плацдарм для обеспечения влияния в Черноморском регионе, Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
И
18.03.2014 0 0
игорь:

Предприятия судоремонта выкуплены Порошенко и Тимошенко затем развалены!!!!!!

S
14.03.2014 0 0
SLavaK:

Умничка Вы моя, Галина Анатольевна.!. Клянусь Всеми Всевышними, что не только Вам, но и "ВСЕХАМ-ВСЕХАМ" доподлинно известно: – "Ху-Есть-КРЫМ" для Чёрного и Средиземного морей, для РОССИИ (СССР.!.) и НАТО... Трижды обагрили КРОВЬЮ Крымскую Землю Патриоты Российской Империи.!. Иосиф Сталин и Пётр Первый ОТЛИЧНО ПОНИМАЛИ суть и последствия Морской БЛОКАДЫ для Своего ГОСУДАРСТВА... Значьте, ЭТО – страшнее Ленинградской БЛОКАДЫ.!. С уважением – Вятский Мужук.

A
14.03.2014 0 0
alex alex:

А что тут комментировать? -ВКрыму народ тоже долго терпел... Атеперь что предлагают?,-из огня да "в полымя".?



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more