Капитал Страны
28 МАЙ, 04:59 МСК
USD (ЦБ)    66,0413
EUR (ЦБ)    73,8474

Почему Китай не поддерживает Россию в Крыму?

7 Марта 2014 51255 15 Экономика
Почему Китай не поддерживает Россию в Крыму?

С эскалацией конфликта на Крымском полуострове Россия находится в открытом противостоянии с США и Евросоюзом. Ситуация меняется каждые несколько часов, зачастую усугубляясь. Почему позицию России на международном уровне не поддерживает Китай?

По вопросу будущей судьбы Крыма Россия сталкивается с давлением и санкциями не только США, но и Европы, отстаивающих суверенитет и государственные границы Украины. На российской же стороне никто открыто не выступает, большинство потенциальных союзников предпочитает не вмешиваться в геополитическую борьбу. В этом смысле для подкрепления позиции России не хватает веского слова Китая, крупнейшего держателя государственного долга США. Но именно в Крыму партнерство России и Китая заходит в тупик. Виды на полуостров есть у обоих государств.

Пекин с недавнего времени вынашивает идею транспортного коридора между Азией и Европой по образцу Великого Шелкового пути. Называется он «Пояс Шелкового пути» и должен пройти приблизительно по маршруту древней караванной дороги, которая была проложена в стороне от современной России. В Средней Азии китайские дипломаты продвигают проект на закрытых встречах с чиновниками, о которых сообщают СМИ, противопоставляя его преимущества интеграции с Россией. При этом отмечается, что Россия может подключиться к «Шелковому пути», так как под ним не скрывается стремление к региональному господству или установлению сфер влияния.

С не меньшим успехом, чем в Азии, где у Китая больше точек пересечения взаимных интересов, переговоры шли на Украине. Инвестиции в инфраструктуру полуострова Крым, по информации официального печатного органа КНР «Жэньмин жибао», позволят Китаю сократить торговый маршрут в Европу на 6 тыс. км. Благодаря этому стране не нужно будет выходить к Гибралтарскому проливу – в ее распоряжении окажутся Суэцкий канал и Средиземное море. В начале XX века роль транзитной территории Крыму отводила Британская империя. Железнодорожный мост через Керченский пролив должен был связать Лондон и Дели, крупнейший город колониальных владений, но случилась война.

Китайцы зашли издалека. Весной 2013 года между украинской компанией KGS Agro и китайской стороной начались переговоры. К сентябрю было подписано соглашение, по которому Украина передавала в аренду на 50 лет 3 млн га земли Синьцзянскому производственно-строительному корпусу китайской армии. Украинские власти собирались передать в пользование участки земли в Днепропетровской и Херсонской области, а также в Крыму. Китайская сторона обязывалась привлекать местную рабочую силу и потратить 3 млрд долларов на оздоровление сельхозугодий.

Чтобы вывозить большие объемы зерна, китайцы предложили построить в поселке Фрунзе Сакского района Крыма, рядом с Евпаторией, глубоководный порт «Крым» – с подводной акваторией в 25 метров и грузооборотом 140 млн тонн в год. Разработчиком проекта стала украинская компания «Киевгидроинвест», представившая его на презентации в Пекине, а финансирование в полном объеме взяла на себя китайская сторона. Проект предполагает, что вблизи с портом будет находиться индустриальная зона на 300 тыс. кв. м или как ее еще называют – крымская зона экономического развития с высокотехнологичным кластером. Причем зона включает в себя и Севастополь, где располагается Черноморский флот России.

В меморандуме о намерениях китайские инвесторы рассчитывали на строительство нового аэропорта, нефтеперерабатывающего завода, нескольких верфей, терминалов для СПГ, учебного центра. По отдельным пунктам финансирование было уже определено, например по парогазовой электростанции в Крыму стоимостью 1,7 млрд долларов. В Севастополе планировалось восстановить рыбный порт. Одновременно с закладкой глубоководного порта в Евпатории на него выделялось 3 млрд долларов, сообщало китайское издание Shanghai Securities News. Еще примерно 7 млрд долларов стоили нефтегазовые комплексы, заводы по сжижению газа и другие объекты. В общей сложности речь шла о 10 млрд долларов, из которых Украина не вкладывала ни доллара.

Китай был готов дать отмашку первой очереди строительства в конце 2014 года и за два года завершить возведение портов. Подрядчиком выступала Beijing Interoceanic Canal Investment Management Co., Ltd; проект реализовывался по схеме государственно-частного партнерства, где доля государства составляла 50%. С одной стороны, Китаю в ближайшем будущем нужно будет вывозить пшеницу и кукурузу с арендованных земель; с другой – начать наращивать товарооборот между Европой и Китаем через новый транспортный канал. В свете этого можно предположить, что торговая ассоциация Украины с Евросоюзом Китаю совсем не мешала.

Всего же Китай и Украина подписали контрактов и меморандумов на сумму 30 млрд долларов, часть из них была заключена во время визита президента Виктора Януковича в КНР в декабре 2013 года. Также в прошлом году Банк развития Китая выдал 3,7 млрд долларов украинскому Минэнерго, по линии других государственных структур было вложено еще 2,6 млрд долларов в украинское сельское хозяйство. Частично Украина будет отдавать кредиты зерном. Также очевидно, что сегодня Китай не хочет терять пакет выгодных инвестиций на Украине. Но в случае выхода Крыма из состава Украины китайцам придется заново обсуждать и находить взаимопонимание по каждому проекту в отдельности.

В противовес Китаю Россия пока предлагает Крыму не так уж много. До сих пор разговоры были вокруг моста через Керченский пролив. Соглашение о его строительстве в декабре 2013 года подписали главы Украины и России. Тогда же российские чиновники приступили к его подготовке. Еще во время Олимпиады в Сочи вице-премьер Игорь Шувалов потребовал от министра транспорта Максима Соколова вступить в диалог с украинскими коллегами. Однако, как сообщили источники, знакомые с ситуацией, это было связано не только с пониманием стратегической важности моста, но и с необходимостью обеспечить производственные мощности одного из подрядчиков Олимпиады в Краснодарском крае.

Компания «Волгомост» миллиардера Аркадия Ротенберга строила к Олимпиаде третью очередь дублера Курортного проспекта. После сдачи объекта стоит вопрос о перемещении строительной техники обратно в Поволжье. В связи с этим Ротенберг продвигает участие своей компании в возведении моста. Еще летом 2013 года на инвестиционном форуме в Ялте «Волгомост» представила проект автомобильно-железнодорожной транспортной переправы протяженностью 6,3 км. «Жуковский вариант» – от поселка Жуковка до косы Чушки – требует дополнительной прокладки 46 км автодорог и 13 км железной дороги. Помимо него рассматривалось еще три различных варианта.

Над «Жуковским вариантом» работал проектный институт Гипротрансмост, также принадлежащий Ротенбергу. По информации источников в компании, «Волгомост» уже перевозит технику к месту строительства в Краснодарском крае. Стоимость объекта оценивается по-разному: от 1,5 до 3 млрд долларов. Финансировать его будет Внешэкономбанк, а в эксплуатацию сдадут через 4-5 лет. В понедельник, 3 марта, премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение о создании дочерней структуры госкомпании «Автодор», которая будет отвечать за инженерные изыскания и технико-экономическое обоснование моста. Но на самом деле проект моста уже готов, говорят в «Автодоре», и, возможно, строительные работы запустятся раньше ноября.

Кроме Керченского моста, который больше всего имеет шансов состояться, Россия может взяться за реконструкцию трассы Херсон – Джанкой – Феодосия – Керчь. Предварительно она оценивается в 1,4 млрд долларов. Также реконструкции и модернизации требуют порты в Евпатории, Феодосии, Керчи и Ялте. В торговом представительстве России на Украине оценивают проекты в 1,8 млрд долларов. В общей сложности Россия может вложить в Крым 5 млрд долларов инвестиций, включая мост между Крымом и Таманским полуостровом. В Минэкономразвития поручили искать российских инвесторов Торгово-промышленной палате. Но пока ситуация не стабилизируется, сделать это будет трудно, замечают представители бизнеса.

Дополнительно Россия поможет властям Крыма с дефицитом бюджета, который составляет 35 млрд руб. в год. Возможности для этого проработают в Минфине, пообещал глава ведомства Антон Силуанов. Всего России нужно найти около 6 млрд долларов – столько на первых порах потребуется для интеграции Крыма в свое пространство. Но проблема крымских вложений в том, что их окупаемость остается под вопросом. В отличие от Китая, у России на первом плане политическая целесообразность, а не экономическая.

Правда, к Китаю власти Крыма относятся с некоторым недоверием, стремясь стать частью России. Будет ли и дальше Китай противопоставлять свой «Пояс Шелкового пути» Таможенному союзу или в Крыму два проекта сойдутся – от этого зависит будущее полуострова, которому далеко до самодостаточности и крайне необходимы инвестиции, чтобы модернизировать и разнообразить свою экономику.

Александр Мельников

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
27.12.2014 0 0
Аркадий Оксанов:

михаил Не забывайте, что во время Отечественной войны немцы быстро построили мост в Крым.Он разрушился уже после войны: там очень сложные геологические и климатические условия. Война с Украиной и "крымнаш" нанесли ущерб России и в участии в китайском проекте использования Крыма. Китай не станет вкладывать громадные средства в нестабильном международном районе, не говоря о том, что замыслы России в отношении Крыма - военные, а не международные. Кроме того, Китай вовсе не намрен таскать каштаны из огня для России: он воспользуется слабостью России для территориальных претензий .Кроме того, если в России будет нечто "оранжевое", что свергнет нынешнюю систему, то возможен раскол России по Сибири или Уралу с образованием самостояительного пропутинского государства в Сибири. При этом Китай получает массу преимуществ: марионеточеое государство у себя на границе, источник сырья, территорию для освоения, повышение роли Китая в международной тихоокеанской торговле, усиление своего международного авторитета. Ясно, что дальновидный Китай имеет такие планы. Вероятно, этим и объясняется половинчатая позиция Китая в отношении агрессии Путина на Украину: Китаю нужно ослабить Россию (этого он уже добился), переориентировать торговые потоки из России (и в Росию) с выгодой для себя, добиться изоляции России и победы типа договора Молотова-Риббентропа для отттягивания времени. Если бы Китай реализовал свои крымские проекты с Украиной, Россия тоже бы выиграла во многих отношениях. Всё это свидетельствует о том, что у России нет никакой долгосрочной национальной политики. О том, что Путин не планирует вдаль, пишут уже давно. Идея: "Без Путина нет и России" предельно ущербна. Сравните даже с Гитлером, который планировал Германию в виде тысячелетнего рейха. Сталин планировал СССР в виде мировой социалистической республики. Кратковременное планирование - признак правления временщика.

27.12.2014 0 0
михаил:

Кабинет министров Медведева не способен ничего решать. Он ожидает, когда Путин возьмётся за реализацию проекта. Мост в Крым, в отличие от пустой говорильни мог бы показать, на что реально способна Россия.

21.03.2014 0 0
Борис:

Не забывайте о Даманском! Порох надо держать сухим!

18.03.2014 0 0
Александр:

Интересы России и Китая по развитию транспортной инфраструктуры в Крыму абсолютно совпадают, да и Крымчанам польза очевидна.

15.03.2014 0 0
Олег:

Автору не плохо было ознакомиться с китайской печатью, в которой позиция России одобряется.

12.03.2014 0 0
алекс:

Наши победят!!!

11.03.2014 0 0
Артур:

Китаю это выгодно на самом деле. Сможет лет через 15 отжать у нас Дальний Восток. Как раз к этому времени они уже будут на равных разговаривать с США.

Показать еще комметарии (8)

Разное

Наши
партнеры

«Деловая Россия» — союз предпринимателей нового поколения российского бизнеса
«Терралайф» - рекламное агентство полного цикла
Dawai - Австрия на русском: новости, туризм, недвижимость, объявления, афиша
МЭЛТОР - мастер электронных торгов
Капитал страны
ВКонтакте