Рынок IPO в России. Вернутся ли докризисные показатели?
Рынок IPO в России по-прежнему на подъеме, считают аналитики «Газпромбанка». Насколько обоснованы эти прогнозы? Какие из российских компаний уже разместили свои акции на фондовых рынках, а какие планируют сделать это в ближайшее время?
Что такое IPO?
IPO (Initial Public Offering) – это размещение на открытом рынке акций какой-либо компании, которая до этого момента не была публичной, то есть акции которой еще не обращались на фондовом рынке в свободном доступе для неограниченного круга лиц. Главная цель IPO – повысить ликвидность акционерного капитала и привлечь долгосрочные финансовые ресурсы со стороны, ради этого компания и продает часть своих акций. Однако использовать IPO для привлечения финансирования может позволить себе далеко не каждая компания.
Во-первых, это один из самых затратных способов, поскольку приходится оплачивать услуги множества дорогостоящих партнеров. Главным из них является банк-андеррайтер (гарант, страхователь). Как правило, именно он координирует весь проект, от него зависит, удастся ли компании выйти на рынок на подъеме. Не менее важны также услуги юристов, аудиторов, регистраторов, маркетологов и PR-менеджеров. Помимо этого, около 5% денег, вырученных от продажи акций, забирает себе организатор IPO.
Во-вторых, компания должна достичь определенного бизнеса-уровня, чтобы потенциальные инвесторы поверили в ее надежность и перспективность. У нее должна быть успешная кредитная история, высокие темпы роста и прозрачная структура. Раскрытие информации об акционерах – одно из необходимых условий выхода на IPO.
Для выхода на IPO необходима серьезная подготовка. На первом этапе после тщательной оценки финансовой деятельности и инвестиционной привлекательности компании проводится серьезная работа над ее имиджем и активное «продвижение» с использованием СМИ.
Затем составляются все необходимые для IPO документы и рассчитываются основные финансовые показатели (цена одной акции и их общее количество, размер будущих дивидендов). Все это также сопровождается рекламной компанией, и по ее результатам собираются заявки инвесторов на покупку акций.
После этого акции начинают обращаться на бирже, рассчитывается и публикуется динамика их цен и объемы торгов. В качестве площадки для IPO компания может выбрать как российскую биржу (РТС, СПВБ, ММВБ), так и иностранную (LSE, NYSE, NASDAQ). На зарубежной бирже эффективность этой процедуры будет гораздо выше, но и обойдется это гораздо дороже.
Дополнительные плюсы IPO
Помимо основной цели – привлечения новых финансовых потоков – IPO несет и еще ряд положительных моментов. В частности, как отмечают эксперты, это эффективный способ защитить компанию от поглощения и противоправных действий со стороны рейдеров и чиновников. Несомненными плюсами являются также «более объективная оценка финансового состояния эмитента, общее улучшение имиджа компании, ее деловой репутации и корпоративной культуры», – считает старший аналитик компании «Альпари» Анна Бодрова.
«Как правило, выходящим на IPO компаниям впоследствии становится проще привлекать финансирование (например, долговое в связи с возможностью выпуска биржевых облигаций). Обычно IPO приводит к улучшению стандартов корпоративного управления, даже если мажоритарный пакет остается в руках у прежнего собственника», – поясняет аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин.
Объемы и тенденции российского рынка IPO
Первыми российскими компаниями, вышедшими на IPO, стали сотовые операторы: в 1996 году – «Вымпелком», в 2000 году – МТС. В качестве площадки обе компании использовали нью-йоркскую фондовую биржу (NYSE). В России первое IPO состоялось в 2002 году, когда компания «РБК Информационные системы» разместила свои акции на российских биржах РТС и ММВБ. До конца 2004 года лишь единицы среди всех российских компаний размещали свои акции на биржах, но уже год спустя начался настоящий бум IPO. Наиболее удачным для российских компаний оказался 2007 год, когда наша страна в этой сфере стала европейским лидером.
Объем средств, привлеченных посредством IPO в 2007 году (в млрд долларов)
Россия |
Великобритания |
Германия |
Франция |
Италия |
29,4 |
22 |
11 |
5,8 |
4,9 |
Лидерами среди компаний в 2007 году стали Сбербанк (8,8 млрд долларов) и ВТБ (8 млрд долларов).
В 2008 году, в результате мирового кризиса, ситуация на рынке IPO значительно ухудшилась. Объем средств, привлеченных компаниями из разных стран в ходе IPO на мировых биржах, уменьшился в 3,5 раза. 43 компании отложили IPO на неопределенный период, среди российских компаний – это Mail.ru, «Яндекс», «дочки» РЖД «Трансконтейнер» и «Рефсервис», Nitol Solar, выпускающая продукцию для нужд солнечной энергетики, а также «Металлоинвест»Алишера Усманова. Для компаний стран СНГ объем IPO за год сократился более чем в 372 раза. Из России на биржи вышли лишь две компании: производитель минеральных удобрений «Акрон» и концерн «Тракторные заводы». Итоги были неутешительными. «Акрону» удалось привлечь всего 2,7 млн долларов – это самый низкий результат за всю историю первичных размещений среди компаний России и СНГ.
В последующие годы рынок IPO стал восстанавливаться, и среди тех, кто им воспользовался, есть представители самых разных отраслей: металлургической и нефтегазовой, угольной и золотодобывающей, транспортной и сферы высоких технологий. Меньше всего, по оценкам аналитиков, компаний из финансового сектора, сельского хозяйства и рынка недвижимости. Для многих отечественных компаний с иностранным капиталом выход на IPO является приоритетным требованием иностранных акционеров, которые стремятся таким образом увеличить прибыль и диверсифицировать риски, связанные с продажей своих акций.
Наиболее значимые результаты последних лет:
год |
Компании-лидеры |
результат |
2010 |
ОАО «Институт стволовых клеток человека» |
142,5 млн руб. за 20% акций |
ОАО «ДИОД» |
297,38 млн руб за 10% акций |
|
ОАО «РНТ» («Русские Навигационные Технологии») |
более 300 млн руб. |
|
Mail.Ru Group (в составе: социальные сети «Одноклассники.ру» и «В Контакте», мессенджер ICQ) |
около 1 млрд долларов за 18,4% акций |
|
«Русал» |
2,2 млрд долларов за 10,6 % акций |
|
2011 |
«Яндекс» |
более 1,3 млрд долларов за 16,3% акций |
«Русагро» |
330 млн долларов за 18,3 % акций |
|
2013 |
Банк «Тинькофф Кредитные Системы» |
1,087 млрд долларов. Из них банк получил 175 млн долларов, остальное досталось Олегу Тинькову, основному владельцу (61% акций) и другим акционерам: Goldman Sachs Group, Baring Vostok, Vostok Nafta, Horizon Capital и Altruco Trustees Limited. |
АК «АЛРОСА» |
1,3 млрд долларов за 16% акций. |
Результаты неоднозначны
«Обычно IPO происходит с целью получения средств на развитие ("Магнит"), либо выхода акционеров из капитала компании (планируемое IPO "Ленты")», – поясняет Тимур Нигматуллин. И, как правило, IPO успешно решает задачу привлечения новых потоков финансовых средств, считает Анна Бодрова. «Так было с IPO российского банка ВТБ, который получил финансы для быстрой реализации программ стратегического развития, разместив бумаги на бирже. Размещение акций госкомпании "АЛРОСА" тоже сыграло на руку эмитенту, бумаги были неплохо оценены и теперь пользуются на рынке репутацией "защитных"».
Однако тот же пример с «АЛРОСОЙ» демонстрирует, что IPO не всегда проводится в интересах компании в целом, не говоря уж об интересах государства. Эта компания (бывшая «Алмазы России – Саха») добывает 97 % всех алмазов России и чуть больше четверти мировых алмазов и является системообразующей для всей экономики Республики Саха.
В октябре АК «АЛРОСА» провела IPO, разместив на Московской бирже в совокупности 16% акций – по 7%, принадлежащих государству и правительству Якутии, и еще 2%, выставленных на торги кипрской «дочкой» «АЛРОСЫ», Wargan Holdings Limited. С точки зрения экономической целесообразности, и момент для вывода компании на IPO, и сама площадка были выбраны далеко не оптимальные. «Ситуация и на мировом, и на российском фондовых рынках, которые испытывают общую депрессию, сейчас не лучшая для масштабного вывода на них акций, а выбор площадки для IPO вряд ли обусловлен именно корпоративными интересами, – пояснял в октябре 2013 года директор Института проблем глобализации Михаил Делягин в интервью «Российской газете». – Вероятно, ММВБ выбрана из патриотических соображений (надо развивать инфраструктуру своего фондового рынка) или же ради минимизации организационных усилий (на ней уже торгуется пакет акций "АЛРОСЫ"). Причины решения о проведении IPO, скорее всего, далеки от точных экономических обоснований и, вероятно, лежат в сфере субъективных интересов топ-менеджмента компании и московских групп влияния, связанных с "АЛРОСОЙ"», – отметил эксперт. «Принципиально важно, что IPO обеспечивает прозрачность компании не столько перед обществом, сколько перед потенциальными инвесторами, причем прозрачность по достаточно формальным критериям. Пока нет оснований ожидать, что улучшение имиджа компании в связи с IPO будет сопровождаться обеспечением открытости бухгалтерии и сбытовой политики», – подчеркнул Михаил Делягин.
После размещения акций доля России в компании сократилась с 50,92% до 43,9%, Якутии – с 32% до 25% плюс 1 акция. Среди 70 инвесторов, которые приобрели акции «АЛРОСЫ», крупнейшие английские и американские фонды.
Кто приобрел |
Размер пакета |
Сколько заплатил |
американский инвестиционный фонд Lazard |
около 3,3% |
260 млн долларов |
британский фонд Genesis |
2,4% |
188 млн долларов |
консорциум инвесторов во главе с Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ) |
около 1,8% |
144 млн долларов |
российская нефтегазовая корпорация |
1% |
80 млн долларов |
«ВТБ Капитал управление активами» |
0,4% |
|
британский инвестфонд Charlemagne |
40,7 млн акций –0,55% |
|
фонд Джорджа Сороса |
18 млн акций – 0,24% |
19 млн долларов |
По соглашению между акционерами, Росимуществом и правительством Якутии, до 2020 года «планируется сохранить совокупный контроль за компанией», – сообщил глава компании Федор Андреев президенту РФ в конце февраля 2014 года. «Мы считаем, что приватизация – процесс хороший, но должен происходить эволюционным, скажем так, путем, поскольку сегодня компания тратит порядка 8 млрд руб. ежегодно на социальные объекты. Это и садики, и аэропорты, и жилищно-коммунальное хозяйство». Реформа этой сферы, по словам топ-менеджера происходит постепенно и продлится около десяти лет. «Во главу угла мы ставим принцип неухудшения качества услуг для населения, поскольку компания в Якутии работает в трех моногородах и мы свою ответственность в этом отношении чувствуем», – заверил глава компании.
То есть, речь идет о том, что социальная сфера будет все больше коммерциализироваться, а доли государства и республики в системообразующем предприятии, разрабатывающем российские недра, после 2020 года, скорее всего, будут сокращаться – в пользу частных инвесторов, в том числе и иностранных.
Перспективы российского IPO
Как сообщает ИА «Финансовый Юрист», «в России существует около 200 непубличных компаний с капитализацией более 500 млн долларов каждая, которые потенциально могут выйти на рынок IPO. По оценкам экспертов, объем размещений ценных бумаг (как первичных, так и вторичных) за последние три года давал прирост приблизительно 50% в год, при этом более 40% публичных размещений российских компаний проведены на российских биржевых площадках. Динамика развития рынка публичных размещений, по оценкам экспертов, является в целом положительной и имеет достаточно большие резервы для роста, однако в долгосрочной перспективе прогнозируется рост доли размещений на иностранных рынках».
По оценке аналитиков «Газпромбанка», которая приводится на сайте elitetrader.ru, «2013 год стал одним из самых удачных для российского рынка акционерного капитала (после 2007): объем первичных размещений превысил 10,6 млрд долларов». В 2014 году, по прогнозам аналитиков, этот показатель может увеличиться в 1,5-2 раза. «Большая часть размещений затронет те же сектора, которые вызывали наибольший интерес в 2013 году, а именно: потребительский, банковский, медиа/информационные технологии, но есть вероятность, что активность вернется в транспортную и нефтегазовую отрасли».
Однако далеко не все эксперты столь оптимистичны. «Что касается перспектив IPO российских компаний в 2014 году, то негативная экономическая конъюнктура ограничивает подобную возможность, – полагает Тимур Нигматуллин. – В условиях макроэкономической нестабильности сокращается количество портфельных инвестиций. Так, по исследованиям Всемирного Банка, в 2014 году сокращение ФРС стимулирующих экономику США программ (QE3) приведет к сокращению портфельных инвестиций в развивающиеся рынки на треть». Впрочем, по мнению аналитика, это вовсе не означает, что IPO российских компаний в 2014 году не будет. Быстрорастущие эффективные компании по-прежнему будут привлекательны для инвесторов. В первую очередь, это компании с рынка ИТ и потребительской розницы. Если с ИТ ситуация неопределенная, то из ритейлеров в 2014 году на IPO могут выйти Лента, Обувьрус и Детский Мир».
«В настоящий момент выход на IPO выглядел бы по меньшей мере странно: негативная внешняя конъюнктура, слабый покупательский спрос и желание инвесторов захеджировать свои риски могут внести отрицательный вклад в формирование рыночной цены размещаемых бумаг. Вероятно, это мероприятие стоит отложить на год-полтора. В случае если финансирование необходимо именно сейчас, стоит рассмотреть биржу LSE или Гонконга для проведения IPO», – считает Анна Бодрова.
Читайте далее:
Написать комментарий