23 ДЕК, 03:15 МСК
USD (ЦБ)    103.4207
EUR (ЦБ)    107.9576


Россия в новом рейтинге ВЭФ – пока нет поводов для большого оптимизма

12 Сентября 2013 9694 0 Исследования
Россия в новом рейтинге ВЭФ – пока нет поводов для большого оптимизма

Выход в свет очередного рейтинга конкурентоспособности стран мира, составленного Всемирным экономическим форумом, практически совпал с началом заседаний лидеров G-20 в Санкт-Петербурге. В нем сильная сторона России – макроэкономика. Сохранит ли страна это преимущество? Какие слабые стороны выявлены?

Большая двадцатка, которая на самом деле гораздо больше, чем просто двадцать крупнейших экономик, – это хороший бенчмарк для России, для выявления сильных и слабых сторон ее экономики, которая в сводном рейтинге конкурентоспособности стран мира Всемирного экономического форума (ВЭФ) за 2013 год поднялась на 64-е место с 67-го из 148 (при том, что в рейтинге появилось пять новых стран – правда, с итоговыми местами ниже России).

Если посмотреть на сводный рейтинг и его 12 составляющих (укрупненных групп показателей), то можно отметить, что явно сильная сторона у России лишь одна – макроэкономика.

Рис. 1. Россия, G-20 и страны БИКС в целом в рейтинге ВЭФ (средние оценки – «scores» – по укрупненным группам показателей)
Источник: ВЭФ, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

По средней оценке этой группы показателей (а в рейтинге ВЭФ сюда входят инфляция, госдолг, кредитный рейтинг, дефицит бюджета и норма национальных сбережений) Россия опережает и страны БРИКС, и G-20, и даже (страшно подумать) G7. При этом по уровню госдолга и балансу федерального бюджета Россия в 2012 года занимала почетные 10-е и 23-е места соответственно. Макроэкономическое положение России, впрочем, нельзя назвать блестящим, так как 91-е место по уровню инфляции показывает реальные возможности и способности российских властей обеспечить надлежащие условия для развития экономики. И это при более чем комфортном уровне нефтяных цен, практически не опускающихся ниже 100 долларов за баррель. А что будет, если они, нефтяные цены, снизятся до уровня долгосрочного и десятилетнего трендов, текущие оценки которых находятся в диапазоне 50–70 долл./барр.?

 

Рис. 2. Цена URALS в долларах за баррель и ее тренды
Источник: ВЭФ, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Что касается явных слабостей российской экономики в рейтинге ВЭФ – то есть сводных индикаторов, оцениваемых более низко, чем и у стран G20, и у БИКС (без учета России), то к ним относятся низкое качество институтов, недостаточная развитость бизнес-стратегий, инновационной системы, товарного и финансового рынков.

В системе индикаторов, характеризующих развитость бизнес-стратегий, хуже всего ситуация с межрегиональным взаимодействием. Россия занимает лишь 124-е место по развитости межрегиональных кластеров, что, впрочем, неудивительно, учитывая административные барьеры для «чужаков», которые возведены прогубернаторскими бизнес-структурами во многих регионах России.

Рис. 3. Россия и страны БИК в рейтинге ВЭФ (средние оценки по укрупненным группам показателей)
Источник: ВЭФ, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

Рис. 4. Соотношение оценок рейтинга ВЭФ России, стран G20 и БИКС (средние оценки по укрупненным группам показателей
Источник: ВЭФ, расчеты Института «Центр развития» НИУ ВШЭ.

В совокупности индикаторов, характеризующих состояние инновационной системы, самая явная слабость России – это «приобретение правительством высокотехнологичных продуктов» («Gov’t procurement of advanced tech. Products») – 108-е место в мире и доступность ученых и инженеров – 90-е место. В области финансового рынка самая явная, по мнению ВЭФ, слабость – это надежность банков, где Россия занимает лишь 124-е место в мире. В индикаторах развития товарного рынка у России очень низкие позиции (ниже 120-го) по тяжести таможенного регулирования и ограничениям для иностранных инвесторов.

Что касается институтов – главной беды современной России, – то здесь разрыв с конкурентами из G20 и БИКС находится на максимальном уровне (наряду с финансовым рынком). И в этом нет ничего сверхъестественного, так как и справедливые конкурентные правила игры, и развитые фининституты правящей элите в любой сырьевой экономике просто не нужны: первые не нужны в силу государственного монополизма компаний – сырьевиков, а вторые – в силу наличия дармовых сырьевых и бюджетных денег. Поэтому нет ничего удивительного в том, что из 21 частного индикатора, составляющего такую опору рейтинга, как «Институты», по 17 (!) индикаторам у России место ниже 100-го: 120-е по тяжести госрегулирования, 122-е – по доверию к полиции, 132-е и 133-е – по защите миноритариев и прав собственности в целом и т.д.

Может ли Россия быстро продвинуться наверх в рейтинге ВЭФ? Вопрос далеко не праздный, так как если Всемирный Банк действительно прекратит вскоре составление рейтинга Doing Business, то российские чиновники останутся без ориентиров в своей деятельности. Ведь именно на основе последнего рейтинга Президентом России установлены задания по продвижению России со 112-го до 20-го места. В рейтинге этого года к числу лидеров по продвижению вверх из более-менее заметных экономик можно отметить Индонезию (+12 мест до 38-го места), Азербайджан (+7 мест до 39-го), ОАЭ и Вьетнам, которые поднялись на 5 мест до 19-го и 70-го места соответственно, а также Норвегию, которая поднялась на 4 места, достигнув 11-й позиции. При этом отрицательная связь между размером продвижения вверх и высотой уже занимаемого в рейтинге места если и есть, то она не фатальна (коэффициент корреляции между этими показателями в рейтинге текущего и прошлого года составляет лишь минус 0,23). Однако, как это следует из опыта прошлых лет, для продвижения вверх необходим фронтальный характер реформ. Одного бюджетного благополучия для этого будет явно недостаточно.

Так, Индонезия, занимающая, как и Россия, высокое 26-е место в области макроэкономики, улучшила свои позиции по 10 из 12 направлений, реализовав усилия многих лет – в частности, введя в строй новые объекты инфраструктуры. Вьетнам преуспел не только в макроэкономике, но и в улучшении инфраструктуры и налоговой системы. Норвегия, занимающая на фоне высоких нефтяных цен второе место по макроэкономике, рвется на вершину рейтинга глобальной конкурентоспособности, развивая ИКТ, инфраструктуру, технологии в целом. Россия, наверное, могла бы последовать ее примеру, но как развивать ту же инфраструктуру при таких коррупционных потерях при госзаказах и строительстве и как повышать спрос на инновационные технологии при таком засилье госсектора, который по самой своей сути больше рассчитывает на административную поддержку сверху, чем на инициативу снизу? На эти вопросы пока нет ответа...

Валерий Миронов, Вадим Канофьев

Материал предоставлен Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики

Редакция

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий


Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more