18 АПР, 07:08 МСК
USD (ЦБ)    93.4419
EUR (ЦБ)    99.7264


Такая предсказуемая экономия

3 Сентября 2013 9656 1 Экономика
Такая предсказуемая экономия

Минфин и Минэкономразвития по поручению президента разработали план оптимизации бюджетных расходов. В качестве экспертов к разработке привлекались специалисты ВШЭ и РАНХиГС. За счет чего предлагается экономить и как это соотносится с оздоровлением российской экономики?

Пенсии – главный источник экономии

В первую очередь чиновники вместе с экспертами-экономистами предлагают сократить расходы на выплату пенсий. Такой шаг вполне ожидаем. Выполнять свои пенсионные обязательства государству становится все труднее: пенсионеров все больше, а работающего населения и действующих предприятий – все меньше. Пенсионную экономию предлагается проводить по нескольким направлениям, в частности:

  • индексировать базовый размер страховой части по инфляции не два раза в год, а один;
  • установить рост пенсий на уровне инфляции плюс 2%;
  • выплачивать работающим пенсионерам фиксированный базовый размер трудовой пенсии, только если совокупный доход не превышает 2,5 МРОТ (то есть около 14 тыс. руб.);
  • для женщин постепенно повышать пенсионный возраст, после которого им будет выплачиваться фиксированный размер пенсии в полном размере;
  • увеличить стаж, необходимый для получения минимальной пенсии по старости. Раньше он составлял 5 лет. Начиная с 2015 года, планируется ежегодно увеличивать его на год, так что к 2025 году минимальный трудовой стаж будет составлять 15 лет. Но и наличие стажа не станет достаточным условием для получения базовой пенсии. Ее будут выплачивать только в том случае, если работодатель отчислял за работника взносы с суммы не менее двух минимальных окладов в месяц (в 2013 году МРОТ составлял чуть более 5200 руб.). Другими словами, если официальная зарплата работника меньше двух минимальных окладов, он автоматически теряет право на получение базовой пенсии.
  • увеличить стаж для врачей и учителей. Сегодня педагоги, отработавшие 25 лет, так же как и сельские медработники, имеют право на пенсию по выслуге лет, вне зависимости от возраста и того, продолжают работать или нет. Для городских медработников необходимый стаж чуть выше – 30 лет. Начиная с 2015 года, требования к выслуге лет для медиков и педагогов будут постепенно повышаться и к 2025 году фактически сравняются с требованиями к стажу для обычных граждан.

Общий итог точно и откровенно выразила в своем комментарии ведущий научный сотрудник Центра анализа доходов и уровня жизни при ВШЭ Оксана Синявская, принимавшая участие в разработке проекта: «Эксперты разработали меры, которые позволили бы ограничить круг получателей пенсий и повысить пенсионный возраст, но при этом не повышая его официальных границ, поскольку на это существует "политический запрет"». Помимо этого, замедлится рост пенсий – и без того скромных.

Вместо материнского капитала – адресные пособия

Выдачу сертификатов на материнский капитал на вторых и последующих детей, рожденных после 31 декабря 2016 года, предлагается прекратить и вместо нее перейти к адресной помощи наиболее нуждающимся. Благодаря этому будет сэкономлена треть средств, которые ежегодно тратятся по программе материнского капитала (порядка 100 млрд руб. из 300–330 млрд руб. ежегодно). Остальные две трети предлагается направить на повышение детских пособий и компенсации выплат за детские сады.

Размер компенсации будет зависеть от уровня дохода. Если доход на одного члена семьи выше двух прожиточных минимумов, компенсация за садик составит 20%, если этот доход ниже прожиточного минимума, то государство будет компенсировать до 70% оплаты за детсад. Получать компенсацию будут все семьи, независимо от количества детей, но многодетным семьям планируется компенсировать до 70% платы за детский сад вне зависимости от уровня дохода семьи.

Детские пособия предполагается увеличить в среднем в два раза. Сейчас единовременное пособие при рождении ребенка составляет 13 087 руб., минимальный размер ежемесячных пособий – 2454 руб. на первого ребенка и 4 098 руб. – на последующих детей. Предлагается установить минимальный базовый размер пособия в четверть прожиточного минимума, на детей из неполных семей – в 1/2 прожиточного минимума, на детей из семей военнослужащих, детей, чьи родители уклоняются от выплаты алиментов, и еще для ряда других категорий выплаты составят 35% прожиточного минимума. Сейчас закон не устанавливает таких градаций, эксперты же предлагают их зафиксировать.

Здравоохранение

Основной источник экономии здесь – перевод государственных медицинских учреждений на финансирование не из бюджета, а за счет системы обязательного медицинского страхования (ОМС). Согласно федеральному закону «Об обязательном медицинском страховании в РФ», амбулаторная медицинская помощь будет переведена на эту систему расчетов с 2014 года наполовину, а с 2015 года – полностью. Стационарная медицинская помощь начнет финансироваться по новой схеме с 2014 года в объеме 35%, в 2015-2016 годах – в объеме 50%. Благодаря этому расходы федерального бюджета в 2014 году сократятся на 34,2 млрд руб., в 2015 году – на 51,6 млрд руб., в 2016 году – на 64,3 млрд руб.

Кроме того, планируется сократить «необоснованные потребности в стационарной помощи», сократить длительность госпитализации и вывести из оборота часть устаревших помещений больниц.

    Второе перспективное, с точки зрения экономии, направление – госзакупки лекарств. В этой сфере тоже есть целый ряд предложений:
  1. ограничить госзакупки лекарств, которые не входят в список жизненно необходимых и важнейших (ЖНВЛП);
  2. перерегистрировать все препараты, опираясь на новые нормы фармрынка;
  3. возмещать льготникам расходы на лекарства не как сегодня – полностью или наполовину – а лишь в размере референтных цен. Все, что окажется сверх установленной цены – льготники будут доплачивать сами. При этом механизм определения референтных цен в докладе не указан. Возможно, имеется в виду сравнительная стоимость препаратов за рубежом.
  4. по соглашению с поставщиками оплачивать из госбюджета только лекарства, прием которых дал эффект. Подобная практика используется за рубежом в отношении дорогих лекарств, однако в возможности применения ее в России эксперты сомневаются.

Наука и образование

Здесь возможности экономии тоже еще не исчерпаны. Так, планируется к 2016 году сократить количество вузов с 571 до 500, что позволит сэкономить 4,2 млрд руб. Еще большую экономию принесет уменьшение числа студентов среди молодежи 17-30 лет – целых 28,6 млрд руб. к 2016 году.

Продолжится также оптимизация науки. В частности, предлагается создать единую базу НИОКР – для точности учета и контроля, а финансирование этих самых НИОКР включать в соответствующие федеральные целевые программы или привлекать к софинансированию заинтересованные компании.

ЖКХ

Для оптимизации бюджетных расходов предлагается также сократить число льготников по оплате услуг ЖКХ к 2016 году на 1,3 млн человек. В частности, из числа льготников планируется исключить граждан, доход которых превышает два прожиточных минимума.

Сегодня для разных категорий населения предоставляются разные меры социальной поддержки при оплате услуг ЖКХ. При этом льготы, установленные некоторыми федеральными законами, отличаются от перечня льгот в Жилищном Кодексе. Минфин предлагает «унифицировать условия предоставления льгот» и предоставлять их «с учетом определенного единого набора жилищно-коммунальных услуг». Правда, какие услуги войдут в этот перечень, пока не уточняется. Предоставление мер социальной поддержки в жилищном фонде предлагается независимо от формы собственности.

Размер льгот будет рассчитываться, исходя из применения нормы социальной площади жилого помещения и социальной нормы потребления коммунальных ресурсов или показаний счетчиков, если соцнорма субъектом не применяется.

По оценке Минфина, эти меры позволят сократить число льготников в 2014 году на 227 900 человек (на 1,5% по сравнению с 2013 годом), в 2015 году – на 444 600 человек (на 2,9%), в 2016 году – на 650 500 человек (на 4,3%). Это позволит сократить расходы федерального бюджета в 2014 году на 1,8 млрд руб., в 2015 году – на 3,7 млрд руб., в 2016 году – на 6,2 млрд руб.

Транспорт

Предложенные экспертами меры явно уменьшат мобильность россиян. В частности, предлагается отказаться от субсидирования железнодорожных перевозок на маршрутах свыше 1,5 тыс. км, а также отменить или реструктуризировать бюджетные субсидии на перелеты.

Весомая экономия в 400 млрд руб. за 6 лет будет достигнута за счет установления долгосрочных тарифов на железнодорожные перевозки.

    Среди остальных предложений:
  • перевод пилотов на платное обучение;
  • передача в концессию ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ»;
  • переход к модели частного сервисного морского порта

Госзакупки и госпрограммы

Поскольку средства на госзакупки и госпрограммы выделяются немалые, то и 5%-ное сокращение в этой сфере принесет весьма солидную экономию – хотя, конечно, в разы меньше, чем можно наэкономить на пенсиях.

  В 2014 г. В 2015 г. В 2016 г.
Общее сокращение расходов на госзакупки 116,5 млрд рублей 121,9 млрд рублей 122 млрд рублей
Сокращение закупки товаров, работ и услуг для госнужд 47,6 млрд рублей 47,3 млрд. рублей на 46,9 млрд рублей
Субсидии юридическим лицам 7,7 млрд
около 7 млрд рублей
Бюджетные ассигнования на реализацию ФЦП 58,3 млрд рублей
63 млрд рублей
Урезать имущественный взнос в госкорпорацию «Росатом» 2,9 млрд рублей 4 млрд рублей 4 млрд рублей

Предлагается перенести на последующие годы часть расходов по Госпрограмме вооружений 2011-2020 годов, а также провести инвентаризацию бюджетных расходов на оборону и постепенно отказываться от кредитных схем при реализации программы вооружения. «На кредитовании идут большие потери, реальный объем госзаказа позволяет финансировать проекты напрямую», – объясняет проректор ВШЭ Андрей Жулин. Экономии в оборонном секторе будет способствовать и введение дополнительной ответственности госзаказчиков.

Оптимизация госслужбы

Переход на электронный документооборот и внедрение принципа «одного окна» позволяют значительно сократить число госслужащих и, соответственно на 5% уменьшить бюджетные расходы на их зарплату – так что ежегодная экономия составит как минимум 3,8 млрд руб.

Еще 3 млрд руб. ежегодно предлагается сэкономить, проведя «оптимизацию общей структуры и состава федеральных органов исполнительной власти» – например, за счет объединения ведомств, функции которых во многом пересекаются. Так, сегодня обсуждается идея об объединении ФАС и ФСТ.

Кроме того, предлагается сократить численность муниципальных депутатов минимум на 10% и отменить назначения сити-менеджеров.

До конца 2014 года планируется принять специальный федеральный закон о распределении грантов на выполнение государственных или муниципальных услуг. При этом объемы грантов регионам, достигшим наилучших показателей эффективности деятельности органов исполнительной власти, будут сокращены в 11 раз: с 11 млрд руб. в год до 1 млрд. С 2017 года предлагается перейти на единую консолидированную субсидию.

Госимущество и налоги

С 2014 года госкомпании обязаны перечислять государству в виде дивидендов 25% своей прибыли. Это принесет в бюджет дополнительно более 200 млрд руб. В планах на будущее – увеличение выплат до 35%.

Помимо этого, предлагается создать Федеральный фонд развития недвижимости для приватизации объектов недвижимости, предоставлять бюджетные инвестиции на возвратной основе дочерним компаниям или холдингам с использованием корпоративных облигаций, усилить контроль за госинвестициями через выпуск в пользу государства привилегированных акций.

Значительно пополнить бюджет поможет и отмена ряда налоговых льгот. По оценкам экономистов, за 2013–2019 годы это дополнительно принесет бюджету 1,3 трлн рублей. В частности, планируется отменить льготы малому бизнесу.

Основные статьи экономии

Основные источники экономии госбюджета, предлагаемые экспертами, можно представить в виде следующей таблицы:

Что предлагается Объем возможной экономии (руб.)
1. Пенсионная система
повышения базы для начисления страховых взносов со 160% от средней зарплаты до 230% к 2020 году до 200 млрд к 2020 году
увеличение стажа для медработников, педагогов и работников творческих специальностей до 500 млрд в долгосрочной перспективе
увеличение минимального страхового стажа с 5 до 15 лет около 500 млн в год
изменение порядка индексации страховой части пенсии на уровень инфляции + 2% до 1,5 трлн в долгосрочной перспективе
индексация фиксированного базового размера страховой части по инфляции до 781 млрд к 2020 году
изменения в выплатах пенсии работающим пенсионерам (если совокупный доход не больше 2,5 МРОТ) до 2,5 трлн в долгосрочной перспективе
2. Социальная поддержка населения
оптимизация предоставления техсредств реабилитации (усиление контроля, создание единого реестра получателей и т. д.) 1, 6 млрд в 2014 году
отмена материнского капитала с 2016 года, направление допсредств семьям с низким достатком От 100 млрд. до 330 млрд в год
Сокращение числа льготников по оплате услуг ЖКХ 1,8 млрд руб. в 2014 году, 3,7 млрд руб. в 2015 году, 6,2 млрд руб. в 2016 году
3. Образование
Уменьшение числа студентов среди молодежи 17-30 лет 28,6 млрд к 2016 году
сокращение вузов с 571 до 500 к 2016 году 4,2 млрд в 2016 году
4. Наука
создание единой базы НИОКР для учета и др. нет оценок
формирование научных исследований в рамках федеральных целевых программ нет оценок
перевод финансирования НИОКР на режим софинансирования участвующих в проектах компаний нет оценок
5. Культура
перевод работников на «эффективный контракт» нет оценок
6. Здравоохранение
перевод финансового обеспечения медорганизаций в систему ОМС 34,2 млрд – 2014 год, 51,6 млрд – 2015 год, 64,3 млрд – 2016 год
Изменение системы закупок лекарственных средств нет оценок
7. Транспорт
установление долгосрочных тарифов на ж/д перевозки около 400 млрд за 6 лет
Отмена или реструктуризация субсидий на перелеты 11,5 млрд в 2014-2016 годах
передача в концессию ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения в РФ» нет оценок
переход к модели частного сервисного морского порта на 10-20% бюджетных средств
8. Госуправление
оптимизация общей структуры и состава федеральных органов исполнительной власти 3 млрд ежегодно
переход к предоставлению ведомствам госуслуг в электронном виде в объеме 5% бюджетных расходов на заработную плату минимум 3,8 млрд в год
9. Бюджетная политика на региональном и муниципальном уровнях
переход к предоставлению консолидированных субсидий в рамках госпрограмм, увеличение доли дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов и др. нет оценок
10. Госзакупки
сокращение расходов федерального бюджета на закупку товаров на 5% от общего объема расходов на эти цели в 2013-2016 годах 34,2 млрд руб. – в 2014 году, 51,6 млрд руб. – в 2015 году, 64,3 млрд руб. – в 2016 году.
11. Бюджетные расходы («потолки» федерального бюджета и др.)
12. Управление госимуществом
выплата компаниями с госучастием дивидендов в размере 25% чистой прибыли Доп. доходы в 2014 году до 202,6 млрд (прогнозный показатель – 172,7 млрд), в 2015 году – до 234,8 млрд (прогнозный показатель – 181,9 млрд), 2016 год – 243,7 млрд
13. Налоговая политика
Отмена ряда налоговых льгот за 2013–2019 годы дополнительно поступит 1,3 трлн

Неиспользованные резервы

Нетрудно заметить, что в программе, представленной на рассмотрение правительства, бюджетные средства предлагается экономить, в основном, за счет отказа государства от исполнения своих главных функций – за счет ухода из сферы образования, здравоохранения, соцобеспечения, транспорта и т.д. Между тем, для пополнения госбюджета вполне можно было бы использовать и ряд других источников – что, к тому же значительно снизило бы социальную напряженность.

Во-первых, давно пора уменьшить отток капитала из страны: запретить оффшоры или внедрить такие экономические и налоговые механизмы, что непрозрачность и увод в оффшоры станут невыгодными или опасными.

Во-вторых, ввести-таки налог на роскошь. По оценкам экспертов из «Справедливой России» он будет ежегодно приносить в бюджет 200-250 млрд руб. – что сопоставимо с совокупными налоговыми поступлениями от всех упрощенных режимов для малого бизнеса. По предложенному справороссами законопроекту, под действие налога на роскошь попадают объекты недвижимости стоимостью свыше 30 млн руб. и транспортные средства стоимостью свыше 3 млн руб. На всю страну таких наберется совсем немного – около 100 тыс. транспортных средств и примерно 200 тыс. объектов недвижимости. Поскольку количество таких сверхдорогих объектов небольшое, они все прекрасно отслеживаются. «Помимо фискального эффекта, ведение налога на роскошь будет иметь и антикоррупционный эффект. Ведь облагается объект недвижимости вне зависимости от того, на кого он записан. Поэтому, даже если часть богатства (например, у чиновников) переписана на жен, детей, родителей и других родственников, деньги с них все равно возьмут».

Можно также ввести прогрессивную шкалу для уплаты подоходного налога с зарплат свыше 3 млн руб. в год – тогда 500 самых богатых людей страны ежегодно будут платить в бюджет еще 400-450 млрд рублей.

Председатель Совета директоров ЗАО «Национальная резервная корпорация» Александр Лебедев еще в 2012 году предложил ввести налог на сверхприбыль 1990-х годов. «Приватизация 90-х годов – это родовая травма России. Там все было сделано незаконно через залоговые аукционы. Однако кандидатам в президенты пока духу не хватает предложить такой налог выплатить всем тем, кто сейчас в списке Forbes занимает высокие позиции», – заявил предприниматель. Между тем, в Великобритании подобный опыт оказался весьма удачным. «В 1997 году правительство лейбористов ввело так называемый windfall tax — налог на "налоги принесенные ветром". Собственники имущества, которое было передано в частные руки в 1980-е по бросовым ценам, заплатили этот единоразовый сбор. Тони Блэр собрал в итоге более 5 млрд фунтов, которые были потрачены на социальные программы».

Довольно очевидной мерой является сокращение многочисленной армии консалтеров и составителей «дорожных карт» – за немалые бюджетные деньги, уменьшение всевозможных представительских расходов – на проведение конференций и форумов по самым разным поводам и темам. Полезно было бы подсократить и число самых высокооплачиваемых госслужащих, а также приостановить непрерывный рост их зарплат. Сегодня, по данным Росстата, в стране насчитывается более 1,5 млн государственных служащих регионального, федерального и муниципального уровней. То есть на тысячу работающих россиян приходится почти 110 чиновников. Расходы федерального бюджета на их содержание составляют 800 млрд рублей. В 2014-2016 годах эту сумму планируется увеличить еще на 135 млрд руб., для того чтобы к 2018 году зарплата федеральных госслужащих выросла в 2,6 раза.

При этом, конечно, и уровень зарплат, и темпы их роста у госработников в высших эшелонах власти сильно отличается от уровня рядовых чиновников. Только за первые шесть месяцев 2013 года зарплата госслужащих федеральных органов власти РФ выросла на 19,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года и составила 69,4 тыс. рублей. Как видно из приведенной ниже таблицы, наибольший рост зарплат отмечен в аппарате правительства и администрации президента РФ.

  средняя зарплата по сравнению с 1-м полугодием 2012 года
Администрация президента РФ 171,34 тыс. руб. увеличилась на 66,5%
Аппарат правительства РФ 167,382 тыс. руб. увеличилась на 50,8%
Рособоронпоставка 97 тыс. руб. снизилась на 4,8%
МЧС 92,84 тыс. руб. снизилась на 4,4%
Министерство по развитию Дальнего Востока 92,1 тыс. руб. Работает с 3-го квартала 2012 года
Совет Федерации 87,43 тыс. руб. выросла на 19,9%
Госдума 67,015 тыс. руб. выросла на 28%
Минздрав 61,801 тыс. руб. снизилась на 23,9%
Центризбирком 61,444 тыс. руб. снизилась на 22,5%
Минрегион 49,572 тыс. руб. снизилась на 25,5%
Росаккредитация 39,964 тыс. руб. снизилась на 31,4%

Далее читайте:

Налог на недвижимость вместо налога на роскошь
Зарплаты чиновников – бюджетникам
Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
А
07.09.2013 0 0
А.И.Оксанов:

В этом нет ничего нового, не бывшего в веках, бывших прежде нас. Во Франции в конце 18-го века тоже были проблемы с бюджетом. И тоже всё пытались получить с третьего сословия, т.е. с крестьчн, работников и малого бизнеса. И тоже тратились громадные средства на строительство дворцов для короля (Версаль и Трианон не сравнить с тем, что настроил себе Путин) и на показцуху - шикарные празденстства по случаю коронации с перестройкой дорог и мостов (и тоже не сравнить с Олимпиадой). И это кончилось - гильотиной для короля и королевы. Но история ничему не учит. Вместо того, чтобы в России всего лишь обложить налогами супербогатство и эксплуатацию труда, власть собираеся выжимать по крохам из пенсионеров. Вероятно, власть считает, что россияне в 21 веке - это не французы в 18-ом. А если? Во Франции многое было смягчено Национальным собранием, предательством буржуазии, Декларацией человека и гражданина, Конституцией - но всё равно гильотина победила. Так что же ждёт Россию? Оксанов.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more