Агентство стратегических инициатив: КПД ниже 50%, но виноваты чиновники
В мае 2011 года по инициативе Владимира Путина было создано Агентство стратегических инициатив. Одна из целей этой организации – улучшение инвестиционного климата в России и создание комфортных условий для ведения бизнеса. Каковы же итоги работы АСИ за прошедшие два года?
500 миллионов за посредничество
АСИ фактически выполняет роль посредника между бизнес-сообществом и госвластью. Грубо говоря, оно собирает заявки от бизнеса, в каких сферах существует особенно много административных барьеров и что желательно сделать для их устранения. Все эти пожелания агентство оформляет в виде так называемых «дорожных карт» – наборов законодательных инициатив для той или иной сферы. В разработке этих карт принимают участие и представители соответствующих госведомств, тех самых, которые потом будут проводить в жизнь предложенные изменения.
Роль посредника государство оценило довольно высоко: в августе 2012 года было принято решение выделить АСИ из госбюджета в 2013-2014 гг.400 млн рублей, а 2015 году – еще 110 млн рублей. Общий итог в 500 млн рублей – это, к примеру, в 5 раз больше, чем на 2010-2015 гг. выделяется из федерального бюджета на строительство всех автодорог в Сибири и на Дальнем Востоке. Конечно, эту сумму стоит оценивать исходя из количества сотрудников. Как рассказал в интервью газете «Ведомости», директор направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Дмитрий Песков, «во всем агентстве на ноябрь 2011 г. работало около 70 человек, включая юристов, бухгалтера, секретарей, экспертов, региональный офис, отдел по работе с федеральными органами исполнительной власти, проектных менеджеров направлений. Средний менеджер агентства ведет 2-3 проекта, и выполняет дополнительные функции по созданию инфраструктуры работы АСИ. Зарплаты сотрудников находятся на среднерыночном уровне. Рабочий день директоров АСИ в среднем составляет 12-14 часов». Сколько человек трудится в АСИ сегодня, на сайте агентства не сообщается, но за прошедшие два года их, судя по всему, стало больше, агентство, например, активно открывает свои представительства в регионах.
58 из 126
Спектр деятельности АСИ довольно широк – от поддержки и продвижения частных предпринимательских инициатив и проектов до глобального улучшения инвестклимата в России. Для этого изначально планировалось разработать 22 «дорожные карты». Впрочем, число это быстро сократилось почти вдвое. Как подчеркивает гендиректор агентства Андрей Никитин, АСИ вовсе не ставит целью увеличить количество бумаг и постановлений, главное – добиться реального улучшения бизнес-климата. По итогам 2012 года, глава АСИ заявил о том, что разработаны 12 «дорожных карт», в июне 2013 года оказалось, что готовых карт всего 9, и еще 4 «почти доработаны».
Итак, на сегодняшний день агентство завизировало у премьер-министра РФ следующие карты:
1. Повышение доступности энергетической инфраструктуры;
2. Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства;
3. Совершенствование таможенного администрирования;
4. Поддержка экспорта;
5. Повышение качества госуслуг в сфере недвижимости и кадастрового учета;
6. Развитие конкуренции;
7. Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
8. Расширение доступа малого и среднего бизнеса к госзакупкам;
9. Повышение качества регуляторной среды для бизнеса.
В общей сложности в них перечислены 520 различных мер (внесение изменений в законодательство, в порядок оформления тех или иных документов и т.д.). Из них для 126 мер срок реализации уже наступил, но реализовано всего 58 – т.е. меньше половины. Виновато в этом вовсе не АСИ, а аппарат правительства и Госдума, объясняет Андрей Никитин. «Как сказал один из федеральных чиновников, когда у нас подписывали "дорожные карты", никто не верил, что из этого что-то получится. Поэтому все подписали не глядя и только потом стали разбираться в том, что необходимо для их исполнения». Хуже всего, по словам Никитина, дела обстоят с картой по улучшению предпринимательского климата в сфере строительства. В целом, основные результаты двухлетней работы сводятся к следующему:
– В таможенной сфере введено предварительное информирование, и за счет этого сокращена длительность таможенных процедур, в особенности в автомобильных пунктах пропуска;
– На 30 дней уменьшился срок присоединения к электрическим сетям – за счет того, что практика согласования с Ростехнадзором заменена на уведомления;
– Расширен список льготников, которые могут оплачивать потребление электроэнергии в рассрочку на протяжении трех лет;
Успех налицо, но неужели для принятия столь очевидных мер необходимо нанимать специальную команду стратегов?
Стратегия вместо результатов
В свое время правительство, вдохновленное идеей саморегулирующегося рынка, отказалось от плановой экономики. Сегодня, осознав или, скорее, почувствовав свою ошибку, оно возвращается к былому, но заменяет планы стратегией. Увы, это не одно и то же. Конечно, и то и другое устремлено в будущее и потому привносит в нашу жизнь надежду и веру в развитие. Но в отличие от детально просчитанных планов, стратегия – это лишь некий общий порядок действий, который может привести к намеченной цели. Заманчивые горизонты налицо, а конкретики, финансовых расчетов и результатов не хватает – даже если, как в «дорожных картах» АСИ, введены сроки, ответственные лица и некоторые показатели.
Странная внедряется схема: на средства госбюджета содержатся работники министерств и депутаты Госдумы, деятельность которых вовсе не идет на благо стране, создавая всевозможные препятствия для бизнеса – пресловутые административные барьеры. Чтобы исправить ситуацию, на средства опять же госбюджета нанимаются команды стратегов, экспертов, консультантов, которые все анализируют и составляют планы спасения. Но, мало того, они должны еще следить, чтобы чиновники и депутаты эти планы выполняли. Впрочем, может, надо еще раз заплатить бюджетные деньги и нанять другую команду – специальных принудителей-надсмотрщиков?
Почему вообще нужны высокооплачиваемые посредники-стратеги? Может, все же в министерствах должны работать высококлассные специалисты, которые обязательно должны учитывать и мнение профессионального сообщества? Одна из четырех «карт», которые АСИ обещает представить осенью 2013 года, посвящена повышению качества образования. По словам Андрея Никитина, в ее составлении принимали участие ректоры вузов, представители частного бизнеса в сфере образования, работодатели и чиновники. То же самое профессиональное сообщество настойчиво вносило критические замечания и предложения и при подготовке очередных реформ Минобрнауки. Но министерства упорно игнорируют мнение профессионалов, внедряя свои разработки подчас вопреки очевидному здравому смыслу – и создавая гарантированный спрос на стратегов-исправителей. При такой схеме итогом и впредь будут не вожделенные результаты, а лишь все новые стратегии по их достижению.
Написать комментарий
Теперь эти "профессионалы" ещё и в образование полезли, и ладно если бы только бюджетные средства пилили, так ведь занимаются откровенным вредительством. Интересно бы знать - кто стоит за ними?
Опять бумаг громадье, а дела как не было, так и нет.Вспоминаются басни Крылова.
Да, картинка к статье приложена говорящая. И да, лучше бы вузам и ПТУ дали 500 лимонов, чем этим АСИсяям.