Московские дороги ждут инвесторов
На развитие столичной транспортной системы московские власти планируют привлечь более 400 млрд рублей частных инвестиций. Какие проекты они считают наиболее привлекательными для инвесторов?
Дороги и развязки
Ряд девелоперов и владельцев торговых площадей проявили интерес и выразили готовность инвестировать средства в строительство развязок и участков дорог, непосредственно прилегающих к их объектам.
Объект |
Инвестор |
Интерес |
Общая стоимость проекта |
Северный дублер Кутузовского проспекта |
Компания «Лидер» – Юрий Ковальчук и партнеры |
«Лидер» участвует в строительстве платной дороги, соединяющей МКАД с федеральной трассой М1 «Беларусь» (Москва—Минск), новая трасса – продолжение этой дороги от Молодогвардейской развязки (одна дорога ведет из города, другая — в город). |
60 млрд руб.
|
Южный дублер Кутузовского проспекта |
ВТБ, «ДОН-Строй», «Интеко», «Галс-Девелопмент» |
Вдоль будущей трассы инвесторы планируют построить более 1 млн кв. м недвижимости |
30 млрд руб. |
Реконструкция Центральной кольцевой автомобильной дороги |
компания «Лидер» – Юрий Ковальчук и партнеры |
|
|
Развязка на Боровском шоссе |
Группа компаний «Мортон» |
Развязка будет обслуживать микрорайон «Солнцево-парк», возводимый этой компанией |
2 млрд руб. |
Два выезда на МКАД, автомобильный мост через р. Москву |
ГК «Крокус групп» |
Для транспортного обеспечения двух торгово-развлекательных центров этой компании (24-й км МКАД – ТЦ «Вегас»; 68 км МКАД – Крокус-Экспо) |
|
Два выезда на Калужское шоссе |
«Лотос-групп» |
Дорога ведет к торговому центру этой компании в Новой Москве |
|
Улично-дорожная сеть для обслуживания микрорайона «Славянский мир» |
ООО «Славянский мир» |
|
|
Часть дорог для микрорайона «А-101» |
«Авгур эстейт» |
Развитие создаваемого компанией микрорайона А-101 на Калужском шоссе |
|
О размерах частных инвестиций точных сведений пока нет. Очевидно, что в двух самых крупных проектах – по строительству дублеров Кутузовского проспекта – доля государства должна быть весьма значительной, чтобы инвестор мог вернуть свои вложения хотя бы лет за 30. Скорее всего, эти дороги будут платными, однако о тарифах говорить пока преждевременно. Северный дублер Кутузовского проспекта пересечет МКАД в районе Молодогвардейской развязки и станет входом для платной скоростной автодороги в обход города Одинцово. Южный дублер начнется от инновационного центра «Сколково», далее пойдет по территории промзоны «Очаково», вдоль Киевского направления МЖД и через районы Раменки и Мосфильмовский выйдет на Третье транспортное кольцо.
Деньги на строительство дорожной инфраструктуры могут привлекаться двумя способами: либо компании получат право строить самостоятельно по утвержденной городом проектной документации, либо смогут передать деньги в дорожный фонд, который власти города специально создали некоторое время назад.
Эвакуаторы и парковки
Частным инвесторам московские власти готовы передать также большую часть забот по эвакуации неправильно припаркованных автомобилей. До сих пор эвакуацией занималась лишь госорганизация – ГУ «Городская служба перемещения транспортных средств» (ГСПТС). Планируется, что за ней останется эвакуация автомобилей за пределами ЦАО, а вот сам ЦАО будет поделен на четыре зоны – между четырьмя инвесторами. Ровно столько инвесторов пока и подали заявки на участие в конкурсе. Среди конкурсных требований – наличие у компании минимум 5 собственных штрафстоянок суммарной емкостью от 400 машино-мест, а также кранов-манипуляторов. При этом город даже рассматривает возможность предоставления в аренду компаниям семи новых площадок под штрафстоянки в центральной части города – интересные инициативы при общем дефиците парковочного места в центре. Таким образом, эвакуировать нарушителей далеко не придется, стоимость же услуги для нарушителей-пострадавших, по предварительным данным, возрастет до 5 тыс. рублей – это в 2,5 раза выше действующих сегодня расценок.
Что же касается парковок, то для частных инвесторов наиболее интересен вариант, совмещающий парковки с торговыми площадями – именно это предполагает проект строительства транспортно-пересадочных узлов (ТПУ).
Транспортно-пересадочные узлы (ТПУ)
До 2020 года в Москве планируется построить 255 ТПУ, не менее 100 из них будут капитальными сооружениями с гипермаркетами, ресторанами, перехватывающими парковками и гостиницами. По концентрации пассажиропотоков многие ТПУ превосходят железнодорожные вокзалы, и, по сути, многие ТПУ станут новыми городскими вокзалами. Строительство одного капитального транспортно-пересадочного узла (ТПУ) рядом с московским метрополитеном обойдется в 1,5-2 млн руб. Общую стоимость создания всех запланированных ТПУ оценивается столичными властями в 600 млрд руб.
ГУП «Метрополитен» уже выступил заказчиком 90 ТПУ. Общий объем инвестиций в них составит порядка 200 млрд руб. Наиболее выгодные по соотношению расходов и доходов ТПУ метрополитен профинансирует за счет собственных и заемных средств. В менее эффективных проектах участие «Метрополитена» ограничится предоставлением земли и недвижимости, а также подключением к инфраструктуре. Остальное финансирование, как ожидается, возьмут на себя инвесторы. Интерес к проектам проявляют арендаторы подземных торговых точек, а также девелоперы, специализирующие на строительстве и управлении ТЦ.
ТПУ и железная дорога
Строительством ТПУ занимается и РЖД. С этой целью Москва передала этой структуре 57 площадок. На первом этапе ТПУ будут обустроены в плоскостном варианте, на втором две трети пересадочных станций планируется заменить капитальными сооружениями с 4,8 млн кв. м коммерческих площадей. Общий объем инвестиций в программу строительства капитальных ТПУ составит 300 млрд. руб. Для финансирования планируется привлекать инвесторов.
Особенно масштабным, с точки зрения инвестиций, является проект по строительству 31 ТПУ на Малом кольце Московской железной дороги (МК МЖД) общей стоимостью около 73 млрд руб. Оператором этого проекта является ОАО «Московская кольцевая железная дорога» (МКЖД, в паритете контролируется правительством Москвы и ОАО «РЖД»). К участию в проекте эта компания хочет привлечь крупного застройщика, который был бы готов инвестировать средства во все ТПУ – т.е. в строительство всех 750 тыс. кв. м коммерческой недвижимости. По мнению чиновников, комплексный подход необходим, чтобы компенсировать отдельные слабые звенья проекта и вывести его в плюс. Как сообщает РБК daily, «оптимального партнера власти ищут среди крупнейших российских банков, владеющих девелоперскими компаниями. Этот пул сегодня формируют группа ВТБ и Сбербанк, контролирующие таких крупных застройщиков, как «Дон-Строй Инвест», «Галс-Девелопмент», ГК «ПИК», «Интеко».
Вся инфраструктура ТПУ МК МЖД будет сетевой: появятся 31 одинаковая аптека, 31 одинаковое кафе и т.д. Власти намерены собрать пул сетевых арендаторов, которые благодаря этому получат «замкнутую и понятную сеть в проходных местах».
Инвестиции в метро
С помощью частных инвестиций планируется также обновить парк вагонов московского метрополитена. При закупке нового подвижного состава метрополитен будет заключать с инвестором «контракт жизненного цикла» договор на ближайшие 30 лет («продолжительность жизни» вагона), по которому исполнитель обязуется проводить сервисное обслуживание и ремонты этих вагонов собственными силами, а город – платить за поддержание вагонов в исправном техническом состоянии и надлежащем виде. Как сообщает издание «Вечерняя Москва», «на конкурс планируется выставить до трех лотов по закупке и обслуживанию 2500-3500 вагонов со сроком поставки 2015-2020 годов. Среди потенциальных участников конкурса на заключение контракта жизненного цикла – крупнейшие российские и мировые машиностроительные концерны: ЗАО «Трансмашхолдинг», группа «Синара», ОАО «НПК "Уралвагонзавод"», CAF, Hitachi, Bombardier, Alstom, Siemens, Hyundai, CSR, CNR, Skoda, Hitachi и другие.
Общая стоимость вагонов по контакту жизненного цикла составит порядка 200 млрд руб., еще столько же будет стоить их обслуживание в течение действия контракта.
Конкурс планируется провести в этом году, а поставки, как ожидается, начнутся с 2015 года».
Вертолеты – с прицелом на будущее
Самые смелые и терпеливые инвесторы вкладывают средства в воздушный транспорт. Полеты над Москвой пока запрещены, однако все больше строящихся в Москве зданий девелоперы оборудуют вертолетными площадками – причем это касается не только высоток.
Официальная вертолетная инфраструктура в Москве на сегодня весьма скромная: вертодром «Солнцево» и 13 вертолетных площадок (в том числе восемь — в городских клинических больницах). Согласно программе по развитию московского транспортного узла, планируется построить еще 10 площадок на МКАД. В концепции госпрограммы города Москвы на 2012–2025 годы предусмотрено развитие авиатакси.
Строительством посадочных дебаркадеров для спасательных вертолетов и авиатакси намерена заняться Ассоциация вертолетной индустрии (АВИ). По сообщению Pcavia.ru, АВИ планирует поставить на Москве-реке 7 первых посадочных дебаркадеров, каждый из них рассчитан на 1–2 вертолета, при необходимости дебаркадеры можно будет передвигать с места на место. Интерес к строительству плавучих вертолетных площадок в столице проявляет и Национальная ассоциация судовладельцев.
Первая плавучая парковка с ангаром на пять воздушных судов появится в Подмосковье на Химкинском водохранилище. В Подмосковье уже работают несколько компаний предлагающих услуги авиатакси. В среднем 1 час полета стоит 25 000 руб.
В мае, в рамках Международной выставки вертолетной индустрии HeliRussia-2013, на западе Москвы – на крыше выставочного центра «Крокус-экспо» компанией «Российские вертолетные системы» (РВС) при поддержке ОАО «Вертолеты России» был открыт Хелипорт для частных вертолетов. Он расположен довольно удобно: вблизи МКАД или Новорижского шоссе, рядом станция метро «Мякинино». Как сообщает издание Aviaport.ru, «клиенты хелипорта могут прилететь на своем вертолете или воспользоваться услугами базирующегося в "Крокусе" вертолетного такси HeliExpress. Стоимость перелета до московских аэропортов, приведенная на сайте компании, начинается от 20 тыс. руб.».
Читайте также:
Написать комментарий