06 НОЯ, 02:22 МСК
USD (ЦБ)    97.5499
EUR (ЦБ)    106.1426


Миллионы за право стать полигоном?

18 Апреля 2013 9669 1 Экономика
Миллионы за право стать полигоном?

О необходимости модернизации российской экономики правительство говорит уже более двух десятилетий. Что же при этом имеется в виду? Ответом может служить, например, судьба отечественного машиностроения – в частности отрасли железнодорожного транспорта.

Миллионы за скорость?

Идея о создании высокоскоростной железной дороги в нашей стране обсуждалась в правительстве уже с 1960-х годов. Под нее были разработаны скоростной электропоезд ЭР-200 в Риге, скоростной электровоз ЧС-200 в Пльзене (ЧССР) и вагоны "Русская тройка" для ЧС-200 на Калининском вагоностроительном заводе (в нынешней Твери). ЭР-200 курсировал между Москвой и Ленинградом-Петербургом с 1984 по 2009 год. Его конструкторская скорость составляла 200-250 кмч, но ездил он со скоростью 130 км, поскольку трасса больше не позволяла.

В 1980-х годах был согласован проект по строительству высокоскоростной магистрали от Ленинграда на юг, которая должна была пройти через 25 городов. Ожидалось, что объём её пассажиропотока составит около 53 млн человек в год, а скорость движения поездов достигнет 300—350 км в час, так что время поездки из Москвы в Ленинград сократится с 6 до 2,5—3 часов, на Черноморское побережье Крыма — с 22 до 5-6 часов, на Черноморское побережье Кавказа — с 33 до 9 часов.

В декабре 1991 г. для реализации этого проекта была создана компания РАО "Высокоскоростные магистрали" (ВСМ). Скоростную магистраль сократили до специальной трассы Москва-Санкт-Петербург (которая до сих пор так и не построена), но к 2001 году разработали высокоскоростной поезд "Сокол", способный развивать скорость до 350 км/ч. В его создании участвовало более 60 предприятий. Он соответствовал мировым стандартам, было принято решение о подготовке его к серийному производству, однако после смены руководства Минтранса в проект был объявлен "исторической ошибкой", а в 2003 году закрыт. Всего на него было потрачено, по разным данным, от $75 до $450 млн.

Окончательный крест на российских разработках РЖД поставило в 2006 году, заключив контракт с корпорацией Siemens на поставку восьми высокоскоростных поездов на 276 млн евро и соглашение о 30-летнем сервисном обслуживании этих поездов на сумму более 350 млн евро. Хотя немецкий "Сапсан", так же как и российский "Сокол" может разгоняться до 350 кмч, он практически не идет быстрее 200 кмч – для этого требуется высокоскоростная трасса, строительство которой по-прежнему лишь в проекте. Вопрос, в чем причина отказа от доработки российского проекта в пользу импортного остается открытым.

 

Миллионы за имидж?

Не послужила стимулом для развития отечественной промышленности и Сочинская олимпиада – во всяком случае, РЖД, например, не стало размещать заказы на российских предприятиях и обеспечивать работой российских граждан. Вместо этого был заключен контракт все с тем же концерном Siemens. За 580 млн евро России будет поставлено 54 пятивагонных поезда Desiro RUS "Ласточка": 34 из них соберут в Германии, еще 16 - в России. Производство их будет организовано на ООО "Уральские локомотивы" - совместном предприятии группы "Синара" и концерна Siemens – и продолжится и после Олимпиады -2014. В течение 2015 года "Уральские локомотивы" выпустят 30 пятивагонных электропоездов. Первоначально глубина локализации составит 35%, к 2017 году уровень локализации планируется довести до 80% . Предусмотрительный Siemens уже заключил с РЖД контракт на техобслуживание 54 поездов в течение 40 лет. Представители концерна с гордостью сообщают, что "Ласточка", по сравнению с другими поездами, будет потреблять электроэнергии на 30% меньше. Однако при этом не акцентируется тот факт, что 49% акций "Уральских локомотивов" принадлежат Siemens'у, и значит, почти половина прибыли будет уходить за рубеж.

И снова, как и в ситуации с "Сапсаном" у России уже был альтернативный вариант - поезда повышенной комфортности на базе электровоза ЭД4МК, выпускающиеся Демиховским машиностроительным заводом и вполне хорошо себя зарекомендовавшие. Однако политика РЖД – государственной, между прочим, компании! - такова, что ближайшие полвека российских производителей все активнее будет вытеснять Siemens.

 

Миллионы за право стать полигоном?

На том же заводе "Уральские локомотивы" с 2010 года выпускается 2ЭС10 "Гранит" – совместная разработка группы Синара и концерна Siemens. На сайте производителя с гордостью утверждается, что это самый мощный и самый лучший локомотив для колеи 1520 мм. То есть, надо понимать, по мировым меркам все же не самый лучший? С начала его эксплуатации был отмечен целый ряд существенных недостатков, причем, по мнению российских специалистов, опробовавших локомотив "в деле", одной из наименее надежных частей "является оборудование марки Siemens. В частности, достаточно проблемным оказался тяговый преобразователь производства "Siemens", который в течение года выходил из строя 36 раз (15% от общего числа неисправностей). В целом же 51 отказ оборудования из 249 (общее число за год) приходится на узлы и агрегаты производства немецкой корпорации", - отмечает главный инженер Свердловской железной дороги (филиала ОАО "РЖД") Олег Набойченко. В итоге, локомотивы немалое время простаивают, РЖД несет значительные убытки, но контракт на закупку 221 электровоза на 42 миллиарда рублей подписан.

Между тем, советский электровоз ВЛ86ф ((Владимир Ленин, тип 86), созданный в 1985 году, был не только мощнее "Гранита", но и вообще самым мощным в мире. Серийному его производству помешал развал Союза. Теперь вместо "доведения до ума" отечественных разработок РЖД предпочло не только заплатить миллионы Siemens'у, но и предоставить отечественные дороги для обкатки и доработки его "новейших" конструкций.

Формула модернизации, используемая российским правительством, проста, как кувалда. И результаты ее вполне очевидны и предсказуемы. На недавней Ганноверской выставке Россия представляла не своих "Соколов" и "Лениных", а совместные разработки с Siemens'ом – "Ласточку" и "Гранит". Главный акцент, согласно официальным заявлениям российских представителей, был сделан на презентации инвестиционных возможностей нашей страны. И правда, производить что-то свое при такой политике властей невероятно трудно, гораздо проще предоставить все зарубежным инвесторам.

Галина Яшина

Написать комментарий

правила комментирования
  1. Не оскорблять участников общения в любой форме. Участники должны соблюдать уважительную форму общения.
  2. Не использовать в комментарии нецензурную брань или эвфемизмы, обсценную лексику и фразеологию, включая завуалированный мат, а также любое их цитирование.
  3. Не публиковать рекламные сообщения и спам; сообщения коммерческого характера; ссылки на сторонние ресурсы в рекламных целях. В ином случае комментарий может быть допущен в редакции без ссылок по тексту либо удален.
  4. Не использовать комментарии как почтовую доску объявлений для сообщений приватного характера, адресованного конкретному участнику.
  5. Не проявлять расовую, национальную и религиозную неприязнь и ненависть, в т.ч. и презрительное проявление неуважения и ненависти к любым национальным языкам, включая русский; запрещается пропагандировать терроризм, экстремизм, фашизм, наркотики и прочие темы, несовместимые с общепринятыми законами, нормами морали и приличия.
  6. Не использовать в комментарии язык, отличный от литературного русского.
  7. Не злоупотреблять использованием СПЛОШНЫХ ЗАГЛАВНЫХ букв (использованием Caps Lock).
Отправить комментарий
И
20.04.2013 0 0
Иван:

Галина Анатольевна, а чему вы удивляетесь? Это же обыкновенный неоколониализм, установившийся на всем постсоветском пространстве после Беловежских соглашений 1991-го года.



Капитал страны
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Отметьте самые значимые события 2021 года:
close
check_box check_box_outline_blank Демонстратор будущего двигателя для многоразовой ракеты-носителя в Свердловской области
check_box check_box_outline_blank Демонстратор нового авиадвигателя ПД-35 в Пермском крае
check_box check_box_outline_blank Полет МС-21-300 с крылом, изготовленным из российских композитов в Иркутской области
check_box check_box_outline_blank Открытие крупнейшего в РФ Амурского газоперерабатывающего завода в Амурской области
check_box check_box_outline_blank Запуск первой за 20 лет термоядерной установки Токамак Т-15МД в Москве
check_box check_box_outline_blank Создание уникального морского роботизированного комплекса «СЕВРЮГА» в Астраханской области
check_box check_box_outline_blank Открытие завода первого российского бренда премиальных автомобилей Aurus в Татарстане
check_box check_box_outline_blank Старт разработки крупнейшего в Европе месторождения платиноидов «Федорова Тундра» в Мурманской области
check_box check_box_outline_blank Испытание «зеленого» танкера ледового класса ICE-1А «Владимир Виноградов» в Приморском крае
check_box check_box_outline_blank Печать на 3D-принтере первого в РФ жилого комплекса в Ярославской области
Показать ещеexpand_more