SSJ-100: крушение надежд российской промышленности
Авиакатастрофа самолета «Suhoj Superjet-100» в Индонезии ставит крест на российской авиапромышленности. Почему Россия все больше отстает в технологическом прогрессе от развитых стран? Кто должен быть за это в ответе? И когда так повелось, что, не замечая тревожных сигналов, мы доводим все до трагедии? Что дальше?
Западная либерально настроенная пресса, комментируя авиакатастрофу самолета Suhoj Superjet-100 в Индонезии, сошлась во мнении, что этот инцидент поставит крест на российской авиапромышленности и точку в попытках преодолеть технологическое отставание России от развитых стран. Повода для национальной гордости в предстоящей авиационной новинке не обнаружилось еще в 2007 году, когда продемонстрированный прототип авиалайнера удивил авиационных экспертов тем, что среди основных компонентов практически не было произведенных в самой России деталей.
В окончательном виде «высокотехнологичный» SSJ-100 на целых 70% состоит из комплектующих, которые производятся ведущими мировыми компаниями, но не российскими. Тем не менее, падение коммерческого лайнера во время демонстрационного полета в Индонезии ударит только по немощной отечественной промышленности, ответственной за конструкцию и сборку. Намечающееся расследование должно будет установить истинные причины аварии, и хотя велика вероятность того, что случившееся – ошибка пилотов, эксперты не исключают нахождения серьезных изъянов в модели самолета.
В пользу версии об ошибке говорит то, что SSJ-100 с 40 иностранными пассажирами на борту совершал полет над склонами горы Солак. Это непопулярный и опасный маршрут в индонезийском воздушном пространстве. Непонятно и другое – пилоты запросили у диспетчеров снижение до 1,76 км над землей, тогда как минимальная разрешенная высота установлена в пределах 3,35 км. На момент столкновения с землей лайнер шел под 85-ю градусами. Наблюдался густой туман, но на борту лайнера были установлены датчики приближения к поверхности земли. К тому же уже после крушения – и это последняя капля – не сработал радиомаяк для обнаружения останков спасателями.
Все это привело к одному – экстренной проверке эксплуатационной безопасности всех самолетов SSJ-100, которые закупили индонезийские авиакомпании. Всего же по миру сделано около 170 заказов на новинку российского авиапрома. Но с дальнейшей реализацией, по крайне мере, до завершения официального расследования, возникнут проблемы. Скорее всего, завоевание мирового рынка гражданской авиации придется отложить. Да и можно ли было его ожидать при том, что в России распределение производства военной и гражданской авиации в процентном соотношении выглядит как 90 на 10 соответственно.
Ежегодно российская авиапромышленность выпускает десять гражданских самолетов с плохой репутацией, если говорить о безопасности, из-за низких нормативов труда и устаревшего технического оснащения заводов. Традиционно они приобретаются российскими авиаперевозчиками и авиалиниями стран СНГ. Хотя «для успеха самолета крайне важны новые заказы из стран, не входящих в СНГ», – говорится в аналитике агентства Fitch Raitings по поводу инцидента. Ограниченность авиационного рынка бывшими границами СССР отрицательно сказывается на имидже российских самолетов. Мировой рынок закрыт для них и прорывом на него, единственной надеждой России был долго разрабатывавшийся SSJ-100, за который отвечает Объединенная Авиастроительная Корпорация (ОАК).
Примечательно, что сразу после вступления на третий президентский срок Путин потребовал проанализировать работу компании с тем, чтобы подготовить предложения «по совершенствованию их управления». Новость о катастрофе SSJ-100 в Индонезии незамедлительно сказалась на акциях ОАК – на бирже ММВБ они упали на 3,6%. Возможно, поручение Путина связано с тем, что он видит серьезные недостатки своих политических решений в прошлом. В 2008 году либерально мыслящие экономисты и аналитики были против объединения целых сегментов промышленности в крупные компании, по сути, госкорпорации. Тогда это решение вызвало много разговоров о государственном капитализме и вся последующая риторика президента Медведева о частичной или полной приватизации корпораций была елеем для обеспокоенных государственной политикой либералов.
Но концерны, очевидно, замедлили технологический прогресс, если не отменили его вовсе. Ожидаемого эффекта улучшения самочувствия российской промышленности консолидация не произвела. Напротив, в их стенах до чудовищных размеров выросла коррупция и об этом свидетельствуют идущие подряд одна за другой неудачи отечественной промышленности. Подсчитайте хотя бы то, что было на слуху за прошедшие полгода.
Во-первых, полнейшее фиаско космической программы. «Фобос-грунт», собранный из несоответствующих импортных деталей, отбросил так и не перешедшую на третью стадию освоения космоса Россию на десятки лет назад. Отныне успехи советской космонавтики, давшей России преимущество в запусках ракет и пребывании на орбите Земли – не более чем славная история завершившегося научно-технического прогресса. Осваивать дальние уголки Вселенной, не говоря уже о ближайших к нам планетах, мы, к сожалению, не сможем и «Фобос-грунт» указал нам на то, что конкуренции в этой области мы не выдержали.
Во-вторых, с недавним падением ракетоносителя, призванного доставить на орбиту три спутника, Россия не смогла осуществить крупномасштабный навигационный проект для военных и гражданских целей – ГЛОНАСС. Тем самым мы показали миру техническую отсталость и вывод Российского совета по национальной безопасности о том, что состояние российской промышленности является фактором риска для безопасности страны, становится абсолютной реальностью.
И вот теперь Россия на долгое время теряет шанс претендовать на долю мирового рынка авиации, на который приходится до 75% гражданских самолетов. Скорее всего, нам давно пора обратить внимание, что структура российского авиапроизводства с акцентом на военной технике не соответствует конъюнктуре мирового рынка, в чем видится опять же продолжение советской милитаризированной модели. Что касается авиакатастроф, то они, конечно, не редкость во время испытаний новых моделей, но эксцесс с SSJ-100, похоже, будет, если выразиться тавтологично, но единственно верно, катастрофичным для России. Упал не самолет – рухнула российская промышленность. И дело даже не в закреплении определенных позиций на рынке, дело в надежде на возрождение промышленности как таковой. А без спроса на российские самолеты и со скверным имиджем производителя оно принципиально невозможно.
Кто в этом виноват – пилоты или производители – не столь важно. Потому что, если воспринимать произошедшую трагедию как метафору российской власти, то мы слишком низко опустились в пелене тумана и у нас давно не работают датчики по определению того, где нас ждет конец, а надо бы взять штурвал на себя.
Написать комментарий
Невыносимо чудовищный удар по репутации отечественного авиапрома. Хуже трудно придумать. Но не будем спешить с традиционным посыпанием наших пеплом непричесанных российских голов. Больно уж близки ассоциации с катастрофой демонстрационного полета Ту-144 в Ле-Бурже в 1973 г. Отчего вдруг там французский самолет пролетел на чрезмерно близком расстоянии? Рынок-то совсем не шуточный! Так что помимо традиционного российского головотяпства не исключаем предельно субъективный фактор.