Испытание Севером или изобретатель из Белоруссии
Север предъявляет серьезные требования не только к людям, но и к технике, с помощью которой его осваивают. Но и эта техника создается людьми. Одним из таких уникальных конструкторов и исследователей Севера является Александр Борисевич из Белоруссии. Что же он изобрел? И как его детище внедряется в России?
1. Страсть к приключениям и дух первооткрывателя. Наше поколение с детства воспитывалось на романах Майн Рида, Жюля Верна, Джека Лондона... Взрослея, мы зачитывались уже реальными хрониками: описанием экспедиций Витуса Беринга, Тура Хейердала, ЖакИва Кусто. Признаюсь, необыкновенные приключения, страсть к неизведанному и таинственному, опасность, взаимовыручка, сила человеческого духа привлекают меня до сих пор.
Вопреки непреходящему интересу к путешествиям, я не выбрал их своей профессией, наверное, не решился. Тем не менее, охота и рыбалка в безлюдных местах, пешие, водные и автомобильные путешествия составляют и поныне моё хобби. Скажу больше, в своё время я купил в Тверской области дом на малообитаемом острове, который в течение многих лет служил моей семье своеобразной дачейзаимкой. Остров окружён озёрами и болотами, поэтому добраться туда можно только на перекладных: джип летом сменялся катером, а зимой – снегоходом. Несмотря на относительную близость к Москве (расстояние до столицы напрямую составляет около 200 км), труднодоступность места позволяла более или менее сохраниться не только местной флоре и фауне, но и самобытности жителей. Регулярные -непростые путешествия в эту природную резервацию и пребывание в ней создавали слабую иллюзию приобщения (многие улыбнутся) к первооткрывателям.
Конечно, дачные приключения нельзя считать заслуживающими внимания такого журнала, но однажды мне таки довелось принять участие в серьёзной кампании – арктической экспедиции на специальных вездеходах. Пять лет назад, в 2005 г., я получил предложение взять на себя материальное и техническое обеспечение экспедиции в район Карского моря и, имея на тот момент возможность поработать для души, недолго думая, согласился.
Это был промежуточный этап проекта "Полярное кольцо": своеобразная подготовка к выполнению главной задачи – первого в истории пересечения на вездеходах Северного Ледовитого океана через Северный полюс из России в Канаду. К тому времени машины были уже опробованы для езды по торошенному льду, внесены изменения в конструкцию ходовой части, и теперь требовалось узнать, как поведут себя вездеходы на плаву в солёной океанской воде. Ведь не секрет, что дорога на полюс изобилует не только большими торосами, но и огромными полыньями.
Конечно, предстоящая работа была крайне ответственной, но, соглашаясь на неё, я поставил непременное условие – лично участвовать в экспедиции! Для меня было не только интересно увидеть красоты и обитателей северных широт, но ещё важнее – на личном опыте познакомиться с поведением людей в труднейших полярных условиях, узнать, как работает здесь техника, самому, если хотите, хлебнуть лиха...
Маршрут общей протяжённостью около 4 тыс. км начинался в Воркуте. Первая часть маршрута с общим курсом на северо-восток предполагала выход по суше на побережье Байдарацкой губы, затем – местами по суше, местами по припаю – путь огибал полуостров Ямал, остров Белый, проходил через Обскую губу и полуостров Явай, продолжался по льду вдоль южной части острова Сибирякова, пересекал устье Енисея и завершался в известном посёлке Диксон. Вторая половина маршрута (возвращение) имела преимущественное направление на юго-запад, и до Обской губы трасса совпадала с воркутинской, затем маршрут поворачивал на правый берег Оби, пролегал через Тазовскую губу, посёлок Ямбург и заканчивался в Новом Уренгое.
Стартовала экспедиция в первых числах апреля и к концу мая достигла пункта назначения. За это время в дрейфующих льдах Карского моря был проведён тест-драйв вездеходов на преодоление ледовых трещин, многометровых торосов и участков открытой воды, отлажены приёмы действия экипажей в экстремальной обстановке.
2. Главный конструктор и его детище. О ходе экспе-диции и её резуль¬татах сообщали СМИ, подробно о ней можно узнать из спе¬циаль¬ной литературы и на различных экспедиционных сайтах. Мне же хочется сказать несколько слов о человеке, с которым нам – участникам экспедиции – посчастливилось бок о бок делить трудности и радости этого непростого путешествия. Я имею в виду идеолога и главного конструктора пневмовездеходов "Торос" А.А.Борисевича, который, будучи гражданином Беларуси, руководит конструкторским бюро Минского мотовелозавода.
Изобретатель и конструктор Александр Борисевич
Всегда увлекаясь экстремальным туризмом, Борисевич с ранних лет загорелся идеей создать простой, лёгкий и недорогой вездеход, способный преодолевать бездорожье и водные преграды. Это потом его увлечёт Арктика, а в молодости он бороздил таёжные просторы центральной России, степи и пустыни Средней Азии на всевозможных средствах передвижения: сначала на лыжах, велосипеде, мотоцикле, затем – на трёхколёсном мотовездеходе собственной конструкции.
Участник экспедиции Александр Кириллов
Можно много рассказывать о необыкновенных характеристиках его последнего детища – пневмовездехода “Торос”, но приведу только некоторые. Шестиколёсная машина с одноосным прицепом способна преодолевать без подготовки – я в этом убедился сам, проведя за штурвалом “Тороса” сотни часов, – болота, рыхлый глубокий снег, гладкий и торошенный лёд, водные просторы рек и озёр, в том числе солёных. Вездеход можно перевозить самолётом, вертолётом, по железной дороге и грузовым автотранспортом. Кроме того, Борисевичем сконструирована и изготовлена технологическая оснастка, позво¬ляю¬щая выпускать такие машины промышленными сериями.
Пневмовездеход «Торос» Александра Борисевича
Всё, за что берётся Александр Александрович Борисевич, отличается высоким качеством и надёжностью. При этом профессионализм и инженерная смекалка сочетаются в его характере с мягкостью и готовностью помочь каждому, кто нуждается в поддержке. Именно поэтому любая экспедиция старается привлечь нашего героя в свои ряды в качестве своеобразного оберега. Но...
Всё в нашей жизни имеет оборотную сторону, и таланты приносят своим владельцам далеко не всегда одни только лавры. К уникальным кулибинским способностям Борисевича организаторы подобных -мероприятий относятся в основном чисто потребительски – в редких экспеди-ционных отчётах мелькнёт имя создателя вездехода. Но чаще всего они выкупают за бесценок узлы его машин, собирают из них вездеходы, а затем, ничтоже сумняшеся, выдают за собственные разработки. А изобретатель и его семья, по сути, еле сводят концы с концами.
Хозяин Севера белый медведь
Большой же бизнес на Севере, как правило, эксплуатирует старую, ещё советскую, транспортную инфраструктуру и пока не готов инвестировать средства в создание новой или модернизацию имею¬щейся.
В перспективе я вижу два варианта развития событий. Первый, пессимистичный: Александр Александрович просто физически выдохнется и перестанет совершенствовать и производить вездеходы. Это будет очень печально и негативно скажется на развитии Севера как такового. Второй – более оптимистичный: однажды нашего изобретателя пригласит некая страна, заинтересованная в освоении Арктического бассейна. Кстати, тема создания современного наземного транспорта для Заполярья весьма актуальна, т.к. без него вообще нельзя говорить о каких-либо экономических перспективах региона. В этой гипотетической стране и промышленное производство вездеходов быстро наладится, и Борисевич найдёт своим талантам достойное применение! За примерами далеко ходить не надо, достаточно открыть статью о Нобелевских премиях: многие россияне, удостоенные названных высоких наград, реализовались, только работая за границей. Грустно, но это так.
Я двумя руками голосую за развитие событий по второму сценарию, но в тайне надеюсь, что такой иностранной державой для белоруса Борисевича всё-таки станет Россия.
Послесловие. Прошло пять лет, а переход на вездеходах через Северный полюс в Канаду пока так и не состоялся.
Мы встречаемся с А.А.Борисевичем во время его редких визитов в Москву. Отрадно, что он, наконец, ¬пообещал написать для журнала «Мир измерений» серию статей об истории создания своего детища, о тех экспериментах, в том числе метрологических, которые он проводит в экспедициях.
Александр Александрович, мы с нетерпением ждём эти материалы!
Написать комментарий
не могли ли вы рассказать и показать свое изобретение шестиколесного вездехода? Я то же мечтаю сделать из жигулей, но не могу сообразить ходовую часть - посоветуйте!