Конкурентоспособность экономики в условиях ВТО
Украина в мае 2008 года вступила в ВТО, Россия продолжает активные попытки по вступлению в эту организацию. Однако всем хорошо известно, что последствия этого шага могут быть весьма тяжелыми. Может быть, имеет смысл подготовиться к подобной интеграции путем трансформации национальной экономики? Что может дать России украинский опыт?
Данная статья написана по результатам проведенной научной работы, посвященной направлениям совершенствования структуры экономики региона в условиях интеграции Украины в ВТО. Однако затронутые в ней проблемы выходят за рамки украинской действительности, а полученные решения могут быть использованы в экономике Российской Федерации и других стран.
Всемирная торговая организация (ВТО) является одним из старейших экономических объединений стран с рыночной экономикой, правовой институциональной основой мировой торговой системы, в рамках которой коллективно принимаются основные решения, благодаря чему создаются правила в международной торговле. ВТО непосредственно не обеспечивает экономического роста, но содействует справедливости и рациональности проведения внешнеторговых операций, что немаловажно в глобальной экономике. Следует отметить общее преимущество ВТО – взаимодоверие, обеспечивающее снижение уровня трансакционных издержек в международной торговле, достигающих в настоящее время величины до 250%. Участие в ВТО может быть использовано и для получения односторонних преимуществ. Как показывает практика, более сильные в экономическом отношении страны часто нарушают правила ВТО и различными способами уходят от ответственности. Кроме того, участвуя в министерских конференциях, развитые страны стараются закрепить за собой неравноправный обмен, сохранить собственный протекционизм с тем, чтобы получать односторонние преимущества в торговле. Слабые, развивающиеся страны не могут себе позволить отступлений от навязанных им справедливых норм ВТО, чем узаконивается дискриминация в торговле. В результате формируется безальтернативный глобальный инструмент эксплуатации развивающихся стран.
1. Постановка проблемы. С определенной долей абстракции ВТО можно представить как фундаментальный свод правил мировой торговли, по логике сравнимый, например, с правилами дорожного движения. Их надо знать и выполнять, чтобы не вызывать аварийных ситуаций. При этом не ограничиваются те возможности участников движения, которые не противоречат общим системным принципам, установленным в правилах.
Вступление Украины в ВТО, по мнению ведущих экономистов, будет иметь следующие положительные последствия:
- обеспечит более эффективное использование своих конкурентных преимуществ в рамках международного разделения труда;
- установит более справедливые условия торговли товарами и услугами, что снизит уровень трансакционных издержек обмена;
- отменит дискриминационные режимы в торговле, в том числе ограничительные квоты, антидемпинговые расследования и т.д.
Задача Украины относительно членства в ВТО была прагматичной – получить режим наибольшего благоприятствования в торговле, иметь уступки, отсрочки и льготы со стороны ВТО для занятия новых экспортных ниш, упорядочить импорт. Однако реализация данной задачи требует сильной власти, патриотизма государственного управления, твердости в отстаивании национальных интересов.
Следуя логике развития мировой торговли, принятие общих правил и процедур оказывает влияние на саму экономическую систему страны-участницы (возникает эффект рефлексии). В результате процесс интеграции в ВТО может существенно изменить структуру экономики страны, региона, что необходимо учитывать для эффективного государственного регулирования. Для сокращения издержек внешней торговли целесообразно изменять структуру экономики таким образом, чтобы она была не хуже, а даже лучше или максимально приближенной к некоторой усредненной структуре стран-участниц ВТО. Именно такой подход позволит безболезненно согласовывать возникающие противоречия в международной торговле и повысит эффективность внешнеэкономической деятельности.
Как показывает опыт, решение внешнеэкономических проблем возможно за счет совершенствования структуры экономики регионов при рациональном использовании организационно-правового обеспечения системы ВТО.
2. Структурирование экономики. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – это совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе.
Структура включает идентифицированные компоненты (элементы, звенья и др.) и взаимосвязи между ними. В рамках структуры протекает управленческий процесс, участники которого выполняют функции и задачи взаимодействия. Управление самой структурой состоит в реализации всех целей, распределённых между различными звеньями, связи между которыми обеспечивают координацию по их выполнению.
Экономическая структура важна для обеспечения сбалансированности народного хозяйства, повышения темпов экономического роста. Можно утверждать, что успешное экономическое развитие большинства стран Запада во многом объясняется глубокими структурными преобразованиями, обеспечивающими общий подъем производства и другие качественные изменения.
Попытки упорядочения рыночных отношений предпринимались неоднократно, например, требование достижения оптимальности по Парето, однако не имели успеха, так как создание эффективной структуры экономики является для рынка невыполнимой задачей. Рынок стремится выстроить участников по определенному рейтингу, то есть формирует соподчиненные структуры экономического подавления, которые зачастую противоречат рациональным экономическим требованиям и интересам общества. В результате рыночное структурирование, как правило, наносит вред социально-экономическому развитию страны. Поэтому необходимо осознавать, что рыночные цели для структурирования экономики имеют более низкий приоритет, чем организационно-экономические, социальные, правовые, экологические и др.
По современной парадигме развития общества совершенствование структуры экономической системы, приспособление ее к внутренним и внешним условиям является главной функцией государства, а потому требует усиления системы государственного регулирования. В этом аспекте важны не только чисто управленческие (командные) действия, но и организация планирования и прогнозирования экономических ситуаций. Государственное управление на современном уровне отходит от мелкой опеки каких-либо видов деятельности, субъектов, а все более приобретает черты структурной политики. Иными словами сила государства максимально проявляется в возможности упорядочения элементов экономической системы, что означает совершенствование ее структуры.
В настоящее время практическое применение нашел ряд экономических структур. Для прогнозирования экономических показателей, как правило, используются отраслевая, территориальная, воспроизводственная, технологическая, ресурсная и организационная структуры. Межстрановые сопоставления экономик требуют анализа структур экспорта, импорта, инвестиций, ресурсов, рынков и др. Особенность создавшейся ситуации состоит в том, что ни одна из перечисленных структур экономики не носит универсального характера и не может быть использована для объективного описания экономической системы. Поэтому проблема интеграции в ВТО требует поиска такой гипотетической структуры экономики, которая бы имела универсальный характер, как для отдельного региона, так и для всей Украины и других стран-участниц ВТО.
3. Гипотеза об институциональной структуре. На основании анализа структур, пригодных для описания региона в условиях интеграции Украины в ВТО предложена новая институциональная структура, полученная из классификации элементов системы национальных счетов (СНС). В СНС экономические субъекты сгруппированы в институциональные секторы, каждый из которых ведет хозяйственную деятельность. Последовательный учет этой деятельности производится в секторальных счетах. В СНС предусмотрены следующие счета: счет производства, счет образования дохода, счет распределения первичного дохода, счет вторичного распределения дохода, счет распределения доходов в натуре, счет использования наличного дохода, счет использования скорректированного наличного дохода, счет капитала, финансовый счет. Институциональные единицы (секторы) и секторальные счета заложены в институциональную классификацию хозяйствующих субъектов, потоков и запасов, наиболее полно характеризующую экономическую систему.
Преимуществом приведенной классификации является возможность создания на ее основе интегрированной институциональной структуры экономики страны, региона и использование ее для осуществления государственного регулирования в системе. Следует отметить, что практически все известные экономические структуры могут быть сведены к частным случаям институциональной структуры хозяйственной системы. Институциональная структура обладает дополнительным преимуществом, состоящим в возможности производить межстрановые сопоставления, что особенно важно для экономик, интегрирующихся в ВТО.
Принцип институциональности состоит в формировании совокупности признаков, идентифицирующих элемент системы как экономический объект, субъект, отождествляемый в определенной классификационной группе институтов. Указанный принцип в СНС занимает главенствующее положение, служит основой классификации и структурирования. Поэтому, ввиду широкого использования СНС в качестве международного стандарта, практически все классификации на ее основе носят институциональный характер. Следовательно, производя структурирование с использованием классификации СНС по институциональным единицам (секторам) и взаимосвязям между ними, отражаемым в секторальных счетах, мы получаем новую, институциональную структуру экономики страны, региона, которая способна наиболее адекватно отражать хозяйственную систему.
На основании сказанного выдвигается научная гипотеза со следующей формулировкой: установлено ранее неизвестное свойство структур экономики, построенных на основе институциональной классификации системы национальных счетов, позволяющее объективно выполнять интегральные оценки и сопоставления различных экономических систем.
Институциональное структурирование обладает следующими преимуществами:
- Позволяет наиболее полно и точно выполнять декомпозицию экономической системы на структурные элементы, а также производить композицию отдельных элементов в единое целое;
- Устанавливает объективные структурные взаимосвязи между элементами системы, позволяющие производить учетные операции;
- Носит универсальный характер, обеспечивающий стандартизацию структурных элементов и экономических процессов, происходящих в них;
- Повышает степень охвата субъектов экономической деятельности в стране, регионе. Обеспечивает построение адекватных моделей экономической системы;
- Является единственно возможным способом осуществления интегральных сопоставлений экономических субъектов и экономик различных стран;
- Играет роль "международного языка" для структурирования экономик и определения их эффективности;
- Позволяет определять и оценивать конкуренцию как внутри экономики отдельной страны, так и между экономиками разных стран;
- Позволяет с минимальными изменениями использовать существующую систему международных индексов и оценок экономической деятельности.
Институциональное структурирование на основе СНС — новое понятие, предложенное в данной работе, для создания системы оценок внутренних и межстрановых взаимодействий, а также анализа операций внешнеэкономической деятельности. Ключевыми понятиями этого структурирования являются: институциональная единица, классификация институциональных единиц (секторов), потоки институциональных единиц, запасы институциональных единиц.
Отсюда следует вывод об исключительности институционального структурирования экономики региона для повышения конкурентоспособности экономики региона в условиях интеграции Украины в ВТО и необходимости его использования при раскрытии темы исследования.
4. Конкурентоспособность экономики. Конкурентоспособность напрямую влияет на основные экономические возможности страны и региона. В качестве базовой системы оценок конкурентоспособности региона использована методология Всемирного экономического форума (ВЭФ). В соответствии с ней определяется индекс глобальной конкурентоспособности (ИГК) национальной экономики, который в настоящее время является наиболее точным и исчерпывающим показателем [1].
ИГК был разработан в сотрудничестве с проф. Х.-С.Мартином из Колумбийского университета (США) и впервые был представлен в 2004 году. С тех пор ИГК стал главным индексом ВЭФ для измерения национальной конкурентоспособности [2]. ИГК вобрал в себя основные новейшие экономические идеи по конкурентоспособности и экономическому росту, принимает во внимание взвешенное среднее число различных компонентов, каждый из которых касается одного из аспектов хозяйственной деятельности. ИГК оценивается в баллах по семибалльной системе и включает двенадцать составляющих индексов оценки, в том числе: государственные и частные институты (1); инфраструктура (2); макроэкономическая стабильность (3); здравоохранение и начальное образование (4); высшее образование и профессиональная подготовка (5); эффективность рынка товаров и услуг (6); эффективность рынка труда (7); уровень развития финансового рынка (8); оснащенность новыми технологиями (9); размер рынка (10); уровень развития бизнеса (11); инновации (12). Каждый из указанных индексов имеет свой вес в общем ИГК, специфическую систему показателей и собственную методику расчета. Совместное отображение всех двенадцати индексов на диаграмме образует профиль конкурентоспособности.
Необходимо отметить, что изначально ИГК мыслился как система институциональных индексов, пригодных для межстрановых сопоставлений экономик. Как следует из основных положений анализа по методологии ВЭФ, конкурентоспособность представляет собой совокупность институтов, политик и факторов, определяющих уровень производительности экономики [3]. По методологии ВЭФ для расчета ИГК все страны подразделены на группы, в зависимости от уровня развития, определяемого величиной ВВП на душу населения. На 2010 год анализ глобальной конкурентоспособности по данной методологии охватывает 133 страны с развитыми и развивающимися экономиками.
Методология ВЭФ заложена в систему оценки конкурентоспособности регионов Украины, выполняемую ежегодно фондом "Эффективное управление" [4]. Отчет о конкурентоспособности регионов Украины публикуется ежегодно, начиная с 2007 года.
Методология предусматривает:
- оценку производительности стран и регионов, вычисление индекса глобальной конкурентоспособности;
- оценку конкурентоспособности страны в международном контексте;
- оценку конкурентоспособности регионов страны в международном контексте;
- вычисление рейтингов конкурентоспособности страны и регионов внутри страны и в международном контексте;
- определение профилей конкурентоспособности экономики.
Профиль конкурентоспособности представляет собой графическое и числовое отображение всех двенадцати индексов, составляющих ИГК на одной диаграмме. Сопоставление профилей конкурентоспособности обеспечивает интегральные оценки экономик, что является важным для определения направлений социально-экономического развития страны, региона.
Методология ИГК предусматривает классификацию типов экономик стран на 5 групп (1 - экономика, ориентированная на факторы производства, 2 - переходная, экономика, 3 - ориентированная на эффективность, 4 - переходная, 5 - экономика, ориентированная на инновации) в зависимости от величины ВВП на душу населения (табл.1).
По данным статистики, ВРП региона (на примере Луганской области) на душу населения в 2008 году составил 3,82 тыс. долл., для "стран на стадии развития 2" ВВП на душу населения составил 8 тыс. долл., для США этот показатель составил 46,859 тыс. долл. [5]. В результате один балл конкурентоспособности экономики США "весит" во много раз больше чем балл конкурентоспособности Луганской области. Даже в сопоставлении со "странами на стадии развития 2" конкурентоспособность экономики Луганской области проигрывает, так как ее ВРП на душу населения более чем в 2 раза ниже, чем у основных конкурентов по ВТО.
Стадии развития | Тип экономики | ВВП на душу населения, долл. США |
---|---|---|
Стадия 1 | Экономика, ориентированная на факторы производства | < 2000 |
Переход со стадии 1 на стадию 2 | 2000-3000 | |
Стадия 2 | Экономика, ориентированная на эффективность | 3000-9000 |
Переход со стадии 2 на стадию 3 | 9000-17000 | |
Стадия 3 | Экономика, ориентированная на инновации | > 17000 |
Профили конкурентоспособности в методологии ВЭФ являются важным показателем развития экономической системы, дают объективные и точные результаты для стран в пределах одной группы и могут быть использованы для совершенствования структуры экономики региона в условиях интеграции Украины в ВТО.
Рассмотрим профили конкурентоспособности экономики региона (на примере Луганской области), "стран на стадии развития 2" и США, представленные на рис.1.
Рис.1 Сопоставление профилей конкурентоспособности
На рис.1 обозначения лепестков соответствуют номеру частного индекса ИГК: государственные и частные институты (1); инфраструктура (2); макроэкономическая стабильность (3); здравоохранение и начальное образование (4); высшее образование и профессиональная подготовка (5); эффективность рынка товаров и услуг (6); эффективность рынка труда (7); уровень развития финансового рынка (8); оснащенность новыми технологиями (9); размер рынка (10); уровень развития бизнеса (11); инновации (12). Количественная оценка индексов выполнена по семибалльной системе.
Как видно из представленной диаграммы, профиль конкурентоспособности Луганской области по сравнению с профилем стран на стадии развития 2 имеет более низкие баллы по индексам (1), (2), (3), (4), (6), (8), (9), (12), более высокие баллы по индексам (7), (10), равные баллы по индексу (11). Сопоставление профиля конкурентоспособности экономики Луганской области с профилем США дает провал практически по всем индексам.
Следует отметить, что "страны на стадии развития 2" представляют одну группу, в которую входят основные конкуренты Украины: Российская Федерация, Казахстан, Эстония, Латвия, Литва, Польша, Венгрия, Болгария, Аргентина, Бразилия, Малайзия, Китай и др.
Для определения конкурентных преимуществ экономики Луганской области в условиях интеграции Украины в ВТО был произведен сопоставительный анализ представленных профилей. В результате получены отклонения индексов сопоставляемых экономик, что может стать основой объективных оценок конкурентоспособности.
5. Гипотеза о конкурентоспособности институциональных структур. При детальном анализе профилей конкурентоспособности обнаружены элементы, характеризующие институциональные сектора экономики, параметры потоков и запасов, экономические институты, то есть элементы институциональной структуры.
В результате проведенного анализа выдвинута гипотеза о процессе сопоставлении экономик разных стран и регионов. Гипотеза формулируется следующим образом: установлена ранее неизвестная закономерность существования устойчивой взаимосвязи между индексами глобальной конкурентоспособности и институциональной структурой экономики страны (региона), что позволяет объективно оценивать производительность экономик разных стран мира.
Данная гипотеза позволяет формировать соответствующие модели оценок институциональной структуры при помощи ИГК по методологии ВЭФ.
Для формирования нового подхода к исследованию произведем сопоставление структуры ИГК с институциональной структурой экономики страны (региона), для чего "привяжем" составляющие индексы ИГК к анализируемой экономической системе.
Данный подход позволяет объективно оценить конкурентоспособность экономики, предложен впервые, имеет существенные отличия от существующих методов и при использовании обеспечивает положительный результат.
Определим процесс совершенствования структуры экономики региона в условиях интеграции Украины в ВТО. Для этого построим модель оценок – матрицу отклонений индексов, т.е. профиля конкурентоспособности Луганской области и профиля "стран на уровне развития 2" в разрезе институциональных секторов. Модель – матрица отклонений индексов профиля ИГК по институциональным секторам – представлена в табл.2.
Общее отклонение индексов от профиля стран на стадии развития 2 приведено во втором столбце, распределение отклонений индексов по институциональным секторам – в столбцах 3-7. Отклонения индексов сравниваемых профилей по институциональным секторам определялись согласно существующей методике расчета ИГК. При этом учитывались веса институциональных секторов в структуре составляющих параметров частного индекса.
Составляющие индексы ИГК | Отклонения профиля | Институциональные секторы | ||||
---|---|---|---|---|---|---|
НФК | ФК | ОГУ | ДХ | НКО | ||
1. Государственные и частные институты | -0,2 | -0,06 | -0,01 | -0,10 | -0,02 | -0,01 |
2. Инфраструктура | -0,7 | -0,28 | -0,04 | -0,35 | 0,00 | -0,04 |
3. Макростабильность | -0,8 | -0,08 | -0,08 | -0,56 | -0,08 | 0,00 |
4. Здравоохранение и начальное образование | -0,3 | -0,03 | 0,00 | -0,08 | -0,20 | 0,00 |
5. Высшее образование и профессиональная подготовка | 0,3 | 0,09 | 0,00 | 0,08 | 0,11 | 0,02 |
6. Эффективность рынка товаров | -0,3 | -0,20 | -0,01 | -0,05 | -0,04 | 0,00 |
7. Эффективность рынка труда | 0,4 | 0,14 | 0,00 | 0,04 | 0,16 | 0,06 |
8. Уровень развития финансового рынка | -0,9 | -0,09 | -0,45 | -0,27 | -0,09 | 0,00 |
9. Оснащение новыми технологиями | -0,7 | -0,47 | -0,04 | -0,07 | -0,06 | -0,07 |
10. Размер рынка | 0,9 | 0,45 | 0,00 | 0,23 | 0,23 | 0,00 |
11. Уровень развития бизнеса | 0,0 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 | 0,00 |
12. Инновации | -0,2 | -0,10 | -0,02 | -0,02 | -0,04 | -0,02 |
Всего: | -2,50 | -0,62 | -0,63 | -1,16 | -0,02 | -0,06 |
Расчет отклонений индексов по институциональным секторам производится по формуле (1):
Указанные веса индексов SA определены в соответствии с методологией ВЭФ по расчету субиндексов, представлены в табл.3.
Составляющие индексы ИГК | Институциональные секторы | ||||
---|---|---|---|---|---|
НФК | ФК | ОГУ | ДХ | НКО | |
1. Государственные и частные институты | 0,28 | 0,04 | 0,52 | 0,11 | 0,05 |
2. Инфраструктура | 0,40 | 0,05 | 0,50 | 0,00 | 0,05 |
3. Макростабильность | 0,10 | 0,10 | 0,70 | 0,10 | 0,00 |
4. Здравоохранение и начальное образование | 0,10 | 0,00 | 0,25 | 0,65 | 0,00 |
5. Высшее образование и профессиональная подготовка | 0,30 | 0,01 | 0,26 | 0,38 | 0,05 |
6. Эффективность рынка товаров | 0,66 | 0,02 | 0,18 | 0,13 | 0,01 |
7. Эффективность рынка труда | 0,35 | 0,00 | 0,10 | 0,40 | 0,15 |
8. Уровень развития финансового рынка | 0,10 | 0,50 | 0,30 | 0,10 | 0,00 |
9. Оснащение новыми технологиями | 0,67 | 0,05 | 0,10 | 0,08 | 0,10 |
10. Размер рынка | 0,50 | 0,00 | 0,25 | 0,25 | 0,00 |
11. Уровень развития бизнеса | 0,60 | 0,05 | 0,20 | 0,10 | 0,05 |
12. Инновации | 0,50 | 0,10 | 0,10 | 0,20 | 0,10 |
Итого | 4,56 | 0,92 | 3,46 | 2,50 | 0,56 |
Анализ матрицы (табл. 3) дает следующие результаты.
1) Институциональный сектор НФК имеет отклонение профиля на уровне -0,62 балла. Данное отклонение распределяется по индексам конкурентоспособности следующим образом (приведены только критические значения индексов):
- инфраструктура (2) -0,28 балла;
- эффективность рынка товаров (6) -0,24 балла;
- оснащение новыми технологиями (9) -0,47 балла;
- инновации (12) -0,1 балла.
2) Институциональный сектор ФК имеет отклонение профиля на уровне -0,63 балла. Данное отклонение распределяется по индексам конкурентоспособности следующим образом (приведены критические значения индексов):
- макростабильность (3) -0,08 балла;
- уровень развития финансового рынка (8) -0,54 балла.
3) Институциональный сектор ОГУ имеет отклонение профиля на уровне -1,16 балла. Данное отклонение распределяется по индексам конкурентоспособности следующим образом (приведены критические значения индексов):
- государственные и частные институты (1) -0,1 балла;
- инфраструктура (2) -0,35 балла;
- макростабильность (3) -0,56 балла;
- здравоохранение, начальное образование (4) -0,08
- уровень развития финансового рынка (8) -0,27 балла.
4) Институциональный сектор ДХ имеет отклонение профиля на уровне -0,02 балла. Полученный результат свидетельствует о приближении профиля региона к среднему для «стран группы 2». Критическими индексами конкурентоспособности являются:
- макростабильность (3) -0,08 балла, которые формируются преимущественно в структурах секторов НФК, ФК, ОГУ и оказывают косвенное влияние на ДХ;
- здравоохранение и начальное образование (4) -0,20 балла;
- уровень развития финансового рынка (8) -0,09 балла.
5) Институциональный сектор НКО имеет отклонение профиля на уровне -0,06 балла. Критическими индексами конкурентоспособности являются:
- инфраструктура (2) -0,04 балла;
- оснащение новыми технологиями (9) -0,07 балла.
Это свидетельствует о косвенном влиянии индексов конкурентоспособности в других институциональных секторах.
6. Практическая реализация гипотезы. Коренные причины потери конкурентоспособности и несоответствия существующей институциональной структуры экономики региона (на примере Луганской области) требованиям к структурам стран-участниц ВТО получены из критических индексов отклонения конкурентоспособности и формулируются следующим образом.
- В Луганской области существует неэффективная структура государственного управления (индексы ОГУ: 1, 2, 3, 4, 8). Общий балл по критическим значениям индексов -1,36;
- Отсутствие системы планирования для предприятий государственной собственности (индексы ОГУ: 1, 2, 3). Общий балл по критическим значениям индексов -1,01;
- Неэффективность бюджетного процесса, выделяются постоянные трансферты для покрытия дефицита бюджета области (индексы ОГУ: 1, 2, 3, 8) Общий балл по критическим значениям индексов -1,1;
- Низкая степень интеграции хозяйственных структур в экономику Луганской области (индексы НФК: 2, 6, 9, 12; ФК: 3, 8). Общий балл по критическим значениям индексов -1,58;
- Техническая и технологическая отсталость промышленных предприятий (индексы НФК: 2, 6, 9, 12). Общий балл по критическим значениям индексов -1,05;
- Отсутствие предпосылок инновационного развития предприятий Луганской области (индексы НФК: 9, 12). Общий балл по критическим значениям индексов -0,57;
- Слабость национальной финансовой системы и неразвитость регионального финансового рынка (индексы ФК: 3, 8);
- Деформация внутреннего рынка Луганской области, высокая доля импорта в структуре конечной продукции (индексы 6, 8, 12 - по всем институциональным секторам);
- Рост численности бедных слоев населения в Луганской области, наличие депрессивных районов, значительная трудовая миграция (индексы 1, 3, 8, 9 — по всем институциональным секторам).
Сформулированные коренные причины потери конкурентоспособности Луганской области в условиях интеграции Украины в ВТО позволяют определить основные направления совершенствования структуры экономики региона.
Следует отметить, что предложенная гипотеза о конкурентоспособности институциональных структур позволяет производить оценки по широкому спектру параметров экономик стран, групп стран и регионов в мировом масштабе, что ранее было невозможно.
7. Выводы. На основании проведенного анализа коренных причин потери конкурентоспособности региональной экономики на примере Луганской области сформированы следующие направления совершенствования институциональной структуры:
1) Совершенствование структуры регионального планирования.
Это создаст условия для эффективной работы предприятий государственной формы собственности. В перспективе обеспечит оптимальный кругооборот товаров и финансов в хозяйственной системе региона, повысит интеграционные тенденции в экономике;
2) Совершенствование структуры распределения полномочий между центром и регионами.
Это улучшит организационно-экономическое обеспечение процессов государственного управления, обеспечит рациональное распределение ветвей власти по вертикальному принципу. Обеспечит комплексность и бесконфликтность государственного управления;
3) Совершенствование структуры реального и финансового секторов экономики через укрупнение предприятий.
Это позволит увеличить добавленную стоимость в материальном производстве, сократит трансакционные издержки, связанные с посредничеством. Усилит интеграционные процессы предприятий секторов НФК и ФК, обеспечит укрупнение интегрированных объединений, повысит их конкурентоспособность;
4) Совершенствование структуры бюджета региона.
Это увеличит объем бюджета, ускорит оборачиваемость доходов и расходов, улучшит трансфертное обеспечение региональных субъектов экономической деятельности;
5) Совершенствование структуры региональных рынков.
Это защитит отечественного товаропроизводителя, создаст условия для эффективного использования государством методов тарифного и нетарифного регулирования;
6) Совершенствование структуры внешнеэкономической деятельности.
Это позволит сократить трансакционные издержки международной торговли для предприятий региона, повысит конкурентоспособность экономики региона. Улучшит интегрирующие взаимодействия с экономиками стран, входящими в ВТО, и стран, входящих в другие международные организации;
7) Совершенствование инфраструктуры экономики региона.
Это усилит синергетические эффекты от взаимодействия предприятий на региональном уровне и в масштабах национальной экономики. Повысит инвестиционную привлекательность региона для крупных зарубежных инвесторов;
8) Совершенствование структуры занятости населения.
Это улучшит качество рабочей силы, расширит номенклатуру профессий реального экономического сектора, повысит доходы населения.
Перечисленные процессы направлены на выполнение общей цели — на совершенствование структуры экономики региона в ВТО.
Реализация перечисленных процессов приведет к избирательному повышению ИГК по тем индексам профиля конкурентоспособности региона (на примере Луганской области), где в настоящее время наблюдаются провалы. В результате совершенствование структуры экономики региона будет содействовать интеграции со странами-участницами ВТО, что обеспечит его устойчивое развитие. При дальнейшем анализе динамики отклонений профилей индексов ИГК возможно расширение списка процессов совершенствования структуры экономики, что может стать основой для выработки стратегии устойчивого социально-экономического развития.
- Изосимова Н. Конкурентоспособность Украины после кризиса: десять ступенек вниз (www.republic.com.ua/economics.php?id_show=18484).
- Отчет о конкурентоспособности Украины 2009/ Навстречу экономическому процветанию. Фонд эффективного управления. 2009.
- Всемирный экономический форум: рейтинг глобальной конкурентоспособности 2009-2010 (www.gtmarket.ru/news/state/2009/09/08/2166).
- Отчет о конкурентоспособности Украины 2010/ Навстречу экономическому процветанию. Фонд эффективного управления. 2010.
- The Global Competitiveness Report 2009-2010. World economic forum. 2009.
Написать комментарий
Международные экономические отношения являются одной из наиболее динамично развивающихся сфер экономической жизни. В ходе эволюции внешнеэкономические связи переросли внешнюю торговлю и превратились в сложную совокупность международных экономических отношений,- мировое хозяйство. Происходящие в нем процессы затрагивают интересы всех государств мира. Хочу сказать, что присоединение России к ВТО позволит создать предсказуемые условия для деятельности как российских, так и иностранных экономических операторов, в частности в области урегулирования торговых споров. Россия также рассчитывает, что будут созданы более благоприятные, равноправные для всех условия для доступа российских товаров и услуг на мировой рынок. Однако за все это Россия будет вынуждена заплатить открытием своего внутреннего рынка. В этих условиях чрезвычайно важно выработать комплекс мер, направленных на защиту отечественного производителя. При этом должны быть сохранены нормальные условия для развития конкуренции. Отмечу ещё, что в настоящее время практически нет ни одной сферы деятельности ВТО, по которой ведущие члены этой организации - США и ЕС не выдвигали бы требований к российской стороне. Речь, в частности, идет о снижении тарифных ставок ввозных таможенных пошлин, расширении доступа иностранных поставщиков услуг на российский рынок, сокращении субсидирования отдельных отраслей, в первую очередь сельского хозяйства. Кроме того, основные торговые партнеры требуют от России упрощения норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле, санитарными нормами.
Ну и где таблица 2?